Человек в огне истории. Судьба Мелехова.
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Старовойтова Любовь Александровна

По роману Шолохова "Тихий Дон". "Человек в огне истории. Судьба Мелехова".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon melekhov.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 4»

Артемовского городского округа

Урок по литературе по теме:

«Человек в огне истории. Судьба Григория Мелехова»

(12 класс)

Л.А. Старовойтова,

учитель русского языка и литературы МБОУ ВСОШ № 4

Артемовский городской округ

Цель урока: продолжить знакомство учащихся с романом «Тихий Дон». Определить основные черты характера Григория Мелехова, выявить, в чём же заключается трагедия судьбы Григория. Раскрыть роль портрета героя в романе. Показать неизбежность трагичности судьбы Григория Мелехова, связь этой трагедии с судьбой общества.

Воспитывать у учащихся: миролюбие, бережное отношение к человеческой жизни, чувство собственного достоинства.

Методические приёмы: в комментированное чтение, беседа по теме, рассказ учителя.

Оборудование урока: фотографии Шолохова, открытки из эпизодов художественных фильмов, иллюстрации к роману «Тихий Дон» (художник Верейский).

План урока:

  1. Слово учителя.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Беседа по вопросам.
  4. Заключительное слово учителя.
  5. Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Слово учителя.

Герой романа  Григорий  Мелехов – представитель среднего казачетва. Тяжёлый крестьянский труд для него привычное дело. Григорий  - храбрый казак, но он ещё честен и совестлив, а также по-настоящему талантлив (становится хорунжием, стоит во главе дивизии). Его жизненный крах обусловлен тем, что сам герой слишком глубок и сложен для требуемого временем однозначного выбора.

  1. Проверка домашнего задания.

Каким Григорий  Мелехов представлен в начале романа? (беспечный, весёлый, трудолюбивый).

Как раскрывается характер Григория  Мелехова во взаимоотношениях с Аксиньей и Натальей в эпизодах I книги?

  1. Беседа по вопросам.

Почему Григорий  Мелехов отказывается от правды большевиков?

«Земли у нас – хоть заглонись ею. Вам больше не надо, а то на улицах друг дружку будут резать».  В действиях красной армии не видит равенства и справедливости: «Красную Армию возьми: вот шли через хутор. Взводный в хромовых сапогах, а «Ванёк» в обмоточках. Комиссара видал, весь в кожу залез: и штаны, и тужурка, а другому и на ботинки кожи не хватает». Жалованье говорят, что будет одинаково. «Из хама пан во сто раз хуже!... вылез в люди и сделается от власти пьяный и готов шкуру с другого спустить, лишь бы усидеть на этой полочке».

Отказываясь от правды большевиков, от правды белых, Григорий  Мелехов принимает активное участие в казачьем восстании. Он идёт защищать правду казачью. К чему же приводит этот путь?

В главе XXXVIII Григорий  сравнит себя во внутреннем монологе с «зафлаженным на облаве волком», далее Шолохов отмечает в герое «чувство дикого, животного возбуждения» и «звериный инстинкт». И после звучит беспощадная самохарактеристика героя: «Ха! Совесть!... я об ней и думать позабыл!»

Чем заканчивается эпизод рубки матросов?        

Что придаёт данному эпизоду особый драматизм?

(Ритм повествования : резкий, отрывочный, неполные предложения делают текст упругим и динамичным. Венчает эпизод резкий контраст поведения Мелехова: азарт атаки неожиданно обрывается тяжким раскаяньем, истерикой – о совести герой не забыл).

   Нравственный тупик, он думает: «Ему ли малограмотному казаку властвовать над тысячами жизней и нести за них крестную ответственность. А главное – против кого веду?  Против народа…Кто же прав?». Григорий пытается забыться в пьяном разгуле. Совесть толкает Григория на рискованные поступки. Он силой заставляет начальника тюрьмы отдать ключи, где томятся старики, женщины, дети, родные красноармейцев.

Какие сомнения закрадываются в душу Григория при встрече с полковником Георгидзе?  

