Урок на тему "О великий и могучий русский язык!"
план-конспект занятия по русскому языку (9 класс) на тему

Главной задачей данного урока является формирование знаний о речевой культуре, умений правильно строить свою речь. Через различные формы и способы деятельности обучающиеся анализируют и сопоставляют языковые факты, учатся внимательнее относиться к своей и чужой речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_o_yazyke.rar622.7 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-занятие по  русскому языку в 9 классе (культура речи)  

Тема: « О великий и могучий!»

ТДЦ:

обучающий аспект: 

 формировать знания о речевой культуре,

выяснить причины снижения ее уровня и определить пути ее повышения,

формировать стремление овладеть отточенной и яркой речью;

развивающий аспект:

повысить уровень речевой культуры;

продолжать развивать навыки публичных выступлений;

развивать  умение анализировать и сопоставлять языковые факты,

расширить словарный запас;

воспитательный аспект: 

воспитать уважение к слову, родной речи,

привлечь внимание к проблеме чистоты русского языка;

призвать школьников к обогащению своего языка, научить прислушиваться к своей разговорной речи;

воспитывать чувство ответственности за свой язык, чувство уважения к культурному прошлому русского народа.

Формы работы:

  • индивидуальная.
  • фронтальная
  • групповая

Оборудование: бланки с заданиями для групп, словари (толковые, этимологические ), аудиозапись песни Б.Окуджавы “Давайте говорить друг другу комплименты!”,видеоролик, результаты  анкетирования, Презентация №1 по теме урока.

Подготовка к уроку:

Перед уроком класс делится на   группы, каждая из которых получает отдельное задание:

1 гр. Исследовать методом наблюдений использование слов благодарности в нашей школе, а именно, в раздевалке, столовой, библиотеке. («Исследователи»)

2 гр. Выяснить, пользуясь толковыми словарями и справочниками, значения слов: жаргон, сленг.(«Лингвисты»)

3 гр. Из предложенной литературы выбрать доказательства роли слова  как средства общения и факта борьбы за чистоту речи в истории развития языка. («Историки»)

4 гр. Составить рассуждение на тему: “О вежливости человека мы судим по его речи» («Писатели»)

Ход занятия

I.Организационный момент.                  

 Учитель: Здравствуйте! Я очень рада видеть вас на сегодняшнем уроке в хорошем настроении. Я надеюсь, что всем сегодня будет комфортно, и каждый унесет с собой частичку знаний, которые потом ему пригодятся в повседневной жизни.

Переход к теме урока Слайд 1. 

Учитель:  Попробуйте определить, какие задачи стоят перед нами на этом занятии. Тема нашего разговора сегодня - родной язык. Слайд 2 . Его называют «великим и могучим», о нём писали А. С. Пушкин и И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой и М. М. Пришвин. Но можно ли считать, что богатства языка, созданного великими предками, неистощимы?  Можно ли утверждать, что сегодня речь большинства наших соотечественников отражает богатство и величие национального языка?

II.Статистическая информация Слайд 3

16 октября 2009 года в Москве состоялась конференция «Языковая культура», целью которой являлась пропаганда правильного русского языка. На ней с тревогой о современном состоянии  русского языка выступили многие общественные деятели, писатели, поэты, депутаты, члены правительства. Были оглашены цифры, вызывающие опасение: 61% населения РФ употребляет бранную лексику, 28% говорит на компьютерном языке, и лишь 5% говорит на чистом литературном языке.  

III.Эпиграф Слайд № 4

Поэтому необходимо говорить, что язык достоин самой большой заботы, и эпиграфом к нашему уроку станут слова писателя-фронтовика Б. Васильева: «Наш язык заслужил право на бережное к себе отношение, на всенародную заботу».

Практически все ученые-лингвисты, литературоведы, культурологи, философы обеспокоены состоянием и судьбой русского языка. Вот и мы задумались над вопросом о том, нужно ли вообще говорить грамотно и соблюдать языковые нормы.

 IV. Презентация уч-ся с результатами исследования отношения   жителей родного села к русскому языку. ( Презентация №2)

Вывод: большинство считает необходимым соблюдать чистоту русской речи, но не все осознают это, особенно вы, молодое поколение. Надеюсь, после этого занятия вы измените свое мнение. А своими размышлениями с вами поделятся ваши одноклассницы в своих сочинениях. Согласны ли вы с ними?

 V.Чтение «писателями» сочинений-рассуждений «Человек и его речь»

Учитель: Итак, о вежливости человека мы судим, прежде всего, по его речи: кричит, грубит, хамит – злой. А  говорит вежливо, ласково – хочется думать, что добрый.

 VI. История и литература о роли слова. Сообщения  «историков»

 Историк: Нам было предложено найти в истории и литературе доказательства роли слова как средства общения.

