Обожженного сердца свет….. СЦЕНАРИЙ литературного вечера памяти писателя-земляка Николая Федоровича Терехова.
методическая разработка (10 класс) на тему

Сапронова Лидия Николаевна

Сценарий разработан для учащихся 7-11 классов. Цель данного мероприятия - привлечь внимание учащихся к изучению литературы родного края, познакомить с выдающимся писателем-земляком Николаем Федоровичем Тереховым, его творчеством. В процессе подготовки к вечеру учащиеся изучили материалы школьного краеведческого музея, районного краеведческого музея, познакомились с семьей писателя, его друзьями, прочитали произведения Терехова, подготовили иллюстации к его произведениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Обожженного сердца свет…..

СЦЕНАРИЙ

 литературного вечера памяти писателя-земляка

 Николая Федоровича Терехова.

Оформление:

  1. Презентация
  2. Рисунки учащихся к произведениям Терехова
  3. Выставка книг

Презентация

 (слайды с картинками степи, донских хуторов, маленьких речек)

Иллюстрации детей к произведениям Терехова

Звучит напевная казачья песня ( «Разродимая моя сторонка»)

1. Ведущий: Простой деревенский человек может достичь самых высоких, самых     недостижимых вершин. А нужно для этого всего лишь иметь неравнодушное  сердце, железную волю и огромную любовь и преданность делу, которому  посвящена вся жизнь.

2. Ведущий: Так мало… и так много! Любовь к человеку, к родному краю, уважение к истории и стремление к созиданию – всем этим наполнено творчество Николая Федоровича Терехова.

1. Ведущий: Книги Терехова – это своего рода авторская песня неравнодушного человека всему живому на земле, которая возвращает нас к вечным ценностям. А это как раз то, чего так не хватает людям в жестком и даже жестоком современном мире.

2. Ведущий:   Более полувека Николай Федорович посвятил литературному ремеслу. Писал о детстве и для детей и на этом поприще обрел признание. Впрочем, перу мастера оказались подвластны и исторические, и патриотические, и, конечно же, деревенские темы.

-  Около трех десятков книг стали итогом его многолетней работы. Николай Терехов стал лауреатом Всероссийской литературной премии «Сталинград», лауреатом Государственной премии Волгоградской области.    Именем писателя в Алексеевском районе названа  библиотека в нашем хуторе.

1. Ведущий:   - О жизни и творчестве Николая Федоровича Терехова сказано и написано немало. Тема эта так же необъятна и неисчерпаема, насколько необъятны и неисчерпаемы доброта, сила духа и благородство героев его книг.

2. Ведущий:  Добрая книга – это самый верный путь привить молодым людям добрые чувства и патриотизм! Любовь к человеку, к родному краю, уважение к истории и стремление к созиданию – всем этим наполнено творчество Николая Федоровича Терехова.

(Демонстрируются слайды презентации)

Слайд 2

1 Ведущий:   

 Николай Федорович Терехов - волгоградский писатель - прозаик, публицист,  родился в хуторе Андреяновка Алексеевского района Волгоградской области 22 мая 1928 года.

Слайд 3

2 Ведущий: 

Примерно так выглядел хутор Андреяновский в те годы.  С раннего возраста Николай  познал нелегкий крестьянский труд. В результате коллективизации  в 1933 году были уничтожены на селе семьи, которые своим трудом наживали благополучие и богатство. Семья Тереховых не была богатой, но считалась зажиточной, поэтому  попала в безжалостное колесо репрессий и была выслана на Северный Урал.

СЛАЙД 4

Стихотворение  читает юноша.

Я родился в краю степном,

Колыбель мою вербы качали,

В час рождения мать с отцом

Щедро счастья сынку желали.

Да, видать, ветер майский не зря

Хороводился с черною тучей,

Темной завистью сглазил меня

И накликал беды неминучей.

Ни отец и ни мать и во сне

Не смогли разглядеть такого,

Что на пятой моей весне

Мы лишимся родного крова,

Что наденем изгоев венец,

Так казачья судьба нагадала,

Что найдет свой покой отец

В неприютных лесах Урала.

