"Поэт и цветы"
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Образ цветка в поэзии А.С.Пушкина. Конспект урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Поэт и цветы». 9класс, 2часа.
Оформление доски: портрет А.С. Пушкина (работа художника В. Тропинина), картина «Алая роза в вазе».
Эпиграф: «Истинный поэт умеет
слышать, как растут цветы»
Е.А. Баратынский
Выставка вышивки: салфетки, полотенца, скатерть; передняя часть сумочки из бисера конца 19 века. Везде рисунки, орнаменты из цветов.
Музыкальное сопровождение: (отрывки произведений) П.И.Чайковский «вальс цветов» из балета «Щелкунчик», романс А.Алябьева «Соловей» на стихи А.А.Дельвига.
Цели и задачи уроков:
- Чтение, работа с поэтическими текстами произведений А.С.Пушкина.
- Совершенствовать навык анализа поэтического произведения (стихотворение «Цветок»).
- Способствовать развитию монологической и диалогической речи; творческой инициативы; развитию памяти и воображения.
- Воспитывать такие качества, как усидчивость, работоспобность, самостоятельность в работе с литературным текстом.
Формы и методы работы: рассказ учителя, беседа, пересказы (сжаые, подробные, творческие) учащихся по теме урока, анализ стихотворения А.С,Пушкина, выразительное чтение и наизусть стихотворений поэта(методы деятельности- репродуктивный, частично-поисковый).
Ход урока:
Есть в России место, где всегда чувствуется незримое присутствие А.С. Пушкина – это Михайловское. Он посетил его сразу же после окончания Лицея, и как пишет С.С. Гейченко в своей книге «У Лукоморья…»: «…первыми Пушкина встретили…цветы! Они здесь повсюду. Наши незабудки столь ярки, потому что они впитали …, может быть, в себя глубину глаз Пушкина».
Поэт называл цветы «элементами жизни обыденной, мирной…»
В классе сегодня много цветов, потому что мы поведём цветочный разговор: какую роль играли они в жизни поэта, и какое место цветы заняли в его поэзии.
Ж. Делиль когда-то сказал:
«Для всех искусств цветок-
Образчик неизменный…»
Звучит «вальс цветов» из балета П.И. Чайковской «Щелкунчик».
Задание: силою своего воображения представить этот радостный танец, услышать цветы в вихре вальса. Какие?
(учащиеся перечисляют: роза, ландыш, фиалка, василёк, тюльпан, лилия)
Есть ли у Пушкина строки в стихотворениях, где встречаются эти цветы?
«…Где липы престарелые
С черёмухой цветут,
Где ландыш белоснежный
Сплёлся с фиалкой нежной…»
«…Царицей среди полей лилея
горделиво в роскошной красоте цветёт…»
«На маках лени, в тихий час,
Он сладко засыпает…» и другие.
Какой, как вам кажется, у Пушкина был любимый? (Роза)
Учащаяся рассказывает по воспоминаниям И.И. Пущина эпизод, который произошёл в Лицее на уроке русской словесности у профессора Кошанского. Пушкин за короткое время написал своё известное произведение:
«…Где наша роза,
Друзья мои?!»
Царица цветов – роза ещё в Лицее указала на своего избранника в поэзии.
Стихотворение Пушкина: «Соловей и роза»:
«В безмолвии садов, весной во мгле ночной,
Поёт над розой восточный соловей…»
Говоря об этом стихотворение, нельзя не вспомнить А.А. Дельвига, лицейского друга поэта, который написал своего «Соловья», посвящённого Пушкину, а композитор Алябьев сочинил к поэту произведению прекрасную музыка (звучит романс)
У Пушкина мы читаем:
«…Я был рождён для жизни мирной
Для деревенской тишины…»
Не раз поэт применял в стихотворениях обобщающее понятие «цветы»:
«…Цветы, любовь, деревня, праздность.
Поля! Я предан вам душой …»
или
«…Я твой – люблю,сей тёмный
сад, с его прохладой и цветами…»
«Росой окропились цветы на полях…»
Наиболее тесное и полное слияние Пушкина с природой произошло в годы ссылки в Михайловском (1824-1826г.г.)
Цветы встречали поэта повсюду: и в Петровском, и, конечно, в Тригорском.
Зимой на подоконниках и на вышивках тригорских барышень.
Помните: «…Когда за пяльцами прилежно
Сидите вы, склонясь небрежно,…
Я в умиленье, молча, нежно
Любуюсь вами, как дитя…»
(просмотр выставки вышивки);
Цветочное царство ласкало глаза поэта, создавало прекрасные лирические образы. В венке поэзии Пушкина и черёмуха, и василёк, гвоздика и незабудка, чабрец и боярышник…
Пушкин любил цветы и, зная это, Прасковья Александровна Осипова постоянно посылала их поэту. Ей он написал: «У меня на окне всегда цветы…», ей он посвятил стихотворение:
«Цветы последние милей
Роскошных первенцев полей…»
(анализ стихотворения: В черновике был рисунок – женская головка. Чья? Графини Воронцовой? (недавно оставлена Одесса), Анны Керн? (сильное увлечение поэта в это время). Учащиеся дают свои версии; показаны портреты двух женщин.
В стихотворении всего шесть строчек, а сколько чувств! В нём слилось в одно целое восприятие последних цветов и переживаний поэта из-за разлуки с любимым человеком. Какие страницы жизни поэта раскрывает эта поэтическая миниатюра?...
