Сценарий литературного вечера, посвященного учителю школы, поэту, члену Литературного общества "Мещёра" Царёву Николаю Владиславовичу
методическая разработка (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Гарнист Любовь Евгеньевна

В сценарий вошли стихи учителя Царёва Николая Владиславовича.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_literaturnogo_vechera.docx29.08 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                  Сценарий  литературного вечера в 11 «В» классе, посвящённого

                                                       юбилею учителя школы, поэту

                                                      Царёву Николаю Владиславовичу.

1 вед.

Как-то раз, под окном, на завалинке сидя,

Внук у деда спросил: «Что такое Россия?»

Дед ответил ему не мудрёно, не строго:

«Пусть расскажет  об этом тебе та  дорога»

Он пошёл по дороге, слова смысл понять силясь

И понять не сумел, что такое Россия.

2 вед.

Тут услышал он звон - где-то травы косили

«Может, скажет косарь, что такое Россия.

Его встретил косарь взглядом долгим и добрым

«Ты спроси у ручья, что течёт за пригорком!».

Он к ручью наклонился плеск воды понять силясь

И не смог вновь узнать, что такое Россия!»

1 вед.

«Тракторист, может,  скажет он ведь добрый и сильный.

Может он мне подскажет, Что такое Россия?

И сказал тракторист удивлённому крошке:

Ну-ка в землю, сынок, окуни-ка ладошки!

Чуешь, как она дарит своей теплотою?

Тебе скажет земля лучше деда со мною.

2 вед.

Он к земле наклонился, огорчённый, усталый

Колыхались над ним золотистые травы.

И склонилась над ним вся большая Россия:

Небо, солнце, и речка, как мама красивая.

Голос птицы лесной по лугам раздавался.

И счастливый мальчишка земле улыбался.

1 вед.

  В соответствии с Указом Президента Российской Федерации 2015 год   объявлен Годом литературы.  Русская художественная литература - вершина письменной культуры и культуры речи русского народа, ее нравственный, духовный, эстетический и философский кладезь. Национальные литературные произведения, ставшие мировым достоянием, отражают богатство и разнообразие русской культуры.

2 вед.

Сегодняшний литературный вечер мы посвящаем человеку, который имеет непосредственное отношение к литературному творчеству, тому самому мальчишке, теперь  педагогу нашей школы, члену литературного общества «Мещёра», поэту Царёву Николаю Владиславовичу.

2 вед.

Литература - это "учебник жизни", как называл ее Чернышевский.  Она обогащает наши знания о жизни, развивает в человеке чувство прекрасного, воспитывает патриотизм, учит  видеть и понимать красоту самой жизни и красоту художественного слова, литературных образов, картин жизни, которые создает писатель. Развивает в нас чувство любви к своей малой родине

Хорошо, что я живу в России.

Хорошо, что я живу в России.

Хорошо, что я родился тут.

Здесь  таки, облачные сини

По-есенински «глаза сосут».

Здесь такие пушкинские Маши!

Здесь толстовские Наташа и Андрей.

Знаю, нет моей России краше.

Хорошо, что я родился в ней.

Здесь обычаи и нравы древни.

Здесь погосты брошенные есть.

Здесь такие бедные деревни…

Хорошо, что я родился здесь.

Здесь так на разрыв души горюют,

Получив о близких злую весть.

Здесь с душою пишут и воюют.

Хорошо, что я родился здесь.

Хорошо. Что я живу в России.

Хорошо, что я сюда попал.

Ну, а если б жил я не в России.

То стихов бы точно не писал.

2 вед.  Николай Владиславович родился в Красноярском крае. Поля, леса, солнце, небо – всё, окружавшее его,  до боли волновало с детства.

1 вед.

Картины детства моего ( читают Никитин В.,Коротков П.,Маткаримов Л. 11в)

 

Я рос как все, не лучше и  не хуже

Был непослушен, иногда грубил.

И как по - утру, босиком по лужам

Я бегал с другом, то же не забыл.

В деревне рос, весь я деревенский.

Я вне её себя не представлял.

И криком громким и до боли резким

Вон тот овраг и речку оглашал.

Вон тот овраг с орешником по склонам!

Теперь уж речка ивой поросла.

У бани нашей лавка в землю, словно

Навечно, как в историю вросла.

На ней, когда-то, нагулявшись вдоволь,

Какие могут быть у детворы дела!

Присядем, словно птахи на заборе,

Щебечем – вот ведь жизнь была!

И так до ночи, никакой заботы!

Мать поругает, разве ж то беда!

Отец вот-вот придёт домой с работы.

Покушаем и на реку Айда..!

Костёр у речки быстро разгорится,

И сучья словно выстрелы трещат.

