Конспект урока "Цветы - любимому поэту и писателю-юбиляру"
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Семенихина Татьяна Алексеевна

Урок посвящён писателям и поэтам-юбилярам. Это урок-отповедь тому, кто не признаёт литературу и не любит читать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsvety_-_lyubimomu_pisatelyu_i_poetu-yubilyaru.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока. Цветы – любимому поэту и писателю-юбиляру.

Цель урока: помочь учащимся доказать, что изучение литературы необходимо, что книга побуждает нас к серьезной и душевной работе, к стремлению стать выше, чище, добрее; учить высказывать свои мысли, выразительно читать; научить получать от литературы эстетическое наслаждение. (слайд 2)

Тип урока: урок-отповедь сомневающемуся в целесообразности изучения литературы.

Оборудование: портреты писателей, цветы, плакаты с высказываниями:

Благодарность к великим отошедшим именам должна

быть присуща молодому поколению.

                                                               Ф.Достоевский

Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше,

стать чище душой, пробуждали любовь к человеку.

                                                               М.Шолохов

Газеты, посвящённые любимым писателям-юбилярам.

Предметы для литературной игры.

Презентация, компьютер, мультимедийный проектор.

«Вальс цветов» П. И. Чайковского, «Белые розы» Ю. Шатунова, звуки леса.

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

II. Слово учителя.

Сегодня на уроке мы будем говорить о необходимости изучения литературы, о том, что книга побуждает нас к серьёзной и душевной работе, к стремлению стать выше, чище, добрее; будем учиться высказывать свои мысли, выразительно читать стихи и прозу, получать эстетическое наслаждение от литературы. Для этого к уроку я подобрала следующие эпиграфы:

Благодарность к великим отошедшим именам должна

быть присуща молодому поколению.

                                                               Ф.Достоевский

Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше,

стать чище душой, пробуждали любовь к человеку.

                                                               М.Шолохов    (слайд 3)

          - Я знаю: книги не кривят душой,

И много смысла в правде их большой.

Они – мои советчики, друзья,

Попутчики в далекие края.

Мне лишний груз в дороге – ни к чему,

Но книги – обязательно возьму.

Так сказал Игорь Тихонов. (слайд 4)

Эти слова мы взяли эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку, который будет называться: «Цветы – любимому поэту и писателю-юбиляру».

III. Кластер. Звучит  «Вальс цветов» П.Чайковского, а учащиеся записывают в тетрадь ассоциации, которые возникают у них, когда они видят и слышат слово «цветы». (слайд 5)

Готовясь к уроку и перелистывая страницы ряда журналов, я наткнулась на письмо одного юноши, который считает, что литературу изучать вовсе не обязательно. Вот что он пишет: «В жизни всех больше преуспевают убежденные нечитатели…Если бы книги что-то могли, мир давно бы изменился полностью, не было бы ни насилия, ни лжи, ни жадности, ни жестокости. Угрозы войны тоже не было бы. И значит, книги не могут ничего. Выходит, что литература не нужна вообще». (слайд 6)

   Так ли это? (Учащиеся высказывают свое мнение).

У каждого из вас, ребята, есть любимый писатель, поэт, перед которым вы преклоняетесь, которого чтите. А вот сегодня мне бы хотелось, чтобы вы посвятили свои выступления и преподнесли цветы поэтам и  писателям-юбилярам 2013 года.  Пусть ваши выступления докажут и Максиму, и всем тем, кто против изучения литературы, что невозможно даже представить жизнь без таких имен, как Александр Пушкин, Михаил Михайлович Пришвин, Фёдор Иванович Тютчев, Александр Николаевич Островский …Для этого мы разбились на четыре группы. Каждая попробует сказать о своём писателе или поэте и преподнесёт в юбилейный год ему цветы. Итак, кто первый?..

IV.Выступления учащихся.

Цветы А.С.Пушкину. (слайды 7,8)

- У меня в руках алые маки. Выбор их не случаен. Я приношу их своему любимому писателю, а впрочем, я расскажу легенду Е.Носова, и вы сами догадаетесь, кому они предназначены.

