Внеклассное мероприятие "Наш великий помор"
план-конспект занятия по литературе (7 класс) по теме

Разработка внеклассного мероприятия, посвященного М. В. Ломоносову.

Игра проходит в группах, включает в себя презентацию о жизни и научных вкладах М.В. Ломоносова, Тестовые задания (презентация). Заполнение кроссворда, игра " Дешифровщик", Составление пазла по мозаикам М.В. Ломоносова. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта внеклассного мероприятия «Сын земли поморской»

Учитель

Пыхтина Кира Александровна

Предмет

Литература

Класс

7

Дата

27.11\2014

Тема занятия

М.В. Ломоносов – наш «первый университет».

Цели урока

Знакомство с биографией М.В. Ломоносова, его научными открытиями.

Образователь ные ресурсы

Проектор, компьютер учителя, индивидуальный раздаточный материал, доска.

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1 . Адаптационный этап.

Адаптировать учащихся к деятельности на уроке; выявить предварительны е знания учащихся и определить их границы, деление учащихся на группы (3).

Создаёт условия для успешной работы на уроке; подводит к постановке учащимися темы урока.

Показ презентации о жизни М.В. Ломоносова и его научных открытиях.

V

Выделяют необходимую информацию для успешного выполнения заданий..

Слушают    учителя. Строят понятные для собеседника высказывания

Ищут проблему, определяют и формулируют цель деятельности.

2. Основной этап.

Проверить знания учащихся о жизни М. В.Ломоносова.

Организует учебное взаимодействие учеников в группах, наблюдение и следующее обсуждение исследуемых объектов.


1.Выполнение тестовых заданий (презентация №2),

2. Капитанский конкурс(заполнение паспорта М.В.Ломоносова).

Команды в этот момент играют в игру «Дешифровщик».

3. « Мы живем на земле Ломоносова» (Команды называют памятные места, связанные с именем Ломоносова).

4. Отгадывание кроссворда.

Работают в соответствии с инструкцией. Наблюдают зрительно; анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения; фиксируют результаты графически.

Осознанно       строят речевые высказывания, рефлексия         своих действий.

Высказывают     свои точки зрения.

Исследуют        условия
учебной        задачи,

обсуждают  предметные способы решения

3. Творческий этап.

Первичное

закрепление

знаний,

действий,

отношений,

опыта на основе

их применения.

Повышение

уровня

формируемых

знаний.

Проверяет правильность выполнения поставленной задачи.

Проводят коллективное обсуждение.

1.« В соавторстве с Ломоносовым» ( собирание пазла по мозаикам М.В.Ломоносова).

2. Чтение стихотворений поэтов разных веков о М.В. Ломоносове.

Воспринимают ответы

обучающихся;
высказывают      свои
точки зрения.

Дополняют и

развивают высказывания одноклассников

Осуществляют
самоконтроль.
Принимают  и

сохраняют        учебную цель и задачу.

4. Итог урока.

Проверить

умение

применять

полученные

знания на

практике.

Рефлексия.


Организует подведение итогов.  

Подводятся итоги игры. Получают информацию, анализируют, сравнивают, классифицируют и обобщают

Участвуют в

обсуждении

содержания

материала;

высказывают     свою

позицию;

доказывают,

аргументируют,

приходят к единому

мнению (почему победила именно эта команда)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

От вьющегося растения ломонос ? От названия детали рыбацкой шхуны ? Это прозвище одного из предков ученого, который постоянно ломал нос ? 1 . От чего произошла фамилия Ломоносов ?

Слайд 2

В 5 лет В 10 лет В 15 лет 2 . Как вы думаете во сколько лет Ломоносов выучился читать ?

Слайд 3

« Поморские сказания» и «Пособие по мореходству » «Сказания поморов» и «История Севера » «Арифметика » и «Грамматика » 3. У нас на севере уважительно и бережно относились к книгам. У Михайло было 2 любимые книги. Как вы думаете какие ?

Слайд 4

15 дней. Около месяца. 2 месяца. 4 . Рвение Ломоносова к учебе было столь велико, что он отправился зимой пешком в Москву. Сколько времени потребовалось Ломоносову, чтобы дойти до Москвы ?

