Пушкинские чтения
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

Коннова Наталья Борисовна

Данный методический материал  представляет актуальность ко Дню памяти великого русского поэта  А.С. Пушкина.  Мероприятие позволяет еще раз прикоснуться к поэзии великого гения, познакомиться с  неизвестными сторонами его жизни, судьбы, послушать  красивые стихи о Родине, о природе,  о любви.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pushkinskie_chteniya.docx16.33 КБ

Предварительный просмотр:

Пушкинские  чтения.  Дата проведения:  5 февраля 2013 года

Место проведения – актовый зал. Время проведения  -14.10

Зал украшен свечами с подсвечниками, портрет А.С. Пушкина,  портретная галерея поэта разных времен, выставка произведений, иллюстрации к произведениям А.С. Пушкина.

(На фоне музыки ведущий читает)

Ведущий .Пушкин-поэт и писатель бессмертный, единственный в своем роде. Стихи и проза Пушкина - живая красота. Он сегодняшний, современный и всем нам  нужный. Это не столько можно объяснить, сколько можно понять душой и сердцем, всем существом своим.

Я перечитываю Вас и восклицаю с нетерпеньем: Как дороги стихи сейчас  Я их читаю с жадностью и рвеньем…

(Стихотворения поэта  читают  под музыкальное сопровождение ученица 7 класса Банковская Даша, ученица 5 класса Бура Рита, ученица 6 класса Комиссарова Катя, Каракузова Айслу)

Ведущая. В томике стихов Пушкина мы находим больше мудрости и живой красоты, чем в южном мерцании звезд или в ритмическом прибое океана, в чистоте леса или в молчании пустыни.

Мы  чтить тебя привыкли с детских лет,                                                           И дорог нам твой облик благородный.                                                                  Ты рано смолк, но в памяти народной                                                                    Ты не умрешь излюбленный поэт.                                                                           Бессмертен тот, чья муза до конца                                                                      добру и красоте не изменяла,                                                                                   Кто волновать умел людей сердца,                                                                                    И в них будить стремленья к идеалу.                                                                         Кто сердцем чист средь пошлости людской,                                                            Средь лжи, кто верен правде оставался,                                                                  И кто берег ревнивый светоч  свой,                                                                         Когда на мир унылый мрак спускался.

( Стихи поэта  читают ученица 9 класса Полышева Оля,  ученики 8 класса Юнусова Зухра, Утигалиев Данияр, Ислямов Амир)

3.Время лечит многое, но не все. Даже   176 лет спустя, нам, не знавшим Пушкина лично, очень больно. Смерь Пушкина - это незаживающая рана всего народа.  ( «Смерть поэта» читает  Конушкалиева Анара уч-ся 10 кл)

Ведущий.Это неуемная боль, которая не проходит и не пройдет никогда.

В январе тридцать седьмого года               Прямо с окровавленной земли                                                                                Подняли тебя мы всем народом,                 Бережно, как сына понесли                                                                                     Мы несли тебя – любовь и горе-                 Долго и бесшумно, как во сне,                                                                                     Не к жене, не к дворцовой своре-              К  новой жизни, к будущей стране.

Ведущая. Проза Пушкина и стихи не могут заменить нам его. Он нужен нам сам, как человек, как личность, как совесть. С раннего детства мы с Пушкиным, с его сказками, уходим из жизни – с Пушкиным, так и не познав его до конца. 176 лет назад. Давно это или недавно. Давно! И все-таки недавно! Потому что всем больно.    

(Стихи читают ученики 7 класса Магомедов Максим, Комиссарова Аня, Павлова Саша,  ученик 5 класса Нам Кирилл)

Ведущий. Есть такие важные понятия, как долг, честь и память. Это категории нравственные, духовные, впрямую связанные между собой, и на их взаимосвязи основано высшее самосознание человека, его гражданская гордость, преданность родной земле, искренняя и горячая любовь к своему Отечеству, своей Родине. Эти понятия, сродни нам, гражданам 21 –го столетия. А.С. Пушкин так выразил эту мысль:                                              Два    чувства    дивно близки нам-                                                                           В них сердце обретает пищу:                                                                                Любовь к родному пепелищу,                                                                            Любовь к отеческим гробам.                                                                                 Животворящие святыни,                                                                                        Душа без них была б мертва,                                                                              Как    аравийская  пустыня,                                                                                   И как алтарь без божества.

