Разработка литературного праздника "Экскурсия по городам писателей-юбиляров 2018 года"
классный час по литературе

Ханакова Светлана Васильевна

В рамках недели русского языка и литературы возможно использовать данную форму работы, обратить внимание ребят на творчество писателей -юбиляров года. Сопровождается фильмом, в котором идёт рассказ о жизненном и творческом пути писателей, дети читают произведения юбиляров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_word.docx31.51 КБ

Предварительный просмотр:

Экскурсия по городам писателей-юбиляров 2018 года

Вед 2.-Дорогие ребята!

Вед.1-Сегодня мы вместе  с вами отправимся на необычную экскурсию по литературным местам.

Вед.2- Виртуально посетим те города, в которых когда-то посчастливилось родиться писателям-юбилярам 2018 года.

Вед.1-К путешествию готовы?

Вед.2-Тогда в путь! И первым пунктом нашего путешествия станет старинный русский город Орёл.

 Вед.1-Год основания приходится на 1566. Крепость была построена по приказу Ивана Грозного для защиты южной границы Русского государства.

Вед.2- «И не было названия у крепости, покуда не прилетел орел, и решили назвать ту крепость Орлом».

Вед.1-Кто же из писателей родился в Орле?

Вед.2-Вспомните, ребята! Подсказка1-ая: в этом году писателю исполняется 200 лет.

Вед1.- Подсказка2-ая: любил охоту и рыбалку.

Вед2.-Подсказка3-ья: Ему принадлежат крылатые слова о русском языке:

«О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!...»

Вед1. –Конечно же, Иван Сергеевич Тургенев.

Вед2.-Мы с вами находимся в родовом имении Тургеневых - Спасское-Лутовиново. Именно здесь прошло детство будущего писателя.

Вед1.Красивый деревянный двухэтажный дом с каменными  галереями. При усадьбе был разбит обширный парк; в селе возведена каменная церковь.

Вед2.- В усадьбе царила праздничная и веселая атмосфера; часто ставились домашние спектакли. В числе гостей бывавли В. А. Жуковский, Я.Полонский, Л.Толстой, Дружинин и др.

Вед 1-На всю жизньИвану Тургеневу  запомнились тенистые уголки лутовиновского парка, где, лежа на траве, он слушал шорохи земли и проводил бесконечные часы в мечтательном наблюдении.

Вед 2-Его не занимали игрушки, а вот природа… Лет с семи Иван уже ловил птичек, которые в изобилии водились в саду и прилегающих к нему лесистых оврагах. В доме по желанию барыни были всюду развешаны клетки с щеглами, чижами…Мальчик рано пристрастился к охоте.

Вед1.- Именно здесь, в имении, много лет спустя, Тургенев напишет роман «Рудин», «Отцы и дети», «Накануне» и др.

Вед2.-Писатель уезжал в Москву, за границу, жил в Германии, Италии, но всякий раз по возможности возвращался в мир своего детства.

Вед1-Имение Тургеневых дважды горело, его буквально  восстанавливали из пепла.

Вед2-Это не только литературный музей-усадьба, но и замечательный архитектурный памятник.

Вед1-Сама атмосфера способствовала творческой деятельности. Давайте вместе с вами вспомним, какие произведения написал Иван Сергеевич Тургенев.

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Вед2-Наше путешествие продолжается, и мы с вами в Ясной Поляне Тульской губернии.

Вед1-Здесь в 1828 году родился__________________________

Правильно, Лев Николаевич Толстой.

Вед2- Ясная Поляна – уникальная русская усадьба, родовое имение великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Здесь он родился, прожил большую часть жизни, здесь он похоронен.

Вед 1.-Все предметы интерьера и произведения искусства являются подлинными и сохраняют атмосферу жизни Льва Николаевича и его близких.

Вед 2-Будущий писатель рано теряет родителей, Льву  не исполнилось и двух лет, как умирает его мама- урожденная принцесса Волконская, а спустя семь лет умер глава семейства – граф Николай Толстой.

Вед 1-Воспитанием детей занимаются многочисленные тётки писателя Т. А. Ергольская, А. М. Остен-Сакен, П. И. Юшкова. Веселый  и  гостеприимный  дом Юшковых  оставил добрые воспоминания Позже Лев Толстой описал впечатления о жизни в усадьбе Юшковых в повести «Детство».

Вед 2-Давайте вместе с вами вспомним произведения Льва Николаевича.

