Тема родины в поэзии 19 и 20 веков
рабочая программа по литературе (11 класс) на тему

Отражение темы родины в произведениях русских поэтов, основные символы и образы связанные с темой родины. Урок состоит из двух частей: 19 век и20 век.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_rodiny_v_poezii_19_veka.doc72 КБ
Microsoft Office document icon tema_rodiny_vpoezii_20_veka.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема родины в поэзии 19 века

Автор

Отношение к Родине

Стихотворение

Цитаты

А.С. Пушкин

М.Ю. Лермонтов

Дух декабризма, свободолюбивые, патриотические идеи, рожденные великим народным подвигом в Отечественной войне 1812 года, тронули души передовых людей России и заставили их еще раз крепко задуматься о будущем своей Отчизны, и не только задуматься, но и открыто вступить на тернистый, но благородный путь борьбы за свободу народа.

Пушкинская Россия — это славная история его Родины, история многовековой героической борьбы русского народа за свою национальную независимость. Пушкинская Россия — это Россия Ломоносова, Петра Первого, героев Отечественной войны 1812 года и дворянских революционеров, крестьянских бунтарей и вожаков Степана Разина и Емельяна Пугачева, Россия трудолюбивого и мужественного народа, который до поры до времени безмолвствовал. Но есть и другая Россия, задыхающаяся от крепостнического гнета и неволи

Лермонтову было шестнадцать лет, когда он написал:

    Мне нужно действовать, я каждый день
  Бессмертным сделать бы желал
...(1831-го июня 11 дня)

    И ему было двадцать четыре года, когда у него вырвалось:
 Печально я гляжу

 на наше поколенье.

    В бездействии состарится оно.
(«Дума»)

    В промежутке между этими стихами вся жизнь Лермонтова.
Ему надо было, подумать и о своем времени, и о себе самом, как всякому, кто хочет быть достойным гражданином своей Родины.

    Последекабрьская Россия. Здесь “стонет человечество от рабства и цепей!”. Как жить в этой стране, смотреть в глаза современникам? Видеть будущее через завесу растерянности и упавшей воли? Как найти силы в себе, как почувствовать себя нужным народу? 

Ода “Вольность”

наполнена народной болью и гневом, революционным призывом, поэт выносит самодержавию свой приговор.

« К Чаадаеву».   Судьба России, ее прошлое, настоящее, будущее — вот что глубоко волнует Пушкина, определяет его гражданскую позицию, вот что является главной темой его творчества, вот его радость и боль, немеркнущая мечта и надежда.

«Арион».  Художника формируют его время, его эпоха. Все творчество великого поэта наполнено вольнолюбивыми идеями декабристов. Вместе с ними “друг человечества” способствовал пробуждению Отчизны “ото сна”, росту духовного самосознания его народа, накоплению революционной энергии России. Поэт не отступает, не отрекается от своих духовных связей и единства с декабристами и после того, как восстание на Сенатской площади потерпело поражение.

«Деревня». В этом стихотворении изображена Россия, задыхающаяся от крепостнического гнета и неволи.

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный».

Многие свои стихи Пушкин посвятил Родине, народу и имел право сказать о себе:

“Смерть Поэта”. Это стихотворение стало

 первым криком его измученной души. Скорбь, горечь, грусть и восхищение, боль и негодование — вот чувства влюбленного в свою Родину поэта, вот защита высокой справедливости от произвола, насилия и варварства, царящих в его России.

Лермонтов бросил вызов всем палачам, душителям свободы.

«Прощай, немытая Россия». В этом стихотворении Л. Выражает свое презрение к официальной России.  Он ненавидит державный Петербург, он равнодушен к воинской славе Российской империи. Она чужая для него. Поэтому даже ему самому его любовь кажется странной.

  В стихотворении “Родина” Лермонтов утверждает свою любовь к России народной, крестьянской, к мощи и простору русской природы. Такая любовь непонятна и незнакома “казенным патриотам”, видевшим величие России в самодержавно-крепостническом строе.

