Урок литературы в 7 кл. по рассказу Л.Андреева "Кусака"
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Емельянова Ирина Олеговна

На уроке использованы следующие технологии: личностно-ориентированные, дифференцированный подход, здоровьесберегающие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_kl_kusaka.doc156 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русской литературе            7 кла

Тема:

Л.Н. Андреев Кусака  «Мы в ответе за тех, кого приручили»

Ссылка

Календарно-тематическое планирование по русской литературе 7 класс, 3 четверть                                                                                    

Общие цели:

1. Главная цель – нравственное воспитание – восприятие чужой  боли, страдания через прозу, анализ рассказа «Кусака»;

2. Развитие устной и письменной речи через диалог;

3. Развитие творческих способностей;

4. Продолжить формирование умений аргументировать собственные высказывания; воспринимать альтернативные точки зрения.

Результат обучения

Учащиеся по окончании урока должны научиться:

  • узнать некоторые факты из жизни писателя;
  • найти ключевые эпизоды и фразы;
  • понять, что хотел сказать автор читателю;
  • найти свой смысл в этом рассказе;
  • выявить  идею,  которая заложена в этом произведении;
  • учиться проводить рефлексию;
  • достичь делового взаимодействия и слаженной защиты продукта.

Основные идеи

Рассказать кратко о писателе Л. Андрееве. Через рассказ «Кусака» приблизить детей к восприятию чужой боли через анализ произведения. Продолжать развивать устную и письменную речь через диалог, коммуникативные навыки через общение в группе. Через серию заданий развивать творческие способности учащихся, продолжить формирование умений аргументировать собственные высказывания.

Ресурсы

Индивидуальный маршрут.

Раздаточный материал иллюстраций и т.д.

Лист взаимооценки, который заполняет оценщик.

Действия учеников

1. Рассаживаются в группы.

2. Запись темы урока в тетрадь и объяснение смысла эпиграфов.

3. Формулируют цели урока.

4. Слушают информацию о писателе.

5. Пишут  предположения продолжения рассказа.

6. Читают свои работы и делают вывод.

7. Составляют дерево предсказаний (записывают свои версии и аргументируют свою точку зрения).

8. Отвечают на толстые и тонкие вопросы.

9. Составляют кластеры к словам: нравственность, безнравственность

10. Записывают ассоциации к слову собака.

11. Выполняют физминутку.

12. Составляют план рассказа.

13. Расставляют иллюстрации по порядку и записывают подписи к ним.

14. Выбирают и выписывают цитаты, пишут комментарий к ним.

15. Афишируют результаты своей работы.

16. Составляют синквейн, выбрав один из вариантов по желанию.

17. Каждый высказывает свое мнение по результатам урока.

18. Оценивают работу на уроке.

Действие учителя

1. Раздает при входе картинки для деления на группы.

2. Мотивирует для дальнейшей работы.

3. Наблюдает, слушает.

4. Рассказывает.

5. Наблюдает за выполнением.

6. слушает ответы.

7. Наблюдает за выполнением, выслушивает работы.

8. Задает вопросы и выслушивает на них ответы.

9. Наблюдает за выполнением и выслушивает ответы.

10. Выслушивает ответы по одному от группы.

11. Вместе с детьми выполняет физминутку.

12. Помогает в случае затруднения и выслушивает.

13. Наблюдает за выполнением работ.

14. Помогает в случае затруднения.

15. Выслушивает.

16. Наблюдает.

17. Выслушивает ответы групп.

18. Следит за оцениванием

Задания

Технологическая карта урока

I. Стадия вызова

II. Стадия осмысления

III. Стадия рефлексии

1. Прием «Мозговой штурм» (полемические цитаты)

2. Прием «Рассказ-предположение»

1. Прием «Дерево предсказаний»

2. Прием «Толстые и тонкие вопросы»

3. Прием «Составление кластера»

4. Прием «Ассоциации»

5. Составление плана

6. Прием «Перепутанные логические цепочки»

7. Прием «Двойной дневник»

1. «Составление синквейна»

2. Закончи предложение «устное интервью»

Деление учащихся на группы. Учитель раздает при входе картинки для деления на группы «Породы собак».

  1. Стадия вызова.

Прием «Мозговой штурм» (полемичные цитаты)

Задание 1. (работа в группах) Эпиграфы к уроку:

1. «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь...»            Антуан де Сент-Экзюпери.

