Внеклассное мероприятие "О великий и могучий русский язык!"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Анисимова Елена Валерьевна

 

 

Цель :                    развивать интерес  к урокам русского    языка,  воспитать уважение к родному языку,   формировать навыки речевого  общения, культуры речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vnelassnoe_meropriyatie_po_kulture_rechi.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ход мероприятия:

Учитель: 

 Уважаемые ребята, русский язык – богатый, мелодичный, великий язык.

 А    хорошо ли мы знаем его? Правильно ли говорим? Бережем ли свой язык?

   Сегодня мы получим еще одну возможность погрузиться в наш язык, в его историю. А помогут нам в этом словари, энциклопедии и справочная литература

 (дети делятся на группы, придумывают название, выбирают капитана)

Литература для учащихся: 

  1. Занимательная грамматика русского языка.
  2. Лингвистические словари и справочники.
  3. Энциклопедии ( дети приносят самостоятельно)

 1 задание. Ты и твое имя.

      Имя у тебя одно

  Навсегда оно дано.

      Жизнь длинна, и оттого

      Ты побереги его.

 (Каждая группа должна выбрать имя одного из участников и дать его полную характеристику: его значение и происхождение.)

2 задание. Слова, слова, слова… 

 Наша речь состоит из…(предложений, слов), а слова – из…(букв). Получите 4 буквы и придумайте из них слова. Запишите их на лист.

 (о, т, р, с)

 3 задание. Знатоки русского языка 

Кто такие языковеды?

 Сейчас вам предстоит найти информацию о лингвистах. Помогут в этом энциклопедические словари. В своих рассказах вы должны обязательно использовать данные слова и объяснить их  связь  с именами ученых.

1 группа: Ф. Фортунатов – русский язык

2 группа: В. Даль - сказки – словарь.

3 группа: М. Ломоносов – химия – русский язык.

4 группа: А. Шахматов – древнерусская литература – словарь.

 4 задание. Знакомые иностранцы 

 Язык – явление развивающееся, одни слова уходят из общего употребления, образуются новые слова. Многие хорошо известные нам слова пришли из других языков. С ними не так-то легко справиться.

Определи род заимствованного слова и составь с ним словосочетание, чтобы род определялся. 

 (Каждая группа получает одинаковые слова – кофе, шампунь, салями, пони)

 

 5 задание. Что? Где? Куда? Сколько? 

1 группа: За тридевять земель. Это сколько?

2 группа: На кудыкину гору. Это куда?

3 группа: Не лыком шит. Лыко – это что?

Как называются эти выражения?

6 задание. В стране Фразеологии 

   Фразеология – очень интересный раздел языкознания. Фразеологизмы делают нашу речь яркой, образной.

Вспомните и запишите как можно больше фразеологизмов со словом голова, нос.

Объясните их значения одного из них.

7 задание.   Веселая перемена.

1 группа: Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше? (Бежать со всех ног)

2 группа: В каком фразеологизме упоминается действие из таблицы умножения? (Знать как дважды два)

3 группа: В какой поговорке насекомое превращается в млекопитающее? (Делать из мухи слона)

 

8 задание.   Устами младенца.    Узнайте слово по фразеологизмам.

1 группа: Ее заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело; ее не сварить с тем, с кем трудно договориться; ее просит рваная обувь. (Каша)

2 группа: ЕЕ толкут в ступе или носят решетом те, кто занимается бесполезным делом;  ее берут в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в нее прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из нее сухими. (Вода)

3 группа: Они не цветут, а вянут; не в ладоши, а ими хлопают, когда чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (Уши)

Дополнительный вопрос:

Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают деньги и слова, кто их не ценит. (Ветер). 

 

9 задание. Художники.

 За 5 минут нужно нарисовать:

1 группа: обложку книги о русском языке.

2 группа: знак, запрещающий грубую речь

3   группа: иллюстрацию к любому фразеологизму.

10 задание. С русского на русский.

В языке есть слова, ограниченные по употреблению. Одни устарели, другие огрубляют нашу речь. Что это за слова? (устаревшие, жаргонизмы) С такими словами вы сейчас встретитесь. Попробуйте перевести их на современный русский язык.

1 группа: Хелло, чуваки! Мои родаки сегодня отчаливают на фазенду, и мы можем клево оторваться на хате. (Привет, ребята! Мои родители сегодня уезжают на дачу, и мы можем отдохнуть у меня.)

 2 группа: ланиты, очеса, уста, чело, душегрейка (щеки, глаза, губы, лоб, шубка).

 3 группа: мокроступы, (калоши), мирооколица (атмосфера), себятник (эгоист), самоподымальщик (лифт).

Учитель:

      Вот и подошла к концу наша встреча, но встреча с русским языком не закончится никогда. Язык наш – друг наш. Помните об этом. Язык может быть оружием для защиты, но может и больно ранить.

Ученик:      

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать.

Призывом стать, и отзывом, и зовом

Способно слово, изменяя лад.

И проклинают, и клянутся словом,

Напутствуют, и славят, и чернят.

Ученица:    

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не  раз мы в этом убеждались с вами.

А может, не слова – дела важны?

Дела – делами, а слова – словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

Подведение итогов, награждение победителей.

МОУ «Мелеховская средняя  общеобразовательная школа №1»

Цель занятия:     развивать интерес  к урокам русского        

                                   языка,  воспитывать любовь и  

                                   уважение к родному языку,                                                      

                                   формировать навыки речевого                      

                                   общения, культуры речи.

                            Учитель: Анисимова Елена Валерьевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на тему "О великий и могучий русский язык!"

Главной задачей данного урока является формирование знаний о речевой культуре, умений правильно строить свою речь. Через различные формы и способы деятельности обучающиеся анализируют и сопоставляют я...

Викторина по русскому языку "Великий и могучий русский язык" для 5 класса.

Викторина по русскому языку "Великий и могучий русский язык" для 5 класса....

Паспорт проекта «Великий и могучий русский язык»

. Проект реализуется на базе Государственного казенного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургская школа- интернат  для детей, нуждающихся в длительном лечении&r...

Великий и могучий русский язык

Великий и могучий русский язык...

Сценарий праздника "Великий и могучий русский язык"

Сценарий праздника предназначен для проведения в коррекционной школе. Мероприятие способствует привлечению внимания учащихся к нарушению норм культуры речи, формирует навыки правильной речи....

Великий и могучий русский язык

Викторина по русскому языку в 5 классе....