"Поэт и цветы"
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Киселева Елена Львовна

Образ цветка в поэзии А.С.Пушкина. Конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_no2_pushkin.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Поэт и цветы». 9класс, 2часа.

Оформление доски: портрет А.С. Пушкина (работа художника В. Тропинина), картина «Алая роза в вазе».

                                                              Эпиграф: «Истинный поэт умеет                      

                                                              слышать, как растут цветы»

                                                                                     Е.А. Баратынский

Выставка вышивки: салфетки, полотенца, скатерть; передняя часть сумочки из бисера конца 19 века. Везде рисунки, орнаменты из цветов.

Музыкальное сопровождение: (отрывки произведений) П.И.Чайковский «вальс цветов» из балета «Щелкунчик», романс А.Алябьева «Соловей» на стихи А.А.Дельвига.

Цели и задачи уроков:

  1. Чтение, работа с поэтическими текстами произведений А.С.Пушкина.
  2. Совершенствовать навык анализа поэтического произведения (стихотворение «Цветок»).
  3. Способствовать развитию монологической и диалогической речи; творческой инициативы; развитию памяти и воображения.
  4. Воспитывать такие качества, как усидчивость, работоспобность, самостоятельность в работе с литературным текстом.

Формы и методы работы: рассказ учителя, беседа, пересказы (сжаые, подробные, творческие) учащихся по теме урока, анализ стихотворения А.С,Пушкина, выразительное чтение и наизусть стихотворений поэта(методы деятельности- репродуктивный, частично-поисковый).

Ход урока:

Есть в России место, где всегда чувствуется незримое присутствие А.С. Пушкина – это Михайловское. Он посетил его сразу же после окончания Лицея, и как пишет С.С. Гейченко в своей книге «У Лукоморья…»: «…первыми Пушкина встретили…цветы! Они здесь повсюду. Наши незабудки столь ярки, потому что они впитали …, может быть, в себя глубину глаз Пушкина».

Поэт называл цветы «элементами жизни обыденной, мирной…»

В классе сегодня  много цветов, потому что мы поведём цветочный разговор: какую роль играли они в жизни поэта, и какое место цветы заняли в его поэзии.

Ж. Делиль когда-то сказал:

«Для всех искусств цветок-

Образчик неизменный…»

Звучит «вальс цветов» из балета П.И. Чайковской «Щелкунчик».

Задание: силою своего воображения представить этот радостный танец, услышать цветы в вихре вальса. Какие?

(учащиеся перечисляют: роза, ландыш, фиалка, василёк, тюльпан, лилия)

Есть ли у Пушкина строки в стихотворениях, где встречаются эти цветы?

«…Где липы престарелые

С черёмухой цветут,

Где ландыш белоснежный

Сплёлся с фиалкой нежной…»

«…Царицей среди полей лилея

горделиво в роскошной красоте цветёт…»

«На маках лени, в тихий час,

Он сладко засыпает…» и другие.

Какой, как вам кажется, у Пушкина был любимый? (Роза)

Учащаяся рассказывает по воспоминаниям И.И. Пущина эпизод, который произошёл в Лицее на уроке русской словесности у профессора Кошанского. Пушкин за короткое время написал своё известное произведение:

«…Где наша роза,

Друзья мои?!»

Царица цветов – роза ещё в Лицее указала на своего избранника в поэзии.

Стихотворение Пушкина: «Соловей и роза»:

«В безмолвии садов, весной во мгле ночной,

Поёт над розой восточный соловей…»

Говоря об этом стихотворение, нельзя не вспомнить А.А. Дельвига, лицейского друга поэта, который написал своего «Соловья», посвящённого Пушкину, а композитор Алябьев сочинил к поэту произведению прекрасную музыка (звучит романс)

У Пушкина мы читаем:

«…Я был рождён для жизни мирной

Для деревенской тишины…»

Не раз поэт применял в стихотворениях обобщающее понятие «цветы»:

«…Цветы, любовь, деревня, праздность.

Поля! Я предан вам душой …»

или

«…Я твой – люблю,сей тёмный

сад, с его прохладой и цветами…»

«Росой окропились цветы на полях…»

Наиболее тесное и полное слияние Пушкина с природой произошло в годы ссылки в Михайловском (1824-1826г.г.)

Цветы встречали поэта повсюду: и в Петровском, и, конечно, в Тригорском.

Зимой на подоконниках и на вышивках тригорских барышень.

Помните: «…Когда за пяльцами прилежно

Сидите вы, склонясь небрежно,…

Я в умиленье, молча, нежно

Любуюсь вами, как дитя…»

(просмотр выставки вышивки);

Цветочное царство ласкало глаза поэта, создавало прекрасные лирические образы. В венке поэзии Пушкина и черёмуха, и василёк, гвоздика и незабудка, чабрец и боярышник…

Пушкин любил цветы и, зная это, Прасковья Александровна Осипова постоянно посылала их поэту. Ей он написал: «У меня на окне всегда цветы…», ей он посвятил стихотворение:

«Цветы последние милей

Роскошных первенцев полей…»

(анализ стихотворения: В черновике был рисунок – женская головка. Чья?  Графини Воронцовой? (недавно оставлена Одесса), Анны Керн? (сильное увлечение поэта в это время). Учащиеся дают свои версии; показаны портреты двух женщин.