     Выступление ученицы 10 класса:

В книге Н.Терехова «Ожог на сердце» есть рассказ «Белые аисты». В нем повествуется, как однажды, когда Коле было 5 лет, на двор Тереховых опустилась пара необыкновенных птиц, названия которых в Андреяновке никто не знал. Это были длинноногие большие белые птицы с черными кончиками на крыльях. Они стали собирать ветки и сучья и строить гнездо на тополе, который склонялся к крыше дома Тереховых. Один знающий человек сказал, что птицы эти – аисты, что они являются символом счастья. Трудно было пережить некоторым  завистливым хуторянам такую новость. Почему эти птицы поселились именно на подворье Тереховых? И вот однажды, когда родители Коли были на сенокосе, недобрый человек забрался на тополь, разорил гнездо, выбросил птенцов. Аисты улетели и никогда больше их в Андреяновке не видели. Зато вскоре под крышей дома Тереховых поселился сыч – ночная птица. У казаков было поверье, если кричит сыч над твоим двором, жди беды. И беда не заставила себя ждать. На собрании колхозников решено было выселить семью Тереховых из Андреяновки, а дальше была страшная дорога в глухие леса Северного Урала. Выслали не только семью Тереховых. Жизнь в казачьем хуторе резко изменилась.

Стихотворение  «Аисты сюда не прилетят…» Л.Н.Сапронова

 (отзыв на повесть Н.Ф.Терехова «Белые аисты»)

        

Лай собак. По хутору ночному

Новость страшной тенью мельтешит,

 Душу леденя, от дома к дому,

Словно крик сыча, сквозь тьму летит.

Подписали! Проголосовали!

Ну, теперь держитесь, кулаки!

В сани с узелками побросали:

Забывайте, что вы казаки!

Скрип саней, казачек причитанья,

Активистов гогот, детский плач -

Все смешалось в жуткий час изгнанья.

Понимал ли, что творит, палач?

Под топор себя страна пустила,

Объявила свой народ врагом.

Где же прежний разум твой и сила?

За разрушенным остались очагом.

Все порушено, что создано семьею,

Вековой исчез в снегах уклад,

Прахом все, и   первый раз весною

Аисты сюда не прилетят.

Выступление ученицы 7 класса

 Там, в лагерях для спецпереселенцев, от голода и болезней тысячами гибли люди. Не вернулся оттуда глава семейства, отец писателя  – Федор Агапович Терехов. Но чудесным образом удалось бежать и пешком за тысячи километров дойти до дома Марии Георгиевне - матери писателя. С собой она довела двоих малолетних ребятишек – Николая и его брата Алёшу.

  В Андреяновке их не ждали и встретили недружелюбно, хоть и знали все, что Тереховых выслали несправедливо, но время было непростое и никто не хотел беспокоиться о других, чтобы самому не попасть под колесо репрессий.

  В родной дом вернуться не было возможности, в нем жили другие люди, а позже из дома Тереховых и еще нескольких кулацких домов была построена Андреяновская школа.   СЛАЙД 5

  Мария Георгиевна с сыновьями соорудила небольшой дом из камня и глины, жизнь понемногу вроде бы налаживалась. СЛАЙД 6

 А дальше были тяжелые годы коллективизации, полуголодное, военное детство. И постоянно Алексея, старшего брата, и Николая,    в родном хуторе обзывали  кулацким отродьем. С той поры Николай стал называть  родной хутор   милой и постылой Андреяновкой.

Брат Алексей ушел на войну и пропал без вести.

СЛАЙД 7

  Николай учился сначала в Андреяновской школе, затем в Ежовской .

СЛАЙД  8 -9

Сразу после окончания войны Николаю предстояла служба в армии.  Служба была ему интересна. Простой паренек из отдаленного хутора служил воздушным стрелком – радистом.

СЛАЙД 10

1.Ведущий: 

 После демобилизации судьба привела его в большой город на Волге – Сталинград.  Он  стал ему родным домом, семьей, школой.   Затем были годы учебы в Москве в литературном институте имени М.Горького 1960-1965 годы.

 Писатель Владимир Богомолов назвал творчество Николая Терехова тревожным и светлым. Творческая биография Терехова относится к разряду поисков ответов на вопросы, поставленных действительностью.

 

Выступление ученицы 7 класса

Пятьдесят лет выходят книги Николая Терехова, печатаются его рассказы, повести. Двадцать полновесных книг, наполненных любовью и добротой.  О чем бы ни писал Терехов – о детях, о природе, о войне - он пишет о доброте.

СЛАЙД 11

Слишком много пришлось писателю самому испытать в жизни: ссылку на Северный Урал, трудную и проклятую жизнь спецпереселенца, гибель отца, страшное и голодное возвращение с матерью и братом к родным местам, только родная хоперская степь, леса и левады  помогли  им выжить.

