Сценарий литературного вечера "Владимирскими просёлками Солоухина"
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

Данная методическая разработка включает сценарий литературного вечера, посвящённого жизни и творчеству В.А.Солоухина, его книге "Владимирские просёлки" и презентацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_vladimirskimi_prosyolkami_soloukhina.docx28.13 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Липенская основная общеобразовательная школа»

Литературный вечер

«Владимирскими просёлками»

 В.А.Солоухина

Подготовила

учитель русского языка

и литературы

 Пеконкина Н.Н.

Оборудование: компьютерная презентация, аудиозаписи владимирских рожечников и песни «Чета белеющих берёз», выставка книг писателя.

(слайд 2)

Ведущий 1:

Древняя Владимирская земля всегда была богата талантами. Писатель и публицист Владимир

Алексеевич Солоухин из их числа.

(слайды 3,4,5)

Ведущий 2:

В.А.Солоухин родился 14 июня 1924 г. в селе Алепино Собинского района Владимирской области. Семья будущего писателя обычная, крестьянская. Володя был у них десятым ребёнком. Родители воспитывали в детях веру в Бога, милосердие, доброту, трудолюбие, любовь к Родине, почтительное отношение к старшим.

(Ученик читает стихотворение Солоухина «Родник»)

(слайд 6)

Ведущий 1:

В 1938 - 1941 годах Солоухин учился во Владимирском авиамеханическом техникуме. Время это было военное, тяжёлое, голодное. О том, как трудно было выжить студенту Владимиру Солоухину в эту пору, мы узнаём из автобиографического рассказа «Каравай заварного хлеба», герой которого отправляется пешком за 45 километров (транспорт в военное время не ходил) в родное село, чтобы принести каравай чёрного хлеба из дома. Хотелось поесть самому и угостить хлебушком своих товарищей. Только благодаря собственному мужеству, терпению, силе воли он добрался до дома, а не замёрз в дороге. Но хлеб, который дала ему мать, паренёк так и не донёс. Ему пришлось отдать весь каравай жестокому и жадному водителю грузовика, который подвёз его до города.

(слайд 7)

Ведущий 2:

После окончания техникума в 1942 – 1946 годах будущий писатель служил в армии, а затем поступил в Литературный институт. Потом он 7 лет работал в журнале «Огонёк» корреспондентом. Постепенно Солоухин оттачивает своё профессиональное мастерство как поэт, готовит к выходу сборник стихов.

(слайд 8)

Ведущий 1:

В это время у писателя рождается мысль о пешем путешествии по родной земле. И 7 июля 1956 года Владимир Алексеевич, взяв отпуск, вместе с женой отправляется в путь по владимирским просёлкам. 40 дней длился этот поход. Пешком, от села к селу, от города к городу, полями, лесами, по берегам рек шли путешественники, встречая на своём пути много интересных людей, удивляясь неброской красоте природы родной Владимирщины, знакомясь с её историческим прошлым.

Ведущий 2:

И уже через несколько месяцев, в 1957 году, вышла книга Солоухина «Владимирские просёлки». А с ней пришёл к 33-летнему писателю первый успех. Со всех концов необъятной земли русской шли ему тысячи писем – это были отклики благодарных читателей. В 2012 году исполняется 55 лет первой публикации повести.

(слайд 9)

Ведущий 1:

Позже будут написаны другие книги: «Письма из Русского музея», «Чёрные доски», «Время собирать камни». В них писатель с болью рассказывает о разрушенных церквях и монастырях, об уничтожении икон, о разорении имений и усадеб, связанных с именами Александра Блока, Гавриила Романовича Державина, Сергея Тимофеевича Аксакова, поднимает острейшие, наболевшие проблемы спасения и восстановления гибнущих памятников отечественной истории и культуры.

(слайд 10, 11)

Ведущий 2:

В последние годы свое жизни Солоухин принимал деятельное участие в возрождении Храма Христа Спасителя в Москве. Он был председателем комитета по восстановлению этого уникального памятника культуры. И уже после смерти, в 1997 году, писатель удостоился по праву высокой чести: его отпевали в этом храме. Похоронен В.Солоухин в своём родном селе Алепино, на обычном сельском кладбище. На могиле писателя всегда живые цветы.