«-Цветом он бывает всего два дня,- замечает Ольга Петровна. Для клумбы это никак не подходит: пыхнул и сразу сгорел. Но я все-таки сыпанул тайком щепотку мака на самую середину клумбы. Через несколько дней она зазеленела. А еще через несколько дней стала неузнаваемой…

    Распустились маки на другой день. Издали они походили на зажженные факелы с живыми … языками пламени…

     Маки пламенели два дня. И на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли. И сразу на пышной клумбе без них стало пусто…

- Вот и все, - сказал я громко, с чувством еще не остывшего восхищения.

- Да, сгорел…- вздохнула тетя Оля.

- А я как-то раньше без внимания к маку-то этому. Короткая у него жизнь, зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает…»

    Я думаю, вы догадались. Мои маки – А.С.Пушкину, поэту, писателю, который учит нас любви к жизни, к природе, к человеку, учит восхищаться и наслаждаться жизнью. Сам же многого не успел…

    Звучат стихи А.С.Пушкина: «Храни меня, мой талисман», «Поэт», «Памятник».

Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.

Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи, —
Храни меня, мой талисман.

В уединеньи чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
Храни меня, мой талисман.

Священный сладостный обман,
Души волшебное светило...
Оно сокрылось, изменило...
Храни меня, мой талисман.

Пускай же ввек сердечных ран
Не растравит воспоминанье.
Прощай, надежда; спи, желанье;
Храни меня, мой талисман.

Поэт

Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон,
В заботах суетного света
Он малодушно погружен;
Молчит его святая лира;
Душа вкушает хладный сон,
И меж детей ничтожных мира,
Быть может, всех ничтожней он.

Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел.
Тоскует он в забавах мира,
Людской чуждается молвы,
К ногам народного кумира
Не клонит гордой головы;
Бежит он, дикий и суровый,
И звуков и смятенья полн,
На берега пустынных волн,
В широкошумные дубровы...

Я памятник себе воздвиг нерукотворный

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тлeнья убежит -
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

Веленью бoжию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приeмли равнодушно
И не оспаривай глупца.

Цветы Александру Николаевичу Островскому. (слайд 9)

  Мой любимый драматург  – Александр Николаевич Островский .  С его творчеством я познакомился в 5 классе, когда мы изучали его весеннюю сказку «Снегурочка». Позже я познакомился с его пьесами. Он полюбился мне за свой добрый и ненавязчивый юмор, за острую, вскрывающую недостатки своего времени  сатиру. Он по-своему увидел некоторые процессы современной ему действительности, вывел под слепящий свет сатиры ряд персонажей.

   А если говорить о цветах, то я подарил бы Александру Николаевичу Островскому  кактус: он прекрасен, как его пьесы, колюч, как его сатира, целебен, как творчество писателя, высмеивающего все, что мешало нашему продвижению вперед.

Инсценирование отрывка из пьесы «Гроза». (слайд 10)

Явление третье

Катерина, Кабанова и Кабанов.

Кабанова. Ну, ты помнишь все, что я тебе сказала. Смотри ж, помни! На носу себе заруби!

Кабанов. Помню, маменька.

Кабанова. Ну, теперь все готово. Лошади приехали. Проститься тебе только, да и с богом.

Кабанов. Да-с, маменька, пора.

Кабанова. Ну!

Кабанов. Чего изволите-с?

Кабанова. Что ж ты стоишь, разве порядку не забыл? Приказывай жене-то, как жить без тебя.

Катерина потупила глаза.

Кабанов. Да она, чай, сама знает.

Кабанова. Разговаривай еще! Ну, ну, приказывай. Чтоб и я слышала, что ты ей приказываешь! А потом приедешь спросишь, так ли все исполнила.

Кабанов(становясь против Катерины). Слушайся маменьки, Катя!

Кабанова. Скажи, чтоб не грубила свекрови,

Кабанов. Не груби!

Кабанова. Чтоб почитала свекровь, как родную мать!

Кабанов. Почитай, Катя, маменьку, как родную мать.

Кабанова. Чтоб сложа руки не сидела, как барыня.

Кабанов. Работай что-нибудь без меня!

Кабанова. Чтоб в окна глаз не пялила!

