Главные вкладки

    «ПОРОХОМ ПРОПАХНУВШИЕ СТРОКИ…» (Поэзия Великой Отечественной войны)
    план-конспект урока по литературе по теме

    Васенина Наталия Александровна

    КРАТКИЙ АНАЛИЗ НАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫХ СТИХОТВОРЕНИЙ ВОЕННЫХ ЛЕТ, ВЫЯВЛЕНИЕ ПРИЧИН ПОПУЛЯРНОСТИ И ЗАДАЧ ПОЭЗИИ ТОГО ВРЕМЕНИ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon конспект урока41.5 КБ
    Office presentation icon презентация к уроку2.11 МБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное образовательное учреждение

    начального профессионального образования Республики Марий Эл

    «Профессиональный лицей № 7»

    План-конспект урока по литературе

    «ПОРОХОМ ПРОПАХНУВШИЕ СТРОКИ…»

    (Поэзия Великой Отечественной войны)

    Работу выполнила:

    преподаватель литературы

    ГОУ НПО РМЭ

    «Профессиональный лицей  № 7»

    Васенина Н.А.

    Звенигово

    2010


    1. Тема – «Порохом пропахнувшие строки…» Поэзия Великой Отечественной войны
    2. Тип урока – урок изучения нового материала
    3. Цель – определить значение поэтического жанра в годы ВОВ
    4. Задачи:

    4.1.      Образовательные:

    1. Познакомить учащихся со стихотворным наследием ВОВ
    2. Познакомить учащихся с судьбой некоторых поэтов и их произведений
    3. Выявить причины популярности поэзии в годы ВОВ
    4. Определить значение поэзии в годы войны

    1. Развивающие:
    1. Развивать навыки выразительного чтения текстов
    2. Развивать умение анализировать стихотворные тексты
    3. Развивать познавательные способности учащихся
    4. Способствовать развитию слуховой и зрительной памяти

    1. Воспитывающие:
    1. Прививать любовь к литературному творчеству русских поэтов
    2. Формировать поэтический вкус учащихся
    3. Воспитывать эстетические и этические качества личности
    4. Формировать гражданско-патриотические качества личности

    1. Средства обучения – портреты поэтов, презентация, аудиозаписи песен ВОВ, тематические стенды, оформление доски, раздаточный материал
    2. Оборудование – компьютер, проектор, экран, акустическая система
    3. Примечание – заранее дать доклады о деятельности поэтов в годы ВОВ и об истории создания стихотворений, раздать стихотворения для чтения наизусть

    План урока

    1. Организационный момент
    2. Актуализация:

    - В этом году мы с вами праздновали одно из важнейших событий в истории России. Я думаю, что вы сами мне его назовете. Действительно, это 65 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне с фашистской Германией. Поэтому в этом году изучение литературы военных и послевоенных лет является особенно значимым. И неслучайно для нашего открытого урока я выбрала наиболее важную составляющую литературы этого периода. Откройте тетради и запишите тему занятия.

    1. Постановка целей и задач:

    - Я взяла название из строчек стихотворения С. Орлова, они наглядно показывают, как рождалась литература того сложного времени.

    Сегодня наша главная цель – определить значение поэтических произведений в годы ВОВ, а для этого мы должны будем прослушать тексты произведений, проанализировать их тематику и объяснить популярность стихов.

    1. Введение новых знаний:

    4.1. - Мы с вами не в первый раз касаемся литературы военных лет, уже много говорили о рассказах, повестях и романах. Но проза в годы Великой Отечественной войны не была ведущим жанром литературы. Главное место заняла поэзия, стихи были наиболее любимы воинами русской армии. Рядом со стихами широкое распространение получили песни. А что такое песня? Правильно, это стихи, положенные на музыку.

    4.2. В тетрадях начертите таблицу (таблица на доске), которую сначала совместно, а затем самостоятельно предстоит заполнить. Она нам поможет в достижении цели нашего урока.

    4.2.1. В первые же годы войны появилось огромное количество песен и стихов. Самую известную и самую первую песню войны вы должны знать… Конечно, это «Священная война».

    Доклад учащегося об истории создания стихотворения «Священная война». Прослушивание аудиозаписи «Священная война».

    - Давайте начнем заполнять нашу таблицу, запишите название и автора.

    - Что изображено в стихотворении?

    - А что хотел сказать автор этим стихотворением, к чему призывает, какова главная идея стихотворения?

    4.2.2. - Один из самых известных поэтов военного времени – Константин Симонов. Прослушаем доклад о его деятельности в годы ВОВ.