      2. «Сердце в людях бывает слепое».

                                                                             А. Платонов.

       3.     … ты всегда  в ответе за тех,  кого  приручил…

                                                                        А. де Сент-Экзюпери

4. …В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо всё живое имеет одну и ту же душу, всё живое страдает одними и теми же страданиями…

Л. Андреев

Прочитайте эпиграфы к уроку и подумайте, о том, как вы понимаете высказывание, и о чём пойдёт речь на уроке. (работа в группах) (3 мин)

Слово о писателе.

Слайд

Андреев Леонид Николаевич родился 9(21) августа в городе Орле в семье чиновника. В шесть лет научился читать. Читал много, «все, что попадалось под руку». 
В 11 лет поступил в Орловскую гимназию, которую окончил в 1891 году.

Слайд

С раннего детства много рисовал, но так как в Орле не было ни школ, ни учителей, то «все дело ограничилось бесплодным дилетантизмом». В юности он не думал стать писателем.
В 26 лет окончил юридический факультет Московского университета. Андреев собирался стать присяжным поверенным, но неожиданно получил предложение от знакомого адвоката занять место судебного репортера в газете «Московский вестник». Получив признание, как талантливый репортер, через два месяца он перешел в газету «Курьер». Так началась литературная деятельность Андреева: он пишет репортажи, фельетоны, очерки.

Слайд

Первый рассказ «Баргамот и Гараська» (1898), напечатанный в «Курьере», понравился читателям и привел в восторг Горького.

Сюжеты многих произведений подсказаны жизнью, например,  сюжет рассказа «Петька на даче» (1899). В 1889-1899 годах появляются новые рассказы, в том числе «Большой шлем» и «Ангелочек», в которых показан интерес автора к случаю, случайности в жизни человека. Успех писателя был огромен, особенно среди молодежи. Андреева волновало отчуждение и одиночество современного человека, его бездуховность – рассказ «Город» (1902).

В 1904 году, в период начала  русско-японской войны, Андреев пишет рассказ «Красный смех». Безумие войны выражено в символическом образе Красного смеха.

Во время революции 1905 года Андреев оказывал помощь революционерам, за что был арестован и заключен в тюрьму. Однако он никогда не был убежденным революционером.
Его сомнения отразились  в его творчестве – пьеса «К звездам», рассказ «Так было».

В 1910-е годы ни одно из новых произведений Андреева не становится литературным событием. Последнее крупное произведение, написанное под влиянием мировой войны  и революции, – «Записки сатаны». Октябрьской революции Андреев не принял. Он понимает, что революция  породила разгул жестокости и насилия. Он жил в это время с семьей в Финляндии и в декабре 1917 года оказался в эмиграции. Андреев скончался 12 сентября 1919 года от сердечного приступа в деревне Нейвола в Финляндии.

Задание 2. (работа в группах) Прием «Рассказ-предположение»

- Ребята, какими словами заканчивается рассказ? Придумайте свой конец рассказа «Кусака». 4-5 предложений. (3 мин)

- Давайте их послушаем.          

- Делаем вывод: В основном вы придумали счастливый конец.

 

II. Стадия осмысления (реализация).

Задание 1. (работа в группах) Составление «Дерева предсказаний» 

(3 мин)

Леля вернётся за Кусакой                       Леля не вернётся за Кусакой

Задание 2. (индивидуально) Прием «Толстые и тонкие вопросы».

- Вот такой печальный конец рассказа «Кусака». Как вы считаете, почему Кусака воет?

- Что она, наверное, подумала о людях?

Задание 3. (работа в группах) Прием «Составление кластера» 

(5 мин)

Отношение к животным у Л. Андреева является одним из критериев нравственности. А как вы понимаете слово нравственность? Давайте подберём к этому слову слова – ассоциации.  Составим кластеры.

 

- Как поступили «добрые» люди по отношению к Кусаке?

- В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо всё живое имеет одну и ту же душу, всё живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни.

Задание 4. (индивидуально) Прием «Ассоциации»

- Ребята, сейчас напишите слова- ассоциации, которые возникают у вас при слове «собака». (2 мин)

Физминутка «Панда»

Задание 5. (работа в группах) Составление плана (5 мин)

         План

  1)   Жизнь Кусаки до встречи с  «добрыми людьми».