Дети называют:«Кавказский пленник», «Севастопольские рассказы», басни, «Война и мир», «Анна Каренина» и др.

Вед1.-Знаете ли вы, что Л.Н.Толстой  в родовом имении занимался обустройством школ для крестьянских ребятишек.

Вед 2-В окрестностях Ясной Поляны с его участием появилось двадцать учебных заведений.

Вед1-Неслучайно  в творчестве Толстого много произведений для детей: сказки, басни, былины, школьное пособие «Азбука».

Вед2-В этом году Л.Н.Толстому исполнится 190 лет со дня рождения.

Вед1-А мы отправляемся с вами дальше. И следующий пункт нашего путешествия-Нижний Новгород. Он находится на слиянии  двух крупнейших  рек России —  Волги и Оки.

Вед2-Основан город был в 1221 году владимирским князем Юрием Всеволодовичем.

Вед1- В 1500—1518 годах был построен каменный кремль, который не был взят ни разу за всю историю.

Вед2- Нижний Новгород – город детства и юности какого писателя?............

Правильно, Максима Горького. Именно здесь он сделал свои первые шаги к мировой славе, дебютировал как писатель.

Вед1- 28 марта 1868 года во флигеле усадьбы своего деда Василия Васильевича Каширина появился на свет Алеша Пешков.

Вед2-Василий Каширин был тогда весьма зажиточным и успешным человеком, его красильная мастерская приносила хорошую прибыль. Но затем фортуна отвернулась от красильщика.

Вед1-И семье пришлось вернуться в старый тесный дом на Успенском съезде.

Вед2- Для русской и советской литературы Максим Горький фигура культовая. Он пять раз номинировался на Нобелевскую премию, был самым издаваемым советским автором на протяжении всего существования СССР.

Вед1- И считался наравне с Александром Сергеевичем Пушкиным и Львом Толстым главным творцом отечественного литературного искусства.

Вед2-Кто из вас, ребята, помнит, почему Алексей Пешков взял себе такой странный псевдоним-Горький?

Вед1-Трудное детство, рано теряет родителей, воспитанием занимается  бабушка Акулина Ивановна. С 11 лет мальчик был вынужден начать работать: он был посыльным при магазине, буфетчиком на пароходе, помощником пекаря и иконописца.

Вед2-Суровые годы испытаний не сломили Максима, а лишь закалили его характер. Назовите произведения Горького.

--------------------------«Детство», «Старуха Изергиль», «На дне», «Мать», «Песнь о буревестнике» и др.

Вед1-В марте 2018 года исполнится 150 лет со дня рождения А.М.Горького.

Вед2-Наш следующий маршрут-столица России-Москва.

Вед1-Именно здесь в 1908 году в семье судьи родился будущий писатель Борис Полевой.

Вед2-В 1913 году семья переезжает в Тверь. Школа, тверское техническое училище, затем работа на текстильной фабрике «Пролетарка» в качестве технолога.

Вед1-Мечта юноши стать писателем не покидала его. Он публикуется на страницах тверских газет и получает высокую оценку М.Горького.

Вед2-Оказывается, Полевой-это псевдоним, настоящая же фамилия писателя –  Кампов. Какое произведение Бориса Полевого вам знакомо?

Вед1- «Повесть о настоящем человеке» было опубликовано в 1946 году. Сам писатель в годы В.О. войны был фронтовым корреспондентом, награжден двумя орденами Отечественной войны I степени, а также орденом Красной Звезды.  

Вед2-Как-то во время войны в качестве корреспондента «Правды» Борису Полевому пришлось побывать на одном из военных аэродромов. Оставшись там на ночь, писатель был отправлен спать в одну из землянок к летчикам. К удивлению корреспондента, перед сном один из летчиков отстегнул протезы от ног. Наутро, как ни в чем не бывало, бравый летчик вылетел на задание.

Вед1-Заинтересовавшись судьбой этого человека, Полевой вскоре узнал, что зовут героя Алексей Маресьев. Потеряв ноги, он научился ходить на протезах столь хорошо, что смог вернуться в профессию и воевать дальше.

Вед2-Когда Борис Николаевич захотел написать о Маресьеве,  в газете ему запретили, сказав, что статья о безногом летчике, летающем на протезах, создаст впечатление, что в войсках СССР не хватает военных, раз уже инвалидам позволяют воевать.