    Доклад учащегося о К. Симонове. Чтение наизусть стихотворения «Жди меня».

    - В таблицу записываем необходимую информацию. Что мы видим в стихотворении? Какова идея, почему важно автору, чтобы его ждала любимая?

    - Сам Симонов был на фронте и в его памяти надолго отложились воспоминания о тех событиях, через которые он прошел.

    Чтение наизусть стихотворения «Ты помнишь, Алеша…»

    - Что изображает автор в тексте? Что хочет сказать произведением?

    4.2.3. - Выше прозвучавшее стихотворение было посвящено Симоновым своему другу, поэту Алексею Суркову, который тоже почувствовал на себе все тяжести войны.

    Доклад учащегося об А. Суркове. Прослушивание аудиозаписи «В землянке».

    - Теперь каждый самостоятельно заполняет таблицу.

    4.2.4. - Нельзя представить поэзию ВОВ без еще одного автора. Большинство его стихов легли в основу всех известных песен тех лет. Имя этого поэта – Михаил Исаковский. И самая известные его стихи стали популярнейшей песней «Катюша».

    Доклад учащегося о создании песни «Катюша». Прослушивание аудиозаписи «Катюша».

    - Заполняем таблицу, используя прослушанную информацию и текст песни.

    - Михаил Исаковский не был непосредственным участником военных действий. Как же складывалась его судьба в годы войны?

    Доклад учащегося о деятельности М. Исаковского в годы ВОВ. Прослушивание аудиозаписи «В лесу прифронтовом».

    - Заполняем последние графы в нашей таблице и готовимся обобщить и закрепить полученную информацию.

    1. Первичное закрепление:

    - Подумайте и ответьте на такие вопросы:

    1. В чем заключается подвиг советских поэтов во время ВОВ?
    2.  Какие темы чаще всего можно встретить в поэзии ВОВ?
    3.  Как вы думаете, почему стихотворения получали широкую известность и всеобщую любовь?
    4.  Можно ли отличить стихотворения военных и послевоенных лет?
    1. Подведение итогов:

    6.1. Рефлексия:

    - Выполните письменно в тетради следующие задания:

    1. Назовите, какое из прозвучавших стихотворений понравилось вам больше всего; объясните, чем оно вам понравилось.

    2. Объясните, какая тематика стихотворений вам кажется наиболее важной в годы ВОВ.

    3. Перечислите, какие еще стихотворения (песни) военных и послевоенных лет вы еще знаете.

    6.2. Вывод:

    - Поэзия в годы Великой Отечественной войны становиться основным и важнейшим жанром литературы. Стихотворения военных лет своей сравнительно малой формой и хорошей запоминаемостью благодаря рифме по праву заслужили всеобщую популярность. Затронутые в них темы защиты Родины, мужества, единения, долга, подвига, патриотизма, справедливости,  верности, близкой победы поддерживали в русском народе боевой дух и веру в свои силы.

    6.3. Оценки за занятие.

    1. Домашнее задание:

    - Выучить наизусть стихотворение К. Симонова «Жди меня»

    - Повторить весь изученный материал по литературе ВОВ

    Дополнительное задание: Найти и принести на цифровых носителях аудиозаписи песен военных лет


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к внеклассному уроку "Великая Отечественная война в поэзии XX века"(к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне)

    Почти 70 лет отделяет нас от времён Великой Отечественной войны. Но переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнутьк смерти, к голоду, к потере близких людей, к тревог...

    Презентации к изучению материала по Великой Отечественной войне 1941-1945гг (Техника СССР во Время Великой Отечественной войны)

    Классификация техники; Легкие танки, Средние танки, Тяжелые танки, ПТ - САУ(противотанковые самоходные артиллерийские установки), САУ(самоходные артиллерийские установки), Тяжелые танки...

    Советский тыл в годы Великой отечественной войны. Наш край в годы Великой Отечественной войны

    Данный материал был составлен к уроку истории в 9 классе "Советский тыл в годы Великой Отечественной войны"...

    Великая Отечественная война в истории моей семьи. Мои прапрадедушки – участники Великой Отечественной войны.

            Презентацию «Мои прапрадедушки – участники Великой Отечественной войны» подготовила ученица 1 класса «Д» ГБОУ Школа № 1251, г. Москва, Виктория Шкред. С такими презе...

    Паспорт проекта «Фестиваль военной песни», посвященный 70 – летию Победы в Великой Отечественной войне для ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла.

    Актуальность Актуальность проблемы формирования гражданственности и патриотизма учащихся общеобразовательных школ в нынешних условиях обусловлена социальной ситуацией и тенденциями развития совре...