  2)   Как Кусака получила свое имя.

  3)   Дружба Кусаки с Лелей и другими   детьми.

  4)   Отъезд дачников.

  5)   Кусака снова одна.

 

Задание 6. (работа в группах) Прием «Перепутанные логические цепочки» (работа с иллюстрациями).

-Расставьте иллюстрации   по порядку, найдите  отрывки-подписи к иллюстрациям. (6 мин)

Задание 7.  (работа в группах) Приём «Двойной дневник» (5 мин)

                                                                 

 

                                                                   1 группа

Кусака

До

Кусака

После

Шерсть, висевшая рыхлыми, сухими космами и вечно покрытая засохшей грязью.

Шерсть очистилась, почернела
и стала лосниться, как атлас.

Не помня себя от страху, переметываясь, натыкаясь, мчалась, пряталась, зализывала ушибы и раны, копила страх и злобу, поджав хвост, убегала.

Расцвела всей собачьей душой, важно осматривала улицу вверх
и вниз, нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала, вертелась вокруг самой себя, уверенно и спокойно ложилась на своё место.

На собаку кричали и улюлюкали, ребята бросали в неё камнями
и палками.

Все собирались и хохотали, нарочно ласкали её.

                                                         

                                                  2 группа

Какой была Кусака?

Какой стала Кусака?

никому не принадлежала

не было имени

гонимая голодом

не помня себя от страху

натыкалась, мчалась

пряталась, не доверяла

зализывала раны

копила злобу

со злобой набрасывалась

злобно ворча

сквозь злобу

всей… душой расцвела

было имя

стремглав неслась

изменилась

длинная шерсть … стала

лосниться, как атлас

выбегала

становилась

важно осматривала

        3 группа

                          Цитата

                           Комментарии

«Она никому не принадлежала; у неё не было собственного имени…»

У собаки не было даже имени, в начале рассказа употребляется местоимение «она».

«С тех пор собака не доверяла людям,…а иногда со злобой набрасывалась на них и пыталась укусить…»

После встречи с мужиком-пропойцей, который обманул надежды собаки на ласку, она совсем одичала.

«Всею своей собачьей душою расцвела Кусака»

«…она ела очень мало, но и это малое изменило её до неузнаваемости…»

С приездом дачников жизнь Кусаки изменилась, она почувствовала себя нужной людям.

«Кусака долго металась по следам уехавших людей,…Там она проделала ещё одну новую штуку, которой никто, однако, не видал…»

Страх, оказаться опять одной, толкает Кусаку на отчаянные поступки.

                                                            

   4 группа

                          Цитата

                           Комментарии

«Зимняя ночь тянулась долго-долго, и чёрные окна пустой дачи угрюмо глядели на обледеневший неподвижный сад»

Кусаку окружает одиночество, пустота. Безрадостная жизнь бездомной собаки.

« Наступила весна, тихая дача огласилась громким говором, скрипом колёс…»

С приходом весны мир вокруг Кусаки оживает, раздаются звуки, дачники  обращают внимание на  бездомную собаку.

«Жёлтыми огнями загорелась осень, частыми дождями заплакало небо, и быстро стали  пустеть дачи и умолкать…»

Осенью всё замирает и жизнь на дачах. И  к Кусаке снова возвращается одиночество.

Последующее задание

Дифференцированное домашнее задание.

1.Напишите письмо Лёле. (Индивидуальное)

2.Написать рассказ о животном (собаке), используя свой жизненный опыт. (Индивидуальное)

3.Подготовить презентацию «Собака - верный друг и помощник человека». (Групповое)

4.Нарисовать иллюстрацию к рассказу «Кусака», сопроводив её цитатами из текста.

Последующее чтение

1 группа

Свободная стихия морская

1. Презентация о море (море в мифологии)

2. Наизусть 1 стихотворение о море (все учат )

3. Прочитать все стихотворения в учебнике и хрестоматии о море.

4. Выполнить анализ одного стихотворения о море.

2 группа

Лес, словно терем расписной…

1. Лес в фольклоре и т.д. (презентация)

2. Наизусть  1 стихотворение о лесе

3. Прочитать все стихотворения в учебнике и хрестоматии о лесе.

4. Выполнить анализ одного стихотворения о лесе.

