Сценарий литературного вечера "Великому земляку посвящается..."
материал по литературе на тему

Осовская Татьяна Викторовна

Мероприятие в рамках реализации программы внеурочной деятельности по литературе "Литературное общество "Чайка" Посвящено 152-летнему юбилею со дня рождения А.П.Чехова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературный вечер «Великому земляку посвящается…»

(К юбилею со дня рождения А.П.Чехова)

Оформление сцены:

•        портрет А.П.Чехова,

•        увеличенные карикатуры на героев рассказов,

•        панно «Вишневый сад» ( изображение флигеля в имении «Мелихово),

•        справа стоит стол с лампой, стул для А.П.Чехова,

•        в глубине сцены  -  два кресла, стол под скатертью.

Действующие лица:

•        ведущие вечера,

  • чтецы

•        А.П.Чехов.                              

Ход мероприятия:

I. По сцене (с разных сторон) пробегают 2 мальчика - разносчика газет с криками:

— Покупайте «Стрекозу», покупайте «Стрекозу»: лошадь научилась читать и рассказывать басни наизусть.

— В «Будильнике» пишут: выловили в Москве-реке сома, а как вспороли живот — нашли 100 штук золотых часов, 50 брошей и 86 медалей «За заслуги». Найденные вещи просят приходить опознавать по указанному адресу.

— Покупайте журнал «Сверчок». Женщина с усами обнаружена, медицинское обоснование есть.

— Свежий номерок «Осколки». Покупаем «Осколки». Человек без селезёнки поместил новые рассказы...

Входит господин в шляпе с тростью, покупает у одного из мальчиков журнал. Перелистывает. Произносит:

— Точно,  рассказ Человека без селезенки, что за автор такой. (обращается к зрителям) А вы не знаете ?

В действие вступает Ведущий.

1 Ведущий: Да, так для многих и осталось загадкой, что под псевдонимами «Дяденька», «Брат  моего брата», «Антоша Чехонте», «Человек без селезёнки» помещал свои рассказы Антон Павлович Чехов.

1 Чтец:

Степь придонская, бескрайняя, как небо.

Терпкий запах пота, пашни, хлеба,

Ветер-баламут гуляет вольно,

Гладит ковылей серебряные волны,

Дерзко рвется на просторы моря,

Треплет одинокий парус гордый

И летит озорничать во дворики,

Переулки маленького города…

2 Ведущий:  Таганрог.  Расположенный на самой границе придонской степи, у берега Азовского моря, он зимой безжалостно продувается пронзительными северными и восточными ветрами, пробирающими до костей. Летом те же степные ветра гонят пыль, которая срывает шляпы, забирается в каждую щель, забивает поры, сушит дыхание. И все-таки море и степь - две величественные свободные стихии - позволяют разыграться воображению, смотря вдаль и оглядываясь назад, мечтая о будущем, но не забывая о прошлом!...

Таганрог.  Сегодня это провинциальный городок, отнюдь не лишенный очарования и прелести. Таким он был и в девятнадцатом веке, когда здесь  29 января 1860 года  в небольшом, утопающем в зелени одноэтажном домике на Полицейской улице у купца 3-й гильдии Павла Егоровича Чехова и его милой, ласковой и отзывчивой  жены  Евгении Яковлевны  родился третий ребенок -  сын Антоша.

2 Чтец:

Переулки маленького города:

Длинные высокие заборы,

Окна ставнями закрыты плотно,

На воротах крепкие запоры.

Дворик небольшой. В саду беседка.

Домик. Здесь увидел свет Антоша Чехов.

Море. Бухта: там ловил бычков с друзьями.

Тишина тенистых улиц, запах родины пьянящий.

3  Ведущий:    Раннее детство в большой семье Чеховых, вероятно, было для Антона  самым радостным и беззаботным временем. И, хотя отец был строг, грозил, что на улице гулять нельзя, дескать, сапоги истопчите, а с дворовыми детишками общаться тоже нельзя, мало ли чему они научить могут, Антоша со старшими братьями Сашей и Колей и младшим Ванечкой всегда находили, чем заняться. У братьев Чеховых была  своя голубятня, они играли в бабки и в мяч, а дома шумно возились, рискуя попасть под отцовские розги.

(Чехов) За столом сидит мальчик, в руках держит перо, на столе книга, он пишет, делает уроки. Звучит спокойная музыка. Ведущий зажигает свечи на его столе.

Ведущий подходит к мальчику, гладит его по голове и ведет его в лавку.