Слайд 5

Вся его семья была освобожд е на от уплаты налогов и податей. Его освободили от уплаты налогов. Его отцу пришлось платить подать за себя и за отсутствующего сына. 5 . Вскоре после того, как Ломоносов ушел из семьи и стал лучшим студентом Академии…

Слайд 6

… по вероисповеданию – принимали только православных . … по национальности- принимали только русских . … по возрасту- принимали только учеников старше 18 лет 6 . Кроме ограничения по сословию, в Славяно - греко - латинской академии было еще одно важнейшее ограничение

Слайд 7

… выдал себя за дворянского сына. … предложил взятку начальнику Академии. … подал пр о сьбу императрице о зачислении его в Академию . 7. Чтобы поступить в Славяно - греко - латинскую академию, Ломоносов…

Слайд 8

10 лет. 7 лет. 5 лет. 8 . Сколько лет учился Ломоносов?

Слайд 9

Историю . Химию . Астрономию . 9. Какую науку М. В. Ломоносов считал своей «главной профессией »?

Слайд 10

1 рубль. 10 копеек. 3 копейки. 10. Какое жалование получал Ломоносов в день, пока учился в Академии?

Слайд 11

... На Венере жарко. Она докрасна раскалилась. ... Венера окружена плотным слоем газов, от которых отражается солнечный свет. … это нимб – признак святости богини Венеры . 11. Наблюдая за планетой Венера, он увидел вокруг нее странное огненное кольцо . Как он объяснил это?

Слайд 12

« Российская грамматика » « Российское слово ». « Российская грамота». 12 . Как называлась книга, написанная Ломоносовым, по которой учились многие поколения россиян?

Слайд 13

Электрическую машину. Громоотвод. Станок для бурения. 13. Что изобрел Ломоносов, изучая грозу как явление?

Слайд 14

В стихотворении « Школьник ». В стихотворении « Студент». В стихотворении « Помор». 14 . В каком стихотворении Н. А. Некрасова упоминается «архангельский мужик» М. В. Ломоносов?



Предварительный просмотр:

Паспорт

________________________________(имя, отчество) Ломоносов,
сын________________________(имя, отчество отца) Ломоносова,

Родился____(число),_____________(месяца) 1_____ года в
деревне ___________________(название) Архангельской губернии и отпущен в ____________________(город) __________________( время года)  1________года.

Паспорт

________________________________(имя, отчество) Ломоносов,
сын________________________(имя, отчество отца) Ломоносова,

Родился____(число),_____________(месяца) 1_____ года в
деревне ___________________(название) Архангельской губернии и отпущен в ____________________(город) __________________( время года)  1________года.

Паспорт

________________________________(имя, отчество) Ломоносов,
сын________________________(имя, отчество отца) Ломоносова,

Родился____(число),_____________(месяца) 1_____ года в
деревне ___________________(название) Архангельской губернии и отпущен в ____________________(город) __________________( время года)  1________года.



Предварительный просмотр:

1 Слайд.

История человечества знает много разносторонне одаренных людей. И среди них на одно из первых мест надо поставить великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова. Оптика и теплота, электричество и тяготение, метеорология и искусство, география и астрономия – вот те области, в которых Ломоносов оставил свои следы.

2 Слайд.

А. С. Пушкин писал, что «соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силой понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения.»

3 Слайд.

Великий ученый ,ставший гордостью своей Родины, родился 8 (19) ноября 1711 года в деревне Мишанинская близ села Холмогоры Архангельской губернии в семье крестьянина – помора Василия Дорофеевича.

Уже с детства Михаил Ломоносов начал тяжелую трудовую жизнь. Он сопровождал отца в его далеких и опасных путешествиях, с большим интересом наблюдал жизнь и природу родного края, обычаи и нравы его обитателей, познакомился с различными производствами. Особено большое впечатление произвели на Михаила верфи Северной Двины.

4 слайд.

Все виденное мальчиком вызывало необычную в ребенке его лет жажду знания. Возвращаясь из плавания, Ломоносов брался за книги. Рано научившись читать, он скоро знал наизусть те немногие книги, которые смог достать. Однако это были церковные книги, и в них он не находил ответа на интересовавшие его вопросы. С большим трудом ему удалось достать немногочисленные в то время недуховные книги. «Славянская грамматика» Смотрицкого и « Арифметика» Магницкого открыли мальчику неизвестный до тех пор мир – мир знания.

5 слайд.

Несчастливой была домашняя жизнь Михаила Ломоносова. Мать его , Елена Ивановна Сивкова, умерла, когда он был еще ребенком.