Кабанов. Да, маменька, когда ж она…

Кабанова. Ну, ну!

Кабанов. В окна не гляди!

Кабанова. Чтоб на молодых парней не заглядывалась без тебя.

Кабанов. Да что ж это, маменька, ей-богу!

Кабанова(строго). Ломаться-то нечего! Должен исполнять, что мать говорит. (С улыбкой.) Оно все лучше, как приказано-то.

Кабанов(сконфузившись). Не заглядывайся на парней!

Катерина строго взглядывает на него.

Кабанова. Ну, теперь поговорите промежду себя, коли что нужно. Пойдем, Варвара!

Уходят.

Выразительное чтение отрывка-монолога Катерины.

Явление четвертое

Катерина(одна). Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу — все равно. Да, что домой, что в могилу!.. что в могилу! В могиле лучше… Под деревцом могилушка… как хорошо!.. Солнышко ее греет, дождичком ее мочит… весной на ней травка вырастет, мягкая такая… птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: желтенькие, красненькие, голубенькие… всякие (задумывается), всякие… Так тихо, так хорошо! Мне как будто легче! А о жизни и думать не хочется. Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо! И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны! Не пойду туда! Нет, нет, не пойду… Придешь к ним, они ходят, говорят, а на что мне это? Ах, темно стало! И опять поют где-то! Что поют? Не разберешь… Умереть бы теперь… Что поют? Все равно, что смерть придет, что сама… а жить нельзя! Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться… Руки крест-накрест складывают… в гробу? Да, так… я вспомнила. А поймают меня да воротят домой насильно… Ах, скорей, скорей! (Подходит к берегу. Громко.) Друг мой! Радость моя! Прощай! (Уходит.)

Цветы Михаилу Пришвину. (слайды 11,12)

    Я очень люблю произведения Михаила Михайловича Пришвина. Меня восхищает его умение радоваться жизни, солнцу, зеленому росточку дерева, хорошему человеку, и от этого умения, от доброты и сердечной любви ко всему живому все прекрасное в природе и в человеческой жизни воспринимается, как чудо.

    Я живу постоянным предчувствием чуда и со мной происходят иногда чудеса…

    Пришвин учит нас заметить то, что кажется нам естественным и простым.

Выразительное чтение рассказа М.Пришвина «Поздняя осень»

Поздняя осень

Осень длится, как узкий путь с крутыми заворотами. То мороз, то дождь, и вдруг снег, как зимой, метель белая с воем, и опять солнце, опять тепло и зеленеет. Вдали, в самом конце, березка стоит с золотыми листиками: как обмерзла, так и осталась, и больше уже ветер с нее не может сорвать последних листов, — все, что можно было, сорвал.

Самая поздняя осень — это когда от морозов рябина сморщится и станет, как говорят, «сладкой». В это время самая поздняя осень до того сходится близко с самой ранней весной, что по себе только и узнаешь отличие дня осеннего и весеннего — осенью думается: «Вот переживу эту зиму и еще одной весне обрадуюсь».

Тогда думаешь, что и все так в жизни непременно должно быть: надо поморить себя, натрудить, и после того можно и радоваться чему-нибудь. Вспомнилась басня «Стрекоза и муравей» и суровая речь муравья: «Ты все пела — это дело, так поди же попляши». А ранней весной точно в такой же день ждешь радости без всяких заслуг; придет весна, ты оживешь в ней и полетишь, как стрекоза, вовсе не раздумывая о муравье.

М.М.Пришвин  очень любит природу, лес, животных, птиц. Я тоже очень люблю все живое. И когда я читаю его произведения,  чувствую большую радость, вспоминаю прогулки по лесу и полю.

Выразительное чтение рассказа Пришвина «Зарастающая поляна».

«Зарастающая поляна»

Лесная поляна. Вышел я, стал под березкой. Что делается! Елки, одна к другой, так сильно густели и вдруг останавливались все у большой поляны. Там, на другой стороне поляны, были тоже елки и тоже остановились, не смея двинуться дальше. И так кругом всей поляны стояли густые высокие ели, каждая высылая впереди себя березку. Вся большая поляна была покрыта зелеными бугорками. Это было все наработано когда-то кротами и потом заросло и покрылось мохом. На эти взрытые кротами холмики падало семя и вырастали березки, а под березкой, под ее материнской защитой от мороза и солнца вырастала тенелюбивая елочка. И так высокие ели, не смея открыто сами выслать своих малышей на полянку, высылали их под покровом березок и под их защитой переходили поляну.