Сценка «Антоша в лавке отца»

Ведущий: Антоша - ученик 1-го класса таганрогской гимназии - недавно пообедал и только что уселся за приготовление уроков к завтрашнему дню. Перед ним латинская грамматика Кюнера. Урок по латыни трудный: нужно сделать перевод и выучить слова. Потом - длинная история по закону Божию. Придется просидеть за работой часа три. На дворе почти  темно, и перед Антошей мигает сальная свечка, с которой приходится то и дело снимать ножницами нагар. По углам ползут тени. В комнате тепло, тихо. Может быть, Антоша забыл, а вернее не хотел думать, что сегодня его очередь сидеть в торговой лавке отца.

Антоша обмакнул перо в чернильницу и приготовился писать перевод.  Но вот в комнату входит отец Антоши, Павел Егорович, в шубе и глубоких кожаных калошах. Руки его - серо-синие от холода.

Павел Егорович: Тово...  я сейчас уйду по делу, а ты, Антоша, ступай в лавку и смотри там хорошенько.

У мальчика навертываются на глаза слезы, и он начинает усиленно моргать веками.

Антон: В лавке холодно, - возражает он, - а я и так озяб, пока шел из гимназии.

П.Е.:Ничего... Оденься хорошенько и не будет холодно.

Антон:На завтра уроков много...

П.Е.:Уроки выучишь в лавке... Ступай да смотри там хорошенько... Скорее!.. Не копайся!

Ведущий: Антоша с ожесточением бросает перо, захлопывает Кюнера, напяливает на себя с горькими слезами ватное гимназическое пальто и кожаные рваные галоши и идет вслед за отцом в лавку. Лавка помещается тут же, в этом же доме. В ней невесело, а главное ужасно холодно. У мальчиков-лавочников Андрюшки и Гаврюшки синие руки и красные носы. Они поминутно постукивают ногою об ногу и ежатся, и сутуловато жмутся от мороза.

П.Е.: Садись за конторку! - приказывает Антоше отец и, перекрестившись несколько раз на икону, уходит.

Ведущий: Мальчик, не переставая плакать, заходит за прилавок, взбирается с ногами на ящик из-под казанского мыла, обращенный в сиденье перед конторкой, и досадно тычет без всякой надобности перо в чернильницу. Кончик пера натыкается на лед. Чернила замерзли. В лавке так же холодно, как и на улице, и на этом холоде Антоше придется просидеть по крайней мере часа три: он знает, что Павел Егорович ушел надолго... Он запихивает руки в рукава и съеживается так же, как и Андрюшка и Гаврюшка. О латинском переводе нечего и думать. Завтра - единица, а потом - строгий нагоняй от отца за дурную отметку...»

3 Чтец:

Отцовская лавка – отцовская гордость.

И золотом надпись: «Чай, сахар и кофе».

Табак и селедка, сигары и вакса,

Матросы, монахи, Антон за прилавком,

Вино, разговоры, и смех, и закуска,

И частые крики: «Антон, заткни уши

                               И это не слушай!»

4 Ведущий:  Лавка Павла Егоровича – это особенный мир. Чем здесь только не торговали!  Чаем, помадой, перочинными ножами, касторовым маслом, фитилями для ламп и самими лампами, лекарственными травами и снадобьями, дорогим прованским маслом и духами "Эсс-Букет", маслинами, мраморной бумагой для оклейки книг, керосином, макаронами и многим другим вперемешку. Время от времени мальчишки-приказчики Гаврюшка или Андрюшка бегали вниз, в винный погреб, когда гостям  хотелось выпить стаканчик вина или рюмку водки. Часто лавка превращалась в своего рода клуб, здесь собирались выпить и закусить торговцы, хлебные маклеры, матросы, железнодорожные служащие и даже афонские монахи. Городские новости чередовались с рассказами о дальних странах, благочестивые повести с солеными анекдотцами. Антону, в ту пору гимназисту младших классов, обычно в этот момент кричали: «Антоша, заткни уши, тебе это слушать не годится».

1 Ведущий:  Ох, уж эта коммерция! В папашиной лавке Антон Чехов вынужден был проводить по несколько часов в день, следить за торговлей, разыгрывать из себя хозяина. Занятие это он ненавидел. Еще бы, зимой в лавке холодно, летом - нестерпимо жарко. Нужно было постоянно что-то записывать в большую и толстую конторскую книгу.  А так  хотелось поскорее сделать уроки и убежать на улицу играть с ребятишками...

2 Ведущий: Кроме сидения в лавке, у детей Чехова была еще обязанность – петь в церковном хоре. Антоша, который был еще в первом классе гимназии, должен был петь альтом. Но слух у него был неважный, голос жиденький, он часто болел, кашлял, и петь в хоре было ему очень трудно. А Павел Егорович был строг и особенно требователен, когда дело касалось хора. Немало горьких слез пролил мальчик, немало здоровья унесли у него эти спевки, которые иногда затягивались далеко за полночь.

