1й Урок внеклассного чтения в 5 классе
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Надежда Анатольевна Боярова

Научить детей анализировать свои слова, намерения, используя сказку как способ определения нравственных критериев поступков.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения "Сказка жить помогает". 5-й класс

Раздел: Преподавание литературы 

Цели: научить детей анализировать свои поступки, слова, намерения;

Задача: использовать сказку как способ определения нравственных критериев поступков людей.

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово

– Сегодня мы с Вами отправляемся в путешествие. Куда? В некоторое царство, в некоторое государство. И царство это – наш внутренний мир. Наш мир – это вечная борьба противоположностей. Избежать воздействия отрицательных эмоций невозможно. Любое активное участие в жизни, наряду с успехами и достижениями, предполагает наличие неудач, ошибок и срывов. Таков суровый закон жизни: только преодолевая препятствия и барьеры, поднимаясь после «падений» и учась на ошибках, мы познаем себя и свои связи с миром. И важно не отступать перед трудностями, не падать духом, а спокойно принимать их и, проанализировав, стараться исправить.  
А поможет нам в этом сказка. Именно она предостережет нас от неверных шагов, расскажет, как жить в мире и взаимодействовать с ним, не нарушая и не разрушая его. Итак, сказка «Людские грехи для нечистой силы – ценная находка». (Л.Д. Короткова. Авторские сказки. Москва, 2010.)

2. Лингвистическая разминка

1. – Лентяй! Пустомеля! Дармоед! Тунеядец! Лоботряс! Бездельник! Неряха! Лодырь! – прокричала мачеха.
В скольких разных грехах она обвинила пасынка? (В четырех:

  • первый грех – лень; слова лентяй, бездельник, лодырь, лоботряс – синонимы, обозначающие человека, который ленится, ничего не делает;
  • второй грех – жизнь за счет чужого труда; для обозначения человека, живущего за чужой счет, годятся слова тунеядец, дармоед;
  • третий грех – пустая болтовня; слово – пустомеля;
  • четвертый грех – неаккуратность, неопрятность – неряха.)

2. Пороки – предосудительный недостаток, позорящее свойство.

Объясни смысл выражений:

  • «Не по дням, а по часам»;
  • «В лес сто лет не ходила»;
  • «Как две капли воды»;
  • «Дух замирал» (Что ощущаешь при этом?);
  • «За всю ночь и глаз не сомкнул»,
  • «Сон как рукой сняло» (Когда бывает такое состояние?);
  • Стыдно.

3. Анализ текста сказки «Людские грехи для нечистой силы –ценная находка» (Система Л.Б. Фесюковой. Воспитание сказкой. Харьков, 2010.)

Развитие мышления и воображения 

  • Как вы понимаете название сказки «Людские грехи для нечистой силы – ценная находка»?
  • Понял бы Мишаня свой грех, кабы не случилась с ним такая «страсть»? Почему?

Вопросы по содержанию: 

  1. Какая вредная привычка была у Мишани? Какими способами пытались отучить от нее бабушка и отец?
  2. Какой выход нашел Мишаня из этой ситуации? Объясните, можно ли этот поступок считать «выходом»?
  3. Каким образом мальчик попал в лесную избушку?
  4. Откуда видно, что эти сестры – нечистая сила? Какие чувства Мишаня испытывал при их появлении?
  5. Почему автор назвал сестер такими именами: Морена, Вегера, Мегера? Какими словами названы шесть сестер в сказке? Придумайте имена другим сестрам.
  6. О чем поведала первая сестра и почему сестры одобрили ее поступок?
  7. Какое дело справила Мегера? Вегера?
  8. За что наказаны три семьи сестрами – нелюдями? Почему выбраны именно такие наказания для всех трех случаев?
  9. Откуда видно, что четвертая сестра говорила о самом Мишане? И чего тот испугался?
  10.  Как изменились привычки мальчика после этого случая?
  11. Итак, о чем эта сказка?

4. Нравственный урок

Нравственность – человечность – «способность волноваться чужим несчастьям», «радоваться радости другого, переживать чужую судьбу как свою». (К.И. Чуковский)

За все надо платить.
Как аукнется, так и откликнется.
Что посеешь, то и пожнешь.
Правду как не прячь, все наружу выйдет.

Воспитание добрых чувств 

  1. За что был наказан Мишаня и как?
  2. Каково было твое отношение к Мишане в начале сказки и в конце? Почему?
  3. Почему наши дальние предки называли неуважительное отношение к хлебу грехом?

5. Сказка и экология 

  • Трава от частых дождей росла не по дням, а по часам – как это понимать?
  • Какие грибы названы в сказке? Какие собираете вы сами в лесу?
  • Что необходимо взять в дорогу, когда идешь в лес?
  • Что может подсказать направление в лесу, чтобы не заблудиться?
  • Как мать сыра-земля может наказать тех, кто засоряет ее и уродует? (Земля может защитит себя, но процесс этот будет настолько болезненен, что не всякий человек сможет это пережить: лесные пожары, наводнения и весенние паводки, отравления людей и детей вроде бы съедобными грибами – это и есть плата).

6.Рефлексия. Продолжите выражение ( раздать заготовки)

            Сказка для меня –это,,,

7. Домашнее задание: 

  1. Приготовить кушанье из черствого хлеба, сухариков и принести этот рецепт в класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Джанни Родари. Урок внеклассного чтения. 5 класс

Урок внеклассного чтения в 5 классе после изучения произведения «Сказки по телефону» Джанни Родари. Урок-презентация. Цель данного урока: обобщение знаний о творчестве Джанни Родари, развитие тв...

Разработка урока внеклассного чтения, 4 класс

Урок внеклассного чтения в 4 классе коррекционной школы 8 вида по рассказу Н.Носова "Заплатка"...

разработка урока внеклассного чтения, 6 класс, коррекционная школа 8 вида

разработка урока по теме "К.Паустовский. Кот-ворюга" для 6 класса коррекционной школы 8 вида...

презентация к уроку внеклассного чтения, 6 класс

презентация о творчестве К.Паустовского...

презентация к уроку внеклассного чтения, 6 класс

презентация по книге К.Паустовского "Кот-ворюга"...