Пройдет сколько-то положенных для дерева лет, и вся поляна зарастет одними елками, а березы-покровительницы зачахнут в тени.

Лесная капель

(Записки)

Бывало мы, любознательные мальчики, ломали наши игрушки и всякие подарки даже часы с целью узнать что там внутри. Так точно и в школах в старое время учили нас обращаться с природой. Выведут в поле, мы возьмем по цветку и ну обрывать лепестки и считать сколько у цветка лепестков, сколько тычинок пестиков какая чашечка и т. п. А в общем, с цветами получается то же самое что с детской игрушкой разломан, ощипан образ исчез – и нет ни цветка ни игрушки.

Мы же теперь учимся природе не только не разрушая образа цветка животного камня но напротив обогащая природу своими человеческими образами.

Я учился этому сам делая записи на ходу. Так создалась моя «Лесная капель» как опыт поэтического изучения природы понимаемой в единстве с живущим в ней и образующим ее человеком.

Мне очень нравятся произведения Пришвина, и в подарок я бы преподнесла ему  букет с веточками вечнозелёных растений,  как  символ чистоты,  добра и справедливости. (слайд 13)

Цветы Фёдору Ивановичу Тютчеву. (слайд 14)

Благоговейному отношению к поэтическому слову учат нас стихотворения Фёдора Ивановича

Тютчева. «Он не шутит с музой, - говорил про него Л.Н.Толстой, - учиться этому умению гармонически сочетать содержание и форму призывал Толстой молодых писателей, когда он сказал начинающему Горькому: «Надо учиться стихам у Пушкина, Тютчева, Шеншина».

        Поэзия Тютчева принадлежит к числу лучших созданий русского поэтического гения. Нам близок Тютчев, вдохновенный созерцатель природы; нам дорог Тютчев, чуткий тайновидец человеческого сердца.

        Природа у Тютчева изменчива, динамична. В стихах она очеловечена, одухотворена. Она дышит, чувствует, радуется, грустит. Тютчев изображает природу не со стороны, не как наблюдатель и фотограф. Он пытается понять душу природы, услышать её голос. Природа у него – это живое, разумное существо.

        Любовная же лирика отразила личную жизнь Тютчева, полную страстей, трагедий, разочарований. Эти стихи пронизаны мукой и болью, тоской и отчаянием, воспоминанием о былом счастье, непрочном, как и всё на земле.

        Любовь для поэта –  «и блаженство», «и безнадёжность», и напряжённое чувство, несущее человеку страдание и счастье, «поединок роковой двух сердец».

        Розы – это символ любви, поэтому мы дарим Фёдору Ивановичу Тютчеву красные розы как символ любви к природе и женщинам.

Она сидела на полу...

Она сидела на полу
И груду писем разбирала,
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала.

Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела,
Как души смотрят с высоты
На брошенное тело...

О, сколько жизни было тут,
Невозвратимо пережитой!
О, сколько горестных минут,
Любви и радости убитой!..

Стоял я молча в стороне
И пасть готов был на колени,-
И страшно грустно стало мне,
Как от присущей милой тени.

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный -
Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба*,
Кормя Зевесова* орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.

Ещё томлюсь тоской желаний,

Ещё стремлюсь к тебе душой –

И в сумраке воспоминаний

Ещё ловлю я образ твой…

Твой милый образ, незабвенный,

Он предо мной везде, всегда,

Недостижимый, неизменный,

Как ночью на небе звезда…

- Ребята, вы с большой любовью говорили о своих писателях и поэтах. Их, конечно, больше. Просто рамки урока тесны для того, чтобы сполна выразить нашу признательность всем. Мне бы хотелось, чтобы свои слова о любви вы подкрепили делами – знанием их произведений.