6 Слайд.

Преследование мачехи, делавшие жизнь дома невыносимой, и непреодолимое стремление к знанию, которое нельзя было удовлетворить на родине, заставили Ломоносова решиться уйти из родного дома.

7 Слайд.

Зимой 1730 г. Он ушел с рыбным обозом в Москву. Ночью, когда в доме  все спали, Ломоносов надел две рубахи, нагольный тулуп, взял с собой подаренные ему соседом « Грамматику» Смотрицкого и «Арифметику» Магницкого и отправился вдогонку за караваном. На третий день он настиг его и упросил рыбаков разрешить идти вместе с ними. Ломоносова ожидала долгая и нелегкая зимняя дорога. Преодолев весь путь за три с лишним недели, Ломоносов в начале января 1731года  прибыл в Москву.

8 Слайд.

В январе 1731 года Ломоносов поступил в Заиконоспасскую славяно – греко – латинскую Академию – первое высшее учебное заведение Московской Руси.

Годы учебы были нелегки, но за три года, несмотря на усмешки младших школьников, он сумел проявить свои блестящие способности, пройдя первые три класса за один год.

9 Слайд.

Желание Ломоносова состояло в том, чтобы как можно подробнее изучить науки о природе – физику, химию, минералогию. Но в спасских школах с этими науками обстояло туго, тогда Ломоносов просит разрешения уехать в Киев. Однако и в Киеве он не смог утолить жажду познания. Пришлось возвращаться в Москву. И тут – удача! – пришло распоряжение направить лучших учеников Спасских школ в Петербургскую Академию. Михайло оказался среди этих лучших.

10 Слайд.

1 января 1736 года Михайло Ломоносов впервые переступил порог Петербургской Академии. Это было лучшее научное учреждение России. И здесь Ломоносов проявил свои таланты во всю мощь. Да так, что не пршло и трех месяцев, как он оказался в числе трех лучших студентов, которых решили отправить в Германию для изучения химии и горного дела.

11 Слайд.

23 сентября 1736 года трое петербугских студентов .: Михаил Ломоносов, Ульрих Райзер и Дмитрий Виноградов – отплыли из Кронштада. 3 ноября они прибыли в пункт назначения – город Мабург, где ждал их профессор Христиан Вольф, европейская знаменитость, которого Петербургская Академия определила им в наставники.

12 Слайд.

Талантливый педагог Вольф сразу выделил Ломоносова и стал уделять ему больше внимания. Учение у Вольфа оказывало благоприятное влияние на Михаила. При своем неуемном желании учиться он хотел знать все и сразу. А в любом учении нужны систематические знания, умение отделить главное от второстепенного, сосредоточить усилия на том , что сейчас важнее всего. Поэтому природный талант Ломоносова нуждался в огранке. Вольф учил его ясно и логично думать, правильно и точно выражать свои мысли. Иначе говоря, учил его научному явлению.

13 Слайд.

В 1739 году Студентом пришло из Петербурга указание переехать в город Фрейберг, чтобы совершенствоваться в химии, и горном деле. Отношения с преподавателем  Иогонном – Фридрихом Геккелем у Ломоносова не сложились. И весной 1740 года он ушел от учителя. В мае 1740 года Ломоносов обвенчался с Елизаветой –Христиной Цильх, дочерью своей квартирной хозяйки, у которой жил в Марбурге.

14 Слайд.

В1741 году Ломоносов смог вернуться в Петербург, где вновь продолжил работу в Академии наук. Ломоносов трудился над несколькими научными сочинениями по физике, химии, математике, минералогии.

Научные открытия ,совершенные Ломоносовым.

 Астрономия – открытие атмосферы на Венере,теория свечения комет и полярных сияний.

15 Слайд.

Физика – учение о том , что весь мир состоит из атомов и корпускул ,

Открытие закона сохранения материи и движения, доказательство неизменной массы вещества при химических превращениях.

16 Слайд.

Ломоносовым были заложены основы физической химии.

17 Слайд.

Наука о стекле – возродил утраченное древнерусское искусство мозаики.

18 Слайд.

Грамматика и теория стиля – разработал понятие о частях речи, правописание и произношение того или иного слова, ввел понятие художественно- выразительного приема.

19 Слайд.

Написал первый учебник по « Риторике»

20 Слайд.

В начале марта 1765 года Ломоносов заболел и 4 апреля скончался.