(слайд 12)

Ведущий 1:

В.Солоухин однажды сказал: «Я родился и вырос в небольшом российском селе под Владимиром. Родная природа, родная речь, родной образ жизни с детства, чтобы не сказать с рождения, питали меня. Но я считаю, что я родился не только в маленьком (в 40 дворов) селе, но просто в России…»

Сегодня мы пройдём вслед за своим земляком, писателем Солоухиным, его «Владимирскими просёлками».

(слайд 13,14)

Ведущий 2:

Открыв книгу «Владимирские просёлки» на первой странице, читаем: «Моральный долг перед Владимирской землёй, красивее которой (это я всегда знал твёрдо) нет на свете, потому что нет земли роднее её. Этот долг и желание увидеть её всю как можно подробнее и ближе» побудили писателя отправиться в путешествие, которое и началось 7 июля 1956 года от деревянного моста через реку Киржач. Место это от нас совсем рядом, в нескольких десятках километров, недалеко от г. Покров.

(Слайд 15)

Ведущий 1:

Писатель знал, что древняя Владимирская земля состоит из двух частей – Ополья и Мещёры, где жили древние племена: мурома, меря и весь (отсюда знакомые названия рек и городов: Муром, Суздаль, Нерль, Пекша, Клязьма). Нам с вами довелось жить в древнем Ополье, обойти которое и решил писатель. Много интересного узнал и увидел он за время путешествия. Каждый километр пути, описанный Солоухиным, рассказывает о какой-то из сторон жизни деревни и города середины XX века, их жителях, а также об истории древней Владимирщины.

(слайд 16)

Ведущий 2:

Вот село Воспушки, «длинное, построенное в две улицы». Оказывается, здесь были большие старинные пруды, зарастающие травой, кувшинками, осокой. А по их берегам – развесистые деревья. Когда-то давно тут, в Воспушках, жил барин, который и устроил эти пруды с водопадами, беседками и лебедями. А в парке у него деревья были собраны со всего света, 60 видов. Солоухин с болью пишет о том, что некому теперь вычистить пруды и парк и вернуть земле и людям красоту.

Упоминается в книге и ещё одно соседнее с нами село – Караваево: «Дома всё каменные да каменные: было раньше Караваево торговым селом».

(слайд 17)

Ведущий 1:

На пятый день добрались путники до реки Пекши. «…вот впереди сверкнула затуманенная река, а за ней запереливались красками уходящие в далёкую даль луговые просторы». Оказалось, что неподалёку находились фамильные склепы графов Апраксиных и князей Воронцовых, но они были разорены. Случайно встретившийся путешественникам молодой парень рассказал историю, одновременно забавную и печальную: «Пошли слухи, что в склепе сам фельдмаршал Воронцов при золотой шпаге. И однажды нашлись приезжие кладоискатели – раскопали ночью землю и натолкнулись на кирпичную кладку, а за ней была железная кованая дверь в замках. Действительно, лежал в склепе сам фельдмаршал Воронцов. Остались от него эполеты, ботфорты и шпага, но, увы, стальная. Приехавший милиционер эполеты и шпагу забрал, а ботфорты долго валялись, и деревенские мальчишки примеряли их на свои ноги».

(слайд 18)

Ведущий 2:

Пробираясь лесными тропами, проходя мимо маленьких деревень и сёл, Солоухин со спутниками оказались в городе Кольчугино, славившемся своими предприятиями. На одном из них, раньше медеплавильном, а ныне заводе цветных металлов, изготавливали замечательные по красоте изделия из мельхиора: посуду, столовые приборы, которые были настоящими произведениями искусства.

Ведущий 1:

Но вот что беспокоило писателя после посещения этого города: в его окрестностях и даже за много километров от города не было в реках ни одной рыбины. Заводские воды стекали прямо в реку Пекша, и там была «чёрная земля, зловонная чёрная вода».  С болью в сердце Солоухин пишет: «Мы спим, занимаемся своими делами, а в это время и день, и ночь сотни тысяч ядовитых потоков беспрерывно хлещут в светлые рыбные реки, убивают всякую жизнь! Неужели так и будет продолжаться это преступное безобразие?»