После встречи с полковником Георгидзе Мелехов ощущает, что казачеств – игрушка в руках господ, которые хотят свергнуть советскую власть исключительно в собственных интересах. Мелехов разочарован. Огонёк в жизни – это любовь к Аксиньи, вспыхнувшая с новой страстью.

Какова роль портретных зарисовок в раскрытии духовного мира   Григория Мелехова в эпизодах 4-ой книги?

Шолоховский портрет героя при всей его живописности не является лишь изображением внешности, он отличается глубоким психологизмом, причём отражает психологию человека в развитии, отмечая происходившие в нём изменения

Какие изменения произошедшие с героем за 7 лет замечает его сестра Дуняшка?

«Ох, и постарел же ты, братушка!... Серый какой – то стал, как бирюк!»

Какие новые черты накладывает на героя служба в банде Фомина, в «последней войне» Григория?

«Аксинья всмотрелась в него внимательнее и только сейчас заметила, как изменился он за эти несколько месяцев разлуки. Что-то суровое, почти жестокое было в глубоких поперечных морщинах между бровями её возлюбленного, в складках рта, в резко очерченных скулах… И она подумала, как должно быть страшен он бывает в бою, на лошади, с обнажённой шашкой. Опустив глаза, она мельком взглянула на его большие узловатые руки и почему-то вздохнула».  

Какой один штрих подводит итог всей горькой, трагической судьбе Григория Мелехова?

«Мишатка испуганно взглянул на него и опустил глаза. Он узнал в этом бородатом и страшном человеке отца…».

Как раскрывается характер Григория Мелехова в эпизодах, связанных с бандой Фомина?

Участие в банде Фомина - не сознательный выбор, а результат безвыходности в той ситуации, в которую его поставила гражданская война. Григорий осознаёт, что дело Фомина проиграно, хочет уйти с Аксиньей на юг. Он в банде отважно ведёт себя в бою, пытается навести порядок в отряде, погрязшем в разврате и мародёрстве и из-за этого вступает в конфликт с Фоминым. Герой одинок. Недаром его сравнивают с бирюком (одиноким волком).

  1. Заключительное слово учителя.

В чём трагедия героя? Роман заканчивается не возмездием над Григорием, а гибелью Аксиньи. И здесь заключена невозможность простого человеческого счастья в эпоху жестоких классовых битв. «Чёрное небо», «чёрный диск солнца», когда померк дневной свет – таким предстаёт мир перед героем после смерти любимой женщины.

Трагедии Григория Мелехова придаётся космический масштаб. Здесь нет однозначной трактовки трагедии  героя. Но её истоками в большей степени является неразрешенный конфликт личности и эпохи, конфликт между человеком природным и человеком социальным.

  1. Домашнее задание.

Составить план «Судьба Григория Мелехова».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, "Человек в огне гражданской войны" ( по рассказу Толстого "Гадюка"), 11класс.

Данная  презентация к уроку  литературы по теме  "Человек в огне гражданской войны" ( по рассказу Толстого "Гадюка"), 11класс, профильный уровень....

Конспект урока по литературе в 12 классе «Основные темы и мотивы лирики Н.М. Рубцова-Родина-Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности».

Пояснительная записка: данная тема актуальна для учащихся- осужденных в нравственном аспекте, так как лирика Н.М. Рубцова заставит учащихся задуматься о своей жизни, поможет осужденным  «от...

презентация игрового урока по истории "Судьба героя и восемнадцатый век в России" в формате игры "За семью печатями"

Презентация игрового урока "Судьба героя и восемнадцатый век в России"  проводится в формате телевизионной игры "За семью печатями". Может использоваться как на уроках истории в 7-10 классах, так...

Презентация к Конспекту урока литературы. Тема: « М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины»

Презентация к Конспекту урока литературы. Тема:  « М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины»...

Сценарий интегрированного урока литературы и истории «Судьба поэта в годы репрессий».

Сценарий интегрированного урока литературы и истории «Судьба поэта в годы репрессий»....