  Пройти испытания и лишения и не озлобиться, способен не каждый.

СЛАЙД 12

Дети и природа – главные герои произведений Николая Федоровича. Именно им принадлежит будущее.

 Они  должны хорошо знать и  помнить историю, чтобы зло не повторилось, они должны стать верными гражданами России.

2. Ведущий:

Николай Терехов - автор книг «Тайфун «Флора», «Соколиная дорога», «Только про девчонок», «Облака увозят лето», «В царстве рыжих Степанов», «Крылья белого орла» и других.

Одним из значительных произведений Терехова является повесть «Никита Бекетов и другие», написанная в результате больших архивных изысканий.

О прочитанных книгах   рассказывают учащиеся 7 класса  

СЛАЙД 13

1. Ведущий:   

Николай Федорович Терехов - член Союза Писателей СССР с 1971 г. Награжден медалями «За доблестный труд» (1970), «Ветеран труда». Лауреат Всероссийской литературной премии «Сталинград» (1998) за книгу «У родного гнезда».

4 декабря 2009 г. губернатор Н. Максюта вручил государственные премии Волгоградской области деятелям культуры региона. Среди мастеров слова заслуженную награду получил и писатель Н. Терехов.

Он не только постоянно работает над новыми произведениями, но и возглавляет длительно время книжное издательство в Волгограде.

2. Ведущий:

 Терехов известен и как прозаик, и как автор телевизионных спектаклей.  «Андреяновские перепалки»,  «Кожаный ремень», эти телеспектакли  отличает хорошая режиссерская работа.

Спектакль «Кожаный ремень» - непридуманная история.  Это произошло с Колей Тереховым, когда ему было 17 лет. Мальчик продал ремень, чтобы купить хлеба, годы-то были голодные. Но женщина, купившая ремень, нашла другой, получше, и мальчик вернул деньги, хоть мог уже этого и не делать.

(фрагмент фильма)

Слайд 14

1 .Ведущий: 

В архиве писателя хранятся отзывы литературных критиков и писателей о его произведениях. Все, кто был близко знаком с Николаем Федоровичем отмечают его скромность, порядочность, доброту и чуткость к окружающим.

 Николай Федорович Терехов – провинциальный честный писатель земли русской, посвятил этому большую часть своей жизни.

  Очень переживал Терехов, что наша страна из когда-то самой читающей стала страной мало читающей.

СЛАЙД 15

 2. Ведущий: 

Николай Федорович был старейшим писателем  нашей области.  Волгоградские писатели называли его патриархом.  Ни одно важное мероприятие не обходилось в Союзе писателей без него.

1.Ведущий: 

 С момента выхода  первых произведений Терехова определили, как детского писателя. А писать для детей гораздо труднее, чем для взрослых. Но Терехов смог завоевать детские сердца, не зря в его личном архиве хранится несколько сотен писем от юных читателей.

 Писатель помогает детям обрести свою мечту, быть настойчивыми и честными, любить родителей,  беречь природу, хранить родину.

СЛАЙД 16.

Дети читают произведения Терехова.

1. Ведущий:

Перенесший  в первой половине жизни много испытаний и унижений, Терехов хотел, чтобы это не повторилось ни с кем и никогда! Каждой строчкой он пытался донести до читателей, что главное в жизни – чувство добра и высокая нравственность.

Стихотворение  Н.В.Луткова  «Разговор с Тереховым»

1.Ведущий:               

   Терехов Николай Федорович -

Российский писатель, лауреат Всероссийской Государственной премии «Сталинград», лауреат Государственной премии Волгоградской обл. в области  литературы, член Союза писателей СССР (1971), член Союза писателей России.

Награжден медалями "За доблестный труд", "Ветеран труда".

Последнюю  книгу «Андреяновские были» он посвятил  своей малой Родине. Проживал в Волгограде, ушел из жизни 19.01.2016г.

2. Ведущий:

 В одну из встреч с юными читателями Терехову задали вопрос, о чем он мечтал в детстве. Писатель, помолчав, признался, что когда приходилось есть лепешки из мерзлой картошки пополам с сухой лебедой, очень хотелось лизнуть конфету-подушечку. Вы знаете такие конфеты?

  (Ведущие угощают участников и гостей конфетами).