1.Знаменитый баснописец Эзоп был в Древней Греции рабом одного известного философа. Однажды Эзопу велел хозяин приготовить для гостей самое лучшее кушанье. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. На вопрос, почему он подает только языки, раб ответил: “А что может быть лучше языка на свете?” В другой раз на распоряжение принести самое худшее, Эзоп опять пошел покупать языки, объяснив это тем, что посредством языка люди могут ссориться, становиться врагами, развязывать войны; язык несет горе, зло, оскорбление.

2.Словом можно убить, 
Словом можно спасти,
Словом можно полки
За собой повести.
Словом можно предать, 
И продать, и купить.
Слово можно 
В разящий свинец перелить.
                          В.Кушнер

Вывод: Мы видим, что слово – удивительный дар природы, которым обладает человек

 VII. Работа со словарями. Сообщения «лингвистов»

Учитель: Это не только удивительный, но и многообразный мир. Сколько слов в языке, предлагалось выяснить группе лингвистов.

Лингвист: На этот вопрос не может убедительно ответить ни один специалист, ни одна статистика. 200 тысяч слов собрал в своем словаре В.И.Даль. В словаре Ожегова – 57 тысяч слов. В произведениях Пушкина было использовано 20 тысяч слов.   

VIII .Результаты исследования использования слов благодарности

учащимися школы

Учитель: Умеют ли этим многообразием пользоваться ребята нашей школы, нужно было выяснить следующей группе учащихся – “Исследователям”.

“Исследователи”1: Мы исследовали употребление слов благодарности в родной школе, а именно,  в раздевалке, столовой, библиотеке. И наши результаты наблюдений показали, что ребята чаще благодарят взрослых за какую – то услугу, но при этом используют только одно слово спасибо. Удручающее впечатление произвело на нас то, что в общении друг с другом наши учащиеся вообще не используют слов благодарности, часто употребляют бранные слова.

Этимологическая справка (спасибо, благодарность):

«Спасибо» образовано сращением словосочетанием «спаси бог» с последующей утратой конечного «г»

- А каково лексическое значение слова благодарность? (Учащиеся высказывают свои мнения .Ученица читает словарную статью из словаря С. И. Ожегова).

 Благодарность – чувство признательности к кому-нибудь за оказанное добро, внимание. (запись в тетради)

- А какие еще слова благодарности вы знаете?

Слайд 5

Благодарю вас. Я вам очень признателен. Я вам многим обязана. У меня нет слов, чтобы отблагодарить вас. Как я вам благодарен. Моя благодарность не знает границ. Я хочу поблагодарить вас. Вы очень любезны. Я тронута вашим вниманием. Это очень мило с вашей стороны. Вы меня так выручили!

- Смотрите, какое богатство! Конечно, за один урок нам не запомнить все эти слова и выражения. Мы лишь постараемся обогатить свою речь некоторыми из них, мы будем учиться употреблять их в речи.

 Учитель: Итак, мы пришли к постановке цели сегодняшнего занятия – исследования:

 1. Почему уровень речевой культуры постоянно снижается?

2. Как можно обогатить собственную речь? Современный русский человек имеет в среднем словарный запас от 3 до 6 тысяч слов. А каков ваш словарный запас?

 Ответы учащихся.

 (На доске появляется запись: ОСКУДЕНИЕ нашей речи.)

 IX. Работа в парах над ошибками Cлайд 6

 Учитель. Ярким примером бедности и неправильности нашей речи являются речевые ошибки из ваших сочинений.

Исправьте ошибки, допущенные в сочинениях своих одноклассников:

  1. Языководство – очень интересная наука.
  2. Он стал меняться от всех плохих привычек.
  3. Городничий города – глава уездного города.
  4. Он считал свое обучение своих учеников очень важным.
  5. Наш мир развивается во всех науках, во всяких технологиях.
  6. Были приняты эффектные меры.
  7. Гринёв более принимает всё близко к сердцу.
  8. В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.
  9. Родина всегда меня тянет.
  10. Швабрину наплевать на мнение окружающих.
  11. Человек должен самовоспитывать свои недостатки.
  12. Я принял решение исправить своё поведение, общительность, верность.

(На доске запись: РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ)

Учитель: Наша речь подвержена не только оскудению, но и засорению. В последнее время приходится сталкиваться с жаргонами, бранными словами, выражениями. Сквернословие незаметно становится болезнью. Особенно уродливо звучит оно в устах молодежи. Хочу обратиться к результатам анкетирования, которое мы с вами провели.

X. Результаты анкетирования уч-ся Слайд 7

Вопросы:

1.Используешь ли ты в общении со сверстниками бранные слова?

2.Почему большинство молодых людей сквернословят?

3.Делаешь ли ты замечания окружающим, слыша бранную речь?

4.Можно ли общаться, не используя бранных слов?

Учитель: Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта. Скверные слова даже нами не произносимые, но слышимые, незаметно проникают в наше подсознание. А знаете ли вы, что издавна сквернословие считалось не просто речевым сором, а  нарушением норм человеческого общежития. Есть ли на этот счет какие-то исторические факты?