В стихотворении всего шесть строчек, а сколько чувств! В нём слилось в одно целое восприятие последних цветов и переживаний поэта из-за разлуки с любимым человеком. Какие страницы жизни поэта раскрывает эта поэтическая миниатюра?...

К уроку был приготовлен альбом «уездной барышни»:

«…Конечно, вы не раз видали,

Уездной барышни альбом,…

...Тут непременно вы найдёте

Два сердца, факел и цветы…»

Учащиеся подготовили альбом с изображением  цветов,  объяснили язык этих цветов: фиалка – скромность; бархатцы – поэтическое вдохновение; подснежник - утешение в печали; лилия – чистота верного сердца.… Всё это, несомненно, знал Пушкин, как знали все люди в те времена.

Цветы, как и сегодня, хранились в гербариях. После смерти поэта его вдова Н.Н. Пушкина вместе с детьми, посетив Михайловское, зная, что муж восторгался цветами этих мест, взялась за коллекционирование высушенных цветов. Существует до сих пор альбом из этой коллекции.

«Цветок, засохший, безуханный,

Забытый в книге, вижу я…

Это строки прекрасной поэтической миниатюры А.С. Пушкина «Цветок».

В беседе с учащимися выясняются отдельные особенности стихотворения: простота формы и содержания, отсутствия поэтических фигур и тропов – метафор, эпитетов, сравнений, олицетворений, простота звукового строя.

Простота в композиции: четыре катрена удивительно связаны между собой, гармонично уравновешены. Движение мысли выражено в вопросах, пожалуй, это произведение Пушкина – редкий  случай в поэзии. Со второго четверостишия автор раскрывает главное в стихотворении: лирическое раздумье, которое читатели находят  в первой строфе. Забытый в книге цветок вызвал размышления поэта, давшие начало построению стиха: экспозицию, а затем и вступление, приводящее нас к главной мысли стихотворения: коротка немудреная жизнь цветка – коротка и жизнь человека…

Мы не можем равнодушно читать это стихотворение,  потому что в нём так много пушкинской грусти, живого участия к судьбам людей, к их счастью, так много гуманности, лелеющей душу и поэта и нашу.

Какой звук вы чаще произносите, когда напеваете мелодию без слов? (Самым музыкальным из звуков считается «л»: учащиеся выписывают из стихотворения сочетание «л» с гласными звуками. Получается цепочка: ел, ол, ль, ел, ли, ло, ли, лу, ля, ле, ле, ли, ло, ли, ли). Все звукосочетания в стихотворении, с «л» дают как бы нотную запись. Звуковая вязь, музыка «слышится» уже во втором катрене и заканчивается в четвёртом, делая простое, на первый взгляд, стихотворение шедевром.

В этих же строфах есть противоположный нежному напевному «л» резкий звук, но тоже выразительный. Всего четыре раза появился он: «сорван», «рукою», «разлуки», «роковой», но внёс смерть, гибель печаль, разрыв. Звук «р» как бас, вырвался в нежную мелодию скрипки, порвав струну…Какое тончайшее искусство гения лирической поэзии. Всё просто и оригинально в «Цветке», даже кольцевая композиция – первое, последнее слово – «цветок», как последний аккорд.

«Цветок гениальный образец подлинного и глубочайшего лиризма, один из вечно живых и благоуханных цветов мировой поэзии, - так пишет Д. Благой.

Цветы украшали жизнь Пушкина. Они сопровождали его в радости и горести. Они обогатили его поэтической словарь, придавали деревенским главам  «Онегина» особый колорит. Необычайно прав замечательный сказочник Г.-Х.. Андерсен, сказавший когда-то, «чтобы жить нужно солнце, свободу и маленький цветок…».

Домашнее заданее (по выбору):

1.Написать литературное эссе: « Мой любимый цветок».

2.Выучить наизусть стихотворение А.С.Пушкина «Цветок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В одном букете - яркие цветы ( Урок-исследование по творчеству А.Твардовского- русского поэта и Я.Ухсая- чувашского поэта)

1.выработать навыки сопоставительного анализа творчества писателей (тĕрлĕ çыравçăсен пурнăçĕпе хайлавĕсене танлаштарса вĕрентесси). 2. Развитие творческих и индивидуальных способностей учащихся; нав...

цветы в творчестве великих поэтов.

"Как хороши, как свежи были розы.." И больше не нужно ничего говорить....

Что есть цветы? Любимые цветы поэтов и писателей. (поэтическая экскурсия в мир цветов).

Это воспитательное мероприятие  носит познавательный характер – углубляет знания учащихся по литературе, помогает учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли, фо...

«Без солнца не цветут цветы, без матери нет любви, нет ни поэта, ни героя»

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню матери...

Конспект урока "Цветы - любимому поэту и писателю-юбиляру"

Урок посвящён писателям и поэтам-юбилярам. Это урок-отповедь тому, кто не признаёт литературу и не любит читать....

Символика цвета в творчестве поэтов Серебряного века

Исследовательская работа на тему "Символика цвета в творчестве поэтов Серебряного века"...

Презентация "Цвета глазами немецкого поэта Гете. Основы цветоведения"

Презентация может использоваться для уроков изобразительного искусства как для 6х, так и для 7х классов. Презентация посвящена тому, как известный немецкий поэт понимал и чувствовал цвета - ибо Г...