Вед1-Только после победы, присутствуя на Нюрнбергском процессе, Полевой вспомнил о геройском летчике и написал «Повесть о настоящем человеке».

 Вед2- В 2018 году исполняется 110 лет со дня рождения Борису Полевому.

Вед1-Следующий маршрут нашего виртуального путешествия - курортный город Ставропольского края - Кисловодск. Расположен он на средней высоте 800-1200 метров на севере горной системы Большой Кавказ.

Вед2-Здесь в 1918 году родился Александр Исаевич Солженицын.

Его отец Исаакий Семёнович прошел всю Первую мировую войну, но погиб еще до рождения сына на охоте.

Вед1-Дальнейшим воспитанием мальчика занималась  мама, Таисия Захаровна. Из-за последствий октябрьской революции семья была полностью разорена и жила в крайней бедности.

Вед2-Проблемы с новой властью начались у Солженицына еще в младших классах, так как он воспитывался в традициях религиозной культуры, носил крестик и отказывался вступать в пионеры.

Вед1-Но позднее Александр изменил точку зрения и даже стал комсомольцем. В старших классах его поглотила литература: он зачитывается произведениями русской классики и даже вынашивал планы написать собственный роман.

Вед2- Но когда пришло время выбирать специальность, Солженицын почему-то поступает на физико-математический факультет Ростовского государственного университета.

Вуз студент окончил с красным дипломом, и имя Александра Солженицына было названо среди лучших выпускников года.

Вед1- Еще в студенчестве молодой человек увлекся театром, даже пробовал поступить в театральное училище, но безуспешно. Зато он продолжил образование на литературном факультете в Московском университете, однако окончить его не успел из-за разразившейся Великой Отечественной войны.

 Вед2- Офицерские курсы, и вот уже молодой лейтенант  в артиллерийском полку. За подвиги на войне Солженицын был награжден орденом Красной Звезды и орденом Отечественной войны.

Вед1-Уже в чине капитана Солженицын продолжал доблестно служить родине, но все больше разочаровывался в ее лидере – Иосифе Сталине.

Вед2- Александра Исаевича арестовывают, лишают звания и отправляют в Москву, на «Лубянку». После многомесячных допросов  бывшего героя войны приговаривают к семи годам исправительно-трудовых лагерей и вечной ссылке по окончании срока заключения.

Вед1-Работа на стройке, затем в закрытом конструкторском бюро. Но из-за размолвки с начальством Александра Исаевича переводят в жесткие условия общего лагеря в Казахстане.

Вед2- Лишь в 1956 году дело Солженицына пересмотрели и объявили, что в нем нет состава преступления, и он мог вернуться в Россию.

Вед1- Он начал учительствовать в Рязани, а после первых публикаций рассказов сосредоточился на писательстве. А что вы читали из книг Александра Солженицына?

_______________________________________________________________

Вед2- Юбиляру в этом году исполнится 100 лет.

Вед1-А мы приглашаем вас в  город Киев-столицу Украины. Здесь в 1908 году в семье актёра эстрады родился замечательный детский писатель-Николай Носов.

Вед2- С детства проявлялись его разносторонние таланты, в гимназии он увлекается сочинительством, шахматами, электротехникой, театром, радиолюбительством, музыкой, подрабатывал землекопом, торговцем, косарем и т.д.

Вед1- Носов учится в художественном институте города Киева, а затем  переводится в институт кинематографии и заканчивает его в 1932 году. И с этого же года он работает режиссером-постановщиком научно-популярных и учебных и мультипликационных и учебных фильмов. Благодаря этому он заслуживает орден Красной звезды в 1943 году. 

Вед2- С 1938 года он  начинает публиковать свои литературные рассказы да в популярных журналах: «Чудесные брюки», «Затейники», «Мишкина каша» и др.

Вед1-Замечательные рассказы и  весёлые истории для детей Носов начал писать неслучайно. Сначала это были произведения для его маленького сынишки, позже - для всех.

Вед2-Вспомните, что вы читали в детстве Н.Носова? Наверня-ка у каждого из вас в домашней библиотеке имеется хоть одна книга этого автора.

  «Фантазёры», «Живая шляпа», «Огородники», «Огурцы». Повесть «Весёлая семейка»,  «Дневник Коли Синицына» (1950), кинофильм «Два друга» по книге, (1954) и ), «Витя Малеев в школе и дома» (1951), «Приключения  Незнайки». 