3 группа

Степь да степь кругом…

1. Что символизирует степь (презентация).

2. Наизусть  стихотворение о степи кыыыыыыыы

3. Прочитать все стихотворения в учебнике и хрестоматии о степи.

4. Выполнить анализ одного стихотворения о степи.

4 группа

Лучше гор могут быть только горы…

1. Горы в мифологии (презентация)

2. Наизусть  стихотворение о горах.

3. Прочитать все стихотворения в учебнике и хрестоматии о горах.

4. Выполнить анализ одного стихотворения о горах.

Рефлексия урока

1. Приём синквейнов. (4 мин)

-Составьте синквейны, выбрав  один из вариантов по желанию.

          Кусака                     Лёля (дачники)

 2. Прием «Закончи предложение» (устное интервью)

- О чём думаете сейчас? (По кругу пускаем мягкую игрушку- собачку, и каждый высказывает своё мнение).

-- Я понял…

-- Я верю…

--Я подумал…

--Я узнал…

Оценивание

Оценивание деятельности на уроке оценщиком

ФИО учеников

1.

_____

2.

_____

3.

_____

4.

_______

5.

________

Участвует в распределении обязанностей в группе и выполняет свои обязанности

Предлагает идеи

Активно участвует в обсуждении группы (развивает, обобщает предложенные идеи, информацию)

Помогает участникам группы

Внимательно слушает и задает вопросы

Умеет вести обсуждение (вежливо возражает, добивается согласия по вопросам, вызвавшим споры)

Работает в группе, сосредоточившись на поставленном учебном задании

Общий балл

                                           

Самоанализ урока

Начиная анализ открытого урока, прежде всего, нужно спросить себя: удалось справиться с основной проблемой урока, заключающейся в необходимости сочетать фронтальные, групповые и индивидуальные формы обучения, воспитания и развития? Главное в том, что это сочетание оказалось продуктивным. Состав групп был подобран случайным методом.

Главная цель урока – нравственное воспитание – восприятие чужой  боли, страдания через прозу, анализ рассказа «Кусака»; а также развитие устной и письменной речи через диалог; развитие творческих способностей; продолжить формирование умений аргументировать собственные высказывания; воспринимать альтернативные точки зрения.

Урок проведен в классе с хорошо обученными детьми, имеющими достаточный уровень знаний, умений и навыков, с сформированным познавательным интересом. При разработке урока старалась учесть следующие особенности учащихся:

- потребность в познавательной деятельности,

- готовность выполнять разнообразные задания, особенно основанные на развитии индивидуальных способностей учащихся.

Исходя из особенностей класса и темы урока, обучающий аспект можно сформулировать так: обобщение у учащихся о прочитанном рассказе Л. Андреева «Кусака»; развитие навыков диалогического и монологического высказывания в учебно-научной сфере общения; взаимодействие в группе, развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно; обеспечивание гуманистического характера обучения, как приоритета общечеловеческих ценностей.

Учащиеся по окончании урока должны: узнать некоторые факты из жизни писателя; найти ключевые эпизоды и фразы; понять, что хотел сказать автор читателю; найти свой смысл в этом рассказе; выявить  идею,  которая заложена в этом произведении; прорефлексировать свою деятельность на уроке;

Перед началом урока провела комплектование групп по породам собак: чау-чау, еврохаунд, венгерский куас, афганская борзая. Получилось 4 групп по 4-5 человек. 

Для привлечения учащихся к занятию познавательной деятельности и поддержке интереса, напомнила правила работы в группе, к которым время от времени возвращалась в течение всего урока. В каждой группе были определены роли – командир, секретарь, хранитель времени и спикер. Для прозрачного обучения мною разработан маршрутный лист для групп.

Урок построен с использованием приемов развития критического мышления учащихся и состоял из трех основных стадий: вызова, осмысление и рефлексии.