(слайд 19)

Ведущий 2:

Вот наконец добрались путники до древней дороги Стромынки, по которой ездил сам Иван Грозный в суздальские монастыри. Дорога эта вела к городу Юрьев-Польскому, основанному Юрием Долгоруким на месте слияния двух рек: Колокши и маленькой речушки Гзы. В старину «это был город овса и кожи, сена и колёсной мази, мучных лабазов и рогожных кулей».

(слайд 20)

Ведущий 1:

Недалеко от Юрьев-Польского есть село Глотово. Ещё в городском музее Солоухину посоветовали: «Идите в Глотово, опишите церковь, сохраните её». И вот что увидели путешественники: «… в окружении могильных крестов и деревьев, дошедшая из тьмы времён, пришедшая сразу из всех сказок, стояла деревянная церковка … она чем-то напоминала избушку на курьих ножках». Церковь эта разрушалась. Жители села Глотово говорили: «Если никто не возьмётся, то церковь продержится разве что десяток лет, а потом развалится. А ведь построена она в XVII веке». Через год после этого Глотовская церковь была перенесена в Суздаль, и не последнюю роль в этом событии сыграла книга В.Солоухина.

(слайд 21)

Ведущий 2:

Из села Глотово путь продолжался в другое село с ласковым женским именем Симы.  Здесь в 1812 году, после ранения под Бородино, умер великий русский полководец Багратион, не перенеся известия о том, что Москва сдана французам.

(слайд 22)

Ведущий 1:

Кто же не слышал в России о знаменитых владимирских рожечниках! Знал о них и Солоухин. Да вот как они играют, слышать не приходилось. Путь писателя проходил через село со странным названием Кобелиха. В этих местах, пишет Солоухин, и живут прославленные владимирские рожечники. Но мало осталось тех, кто владел бы этим искусством…

Ведущий 2:

 Рожечники были пастухами. Без рожка «поди докажи, что хороший пастух… Заведёшь на зорьке «Коробочку» или пожалостливей чего, - по росе далеко раздаётся. Бабы сейчас просыпаются коров доить…».

Ценились рожки пальмовые. Звуки, льющиеся из этой деревяшки, могли изумлять заграничный люд (ездили и в Лондон владимирские рожечники), заставили плакать М.Горького, потому что по окраске звука, по его колориту и своеобразию нет больше ничего, подобного этому.

(слайд 23)

Ведущий 1:

Следующим на пути был город Суздаль. Город этот «древнее иных русских городов», в том числе и Владимира, не говоря про Москву. Когда он возник, в точности неизвестно., как и неизвестно, почему он называется Суздалем. Первое упоминание о нём в древних летописях было 1024 году.

(слайд 24)

Ведущий 2:

Суздаль – памятник древнерусской архитектуры под открытым небом. Славится он замечательными творениями древних мастеров.

Собор Рождества Богородицы в XIII веке строили киевские мастера, но не учли сырого северного климата и морозов, и собор упал. Восстановлен он был в XVI веке. Ворота собора, окованные медью, чёрные, как уголь, украшены золотой росписью, которую делают один раз на вечные времена. Ворота уцелели от Батыева разорения, и это считалось церковным чудом.

(слайд 25)

Ведущий 1:

Покровский монастырь в Суздале любил Иван Грозный и часто бывал здесь. В этом монастыре есть гробницы, где похоронены вдова сына Ивана Грозного, которого он сам убил, пятая жена царя, царица Анна, которую отравили ядом, дочь Бориса Годунова Ксения, она тоже оказалась в монастыре не по своей воле. Мрачная слава у Покровского монастыря…

(слайд 26)

Ведущий 2:

В Суздале в Спасо-Ефимовском монастыре похоронен князь Дмитрий Пожарский, один из организаторов народного ополчения 1611 года, соратник Кузьмы Минина. Долго не знали, что там находится его могила. Только  в 1852 году была вскрыта гробница, где нашли остов престарелого человека в шёлковом саване с остатками дорогих боярских украшений. Это были останки Дмитрия Пожарского.