На плечи ив туман плащом ложится,

Лягушки на пруду заброшенном ворчат.

Вокруг костра тепло, светло и мило,

А дальше темнота , и страх в душе растёт.

Кольк, вдруг мертвец поднимется с могилы

И к нам сюда погреться подойдёт?...

И страшно и смешно;

друг к дружке жмёмся ближе,

Уж не до рыбы, только б ночь прошла.

Костёр так горячо нам пятки лижет

И неизвестностью пугает мгла.

Огонь взметнётся, всё вокруг осветит:

Сады и ивы, дальние пруды…

А что, братва, - Серега вдруг ответит-

Махнём отсюда прямо по грибы!

Ну по грибы так по грибы- не зря же

Сюда тащились, не жалея ног.

«Эх, вы, растяпы!- громко кто-то скажет-

У Серого совсем сгорел сапог!

Сгорел совсем сапог, вот это штука!

Ругаемся, галдим наперебой.

Беда, которая постигла друга,

 вдруг обернётся общею бедой.

Что ждёт его, мы все примерно знаем…

Убитого, с поникшей головой,

Его на казнь мы, словно, провожаем

Вдоль всей деревни, прямиком домой.

Все ждём его, никто из нас не в праве

Сейчас оставить друга одного…

Вот вам картинка в простенькой оправе

Из золотого детства моего.

Я рос как все - не лучше и не хуже.

Был непослушен, грубым иногда.

Но своё детство, где друзья и лужи

Я не забуду никогда.

2 вед.

… Чтобы вновь по планете

Метели войны не мели

Людям память нужна,

Как бы трудно им не было с нею.

Людям память нужна,

Чтоб беду отвести от Земли,

И вставая за это

Станем зорче, сплочённей, мудрее.

1 вед.

9 мая страна отметит  Семидесятилетие  Великой Победы.  С  того памятного дня 1945 выросли новые поколения. Для нас Великая Отечественная – далёкая история. Но есть совесть и долг перед погибшими и пережившими войну. И это не позволяет нам забыть эту героическую и трагическую страницу летописи нашего государства.

2 вед.

Светлой памяти своих  дедов, тружеников тыла

  Царёва Павла Фёдоровича

И  Теслова Максима Васильевича.                              

В войну мой дед не брал винтовки,

Не знал лихой атаки дым.

Его из паровозной топки

Вытаскивали чуть живым.

Он офицерского мундира

И портупеи не носил.

Но хлеба чёрного и сыра

Голодным детям приносил.

И тот паёк наград всех выше

Пусть  и достаточно был мал

Он, словно божья помощь, свыше,

Голодным детям жизнь спасал.

Дед на посту своём бессменном

Скалой гранитною  стоял

И фронт, и тыл  одновременно

Собой надёжно прикрывал.

И в зной и в дождь, и при морозах,

Теряя память от жары,

 Латал он топки в паровозах

И прогоревшие котлы.

Потом глядел, глотая слёзы

Из-под руки, издалека

Когда для фронта паровозы

Везли орудья и войска.

Нет, деда лавры не смущали

Держался крепко он в седле.

Когда же умер, замолчали

Орудия на всей Земле.

Танец «Прощание»  исполняют учащиеся 11-х классов

1 вед.

Случай на войне ( читает Данилова Л. 11в)

Случай, а быть может и судьба.

Трудные военные дороги.

Сел солдат на кочку у пруда

Подмотать портянки, тёрли ноги.

Сапоги ещё по ходу скинул,

Рядом аккуратно всё сложил.

Только… оказалась кочка миной,

Что минёр немецкий заложил.

И сидеть бы было, бедолаге

До победы, в общем до конца…

Тут с трофейным появились флагом

Два разведчика, два молодых бойца.

Что к чему на месте оценили,

Опытные, что и говорить.

 Всё с себя стянули и скрутили,

Вот тебе и Ариадны нить.

К  древку знамя крепко притянули.

В Руки сунули бойцу:  Держи, браток!

Отошли подальше и рванули…

Грохот, гарь и на зубах песок.

А потом смеялись и шутили,

Не боясь ни смерти, ни врага.

А над бывшей кочкою парили

Две портянки и два сапога.

Долго помнил случай тот не детский-

Живы все остались в этот раз.

Так от страшной мины флаг немецкий

Русского солдата в поле спас.

Да и разве же испортит мина настроение,

Коль рядом смерть прошла?

А медаль «За взятие Берлина»

Где-то  впереди ещё ждала.

Случай, а быть может и судьба.

Трудные военные дороги.

Сел солдат на кочку у пруда

Подмотать портянки – тёрли ноги…

2 вед.

Пути – дороги Николая Владиславовича   похожи на дороги многих его ровесников.  Особенным  стало   его восприятие мира. Природа заставляла петь  душу. Эти песни рождали  стихи.

