Методический семинар:"Современный урок литературы глазами учителя".
методическая разработка по литературе по теме

Насыбуллина Гульназ Вагисовна

Самое главное на уроке литературы - живое общение учителя и ученика. Современные технологии должны быть только помощниками учителя, но не заменять его.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Современный урок литературы: методические формы и приемы», или «Современный урок литературы глазами учителя. Из опыта работы…»

Слайд 2

Современный урок: - должен давать современный учитель: увлеченный, грамотный, развивающийся; - должен способствовать развитию творческих способностей, нестандартного мышления обучающихся; - э то среда, где обучение происходит в сотрудничестве и сотворчестве; - это и интеграция традиционных методов обучения и современных педагогических технологий; - это урок с применением ИКТ;

Слайд 3

Активные методы и приемы обучения: 1. Опорные схемы. 2. Диалог. 3. Мозговой штурм. 4. Игровые моменты. 5. Интригующее анонсирование темы. 6. Сравнение и аналогия 7. Использование музыки и других эстетических средств художественного воздействия и др.

Слайд 5

Учитель: Ребята , скажите , по какой причине доктор Поляков впервые принял морфий?( Ученики зачитывают отрывок из текста :"Я собирался ложиться спать, как вдруг у меня сделались боли в области желудка...Анна Кирилловна ночью пришла ко мне и вынуждена была впрыснуть мне морфий".) Учитель : В этом употреблении действительно была необходимость? Учитель: Ребята, вы подготовили дома статьи из газет. Скажите, по каким ещё причинам человек впервые может употребить наркотики, алкоголь ,никотин ? (Ученики называют разные причины : из любопытства (только один раз),захотелось новых ощущений, за компанию (быть своим), многих материально обеспеченных "подсаживают" и т.д.) Какая причина больше всего удивила учеников? Учитель : Ребята, почему и как Поляков во второй раз обратился к морфию? Сейчас тоже была необходимость? (Ученики зачитывают отрывок :"Вечером пришла боль, но не сильная, как тень вчерашней боли, где-то за грудной костью. Опасаясь возврата вчерашнего припадка, я сам себе вспрыснул в бедро один сантиграмм".) Но это не причина - работаем с текстом. Учитель : Ребята, докажите, что эта незначительная боль была косвенной причиной вторичного употребления морфия . (Ученики зачитывают ответ на данный вопрос:" После укола (первого) впервые за последние месяцы спал глубоко и хорошо - без мыслей о моей, обманувшей меня".)

Слайд 6

Учитель : Ребята, значит, уже после первого приёма наркотического средства может возникнуть зависимость. Рассмотрим, через какие этапы проходит Поляков ? -"...начинается необыкновенное прояснение мыслей и взрыв работоспособности. Абсолютно все неприятные ощущения прекращаются". -"...обнаружил в себе неприятную способность злиться и , главное, кричать на людей, когда я не прав". -"...поставлю себе за правило: вечером с людьми не сталкиваться"(могут выдать зрачки). -"...я в лечебнице украл морфий...В шкафу торчал ключ. Ну, а если бы его не было?...Взломал бы шкаф". -"...люди мне ненавистны во время воздержания. Я их боюсь. Во время эйфории я их всех люблю, но предпочитаю одиночество". -"...я не умею стерильно готовить растворы... раза три вспрыскивал некипячёным шприцем, очень спешил." -"Тоскливое состояние! ...Смерть - сухая, медленная смерть ..."

Слайд 7

Инсерт Кластер Синквейн Фишбоун Ключевые слова Ассоциативные ряды Перекрестная дискуссия Письменная рефлексия Трехчастный дневник Приемы технологий развития критического мышления:

Слайд 8

Приём « Инсерт » заключается в маркировке текста (или его отрывка) специальными символами, имеющими следующее функциональное назначение: « + » - « узнал новое » « ~ » - « уже знал » « - » - « думал иначе » « ? » - « есть вопросы » « Инсерт »

Слайд 9

« Синквейн » (от англ. « путь мысли » ) имеет определённую схему, по которой мы раскрываем образ героя следующим образом: 1. Существительное. 2. Прилагательных два (допускаются причастия). 3. Глаголов три (допускаются пояснения). 4. Предложение из четырех слов. 5. Существительное (вывод, обобщение). Пример : 1.Онегин. 2.Скучающий, «лишний». 3.Отвергает, убивает, влюбляется. 4.Онегин отвергает любовь Татьяны. 5.Пессимист.

Слайд 10

1. Литература(современный урок) 2.Воспитывающий, проблемный 3. Учит, воспитывает, заставляет задуматься 4. Уроки литературы учат жить 5. Нравственность



Предварительный просмотр:

Методика преподавания литературы как наука существует более двухсот лет,  споры  о её содержании и задачах продолжаются и сегодня.  Одно остаётся неизменным: в процессе обучения и воспитания большое значение имеет личность учителя, его человеческие качества, мировоззрение, знание предмета, любовь к своему предмету и к детям, увлечённость профессией, постепенное систематическое накопление опыта преподавания.