4 Чтец

…Церковный хор – мечта и страсть отца,

Но кузнецы-хористы лишь басили.

Кузнечным молотом махать им просто так,

А голосом петь ангельским никак не выходило.

3 Ведущий: Можно представить себе, как дюжие мужики, кузнецы города Таганрога, в большинстве своем совершенно неграмотные, после тяжелого дня собирались на спевки и с почтением слушали своего регента. Павел Егорович иногда забывался и говорил им: «Это поется в ре-миноре».  А они ему в ответ: «Павел, мы ж нот-то не знаем. Ты нам лучше это, на скрипочке наиграй». И он наигрывал им на скрипочке.

И все бы хорошо, да только силачи-кузнецы пели басом, а вот ангельских голосов у них не выходило. И Павел Егорович привлек к занятиям хора своих старших сыновей.

4 Чтец:

Лавка, хор и …

Зубрежка латинских глаголов,

Непонятный ряд греческих падежей…

И попытки в театр  пробираться тайком на галерку,

И рассказы в журнале, и прозвище Чехонте…

4 Ведущий: Но, конечно, были и у мальчика Чехова радости, и прежде всего – нежная и заботливая любовь к нему матери. Добрая, простая и тихая Евгения Яковлевна старалась укротить нрав отца, смягчить его. Она вносила в жизнь детей много ласки, умела объединить семью, сплотить ее вокруг себя. Дети очень любили ее. “Для нас дороже матери ничего не существует”, - писал Чехов.

1 Ведущий: У Антоши были прекрасные актерские способности. Он постоянно изображал кого-нибудь: важного чиновника, старого профессора, городничего на параде, но лучше всего изображал он зубного врача.

2 Ведущий: В несколько минут Антон преображался, раскладывал на столе инструменты, вооружался щипцами для углей и с самым серьезным видом долго “вытаскивал зуб у мнимого пациента”. Все это разыгрывал он так забавно, что все покатывались со смеху. Братья Чехова любили шутку.

3 Ведущий: Недаром все это потом нашло отражение в его произведениях.

4 Ведущий: Неудивительно, что его рассказы, пьесы так легко играть на сцене.

Инсценировка фрагмента рассказа А.П. Чехова “Лошадиная фамилия”.

1 Ведущий: Шли годы. А.П. Чехов окончил гимназию, медицинский факультет Московского университета, стал доктором, но продолжал заниматься и литературой. Он стал посылать рассказ за рассказом в юмористические журналы “Стрекоза”, “Будильник”, “Зритель”, “Осколки”. И чего только он не писал! Заметки, анекдоты, подписи к карикатурам, рассказы.

Инсценировка фрагмента рассказа А.П. Чехова “Жалобная книга”.

Чехов: 24 декабря 1879 года можно считать началом моей литературной деятельности. Редакция «Стрекозы» ответила: «Совсем недурно. Присланное помещаем. Благословляем и на дальнейшее подвижничество. Гонорар прилагается в размере 5 копеек со строки».

2 Ведущий: Подписывался Чехов под этими своими произведениями не своей фамилией, а разными псевдонимами: “Антоша Чехонте”, “Врач без пациентов”, “Юный старец”, “Человек без селезенки”, “Улисс”, “Брат своего брата”.

3 Ведущий: Друзья и близкие советовали уделять больше внимания медицине, чем бумагомаранию (идет к музейному уголку, показывает на вывеску) Поддаваясь общему напору, он уже повесил на двери своей квартиры медную дощечку: “Доктор А.П. Чехов”, и вдруг письмо от человека, тонкому поэтическому чутью которого нельзя не поверить!

(Открывает конверт и читает письмо).

“…Вы, я уверен, призваны к тому, чтобы написать несколько превосходных, истинно художественных произведений. Вы совершите великий, нравственный грех, если не оправдаете таких ожиданий”.

Изумленный нежданным письмом Антон Павлович пишет ответ Д.В. Григоровичу:

Чехов:“Ваше письмо, мой добрый, горячо любимый благовеститель, поразило меня, как молния. Я едва не заплакал, разволновался и теперь чувствую, что оно оставило глубокий след в моей душе. Как Вы приласкали мою молодость, так пусть бог успокоит Вашу старость, я же не найду ни слова, ни дел, чтобы отблагодарить Вас… Вся надежда на будущее. Мне еще только 26 лет. Может быть, успею что-нибудь сделать, хотя время летит быстро”.

4 Ведущий: Да, время летело быстро, но А.П. Чехов успел написать около тысячи рассказов.

Но все больше увлекался театром, одну за другой, легко писал он свои пьесы. Так появились “Чайка”, “Дядя Ваня”, “Три сестры”.

В 1903 году Чехов написал последнюю свою пьесу “Вишневый сад”.