1 вед.

Над землёй зари полоска. ( Читает Солнцева Д. 11в)

Над землёй зари полоска.

В небе звёзд погасли свечи.

Озорной туман берёзку

Ласково обнял за плечи.

Ночь с полей уходит тихо.

А рассвет всё ближе, ближе.

В молодой траве лосиха

Сонного лосёнка лижет.

Тонкой линии дороги

Очертание  яснее.

Нервный пульс, как знак тревоги

Дрожью по лосиной шее.

У неё одна забота;

Что б, пока туман, пораньше

Увести его к болотам

От беды случайной дальше.

И уйдут в тумана тесто.

Но легла на сердце жалость,

Что совсем немного места

Для зверей в лесу осталось.

2 вед.

 Посмотри на мир огромный,

Он изменчив, многолик.

Видеть мир, где все живём мы,

Всяк  по-своему привык.

Гусь – Хрустальный стал для Николая Владиславовича  родным городом, а Мещёрский край вдохновил на удивительные стихи.

1 вед.

Поднялась журавлиная стая. Читает Макарова В. 11в)

Поднялась журавлиная стая

 от остывших туманных болот.

И упруго крылами взбивая

 встречный ветер, над лесом плывет,

Над дорогами  и над берёзками.

Над Селимовым полем и Вёшками.

До свиданья, мои журавли!

Спойте там, в стороне своей дальней.

Про лесные озёра зеркальные.

И о том, как живёт, что сегодня поёт.

С лавный город стекла  Гусь-Хрустальный.

Улетает торжественно стая,

Оставляя привычным свой быт.

И решенье своё оглашая,

Над Мещёрою древней летит.

Над церквушками и над кладбищами,

Над  Анопиным и над Полищами.

До свиданья, мои журавли.

Спойте там, в стороне своей дальней

Про лесные озёра зеркальные.

И о том, как живёт, что сегодня поёт.

С лавный город стекла  Гусь-Хрустальный.

Скоро в дом твой метели ворвутся.

Не узнать ни небес, ни земли.

Но с весною, Мещёра, вернутся.

На болота твои журавли.

Пролетят над родными пенатами.

Над Федотовым или Акатовым.

Я приветствую вас, журавли.

Спойте нам о стране вашей дальней.

Про лесные озёра зеркальные.

И о том, как живёт, что сегодня поёт

Славный город стекла Гусь-Хрустальный.

2 вед.

1977 год  Окончил среднюю школу. Тогда же попробовал себя в качестве поэта

1 вед.

1977 год  Студент факультете иностранных языков ВГПИ  города Владимир

Здесь первые пробы пера – писал песни и был их первым исполнителем

Стал лауреатом областного конкурса патриотической песни

2вед.

1980 год «Песня о мире» стала лауреатом Сочинского  фестиваля агитбригад. Написан Гимн  факультета иностранных языков  ВГПИ

1 вед.

1982 год Окончил институт и по настоящее время работает учителем иностранного языка.

2 вед. Николай Владиславович награждён

  • 2013 г.  Диплом 2 степени  на конкурсе  «Фатьяновская  весна» г. Вязники
  • 2013г.  Грамота участника конкурса « Вспомним, ребята, мы Афганистан!»г Гусь-Хрустальный
  • 2013г.  Диплом  3 степени в конкурсе «Россия, Русь! Храни себя, храни!» г. Рязань
  • 2013г.  Диплом участника 6 фестиваля «Поэзия – моя держава!»
  • 2013г.  Диплом лауреата 3 степени в  фестивале «Фатьяновская  весна»
  • 2015 Диплом лауреата 1степени фестиваля «Фатьяновская весна»

2 вед.

Вспомним Фатьянова.

А за Клязьмой просветлели дали. (Читают Круглова Д., Сорокина Д. 11в.)

Наступают солнечные дни.

Ждёт душа чтоб снова зазвучали.

Тёплыми ночами соловьи.

Воздух светлой радостью наполнен.

Слышен шум весны издалека.

В эти дни, друзья, давайте вспомним

Нашего поэта-земляка.

Вспомним как на солнечной поляночке

В ожиданье  милой нежных слов.

Русый парень на своей тальяночке,

Что-то там играет про любовь.

Или на коротком как привале,

Позабыв, что тут идут бои.

По ночам солдатам распевали,

Растревожив сон их, соловьи.

И от этих песен ли, – кто знает?

От того ль огарочка свечи?

Разгорелся в день Победы, в мае

Тот салют над всей страной в ночи?

Память ничего не забывает.

Время для всего ведёт свой счёт.

А фатьяновские песни с нами -

Вся страна их знает и поёт.