    

«Поэт».

В стихах Лермонтова та же огромная взрывная сила, та же взрывная волна, что и у Пушкина. Не случайно один “глаголом жег сердца людей”, другой “воспламенял бойца для битвы”. 

 «Белеет парус одинокий» 

«Бородино». Поэт любит Отечество по-своему, находит истоки этой любви в прошедшем.

Тираны мира! трепещите! 

    А вы, мужайтесь и внемлите,

     Восстаньте, падшие рабы!

 Пока свободою горим. 

    Пока сердца для чести живы,

     Мой друг. Отчизне посвятим 

    Души прекрасные порывы!

 На берег выброшен грозою, 

    Я гимны прежние пою...

    

 Здесь барство дикое, без чувства, без закона.

    Присвоило себе насильственной лозой

    И труд, и собственность, и время земледельца.

  И долго буду тем любезен я народу,

     Что чувства добрые я лирой пробуждал.

А вы, надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов,

Пятою рабскою поправшие обломки

Игрою счастия обиженных родов!

Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, Гения и Славы палачи!

        Таитесь вы под сению закона,

        Пред вами суд и правда - всё молчи!..

Но есть и божий суд, наперсники разврата!

        Есть грозный суд: он ждет;

        Он не доступен звону злата,

И мысли, и дела он знает наперед.

Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:

        Оно вам не поможет вновь,

И вы не смоете всей вашей черной кровью

        Поэта праведную кровь!

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

Быть может, за стеной Кавказа

Укроюсь от твоих пашей,

От их всевидящего глаза,

От их всеслышащих ушей

Люблю отчизну я, но странною любовью!
      Не победит ее рассудок мой.
      Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
 Но я люблю — за что, не знаю сам —
 Ее степей холодное молчанье,
 Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее подобные морям;
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень.
 Люблю дымок спаленной жнивы,
 В степи ночующий обоз,
 И на холме средь желтой нивы  Чету белеющих берез.
 С отрадой многим незнакомой
 Я вижу полное гумно,
 Избу, покрытую соломой,
 С резными ставнями окно;
 И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
 На пляску с топаньем и свистом
 Под говор пьяных мужичков.

Бывало, мерный звук твоих могучих слов
        Воспламенял бойца для битвы,
Он нужен был толпе, как чаша для пиров,
        Как фимиам в часы молитвы.

 

А он, мятежный, просит бури,
  Как будто в бурях есть покой.

Да, были люди в наше время. 
Могучее, лихое племя.

А. Н. Некрасов

    Высокая гражданственность, или, по Пушкину, “дум высокое стремленье”, стала основой и для поэзии Некрасова. Он отразил свое время. Оно вдохновляло и терзало его музу “мести и печали”. “Зрелище бедствий народных” преследует его повсюду. Мы слышим кандальный звон каторжников, протяжную, заунывную песнь бурлаков.

Образ матери-родины проходит через всё его творчество. «Родина-мать! Я душою смирился, любящим сыном к тебе возвратился»; «О матушка-Русь! ты приветствуешь сына»; «Мать-отчизна! дойду до могилы, не дождавшись свободы твоей»; «Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь!» — слова, с которыми обращался поэт к родине.

 Выражая пламенную надежду на лучшее будущее своей Родины, Некрасов зовет идти “в огонь за честь Отчизны”, за убеждения, за любовь. Таково кредо поэта-гражданина Некрасова. Оно продиктовано сыновней любовью к Родине, а она немыслима без веры в могучие силы народа. В поэме “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов призывает всех борцов встать за


   Униженных, обиженных
  На всей святой Руси.

Каждое поколение будет обращаться к некрасовской “Руси” в минуты наивысшего духовного подъема, когда возникнет внутренняя гражданская потребность сказать, чем тебе особенно дорога любимая Родина.

«На Волге». На “благословенной реке” Некрасов испытал первое глубокое горе.