Итак, сегодняшний семинар посвящён теме "Современный урок литературы: методические формы и приемы" или "Современный урок литературы: глазами учителя. Из опыта работы..."

ВОПРОС АУДИТОРИИ:  Что такое современный урок? Каким он должен быть? 


 - современный урок должен давать современный учитель: увлеченный, грамотный, развивающийся;

 -  современный урок должен способствовать развитию творческих способностей, нестандартного мышления обучающихся;

- современный урок - среда, где обучение происходит в сотрудничестве и сотворчестве; 
- современный урок - это и интеграция традиционных методов обучения и современных педагогических технологий;  

-  современный урок -  это урок с применением ИКТ;

 

Всё просто и понятно. Надо пройтись  по пунктам, и современный урок готов. Но всё чаще  на уроках литературы я  ловлю себя на мысли, что вот сейчас прозвенит звонок с урока, ученики побегут на другой, потом на следующий и многие из них не вспомнят, к какому литературному направлению относится изучаемое произведение, не вспомнят, где и когда родился автор произведения, что греха таить - многие не вспомнят и автора.

 Или другое: почему мы, некогда самая читающая страна  в мире, сегодня столкнулись с серьезной проблемой: наши  дети не тянутся к книге, не любят читать, не воспринимают общение с художественной литературой как жизненную необходимость.

 

    Задачи, стоящие перед учителем-словесником, наверное, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. По большому счету наша главная цель – это душа ребенка, его сердце. Это очень ответственная задача. И здесь важно, чтобы ИКТ были   хорошими помощниками учителю литературы, но ни  в кое случае не подменяли  его. Какие бы новации не вводились на уроках, какие бы формы не использовал учитель: традиционные или нетрадиционные- главными участниками образовательного процесса на уроках литературы  всегда остаются учитель и ученик., потому что литература - это искусство слова, классическая литература - это средство воспитания души, гуманизма, духовности, общечеловеческой нравственности.

Я отправляюсь на урок литературы  и хочу, чтобы ученики горевали и смеялись, удивлялись или возмущались, учились понимать поведение человека, самого себя и окружающих, хочу, чтобы жизнь молодого поколения была заполнена какими-то содержательными отношениями, интересами и переживаниями. И если я смогу коснуться души ребёнка,  чему-то научить, я меньше всего буду думать о том, какой приём я использовала на этом уроке.

Итак, перейдем к практике.

Готовясь к уроку, учитель, в первую очередь, учитывает возраст детей и в зависимости от этого выбирает виды и приёмы работы на уроке.

  Ученики 5-х классов - это ещё малыши, поэтому основная задача здесь - заинтересовать учеников предметом, увлечь,   действия «надо!», «ты должен!» превратить в творческую энергию  или «самокатящееся колесо».( кстати это - одна из важнейших задач образовательного процесса).

 Предпочтение отдаётся  активным методам и приемам обучения: 

1. Опорные схемы.

2. Диалог.

3. Мозговой штурм.

4. Игровые моменты.

5. Интригующее анонсирование темы.

6. Сравнение и аналогия

7. Использование музыки и других эстетических средств художественного воздействия и др.

 Поподробнее остановлюсь на игровом.  В игру можно включиться с самого начала урока: "Ребята, чтобы узнать, о каком жанре мы будем говорить, надо разгадать кроссворд".

Далее в ходе урока надо повторить тему "Эпитеты"-  надо звучит неинтересно. Ребята,  а хотите поиграть в литературное домино? Давайте вспомним, что такое эпитеты, постоянные эпитеты. Молодцы! Делимся на 2 группы.

  После такого урока ученик не скажет:"Слава богу, закончился", а захочет продолжения. Игра нужна и  учителю . Она позволяет превратить нашу непростую каждодневную работу в «самокатящееся колесо»…

        

В 6-8 классах дети уже начинают взрослеть, меняются приёмы  и виды работы. Мы учимся правильно видеть написанное, аргументировать ответы, доказывать свои суждения. Анализ текста - сложная работа. Мы изучаем очень много душевных произведений, учим детей доброте, любви и умению выражать эту любовь. У Виктора Астафьева есть удивительный автобиографический  рассказ "Фотография, на которой меня нет". Героиня Катерина Петровна - бабушка писателя, воспитавшая внука сироту. На уроке приём беседы - характеризуем бабушку, используя текст. Катерина Петровна и заботливая, и мудрая, хорошая хозяйка. "Ворчливая",- кричит кто-то, и он вроде прав (слова проворчала, ворча) есть в тексте. Но поработав с текстом, выясняем, что за ворчливостью скрывается забота о ребёнке. Потом ребята с удовольствием рассказывают о своих замечательных  бабушках. Ребята, любите свою бабушку? А в чем проявляется эта любовь? (молчание или ну, люблю). А бабушка знает?

