Двоемирие в сказке Э.Т.А.Гофмана "Щелкунчик"
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Конспект урока литературы ,6 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dvoemirie_v_skazke_gofmana.doc21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе. 6 класс.

Тема урока: Двоемирие в сказке Э.Т.Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король».

 Цели урока: 

Образовательные:

- развивать навыки анализа текста;

- формировать умение близко пересказывать к тексту, не нарушая логики.

Воспитательные: 

- продолжать формировать интерес к предмету;

- организовать творческую активность на уроке.

Развивающие:

- развивать творческое видение учащихся, память, воображение.

Тип урока:  нестандартный, комбинированный.


Оборудование: доска,

                          компьютер,

                          мультимедийная установка,

                          книги Э.Т.Гофмана.

Ход урока.

1.Организационный момент. Создание эмоционального настроя.

Звучит музыка П. И. Чайковского «Маленькая увертюра».


2.Актуализация знаний. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в страну литературной сказки Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король».

Но прежде,чем отправиться в путь,нам необходимо получить пропуск,преодолеть первое препятствие:ответить на вопрос:

-Чем литературная сказка отличается от фольклорной?

Ответы детей (
Имеет автора,не имеет вариантов,историческая действительность и личность автора отражаются в сказке и т. д.).

3.Постановка учебной задачи

-Молодцы!Получив пропуск, мы можем записать тему урока:«Двоемирие в сказке Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король».Презентация .(1 слайд).

Цель нашего путешествия:выяснить особенности миров и их взаимосвязь.

(Два ученика будут вести путевые дневники)

-Итак,в путь...А почему мы отправляемся в странствие именно сегодня? 22 декабря?

Какое время изображено в сказке?

Ответы детей.

-Рождество .Возьмите цветные карандаши и запишите свои ассоциации к этому слову.

Ученики читают по очереди.(2 слайд)

4.Открытие нового знания

-А теперь давайте посмотрим,какая атмосфера царит в стране Гофмана и как она создается?(атмосфера тайны)

Комментированное чтение «Ёлка»(1 абзац) (3слайд)

-С каким героем связана надежда детей?(Дроссельмейер)

-Почему?Что это за герой?

-Давайте прочитаем портретную характеристику?Какая художественная деталь здесь важна?Ответы учеников.

-А когда мы неожиданно встречаемся со старым крестным?

Давайте прочитаем главу «Чудеса» со слов «Она заперла шкаф...».Создайте с помощью цветных карандашей картину,передающую звуковую атмосферу.

-Что же мы видим?(Иной, сказочный мир вторгается в обычный реальный мир.)

-Сколько миров?Какие это миры?

Запись на доске и тетрадях термина -Двоемирие.(4слайд)

Это миры соприкасающиеся,пересекающиеся. При каких условиях это возможно?

Ответы учеников.(Ночь,одиночество,суженное пространство,пограничное состояние)

-О ком мы забыли?(О Посреднике-Дроссельмейере.Только крестный героев – одноглазый Дроссельмейер – не простой взрослый. Он фигура одновременно и симпатичная, и загадочная, и пугающая. У Дроссельмейера, как и у многих героев Гофмана, два обличья. В нашем мире – это старший советник суда, серьезный и немножечко ворчливый мастер игрушек. В сказочном пространстве – он активное действующее лицо, дирижер этой фантастической истории.
-Устали,давайте сделаем привал.

Инсценирование

Ученики показывают подготовленные дома инсценировки  и пересказы эпизодов из главы «Битва».
-Каких героев мы видели?Кто главный герой этого мира? (
Щелкунчик) (5 слайд)

Чтобы двигаться дальше,мы должны преодолеть вторую преграду. Вспомним «Сказку о твердом орехе».

4.Закрепление.

Викторина « Сказка о твёрдом орехе» (6 слайд, 7 слайд, 8 слайд, 9 слайд)

-Работаем по вариантам .I в.:п
одчеркните в описании Щелкунчика (глава «Любимец») цветными карандашами те слова.которые делают героя похожим на человека.

II в.:подчеркнитеслова,которые намекают,что речь идет все-таки не о человеке.

На доске -Люди-куклы
рочитаем,каким пред нами предстает Щелкунчик в «Сказке о твердом орехе».

-Объясните,почему такое разное впечатление оставляет один и тот же герой?
Какие еще герои живут в двух мирах? (
Мари ;«Сказка о твёрдом орехе» повествует о крёстном как о персонаже сказочного мира. Ведь молодого героя сказки тоже зовут Дроссельмейер. Но крёстный живёт и в реальном мире. Так сказка и реальность неразрывны.)

-
Наше путешествие подходит к концу.Давайте вспомним,что нам удалось узнать.Помогут  нам в этом наши товарищи,которые вели дневники путешествия.
5.Подведение итогов урока.(10 слайд)

Двоемирие – основная художественная особенность Гофмана. Любимые герои Гофмана живут в так называемом двоемирии. Обыденный мир держит их в плену, но они стараются уйти в иной мир, загадочный, таинственный, волшебный, полный сновидений, грез, мечтаний. Причем этот мир волшебной сказки держит их в плену, он так же реален, как и мир повседневности. По законам двоемирия живут Мари, крестный Дроссельмейер и сам Щелкунчик. Миры так тесно взаимосвязаны, что порой их не различишь.

Что мы должны сделать ,чтобы попасть в таинственный мир Э.Т.Гофмана?

(Выключить свет,зажечь свечу,перевести часы на полночь и.... Чистая душа)

6.Рефлексия (11 слайд)

Рефлективные вопросы:

Самым важным мне показалось…

Мне понравилось делать…

Мне не понравилось…

Непонятным кажется…

Интересным показалось…
Оценивание

7.Домашнее задание .

Творческая работа на выбор: иллюстрация к сказке, описать кукольное царство, составить описание внешности одного из героев сказки и проверить, узнают ли его одноклассники.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема двоемирия в новеллистике Э.Т.А. Гофмана

Гофмана иногда называют романтическим реалистом. Выступив в литературе позднее как старших — «иенских», так и младших — «гейдельбергских» романтиков, он по-своему претворил их взгляды на мир и их худо...

Урок литературы по теме "Сказки. Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»., 6 класс

Цели урока: образовательные:выявить жанровые особенности волшебной сказки, значение образов Бабы Яги, Ивана-царевича в русском фольклоре, символическое значение яблока, композиционные и языковые особе...

Двоемирие в сказке Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»

Цель урока:показать единство двух миров;выявить, кто живёт по законам двоемирия;выявить восприятие произведения;посмотреть интерпретацию произведения в мультфильме по мотивам сказки....

Тест к уроку по сказке В.А. Жуковского "Спящая царевна" и творческие работы детей "Энциклопедический словарь устаревших слов в сказке", исследовательская работа "Сходство и различие сказки В.А. Жуковского с народной сказкой"

Данный материал содержит три вида работы:1. Итоговый тест по сказке.2. Исследовательскую работу обучающихся 5 класса на тему: "Сходство и различие сказки В.А.Жуковского "Спящая царевна" с народными ск...

Особенности интерпретации категории «двоемирия» в философской и художественной системе Ю. В. Мамлеева

Рассматривается неразрывная связь категории «двоемирия» в философской системе и художественной практике Ю. В. Мамлеева с  такими аспектами художественного повествования, как время и п...