Похоронен Михаил Васильевич Ломоносов  в Санкт – Петербурге на Лазаревском кладбище.

 



Предварительный просмотр:

Дешифровщик

1

2

А Б В Г

3

Д Е Ж З

4

И Й К Л

5

М Н О П

6

Р С Т У

7

Ф Х Ц Ч

8

Ш Щ Ъ Ы

9

Ь Э Ю Я

5

4

5

3

6

2

4

5

2

4

9

7

4

3

4

4

2

7

4

5

4

9

2

6

6

6

5

5

5

5

4

9

4

4

6

3

6

2

6

6

6

2



Предварительный просмотр:

Для жюри

Конкурс

Комментарии к
оцениванию

Максим.

балл

1

команда

2

команда

3

команда

1.

Название команды,
капитан

Соответствие
теме

1 б.

2.

Паспорт Ломоносова

Без ошибок- 5 б.,

1 - 2 ош.- 4 б.,

3 - 4 ош.- 3 б.,

4 - 5 ош. - 2 б.,

6 - 7 ош. - 1 б.

5б.

3.

Кроссворд

Без ошибок- 5б.,

1 - 2 ош. - 4 б.,

3 - 4 ош. - 3 б.,

5 - 6 ош. - 2 б.

6 - 7 ош. - 1 б.

5б.

4.

Вопросы по биографии

1 балл за каждый правильный ответ

14б.

5.

Именем Ломоносова

1 балл за каждый правильный ответ

8 б.

6.

Дешифровщик

2 балла за каждый
правильный
ответ

10 б.

7.

В соавторстве с Ломоносовым

4 балла

+ за скорость 2

балла

4 +

8.

Выразительное чтение стихотворений о Ломоносове

5 баллов

5 б.



Предварительный просмотр:

1 чтец:

В соседстве двух морей, на родине

метели,

Вблизи бродящих льдов и стужи он

рождён;

Снегами полюса он встречен у купели

И пышным севера сиянья озарён.

Покинув дом отца, в стране чужой,

далёко,

как хлеба, он искал познаний и наук.

Он в тайны естества сошёл умом глубоко

И первый вырвал нам из лиры стройный

звук.

(С. И. Стромилов. Ломоносов)


2 чтец:

О дивный муж!.. С челом открытым,

С орлиным взглядом, как глядел

На оном море Ледовитом

На чудеса господних дел,-

Наукой осиян и рвеньем

К величью родины горя,

Явился ты – осуществленьем

Мечты великого царя!

Твоею ревностью согретый.

Очнулся русский дух с тобой:

Ты лучших дел Елизаветы

Был животворною душой,

Ты дал певца Екатерине,

Всецело жил в ея орлах,

И отблеск твой горит и ныне

На лучших русских именах!

(А.Н. Майков. Ломоносов)


3 чтец:

Поднявшись вне параграфов и правил,

Везде дыханьем родины храним,

Не он ли в старом Марбурге заставил

Немецких буршей трепетать пред ним

Не он ли дал российской музе крылья,

Нашёл слова, звучащие, как медь!

Доколе ж иноземное засилье

Придётся в Академии терпеть?

В неё вошёл, достойный славы россов,

Как беломорский ветер молодой,

Крестьянский сын Михайло ломоносов,

Родившийся под северной звездой.

(Н.И. Рыленков. Ломоносов)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Поклонимся великим тем годам"

Внеклассное мероприятие с приглашение ветеранов войны и тружеников тыла....

Разработка внеклассного мероприятия по Великой Отечественной войне

Разработка внеклассного мероприятия по Великой Отечественной войне. Цели мероприятия: содействовать воспитанию чувств патриотизма, уважения, гордости за свою страну; познакомить учащихся с событиями В...

Внеклассное мероприятие "О великий и могучий русский язык!"

Цель :                    развивать интерес  к урокам русского    языка,  воспитать уважение к родному языку, ...

Внеклассное мероприятие "Поклонимся великим тем годам..."

Памяти наших прадедов, дедов, памяти солдат и офицеров Советской Армии, павших на фронтах Великой Отечественной войны 1941–1945 годов посвящается....

Тематические уроки и внеклассные мероприятия, посвященные Великой Победе 9 мая 1945 г. и Содружеству Независимых Государств

Тематические уроки и внеклассные мероприятия, посвященные Великой Победе 9 мая 1945 г. и Содружеству Независимых Государств....