Урок русской литературы в 5 классе ФГОС
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Конспект урока по произведению Л.Н.Толстого "Кавказский пленник"

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока русской литературы в 5 классе

Тема: «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина»

Цель: Дать сравнительную характеристику героев

Задачи:

1. Обучать учащихся созданию художественного образа.

2. Развивать умения сравнивать литературных героев, развивать речевую деятельность учащихся, их воображение.

3. Воспитывать грамотного читателя.

Технологии: технология проблемного обучения, диалоговая технология, элементы технологии развития критического мышления

Ход урока:

  1. Организационный этап
  2. Проверка домашнего задания

Домашнее задание – составить план рассказа

  1. Мотивация учебной деятельности

1. Работа над эпиграфом

- Какое историческое событие отражено в рассказе? (Кавказская война)

Кавказская война 1817 – 1864 г.г. (47 лет) – это война Российской империи с горскими народами Северного Кавказа (чеченцами, дагестанцами, осетинами, татарами). О каком народе идет речь в рассказе? (о татарах).

Кавказская война - самая продолжительная война.

Война не сказка об Иване,

                                                                                                               И мы ее не золотим…

             Борис Пастернак.

- Прочитайте эпиграф.

- Почему война не сказка?

- Что значит «мы ее не золотим»?

Вывод:

-Война – это страшно, больно, жестоко; это потери, смерть, искалеченные судьбы, незаживающие раны.

-Война - цвета пепла, поэтому мы ее «не золотим», ее нельзя приукрасить.

- Для многих война – испытание на прочность, выносливость, человечность.

  • Какое историческое событие отражено в рассказе? (Кавказская война)

Кавказская война 1817 – 1864 г.г. (47 лет) – это война Российской империи с горскими народами Северного Кавказа (чеченцами, дагестанцами, осетинами, татарами). О каком народе идет речь в рассказе? (о татарах).

Кавказская война - самая продолжительная война.

  • В рассказе изображены два офицера. На ваш взгляд, какими качествами должен обладать офицер? (офицеру не чужды понятия чести, совести, достоинства; это смелый, мужественный, храбрый человек; он предан своему Отечеству).
  • Как вы считаете, оба наши героя обладают этими качествами? Отличаются ли они друг от друга?
  • Как бы вы сформулировали тему нашего урока? (Сравнительная характеристика Жилина и Костылина)
  • А какова задача нашего урока? Чему мы должны научиться на уроке? (Научиться сравнивать героев, понять, чем отличаются два героя)

4. Работа по новой теме

а). Приемы составления характеристики героев

- Какие приемы использует автор для характеристики героев в рассказе?

( портрет, поступки героя, поведение, характеристика героя другими действующими лицами)

Приемы составления характеристики литературных героев:

- внешние черты (портрет);

- поступки героя, отношение к другим людям, его чувства, речь;

- характеристика героя другими действующими лицами

б). Сравнительная характеристика Жилина и Костылина.

- Сравним Жилина и Костылина.

- Порой требуются годы, чтобы понять человека, а мы с вами попытаемся узнать героев за  урок. Задача не из легких, но вполне разрешима.

- Сравнить, значит, найти общее и различие в их характере.

Что общего?

- Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в плен, оба писали письмо, чтобы прислали выкуп, участвовали в побеге.

Конечно, это не качества характера, а события, но именно они помогут нам разобраться, кто есть настоящий офицер и настоящий человек.

Различие:

I. Портрет

- Найдите в тексте описание героев;

- О каких качествах характера героев узнаем по описанию внешности?

Жилин – удалой, смелый, отважный.

Костылин – физически слабый человек.

- Можно ли ограничиться только этим приемом? (нет, может сложиться ошибочное представление о герое).

II. «Говорящая» фамилия

- Автор наделил Жилина и Костылина «говорящими» фамилиями.

Фамилия Жилин – от слова жила (кровеносные сосуды, сухожилия). Наш герой – жилистый человек. Как еще можно сказать? (сухощавый, крепкий, выносливый).

Фамилия Костылин – от слова костыль. Что такое костыль? (палка, служащая опорой при ходьбе хромым или людям с больными ногами).

- Какой наш герой? (слабый).

III. Поведение героев во время нападения татар

- Какое решение принимает Жилин? Зачитайте. Что характерно для него? (решительность, смелость, способность противостоять врагу; он не из робкого десятка).

- Как себя ведет Костылин? Зачитайте. Что вы о нем думаете? (нарушил уговор – не разъезжаться; ведет себя как трус и предатель).