К уроку был приготовлен альбом «уездной барышни»:
«…Конечно, вы не раз видали,
Уездной барышни альбом,…
...Тут непременно вы найдёте
Два сердца, факел и цветы…»
Учащиеся подготовили альбом с изображением цветов, объяснили язык этих цветов: фиалка – скромность; бархатцы – поэтическое вдохновение; подснежник - утешение в печали; лилия – чистота верного сердца.… Всё это, несомненно, знал Пушкин, как знали все люди в те времена.
Цветы, как и сегодня, хранились в гербариях. После смерти поэта его вдова Н.Н. Пушкина вместе с детьми, посетив Михайловское, зная, что муж восторгался цветами этих мест, взялась за коллекционирование высушенных цветов. Существует до сих пор альбом из этой коллекции.
«Цветок, засохший, безуханный,
Забытый в книге, вижу я…
Это строки прекрасной поэтической миниатюры А.С. Пушкина «Цветок».
В беседе с учащимися выясняются отдельные особенности стихотворения: простота формы и содержания, отсутствия поэтических фигур и тропов – метафор, эпитетов, сравнений, олицетворений, простота звукового строя.
Простота в композиции: четыре катрена удивительно связаны между собой, гармонично уравновешены. Движение мысли выражено в вопросах, пожалуй, это произведение Пушкина – редкий случай в поэзии. Со второго четверостишия автор раскрывает главное в стихотворении: лирическое раздумье, которое читатели находят в первой строфе. Забытый в книге цветок вызвал размышления поэта, давшие начало построению стиха: экспозицию, а затем и вступление, приводящее нас к главной мысли стихотворения: коротка немудреная жизнь цветка – коротка и жизнь человека…
Мы не можем равнодушно читать это стихотворение, потому что в нём так много пушкинской грусти, живого участия к судьбам людей, к их счастью, так много гуманности, лелеющей душу и поэта и нашу.
Какой звук вы чаще произносите, когда напеваете мелодию без слов? (Самым музыкальным из звуков считается «л»: учащиеся выписывают из стихотворения сочетание «л» с гласными звуками. Получается цепочка: ел, ол, ль, ел, ли, ло, ли, лу, ля, ле, ле, ли, ло, ли, ли). Все звукосочетания в стихотворении, с «л» дают как бы нотную запись. Звуковая вязь, музыка «слышится» уже во втором катрене и заканчивается в четвёртом, делая простое, на первый взгляд, стихотворение шедевром.
В этих же строфах есть противоположный нежному напевному «л» резкий звук, но тоже выразительный. Всего четыре раза появился он: «сорван», «рукою», «разлуки», «роковой», но внёс смерть, гибель печаль, разрыв. Звук «р» как бас, вырвался в нежную мелодию скрипки, порвав струну…Какое тончайшее искусство гения лирической поэзии. Всё просто и оригинально в «Цветке», даже кольцевая композиция – первое, последнее слово – «цветок», как последний аккорд.
«Цветок гениальный образец подлинного и глубочайшего лиризма, один из вечно живых и благоуханных цветов мировой поэзии, - так пишет Д. Благой.
Цветы украшали жизнь Пушкина. Они сопровождали его в радости и горести. Они обогатили его поэтической словарь, придавали деревенским главам «Онегина» особый колорит. Необычайно прав замечательный сказочник Г.-Х.. Андерсен, сказавший когда-то, «чтобы жить нужно солнце, свободу и маленький цветок…».
Домашнее заданее (по выбору):
1.Написать литературное эссе: « Мой любимый цветок».
2.Выучить наизусть стихотворение А.С.Пушкина «Цветок».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/14/picture-47901.jpg)
В одном букете - яркие цветы ( Урок-исследование по творчеству А.Твардовского- русского поэта и Я.Ухсая- чувашского поэта)
1.выработать навыки сопоставительного анализа творчества писателей (тĕрлĕ çыравçăсен пурнăçĕпе хайлавĕсене танлаштарса вĕрентесси). 2. Развитие творческих и индивидуальных способностей учащихся; нав...
цветы в творчестве великих поэтов.
"Как хороши, как свежи были розы.." И больше не нужно ничего говорить....
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/26/picture-174008-1577385921.jpg)
Что есть цветы? Любимые цветы поэтов и писателей. (поэтическая экскурсия в мир цветов).
Это воспитательное мероприятие носит познавательный характер – углубляет знания учащихся по литературе, помогает учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли, фо...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/06/picture-415969-1394100459.jpg)
«Без солнца не цветут цветы, без матери нет любви, нет ни поэта, ни героя»
Внеклассное мероприятие, посвященное Дню матери...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/02/picture-557962-1420188658.jpg)
Конспект урока "Цветы - любимому поэту и писателю-юбиляру"
Урок посвящён писателям и поэтам-юбилярам. Это урок-отповедь тому, кто не признаёт литературу и не любит читать....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/11/picture-875699-1484135694.jpg)
Символика цвета в творчестве поэтов Серебряного века
Исследовательская работа на тему "Символика цвета в творчестве поэтов Серебряного века"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/15/picture-877645-1484475432.jpg)
Презентация "Цвета глазами немецкого поэта Гете. Основы цветоведения"
Презентация может использоваться для уроков изобразительного искусства как для 6х, так и для 7х классов. Презентация посвящена тому, как известный немецкий поэт понимал и чувствовал цвета - ибо Г...