На первой стадии, целью которой являлась активизация имеющихся знаний, пробуждения интереса к теме каждая группа  сама сформулировала тему нашего урока по эпиграфам к уроку и сумела преподнести ее всему классу. Самостоятельно сформулировав цели, они четко и ясно увидели, что должны освоить в течение урока, и к какому возможному результату прийти. А еще с целью активизации учащихся, мотивации для дальнейшей работы использую прием «Рассказ-предположение». Вот выдержки из детских сочинений: (продолжение рассказа)

  1. Когда Леля с родителями уехала, Кусака осталась одна. Она ходила по саду и ничего не замечала. Она даже забыла сторожить дачу. Собака выходила на дорогу и всё время ждала девочку Лелю. Но она не приезжала. Кусака смотрела на других собак и видела, что у них есть хозяева. Кусака вспоминала, как её ласкали, обнимали, играли с ней… Потом она бродила везде, но далеко от дома не уходила.

          А когда Кусака прибежала на дачу, она увидела людей. Из сада выбежала Леля и обняла собаку. ( Иванов Евгений, ученик 7 «Е» класс).

2.         Когда Леля и Кусака вышли на шоссе, начался сильный дождь. Вдруг пронеслась какая-то незнакомая машина, и Кусака, испугавшись, рванула обратно на дачу. Леля побежала за ней, но не нашла её.

            Из дома вышла мама с зонтиком.

-- Леля, поехали!

Но она молчала.

-- Леля, ты плачешь? Почему ты плачешь?

-- Мама, я никуда не поеду! Кусака убежала.

-- Пойдём, обойдёмся без неё!

Девочка, всхлипывая, пошла за мамой. Вдруг кто-то догнал её. Это была Кусака. Леля обрадовалась. Она уговорила маму взять собаку домой.

         ( Колесова Мария, ученица 7 «Е» класса).    

Хочется отметить, что у большинства детей был печальный конец.

С целью сохранения интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение к работе с текстом использую прием «Дерево предсказаний». По результатам данной работы дети уже стали думать иначе и отметил то, что Леля все таки вернется за Кусакой.

Обмен мыслями был достигнут через кумулятивную беседу. На этой фазе использовался методический прием «Толстые и тонкие вопросы». Было задано 2 толстых вопроса. 

- Дети говорили о том, что она плачет, ей плохо, она снова осталась одна, она никому не нужна…

- Дети с сожалением говорят, что Кусака  подумала, что люди жестоки, бессердечны, у них сердце слепое…

- Дети высказывают свои мнения: безнравственно, бездушно, жестоко…

- Собака – друг человека, верность, большое понимание, любимый друг, преданные глаза и др.

Прием «Составление кластера» - учит принимать различные точки зрения на вопрос,  договариваться, находить общее решение. Чтобы выработать умения отличать понятия нравственность и безнравственность друг от друга они должны были выполнить данную работу. Нравственность по их словам – это тепло, добро, сочувствие, нежность, любовь. А безнравственность – это камень, бессердечность, лед, холодное сердце, зло, жестокость.  Следующим заданием был прием «Ассоциации» к слову собака, выполнение данного вида работы воспитывает любовь и бережное отношение к животным.  

Затем проводилась физминутка, проведение которой способствовало снятию усталости у учащихся.

        С целью развития мыслительных навыков учащихся и обобщения полученных знаний запланировала составление плана к рассказу, учащиеся с этим заданием справились успешно. С целью развития детей логического мышления и внимания во время чтения произведения использовала прием «Перепутанные логические цепочки». Все группы работали активно, подтверждали иллюстрации строчками из текста, каждая группа справилась с данным заданием. Подобные задания помогают развивать коммуникативные способности учащихся. По моему мнению, именно применение коммуникативной компетенции на уроках литературы создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве. Без развития коммуникативной компетенции не может быть конкурентоспособной, толерантной личности, потому что, начиная со среднего звена, у учащихся формируются практические навыки.

Третья стадия – размышление, направлена на суммирование и систематизацию полученной информации, выработку собственного отношения и изучаемому материалу использовала прием «Синквейн». Вот некоторые работы:

1. Кусака

2. Бездомная, преданная

3. Привыкла, просила, выла.

4. Печальная участь бездомного существа.

5. Собака

1. Леля

2. Веселая, беззаботная

3. Приласкала, забыла

4. Девочка неискренне привязалась к собаке

5. Девочка

Так как итоги работы подводились на каждом этапе урока, то оценщик каждой группы подвел суммативную оценку за урок каждому члену своей группы и подробно прокомментировал ее.  Таким образом, дана оценка работы каждого ученика.