“Мы насадим новый сад, роскошнее этого… Начинается новая жизнь! Прощай, старая жизнь! Здравствуй, новая жизнь!”Так в конце пьесы говорят молодые ее герои.

1 Ведущий: Об этой новой жизни думал Чехов всегда и особенно в последние годы жизни. Он умел видеть новое, крепкие ростки светлого будущего; он верил, что скоро наступит такое время, когда из русской жизни навсегда уйдут пришибеевы, беликовы, хамелеоны.

2 Ведущий: К.С. Станиславский вспоминал: “Спектакль налаживался трудно; и неудивительно: пьеса очень трудна. Ее прелесть в неуловимом, глубоко скрытом аромате. Чтобы почувствовать его, надо как бы вскрыть почку цветка и заставить распуститься его лепестки. Но это должно произойти само собой, без насилия, иначе сомнешь нежный цветок, и он завянет”.

Инсценировка эпизода из «Вишнёвого сада» (сопровождается музыкой «Песнь жаворонка» из «Времён года» П. И. Чайковского).

3 Ведущий: В последней своей пьесе «Вишнёвый сад» А.П.Чехов устами героя говорит: «Вся Россия наш сад. Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест». Прекрасной землю делал сам писатель. Всю жизнь Чехов лечил: строил больницы, пансионы, лечебницы. Всю жизнь Чехов лечил: от пошлости, мелочности, пустоты. И после его смерти осталось не только 20 томов всемирно прославленной прозы, но и 4 деревенских школы, «да шоссейная дорога, да библиотека для целого города, да памятник Петру I, да посеянный на пустоши лес, да 2 замечательных сада». (Музыка продолжается)

4 Ведущий:

     …Вот он глядит на нас, чуть прищурившись, со своего хрестоматийного портрета. Кажется мягким, интеллигентным, вежливым, чутким. Таким он и был, наш милый, добрый, до конца так и не понятный, вечно ускользающий Чехов.

Чтец: ( читает стих, танцоры исполняют  вальс)

Вежливый доктор в старинном пенсне и с бородкой.

Вежливый доктор с улыбкой застенчиво-кроткой,

Чуткий  мой доктор, нижайший поклон Вам земной,

Тело и души людей вы лечили своей добротой.

Грустная желтая лампа в окне мезонина.

Чай на веранде, вечерних теней мешанина.

Белые бабочки вьются над желтым огнем

Дом заколочен, и все позабыли о нем

Пахнет грозою, в погоде видна перемена.

Это ружье еще выстрелит — о, непременно!

Съедутся гости, покинутый дом оживет,

Маятник медный качнется, струна запоет.

Дышит в саду запустелом ночная прохлада.

Мы старомодны, как запах вишневою сада.

Нет ни гостей, ни хозяев, покинутый дом.

Мы уже были, но мы еще будем потом.

Старые ружья на выцветших, старых обоях.

Двое идут по аллее — мне жаль их обоих.

Тихий, спросонья, гудок парохода в порту.

Зелень крыжовника, вкус кисловатый во рту.

Все артисты выходят на сцену, в руках у одного из них поднос с яблочным пирогом, на котором зажжены свечи.

- 29 января 2012 г. исполняется 152 года со дня рождения талантливого писателя, прекрасного врача и интеллигентного и чуткого человека А.П.Чехова. Этот вечер мы посвятили ему, в его честь зажжены свечи на этом яблочном пироге, который он так любил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной гостиной " Есть память обо мне , есть в мире сердце, где живу я..."(посвящается великому русскому поэту А.С.Пушкину).

Сценарий предназначен для школьников старших классов. Данная методическая разработка поможет ввести учащихся в атмосферу жизни и творчества поэта, раскрыть "тайну бессмертия" великого мастера слова, в...

Сценарий литературно-музыкальной композиции «120-летию Сергея Есенина посвящается…»

Литературно-музыкальная композиция  «120-летию Сергея Есенина посвящается…» была представлена студентам и преподавателям ГАПОУ КамСК им. Е.Н.Батенчука в рамках "Декады краеведения" в октябре...

Сценарий литературного вечера о поэтах-земляках

Вечер знакомит с творчеством поэтов Ельниковского района...

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне «Юным добровольцам посвящается…»

Для учителя подготовка к внеклассным мероприятиям – дело непростое: создание сценария, распределение ролей, репетиции, создание костюмов и атрибутов, подготовка оформления и т.п. В помощь педагогам пр...

Обожженного сердца свет….. СЦЕНАРИЙ литературного вечера памяти писателя-земляка Николая Федоровича Терехова.

Сценарий разработан для учащихся 7-11 классов. Цель данного мероприятия - привлечь внимание учащихся к изучению литературы родного края, познакомить с выдающимся писателем-земляком Николаем Федоровиче...