Ну и пусть другая в нас порода,

Всё меняется и мысли и слова.

В нём, в Фатьянове, душа всего народа.

Мы живём, пока она жива.

1 вед.  

        Нельзя не согласиться со строчками этого стихотворения Николая Владиславовича. Действительно, мы живём, пока живёт в наших душах любовь к Родине, к родному слову, которое щедро дарит нам наша литература, великое наследие классиков.

1 вед.

Рождение любви(  Матвеева А. 11в)

Весна и ночь что может быть прекрасней

Две звёздочки во тьме зажглись.

Две жизни, две судьбы, две страсти

Под их сиянием сошлись.

Остановились удивленно,

в глаза друг другу заглянули,

Как будь то,  спали очень долго.

И только вот сейчас проснулись.

Глаза горячие, как лава, сердца горячие как лава.

Сама природа удивилась - нет на земле прочнее сплава.

Чем сплав из двух сердец влюблённых.

Чем сплав двух судеб очень разных.

Чем сплав надеждой  окрыленных.

Чем сплав стремлений двух прекрасных.

Чем сплав двух душ обожествлённых.

1 вед.

Песня на слова Н.В. Царёва  « Пётр с Февроньей»

Исполняет Н.В. Царёв. Данилова Л.11 «В» (далее небольшое выступление поэта)

Пётр с  Февроньей.

За Окой открылись дали.

Над Окой – колокола.

Здесь когда-то, по преданию

Пара русская жила.

Здесь садились на крылечко,

Иль на берег над Окой.

Пётр с Февроньей, два сердечка,-

Символ верности людской.

Время над Окой летело:

Не минёшь чему и быть.

Только время не сумело

Пару эту разлучить.

И с судьбою этой пары

памяти связует нить.

Пётр с Февроньей

 Научите нас молиться и любить!

Над красавицей Окою

Зори новые встают.

По Приокскому раздолью

Двое рядышком идут.

И чего б им не сулила

Жизнь, судьба не будь к ним зла.

Пётр с Февроньей, протяните

К ним любви своей крыла

За Окой открылись дали.

Над Окой – колокола.

Здесь когда-то, по преданью,

Пара русская жила.

2 вед.

Слово гостям

1 вед.

Николай Владиславович кроме немецкого языка  преподаёт французский язык. А в настоящее время изучает  китайский язык. В подарок ему стихотворение на французском языке читает Дубкова Настя. 11 «В»

2 вед.

    В подарок поэту мы преподносим сборник его стихов, который создали учащиеся 11 «В» класса. Редактор Лычагина Полина. Надеемся, что творчество нашего педагога – поэта будет интересно педагогам и учащимся школ нашего города, ведь любовь к литературе, к родному слову Николай Владиславович передаёт нам  через свои стихи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературного вечера, посвященного творчеству М.А.Шолохова "Льется песня над Доном..."

Предлагаемый сценарий может быть использован как в учебной работе при изучении творчества М.А.Шолохова, так и во внеурочной работе....

Сценарий литературного вечера, посвященного 190-летию со дня рождения Н.А.Некрасова «КЛЯНУСЬ, Я ИСКРЕННО ЛЮБИЛ!»

Время ли говорить о поэте, чьё творчество, будем откровенны, сегодня почти забыто и мало читаемо?.. Но, если мы хотим быть великой нацией, мы должны помнить и знать свою историю и культуру, значимой ч...

Сценарий литературного вечера, посвященного творчеству В.Шекспира.

Необходимо было донести до наших современных детей, увлеченных японским аниме, заполонившими телеэфир Симпсонами и другими сомнительными героями, казалось, такого далекого и несовременного Шекспира. Х...

Сценарий литературного вечера, посвящённого судьбе чувашского поэта Михаила Сеспеля

Материал приводит краткие биографические сведения о жизни М. Сеспеля и сценарий литературной постановки на основе воспоминаний близких поэта...

« В стране ненависти и любви Владимира Высоцкого»: план-сценарий литературного вечера, посвященного дню рождения поэта

Цели: познакомить с жизнью и творчеством поэта-барда В. Высоцкого; сформировать представление  у учащихся  о трудном становлении творческой личности в 70-80 годы  20 века; приобщить...

Сценарий литературной гостиной, посвященной памяти бурятского поэта Николая Дамдинова

Сценарий литературной гостиной, посвященной памяти бурятского поэта Николая Дамдинова...

Сценарий литературного вечера, посвящённого памяти самобытного поэта с. Старая Полтавка Улановского Ивана Степановича

Цели:1.формирование духовного мира ребёнка путём знакомства с произведениями не только великих поэтов, но и через изучение творчества самобытных поэтов, наших земляков.2.изучение истории родного края ...