( Стихи читают Бурмистрова Ирина, Починок Кристина, Шолохова Настя)

Ведущая. Со дня гибели А.С. Пушкина  исполняется 176 лет. Более полтора столетия. Огромный срок для человеческого сознания. Но разве мы не ощущаем сегодня Пушкина нашим современником? Разве можно говорить о его поэзии, как о литературе прошлого? Разве можно ограничить литературным влиянием его могучее воздействие на наш ум и наши чувства? К  Пушкину идем   всю жизнь, потому что его поэзия стала частью нашей жизни.        

  Если есть у наших душ бессмертье,                                                                  Должен Пушкина, для живых незрим,                                                                  Ну хотя бы только раз в столетье,                                                                     Побродить по улицам своим.

Ведущий. Лирика Пушкина- чудо русской поэзии. Она сочетает в себе высокую гуманность, глубину мысли, совершенство формы, которые так поражали и восхищали современников поэта, так и многочисленное поколения его читателей вплоть до наших дней. Вот послушайте

(Учащиеся 10 и 9 классов  читают стихи поэта)

Ведущая. В поэзии Пушкина пленяет его глубокая человечность, ее духовное изящество, благородство чувств и переживаний, глубина и ясность мысли. Будь то притча, будь то легенда, будь то поэма или повесть, везде поэт реалистичен, вольнолюбие, молодость, восторг подвигом друзей-декабристов, клятва верности делу. Верность декабристским идеалам не оставляла Пушкина  всю жизнь, он до конца бы другом декабристов, учеником и учителем.  Нужно было обладать редкой смелостью, чтобы в условиях Николаевской России написать стихотворение «Во глубине сибирских  руд». А.С. Пушкин вселил в декабристов  бодрость, силу духа, сознание высокого исторического подвига во славу свободы.

(Стих «Во глубине сибирских руд» читает  Исетова Амина)

Ведущий. В своей лирике и творчестве Пушкин говорил о самых больших и всегда волнующих вопросах о любви, о смерти, о судьбах народов, о прекрасном.

( «Я помню чудное мгновенье..»-читает  Катков Иван, « Я вас любил..»-читает  Резников Вадим)

Ведущая.Поэзия Пушкина это поэзия жизни. Прекрасное в природе и человеке, поэтически возвышенное и повседневное, будничное – все являлось достоянием и предметом его лирики, в которой сотканы и глубина чувств, и жизнеутверждающий оптимизм, и волнение радости, восхищение, гармония

(Звучит мелодия ведущий обращает внимание на портретную галерею поэта А.С. Пушкина, на выставку его бессмертных произведений)

Ведущий.  Как жаль, что стрелки часов неумолимо бегут, отсчитывая прекрасные мгновения. Хочется еще рассказывать и рассказывать, говорить и говорить об Александре Сергеевиче Пушкине. Мне, кажется, что и времени – то мало, целой жизни не хватит на то, чтобы до конца понять  гения чистой красоты. Что ж, наши пушкинские чтения  подошли к концу. Так и хочется воскликнуть: «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пушкинские чтения

Положение о Четвертом Открытом Республиканском творческом конкурсе "Пушкинские чтения"....

Пушкинские чтения

Положение о Четвертом Открытом Республиканском творческом конкурсе "Пушкинские чтения"....

Пушкинские чтения

В  день памяти  великого русского  поэта  А.С. Пушкина можно провести в школе Пушкинские чтения.  Сценарий рассчитан на 45 минут, в котором дети  ( с 5 по 10 классы включ...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 9 классе "Поэты пушкинской поры"

Цели урока: 1.Расширить знания учащихся о жизни и творчестве поэтов пушкинской поры.2. Проанализировать элегии «Мой гений» К.Н.Батюшкова, «Разуверение» Е.А.Баратынского3. Сопоставить э...

Сценарий конкурса чтецов «Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет…» на ежегодном фестивале школы "Пушкинские чтения"

Работа представляет собой сценарий конкурса чтецов на ежегодном школьном фестивале «Пушкинские чтения», который в 2013-2014 учебном году был посвящён 180-летию пребывания А.С.Пушкина в Казани.Сценарий...

Пушкинские чтения

Сценарий проведения Пушкинских чтений для 5-9 классов. Цель:популяризация творчества А. С. Пушкина, содействие раскрытию творческого потенциала учащихся, привлечение интереса к отечественной исто...

Сценарий проведения Пушкинских чтений для 5-9 классов

Цель:популяризация творчества А. С. Пушкина, содействие раскрытию творческого потенциала учащихся, привлечение интереса к отечественной истории и литературе. Задачи:- познакомить детей с жизнью и...