Ведущий 1:

Здесь же, в Спасо-Ефимовском монастыре, императрица Екатерина II учредила политический изолятор. Это держалось в тайне. Заключённые помещались в маленьких камерах с окошком во двор, но они даже не догадывались, где находятся. Здесь, просидев долгие годы, сошёл с ума декабрист Шаховской, одну из камер подготовили для Льва Толстого, но царь вовремя понял, что царь не поместился бы в тюремную камеру.

(слайд 27)

Ведущий 2:

Далее путь В.Солоухина и его спутников лежал в Мстёру, большой, прославившийся своими ремёслами посёлок. Мстёра раньше была вотчиной князей Ромодановских. Главным ремеслом её жителей было иконописание. Благодаря этой слободе и пошло по Руси крылатое выражение «владимирские богомазы».

Ведущий 1:

Позже зародилось в Мстёре новое ремесло – мстёрская лаковая миниатюра. Ремесленники стали расписывать шкатулки, ларцы, броши, медальоны. По всему свету славятся изделия мстёрских мастеров-живописцев.

(слайд 28)

Ведущий 2:

Подходило к концу путешествие. Но закончить поход по Владимирскому ополью Солоухин решил в городе Вязники, куда поплыл по Клязьме на пассажирском пароходе из Мстёры.

Ведущий 1:

Есть три предположения, почему город Вязники так называется. Вот одно из них: на высокой горе располагался г. Ярополч, и жил там будто бы князь Кий. Поехал он на Клязьму охотиться и увяз в болоте. Горожане увидели беду князя и, стоя на безопасной высоте, дружно скандировали: «Вязни, Кий, вязни, Кий!» Отсюда и пошло название Вязники.

Ведущий 2:

Вторая версия приписывает название города непролазной грязи (вязи), которой раньше славились улицы города.

Но наиболее правильное толкование, что название пришло от вязов, которых много и теперь ещё и в самом городе, и в его окрестностях.

(слайд 29)

Ведущий 1:

Город Вязники славится своей знаменитой владимирской вишней, которую завезли сюда лет 400 назад будто бы из Греции. Из поколения в поколение постигали дело вязниковские садоводы. Вот, например, как они определяли будущий урожай: «В декабре ломали в морозном саду вишнёвые ветви и ставили в бутылки с водой, а горлышки заливали воском. Через месяц … во всех вязниковских домах расцветали белые майские цветы». По ним и определяли, какой будет урожай.

(слайд 30)

Ведущий 2:

В Вязниках завершилось путешествие Владимира Солоухина по Владимирской земле. Заканчивая книгу «Владимирские просёлки», он пишет: «Грустно было уезжать с родной земли, которую за сорок дней пути мы полюбили ещё больше».

Ведущий 1:

В повести «Владимирские просёлки» раскрывается тема малой Родины, а тема большой Родины звучит в песне «Чета белеющих берёз», написанной на стихи В.Солоухина.

(Звучит запись песни)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Романса трепетные звуки" (Век нынешний и два минувших)

Сценарий литературно-музыкальной композиции может быть использован во внеурочной работе с учащимися среднего и старшего возраста...

Сценарий литературного вечера "Лирика Сергея Есенина"

Сценарий литературного вечера, посвященный творчеству русского поэта Сергея Есенина, будет интересен творческим учителям литературы и их ученикам.  Судьба поэта в его стихах - так можно коротко с...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Презентация к литературному вечеру "Владимирскими просёлками Солоухина"

Данный материал может быть использован как мультимедийное сопровождение на литературном вечере "Владимирскими просёлками Солоухина", посвящённом жизни и творчеству писателя и его книге "Владимирские п...

Сценарий литературной зарисовки "Плат узорный" в рамках творческого проекта "Литературная гостиная"

Данная литературная зарисовка "Плат узорный" была подготовлена в рамках творческого проекта объединения "Школьный Театр" МБОУ "СОШ с. Горнозаводска Невельского района Сахалинс...