IV. В плену

1. Письмо о выкупе

- Почему Жилин указал в письме неправильный адрес? (он знал, что у матери нет денег)

- Предположим, что он написал письмо. Послала бы мать деньги, несмотря на свою бедность? Да, потому что ничего нет в жизни выше и сильнее материнской любви.

Жилин способен щадить чувства близких и дорогих ему людей.

Костылин не одно письмо написал, потому что был трусом, думал только о себе.

2. Внутреннее состояние героев

Во время пребывания в плену Жилин знакомится с татарской девочкой Диной. Этот образ не случайный.  «Дина» в арабском языке значит «вера».

- Во что верит Жилин?  (в собственные силы, в удачу; он сильный духом.)

- Во что верит Костылин? (в выкуп)

3. Занятия героев

Жилин:

- Рукодельничает;

- Изучает местность, так как думает о побеге;

- Общается с Диной;

- Лечит людей аула.

Что скажете о нем? (мастер, умный, хитрый, находчивый; человек дела).

Костылин:

Бездействует и стонет.

- Подтвердите сказанное о героях текстом.

4. Мнение татар о героях.

Жилин завоевал уважение детей и взрослых: «Корош урус», «джигит».

Костылин – «смирный».

V. Побег

- Расскажите об этом.

- Как вели себя герои?

Жилин проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется.

Костылин – обуза; страдает, проявляет эгоизм, слабость.

5. Применение знаний

Заполните таблицу «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина»

Жилин

Костылин

Общее

Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в плен, оба писали письмо, чтобы прислали выкуп, участвовали в побеге.

Различие

I. Портрет

Удалой, выносливый, смелый.

Физически слабый.

II. «Говорящая» фамилия

Жилы – кровеносные сосуды, сухожилия.

Жилистый, выносливый, крепкий человек.

Костыль – палка, опора при ходьбе хромым или людям с больными ногами.

Слабый человек.

III. Поведение героев во время нападения татар

Не из робкого десятка, смелый, решительный, способен противостоять врагу.

Нарушил уговор – не разъезжаться; ведет себя как трус и предатель).

IV. В плену

1. Письмо о выкупе

Способен щадить чувства близких и дорогих ему людей.

1. Письмо о выкупе

Трус, думает только о себе.

2. Внутреннее состояние

Сильный духом, верит в удачу, собственные силы.

1. Внутреннее состояние

Душевно слаб, верит в выкуп.

3. Занятия

Мастер, умный, хитрый, находчивый; человек дела.

3. Занятия

Бездействует, стонет.

4. Мнение татар о Жилине

Жилин завоевал уважение детей и взрослых: «Корош урус», «джигит».

4. Мнение татар о Костылине

Костылин – «смирный».

V. Побег

Жилин проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется.

Костылин – обуза; страдает, проявляет эгоизм, слабость.

6.Информация о домашнем задании

1. Составить синквейн по группам (1 группа – Жилин, 2 группа – Костылин)

2. Вообразите, что вы пригласили на урок Жилина и Костылина как участников Кавказской войны. О чем бы они могли вам рассказать? О чем бы вы их спросили?

7.Подведение итогов урока. Рефлексия

1.  Значимость темы

- Надо ли учиться определять качества характера человека или можно обойтись без этого в жизни?

Это необходимо в жизни, чтобы:

- различать добро и зло, любовь и ненависть, смелость и трусость;

- сделать правильный выбор друзей;

- понимать внутренний мир человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок русский язык 6 класс ФГОС

технологическая карта урока русского языка по теме Корни с чередованием КАС, КОС...

Проектная работа « Нобелевские лауреаты в области русской литературы» 5 класс ФГОС

Данная работа является исследованием по литературе в 5 классе. Выполнена в соответствии с ФГОС....

Рабочая программа по русской литературе, 5 класс (ФГОС)

Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М.: Просвещение, 2012год. Программа де...

Календарно- темтическое планирование уроков русского языка 5 класс ФГОС ООО

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка 5 класс...

Урок по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического   комплекса:Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего об...

тематическое планирование по русской литературе . 7 класс. ФГОС.

Тематическое планирование составлено   в соответствии с требованиями на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта и в соответствии с учебной рабо...

открытый урок русский язык 6 класс ФГОС по теме Корни с чередованием КАС, КОС

Тема урокаБуквы о и а в корне –кос---кас- Тип урокаИзучение нового материала...