В конце урока был подведен итог работы над темой, проведена рефлексия, тем самым направив учащихся на обратную связь и использовала прием «Закончи предложение» (устное интервью). По кругу пускаем мягкую игрушку- собачку, и каждый высказывает своё мнение:

-- Я понял…

-- Я верю…

--Я подумал…

--Я узнал…

Ответ Сивяковой Ольги: я подумала, что моя собака сейчас голодна, и мне хочется её вкусно покормить, погладить, приласкать.

--Я подумала, как жаль Кусаку. Почему Леля так поступила с ней? (Севко Максим)

--Я подумала, что как много в мире зла.(Ботагоз)

-- Я подумала, что моя собака тоже дворняжка, как и Кусака. Ну и что? Она тоже добрая, умная. (Айгерим)

--Я понял, что тоже иногда свою собаку обижаю… (Владислав)

--Я понял, как я люблю мою собаку. (Анатолий)

--Я подумала, о том что мы должны быть в ответе за тех, кого приручили.(Элина)

-- Я подумала, что у Лели и у её мамы сердце слепое. (Кристина)

Домашнее задание к следующему уроку дано дифференцированно, каждому предложено выполнить вид работы по желанию.

Модель урока «Вызов – Осмысление - Рефлексия» задала не только определенную логику построения урока, но и последовательность, и способы сочетания приемов, которые дали возможность:

  • сформировать самостоятельное мышление учащихся,
  • раскрыть и совершенствовать творческий потенциал учащихся,
  • повысить познавательное отношение к прочитанному,
  • развить положительное отношение к заданиям творческого проблемного характера.

После ответов групп для создания условия эмоциональной открытости и доверия поощряли инициативу учащихся тремя хлопками.

На этом занятии мне удалось реализовать семь модулей Программы.

Школьники свободно выражали свое мнение, не опасаясь критики со стороны учителя. Все это помогло создать благоприятный психологический климат на уроке, который поддерживался самими формами групповой и парной работы, так как снималась тревожность, мнительность, нерешительность, в результате общение на уроке было продуктивным и качественным.  Создалась атмосфера открытости, доброжелательности, сотворчества и общения. Моя работа  была направлена на воспитание думающего ученика, способного работать и мыслить самостоятельно. Конечно, в классе есть ребята, которым не дается эта наука. Но я не увидела страха в их глазах, когда просила выполнить задания.

Поставленные цели к уроку достигнуты.

 Трудности, которые возникли в ходе урока:

  • из-за недостаточного развития коммуникативного умения (устного диалога) у некоторых учащихся возникают пока еще трудности в конструировании ответа на вопросы.
  • Не хватило времени на рефлексию и оценивание.

     

Лёля вернется за Кусакой        Лёля не вернется за Кусакой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературы: "Трагическая любовь в рассказе А.И.Куприна "Гранатовый браслет"

Методическая разработка урока по творчеству А.И.Куприна:Тема: «Трагическая любовь в рассказе Куприна «Гранатовый браслет»Аудитория: 2 курс профессионального училищаАвтор: Бирюкова Наталья Никола...

Урок литературы "Образ праведницы в рассказе А. И. Солженицына "Матренин двор"

Урок литературы в 9 классе по рассказу А. И. Солженицына "Матренин двор"...

урок литературы 6 класс по рассказу Ю.М.Леднёва

Тема урока:"Человек и природа в творчестве писателей-вологжан" ( по рассказу Ю.М.Леднёва "Пеструха")...

Конспект урока литературы по теме:"Особенности рассказа М.М. Зощенко "Галоша".

Материал содержит подробную разработку урока литературы в 6 классе по теме "Особенности рассказа М.М. Зощенко "Галоша" (по программе Т.Ф. Курдюмовой). Это урок изучения нового материала,...

Урок литературы в 8 классе "Рассказ А.П.Чехова "О любви"."

Урок литературы в 8 классе "А.П.Чехов. Очерк жизни и творчества писателя. Художественное мастерство Чехова – рассказчика. Рассказ А.П. Чехова «О любви» Цели урока: расширение представлений восьмик...

Урок литературы в 6 классе "Рассказы А.П. Чехова. Особенности стиля писателя на основе рассказа "Радость". Урок внеклассного чтения.

Одна из основных целей урока - обобщить и систематизировать знания об особенностях стиля пистеля. Учащиеся закрепляют знания о таких понятиях, как "юмор" и "сатира". Обучающие...