Историки: В 17 веке по Соборному уложению царя Алексея Михайловича, за матерные слова, публично произнесенные, полагалась смертная казнь. А в 19 веке матершинников воспринимали не иначе, как безбожников и анархистов. А верующие утверждают, что, когда человек говорит плохие слова, от него отлетают ангелы – хранители, и тогда человек становится беззащитнее и уязвимее.

Итак, следующим фактором, снижающим уровень речевой культуры, является сквернословие.

 (На доске появляется слово “СКВЕРНОСЛОВИЕ”.)

XI. Видеофрагмент.  

(фрагмент «Ералаша»  «Почему мы так говорим?»)

Наверное, «всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно», как сказал классик. Почему взрослый не понял подростка? Почему так нелепо звучала речь с искаженным языком классика?

Учитель. Наша повседневная речь снабжена и жаргонной лексикой. О том, что такое жаргон, сленг, предстояло выяснить группе лингвистов.

XII.Словарная работа: жаргон, сленг

Лингвисты: Жаргон – это специфически искусственно созданный язык, не связанный с определенной территорией, находящейся в сходных бытовых или профессиональных условиях. Различают жаргоны социальные, профессиональные и групповые. Последние встречаются в речи подростков и молодежи под общим термином сленг. Сленг – экспрессивно и эмоционально окрашенная лексика разговорной речи, отличающаяся  от принятой литературной  языковой нормы

Учитель: Устная речь современной молодежи просто усыпана этими жаргонами.

 Вы убедились, что в нашей речи уже существуют слова для названия всех этих явлений. Так что придуманные вами слова не только не помогают вам, а засоряют вашу речь.

Огромное количество  русских  слов, выражающих мысль в традиционно  яркой форме, остается невостребованным. Обедняется речь – обедняется сознание – это  прямой путь к оскудению духовному, деградации.

 Вывод: итак, наличие в языке нецензурных, сленговых, жаргонных слов и выражений – еще одна проблема.

 XIII.Лингвистическая разминка

« Переведи с псевдорусского на русский» Слайд 8

  •  Клёвый чувак из крутой тачки наехал на своего босса, чтобы срубить бабки.
  • (Симпатичный молодой человек из дорогой машины вступил в конфликт со своим начальником, чтобы получить деньги.)

 (На доске появляются слова ЖАРГОН И СЛЕНГ.)

Учитель: Засоряют нашу речь и слова – паразиты. Многим из нас знакомы люди, изъясняющиеся, примерно, так.

 XIV.Работа с монологом Слайд 9

Какие слова-паразиты доминируют в этом монологе? Очистите его от лишних слов:

 “Короче, выхожу я на работу. Снимаю, значит, пальто, сажусь, как бы  на свое место. Ну ,а начальник говорит, типа: “Иди домой, говорит. Я тебе, это самое, отгул даю как бы за прошлый выходной.”Вот я так и получил, по ходу, дополнительный день отдыха”

- Каково же правильное значение данных слов и когда они уместны в нашей речи? Составьте предложения с этими словами и сочетаниями, употребив их по назначению:

Как бы, короче, значит, типа, это самое, по ходу, говорит.

  (На доске появляется запись СЛОВА – «ПАРАЗИТЫ».)

 Учитель: Что помогает нам обогащать наш словарный запас? Что необходимо сделать, чтобы обогатить собственную речь? (ответы уч-ся)

 Мы не властны над речью других, но изменить собственную речь мы можем. Это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным.

 В завершении урока попробуйте дать несколько советов ровесникам, которые помогут обогатить словарный запас и позволят сформировать языковую культуру.

XV. Чтение памятки Слайд 10

XVI. Итог урока.

К какому выводу мы пришли сегодня на уроке? (ответы учеников)

Учитель: Обогащению нашей речи служат прекрасные образцы русской классической литературы. Они не только могут служить примером правильной, образной речи, но и призывают беречь ее многообразие от сора ненужных слов, учат пользоваться этим великим даром, имя которому – СЛОВО. И примером пожеланием тому могут служить слова Булата Окуджавы. (Звучит песня «Давайте говорить друг другу комплименты»)

 XVII.Прослушивание песни «Давайте говорить друг другу комплименты»

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "О великий и могучий русский язык!"

Цель :                    развивать интерес  к урокам русского    языка,  воспитать уважение к родному языку, ...

Викторина по русскому языку "Великий и могучий русский язык" для 5 класса.

Викторина по русскому языку "Великий и могучий русский язык" для 5 класса....

Паспорт проекта «Великий и могучий русский язык»

. Проект реализуется на базе Государственного казенного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургская школа- интернат  для детей, нуждающихся в длительном лечении&r...

Великий и могучий русский язык

Великий и могучий русский язык...

Сценарий праздника "Великий и могучий русский язык"

Сценарий праздника предназначен для проведения в коррекционной школе. Мероприятие способствует привлечению внимания учащихся к нарушению норм культуры речи, формирует навыки правильной речи....

Великий и могучий русский язык

Викторина по русскому языку в 5 классе....