Выразить свою любовь просто: бабушка приготовила твои любимые пирожки, обнимите её, скажите, что всё было вкусно или вечером присядьте на минуточку, скажите "Ты у меня самая лучшая".

 Ученики 10-11 классов - молодые люди, готовые вступить во взрослую, самостоятельную жизнь, к которой мы их стараемся подготовить. Сюжет рассказа М.Булгакова очень простой. Молодой доктор Поляков после расставания с любимой уезжает на работу в отдалённую деревню, становится наркозависимым и умирает. Рассказ ученики читали дома, кроме того подбирали статьи о людях с какой- либо зависимостью. От чего ещё может зависеть человек?

Давайте "проживём" часть жизни Полякова (это фрагмент урока). Вы можете комментировать этапы.

6- слайд Учитель:  Ребята , скажите , по какой причине доктор Поляков впервые принял морфий?( Ученики зачитывают отрывок из текста:"Я собирался ложиться спать, как вдруг у меня сделались боли в области желудка...Анна Кирилловна ночью пришла ко мне и вынуждена была впрыснуть мне морфий".)

Учитель: В этом употреблении действительно была необходимость?  

Учитель: Ребята, вы подготовили дома статьи из газет. Скажите, по каким  ещё причинам человек впервые может употребить наркотики, алкоголь ,никотин? (Ученики называют разные причины:  из любопытства (только один раз),захотелось новых ощущений, за компанию (быть своим), многих материально обеспеченных "подсаживают" и т.д.)Какая причина больше всего удивила учеников?

Учитель: Ребята, почему и как Поляков во второй раз обратился к морфию? Сейчас тоже была необходимость? (Ученики зачитывают отрывок:"Вечером пришла боль, но не сильная, как тень вчерашней боли, где-то за грудной костью. Опасаясь возврата вчерашнего припадка, я сам себе вспрыснул в бедро один сантиграмм".) Но это не причина - работаем с текстом.

Учитель: Ребята, докажите, что эта незначительная боль была косвенной причиной вторичного употребления морфия. (Ученики зачитывают ответ на данный вопрос:"После укола (первого) впервые за последние месяцы спал глубоко и хорошо - без мыслей о моей, обманувшей меня".)

 7 -слайдУчитель: Ребята, значит, уже после первого приёма наркотического средства может возникнуть зависимость. Рассмотрим, через какие этапы проходит Поляков?

-"...начинается необыкновенное прояснение мыслей и взрыв работоспособности. Абсолютно все неприятные ощущения прекращаются".

-"...обнаружил в себе неприятную способность злиться и , главное, кричать на людей, когда я не прав".

-"...поставлю себе за правило: вечером с людьми не сталкиваться"(могут выдать зрачки).

-"...я в лечебнице украл морфий...В шкафу торчал ключ. Ну, а если бы его не было?...Взломал бы шкаф".

-"...люди мне ненавистны во время воздержания. Я их боюсь. Во время эйфории я их всех люблю, но предпочитаю одиночество".

-"...я не умею стерильно готовить растворы... раза три вспрыскивал некипячёным шприцем, очень спешил."

-"Тоскливое состояние! ...Смерть - сухая, медленная смерть..."

Современный урок литературы немыслим, на мой взгляд, без приемов технологии развития критического мышления:

 Инсерт, Кластер, Синквейн, Фишбоун, Ключевые слова, Ассоциативные ряды, Перекрестная дискуссия, Письменная рефлексия ,Трехчастный дневник.

Приём «Инсерт» заключается в маркировке текста (или его отрывка) специальными символами, имеющими следующее функциональное назначение:

«+» - «узнал новое»

 «~» - «уже знал»

«-» - «думал иначе»

 «?» - «есть вопросы»

 

 Кто желает промаркировать отрывок с позиции актуальности проблемы?(Обсуждение)

Мы подошли к завершающей стадии нашего семинара. Я попрошу вас поделиться услышанным, используя метод СИНКВЕЙН, который очень нравится ученикам. Первая строчка:

Литература (Но мы будем иметь в виду современный урок литературы).

Современный урок литературы - это...

 

Синквейн» (от англ. «путь мысли») имеет определённую схему, по которой мы раскрываем образ героя следующим образом:

1. Существительное.

2. Прилагательных два (допускаются причастия).

3. Глаголов три (допускаются пояснения).

4. Предложение из четырех слов.

5. Существительное (вывод, обобщение).

     Пример 1:

1.Онегин.

2.Скучающий, «лишний».

3.Отвергает, убивает, влюбляется.

4.Онегин отвергает любовь Татьяны.

5.Пессимист.