 2. Ведущий: 

 Сын земли хоперской,  казак Николай Терехов создавал свои произведения на основе воспоминаний земляков, мамы, собственных наблюдений,  исторических документов. Он навечно связан  невидимыми  нитями со своей  малой  РОДИНОЙ и  старался при первой возможности побывать на родной земле, с которой связаны и радостные, и горькие воспоминания. Но в последние годы здоровье не позволяло ему приезжать на родину.

1.Ведущий:               

В прошлом году земляки из Алексеевского района побывали в гостях у писателя и угостили его родниковой водой. Николай Федорович сразу узнал вкус воды из Андреяновского родника. Он был очень благодарен землякам за бесценный подарок  и переживал, что не сможет уже увидеть свою милую «разродимую сторонку»

СЛАЙДЫ презентации.

  1. Ведущий:   

 Книга  «Ожог на сердце» стала знаковой в творчестве Терехова.  В ней с откровенностью и болью изложены жизненные испытания, выпавшие на долю Донского казака –Николая Терехова. Название нашей встречи не случайно звучит «Обожженного сердца свет». Через всю свою жизнь пронес писатель боль обожженного сердца, но вся его жизнь была наполнена светом доброты и любви к людям и нашей прекрасной земле!

Перестало биться большое сердце мастера  в Светлый день Крещения, но, если вы будете в Андреяновке, прислушайтесь – душа его осталась здесь, в  хоперском крае, в малом  степном  хуторке.

      1 Ведущий:

Он  оставил нам наказ:  жить в любви  и мире на многострадальной казачьей земле, сохранять память о прошлом и передавать ее потомкам.

…«Если я перестал видеть в солнечном небе трепетные крылья жаворонка, слышать радостную россыпь его нежных серебряных звонов, падающих на  землю; перестал чувствовать божественный запах чабреца и сладко-горьковатый запах полыни; перестал  ощущать под ногами надежную  твердь земли, дающую мне  уверенность в движении по жизни, упругую силу  ветра, возбуждающую во  мне  желание  преодолевать препятствия, животворящую  способность воды,  избавляющую от страданий, порожденных жаждой, значит, я ослеп, оглох,  обесчувствовал.  Весь я в прошлом.  Был… Но безгранично счастлив я, что не утратил способности чувствовать, слышать, видеть все это и понимать, что имею возможность поделиться моими радостями  и  печалями...   Значит,  я  с тобой, мой  дорогой, читатель. Значит, я с тобой,… даже если меня и… нет….  ВАШ  Н.ТЕРЕХОВ»

 

2.Ведущий: 

«Андреяновские  были» - последняя песнь  нашего писателя-земляка,   казака  Николая Терехова. Это  историческое повествование  о  родной сторонке, а вместе с тем и о судьбах каждой казачьей семьи, прошедшей через горнило послереволюционных «преобразований», колхозного  строительства. Это – история, выстраданная большим светлым   сердцем, до последнего удара дарившего мудрость любви и прощения.

 

.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы изучения творчества писателей- земляков на уроках чувашской литературы в русскоязычной школе

В курсе чувашской литературы 10-11классов  изучается творчество писателей, оказавших неоценимое влияние на формирование чувашской современной литературы. С учащимися выяснили, что в курсе програм...

Презентация"С.А. Самошкин-писательсь-земляксь""

1. С.А.Самошкинонь идькс пингоц.2. Сай пингонь писательть тонафнемац.3. Сонь тяштьфоц....

Сценарий внеклассного мероприятия - вечера памяти "Вечной памятью живы"

Сценарий внеклассного мероприятия – вечера памяти "Вечной памятью живы" разработано для учащихся от 11 до 18 лет, их родителей и ветеранов Великой Отечественной войны. Представляет собой музыкально-ли...

Проблемы экологии в творчестве писателя-земляка Н.Н. Старченко

В докладе рассматриваются проблемы экологии в творчестве писателя-земляка Н.Н. Старченко....

Сценарий внеклассного мероприятия – вечера памяти "Вечной памятью живы".

Сценарий внеклассного мероприятия – вечера памяти "Вечной памятью живы" разработано для учащихся от 11 до 18 лет, их родителей и ветеранов Великой Отечественной войны. Представляет соб...

Проект по литературе "Перелистывая страницы произведений писателей-земляков"

Цель проекта: повышение уровня качества чтения и формирование устойчивого интереса обучающихся 5-7 классов к литературным произведениям сибирских писателей....