«Формы внеклассной работы по литературе в школе»
статья по литературе по теме

hhhhhhh

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_vneklassnoy_rabote.docx17.18 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                        Статья

            «Методика организации и проведения занятий по внеклассной работе»

                                    Формы внеклассной работы по литературе

Внеклассная работа по литературе является составной частью учебно-воспитательного процесса в школе. Система организации этой работы заключается в разнообразии форм внеклассной работы, в их тесной  взаимосвязи, единстве принципов, активном осуществлении межпредметных связей, учете жизненного опыта учащихся.

Межпредметные связи позволяют обобщить знания учащихся, связать их с общезначимыми нравственными и эстетическими идеалами.

Почти все формы внеклассной работы могут быть межпредметными: литературно-музыкальная композиция, экскурсии, вечера, диспуты, устные журналы, читательские конференции, олимпиады, внеклассное чтение, просмотр спектаклей и кинофильмов с последующим обсуждением, литературное краеведение и другие.

Каждая форма внеклассной работы не самоцель, а лишь отдельное звено единой цепи. Так, литературная экскурсия может предварять литературный вечер, который, в свою очередь, потребует выпуска стенгазеты, подготовки литературной выставки и организации бесед. Или литературное краеведение подразумевает такие виды работ, как сбор фольклора, выяснение биографических и творческих связей писателей, поэтов, художников, музыкантов с данным краем, чтение художественных произведений, отразивших природу и жизнь родных мест, изучение творчества местных писателей,  встречи или литературную переписку как с самими писателями, так и с прототипами литературных героев. И вместе тем каждая форма внеклассной работы самостоятельна и автономна.

Одна из наиболее действенных форм внеклассной работы – это литературные вечера. Они способствуют расширению и углублению знаний по литературе, искусству, истории и другим предметам. В процессе подготовки литературного вечера учащиеся имеют возможность совершенствовать навыки работы с книгой, справочной литературой, подготовки докладов. Специфика литературного веера заключается в тесной взаимосвязи с другими формами внеклассной работы.

Литературные вечера разнообразны: юбилейные, посвященные жизни и творчеству русских и зарубежных писателей, композиторов, художников, деятелей театра и кино, вечер одного портрета…

В рамках литературного вечера хорошо смотрится выставка, которая проиллюстрирует основные положения вечера. Она  может посвящаться одному писателю или нескольким, определенной литературной проблеме, теме, объединяющей два или несколько видов искусств.

Итак, необходима постоянная и систематическая внеклассная работа, гибкость и разнообразие ее форм. Внеклассная работа по литературе проводится в единстве с учебной программой, внеклассным чтением, в содружестве с разными видами искусства, а также с другими предметами, что позволяет учащимся самостоятельно оценивать произведения, сопоставлять их с другими, иметь представление о литературе как одном из видов искусства, науке, то есть едином процессе человеческой культуры.  

                                                    Внеклассное  чтение

Внеклассное  чтение является важнейшей частью всего процесса изучения литературы в школе. На уроках внеклассного чтения через знакомство с лучшими произведениями русской и зарубежной  литературы необходимо донести до учащихся суть происходимых в мире событий. А обсуждение этих произведений способствует воспитанию у учащихся навыков анализа сюжета, поступков персонажей, формированию чувств любви, сострадания, активной жизненной позиции. Необходимо искать пути для воспитания у учеников потребности в чтении и умения чувствовать глубину прочитанного.

Внеклассное чтение должно удовлетворять потребность учащихся в чтении новой русской, национальной и зарубежной литературы, отвечать на интересующие их вопросы, одновременно оно даст возможность ликвидировать неизбежные пробелы в начитанности ребят, закрепить умения анализировать художественные произведения, которые учащиеся изучают по программе, научить применять их при анализе книг, прочитанных самостоятельно.

Через уроки внеклассного чтения ученик должен получить представление о закономерностях развития культуры российского общества, о взаимовлиянии и взаимообогащении литератур народов России, о переплетении традиций и новаторства в современной русской литературе.

Каждый урок внеклассного чтения должен давать учащимся рекомендации к чтению, образцы анализа произведений, ставить жизненно важные для учеников проблемы, оказывать эмоциональное воздействие, научить ориентироваться в нескончаемом потоке книг, выбирать из него общественно и лично значимые произведения.То есть воспитать квалифицированного читателя, для которого литература является одним из источников знания о жизни и самовоспитания.  

Одним из главных вопросов здесь является вопрос о связи программных произведений с произведениями для внеклассного чтения. Следует стремиться к единству в постановке  литературных и эстетических проблем, что будет способствовать формированию у учащихся устойчивых критериев оценки произведений.

В программе для каждого класса дан примерный список рекомендуемых произведений. Однако учитель может дополнить его новыми произведениями  русской, национальной и зарубежной литератур. Принцип отбора может быть либо тематический («Великая Отечественная война в современной литературе», «Наш современник в литературе», «Проблемы гуманизма в творчестве современных писателей» и т.д.), либо жанровый (современная драматургия, исторический роман и др.).

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды и формы внеклассной работы по татарскому языку в коррекционной школе VIII вида.

В отличие от уроков внеклассная работа по татарскому языку характеризуется многообразием форм и видов.По способу подачи языково...

Виды и формы внеклассной работы по литературе

Сатья представялет собой рекомендации проведения литературно-музыкального вечера...

Внеклассная работа по литературе в сельской школе: назначение, содержание, формы.

Статья  знакомит с формами и видами  внеклассной работы по литературе  и рассказывает об собенностях её проведения в маленькой сельской школе...

Доклад на краеведческом семинаре "Литературные гостиные как форма внеклассной работы по литературе"

Где, как не в школе, может человек получить начало эстетического воспитания, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному...

Клубы по интересам, как одна из форм внеклассной работы по математике в средней школе.

Статья об организации работы летнего математического лагеря в "Лицее 21" на примере клубов по интересам школьников. Приводится пример работы одного из клубов....

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ КАК ФОРМА ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

         Внеклассная работа по иностранному языку является важным педагогическим приемом в системе воспитательного воздействия на школьников. Она является не толь...