V. В классе работает БЮРО ЛИТЕРАТУРНЫХ НАХОДОК.

На столе – забытые вещи героев многих хорошо известных вам книг. Вернем их хозяевам:

  1. Какому литературному герою были принесены из Петербурга царские черевички? (Оксане, Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством») (слайд 16)
  2. Кто автор рассказа, в котором герой потерял в трамвае галошу? (М.Зощенко). (слайд 17)
  3. А что это за кот? Откуда он? («Кот-ворюга» Паустовского). (слайд 18)
  4. Какой литературный герой ни одного дня не мог обойтись  без этих вещей? (зонтик, очки, галоши) (Беликов «Человек в футляре») (слайд 19)
  5. Кто из героев, отправляясь в лес, не мог не взять  ружьё и компас? (Митраша,  М.М. Пришвин «Кладовая солнца») (слайд 20)
  6. А кто оставил эту корзину? В ней картошка, хлеб, молоко, полотенце? (Настя, М.М. Пришвин «Кладовая солнца») (слайд 21)

7. Кому принадлежит этот свёрток? (пакет перевязан розовой ленточкой) Как сам хозяин назвал    его? (Манилов «Мёртвые души») (слайд 22)

VI. Заключительное слово учителя.

- Ребята, вы уже  в девятом  классе и заниматься литературой будете еще три года, но мне очень хочется, чтобы всегда помнили своих духовных учителей – писателей и поэтов и всегда с любовью читали их, учили наизусть полюбившиеся строки.

   В заключении  хочу снова вернуться к началу нашего урока – к письму Максима. Не знаю, как вам, а мне приятен этот юноша. И не потому, что я согласна с ним. Нет, совсем наоборот. Просто он, мне кажется, умеет думать. И мне очень хочется, чтобы вы тоже умели это делать. И пусть к серьезной и душевной работе вас побуждает книга.

VII. Синквейн. (слайд 23)

Книга (литература, поэзия, проза)

  1. 2-3 прилагательных
  2. 2-3 глагола
  3. Цитата из стихотворения
  4. Вывод (1 существительное)

VI I I.  Рефлексия. (Звучит песня Ю.Шатунова «Белые розы», а учащиеся заполняют анкету) (слайд 24)

1.Комфортно ли вам было работать в группе?

а) да

б)  нет

2.Какую оценку вы бы поставили каждой группе за работу (обведите оценку в кружок):

группа «А.С.Пушкин» - 1 2 3 4 5

группа «А.Н.Островский» -  1 2 3 4 5

группа «М.М.Пришвин» - 1 2 3 4 5

 группа «Ф.И.Тютчев» -  1 2 3 4 5  ?

А теперь мне бы хотелось услышать ваше мнение об уроке. Все, кому понравилось наше мероприятие, возьмите цветок, лежащий у вас на столе, и поставьте его в корзину.. Попробуем собрать корзину цветов для писателей-юбиляров. (слайд 25)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Писатели-юбиляры Н.Н.Носов"

Итоговое мероприятие к неделе литературы "Писатели-юбиляры. Н.Н.Носов."...

"Писатели-юбиляры. В.Ю.Драгунский"

Итоговое мероприятие к неделе литературы "Писатели-юбиляры. В.Ю. Драгунский."...

"Писатели-юбиляры. И.А.Крылов."

Итоговое мероприятие к неделе литературы "Писатели-юбиляры. И.А.Крылов."...

"Писатели-юбиляры. В. Бианки"

Итоговое мероприятие к неделе литературы "Писатели-юбиляры.  В. Бианки"...

Писатели-юбиляры 2019 года

Писатели-юбиляры 2019 года...

Разработка литературного праздника "Экскурсия по городам писателей-юбиляров 2018 года"

В рамках недели русского языка и литературы возможно использовать данную форму работы, обратить внимание ребят на творчество писателей -юбиляров года. Сопровождается фильмом, в котором идёт рассказ о ...

Программа внеурочной деятельности общекультурной направленности "Знакомьтесь, писатель-юбиляр!"

          Программа «Знакомьтесь, писатель-юбиляр» в объеме 34 часов, по одному часу в неделю, предназначена для реализации общекультурного направления в...