Вед1-В 2018 году Николаю Носову исполнится 110 лет.

Вед2- Путешествие продолжается, и мы с вами отправляемся в Молдавию, город Кагул.

Вед1-Интересно, что своё название  город Кагул (Кахул)   получил  в честь победы русских войск над турецкой армией  при реке Кахул  в 1770 году . До этого времени поселение называлось сначала Шкея, затем — Фрумоаса (Красивое), и впервые было упомянуто в государевых грамотах в начале XVI века.

Вед2-Кагул-родина Бориса Заходера – детского писателя, имя которого знакомо каждому из нас с детства.

Вед1- Это человек, который приложил массу усилий, чтобы литература для малышей встала в один ряд с серьезными произведениями — и ему это, безусловно, удалось.

Вед2-Однако далеко не все знают, что творческая биография Бориса Заходера не ограничилась только написанием сказок и стихотворений для детей: Борис Владимирович был также талантливым переводчиком и поэтом.

Вед1- Увлекался наукой, и поэтому первое образование получено писателем в МГУ на отделении биологии. И только спустя некоторое время молодой человек осознал, в чем его настоящее призвание, поступил в Литературный институт.

Вед2- В годы ВО войны был фронтовым журналистом,  награждён  почетной медалью «За боевые заслуги».

Вед1- В 1958-м Бориса Заходера официально приняли в ряды Союза писателей СССР. А в 2000-ом году писатель, поэт и переводчик Борис Заходер получил высокую государственную награду— Государственную премию Российской Федерации в области искусства и литературы.

Вед2-Что вы помните из творчества Бориса Заходера?

__________________________________________________________________

Вед1- В этом году Борису Заходеру исполнится 100 лет.

Вед2-Наше путешествие по городам писателей – юбиляров закончилось. Но мы хотим пригласить вас в главную библиотеку страну-Российскую государственную библиотеку, основанную в середине XIX века.

Вед.1-Она   теснейшим образом связана с именем графа Николая Петровича Румянцева  дипломата,  председателя Государственного совета и основателя замечательного частного музея. Он собирал исторические книги и рукописи, составлял летописи древних русских городов, издавал памятники древнерусской письменности, изучал обычаи и обряды народов России.

Вед2-После его смерти брат - Сергей Петрович Румянцев, передал огромную библиотеку (более 28 тысяч томов), рукописи, коллекции и небольшое собрание живописи государству — «на пользу Отечеству и благое просвещение». Они и послужили началом новой библиотеки.

Вед1-Заглянем вместе с вами в библиотечные фонды, прочитаем что-нибудь интересное.

Вед2- Вот, смотрите, какая большая книга. Это…, а впрочем, послушаем сами и попытаемся угадать: кто автор и что это за произведение.

РЕБЯТА читают отрывки из литературных произведений.

Вед1- Наше путешествие в мир книг подошло к завершению.

Вед2- Но мы надеемся, что у вас появилось желание самому перелистать страницы любимой книги

Вед1- И вместе с литературными героями отправиться в  увлекательное  путешествие.

Автор-составитель: Ханакова С.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока на конкурс "Учитель здоровья" в 2018 году

Технологическая карта урока физической культуры в 5 классе "В здоровом теле- здоровый дух"....

Конкурс "Живая классика" (школьный этап) в МОУ "Школа-коллегиум" города Алушты в 2018 году

Презентация и сценарий конкурса "Живая классика" (школьный этап) в 2018 году....

Писатели-юбиляры 2019 года

Писатели-юбиляры 2019 года...

Приказ "Об организации и проведении городского мероприятия «Литературно-музыкальный квартирник «Поэты Когалыма о временах года» в МАОУ СОШ № 7 в 2018 году"

Об организации и проведении городского мероприятия «Литературно-музыкальный квартирник «Поэты Когалыма о временах года» в МАОУ СОШ № 7 в 2018 году...

Презентация к внеклассному мероприятию "Марк Твен. Писатель - юбиляр 2020 года"

Внеклассное мероприятие по английскому языку, посвященное 185 летию со дня рождения американского писателя Марка Твена. Форма проведения мероприятия по предмету - устный журнал....

Методическая разработка литературно-музыкальной беседы "Город славы боевой" к 80-летию Дня Освобождения Воронежа

Литературно-музыкальная беседа, направленная на патриотическое и краеведческое воспитание...