«Несжатая полоса».   Поэт смотрит на несжатую полосу, а ему слышится печальный разговор ветра с тяжелыми колосьями, встает перед взором пахарь.

«Железная дорога». Не радует поэта и “здоровый, ядреный осенний воздух”, когда он едет по железной дороге, что построена на костях русских мужиков.

«Элегия».  “Я лиру посвятил народу своему”, — скажет он в “Элегии”, назовет свою музу “печальной спутницей печальных бедняков”.

«Поэт и гражданин» . Горе матери-отчизны — это горе ее народа. 

«Надрывается сердце от муки...»     Сердце “надрывается от муки”, “плохо верится в силу добра”, отовсюду несутся “царящие звуки барабанов, цепей, топора”. Некрасов, “оглушенный, подавленный”, обращается к природе.

Гениальная песня “Русь” в веках останется как поэтический гимн неисчерпаемым силам великого нашего народа.

О, горько, горько я рыдал,

Когда в то утро я стоял

На берегу родной реки,

И в первый раз ее назвал

Рекою рабства и тоски!

  Руки, что вывели борозды эти,
     Высохли в щепку, повисли, как плети, 
 Очи потухли, и голос пропал
.

«Добрый папаша! К чему в обаянии
Умного Ваню держать?
Вы мне позвольте при лунном сиянии
Правду ему показать.

Труд этот, Ваня, был страшно громаден, —
Не по плечу одному!
В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему.

Водит он армии; в море судами
Правит; в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами
Каменотесцев, ткачей.

Он-то согнал сюда массы народные.
Многие — в страшной борьбе,
К жизни воззвав эти дебри бесплодные,
Гроб обрели здесь себе.

Прямо дороженька: насыпи узкие,
Столбики, рельсы, мосты.
А по бокам-то всё косточки русские...
Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?

Увы! пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам,
Оплакивать их рок, служить им будет муза,
И в мире нет прочней, прекраснее союза!...
Толпе напоминать, что бедствует народ,
В то время, как она ликует и поет,
К народу возбуждать вниманье сильных мира -
Чему достойнее служить могла бы лира?...

Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной. 

  Не будет гражданин достойный 
  К Отчизне холоден душой...

 Мать природа! Иду к тебе снова Со всегдашним желаньем моим 
 Заглушить эту музыку злобы!

Рать подымается неисчислимая! 

    Сила в ней скажется несокрушимая!



Предварительный просмотр:

Тема родины в поэзии 20 века

Автор

Отношение к родине

Стихотворение

Цитаты

И.А. Бунин

С самого начала творческой деятельности поэт нашел свой стиль, свои темы, свою оригинальную манеру. Многие стихотворения отразили состояние души молодого Бунина, его внутренний мир, тонкий и богатый оттенками чувств. Умная, тихая лирика была похожа на разговор с близким другом, но поражала современников высокой техникой и артистизмом. Критики в один голос восторгались уникальным даром Бунина чувствовать слово, его мастерством в области языка. Множество точных эпитетов и сравнений почерпнуто поэтом из произведений народного творчества – как устных, так и письменных. В 1901 году вышел первый поэтический сборник Бунина «Листопад». Родина предстает в стихотворениях сборника в замечательных картинах природы, вызывающей море чувств и эмоций.

А. Блок писал о Бунине, что «так знать и любить природу мало кто умеет», и добавлял, что Бунин «претендует на одно из главных мест в русской поэзии». Богатое художественное восприятие природы, мира и человека в нем стало отличительной чертой и поэзии, и прозы Бунина. Горький сравнивал Бунина-художника с Левитаном по мастерству в создании пейзажа.

 Примечательно, что, когда в стране уже начались революционные процессы, они не нашли отражения в стихотворениях Бунина.

Когда Бунину исполнилось 17 лет, в журнале «Родина» вышло его первое стихотворение «Деревенский нищий», в котором юный поэт описывал состояние русской деревни

Начинал Бунин с гражданской лирики, писал о тяжелой жизни народа, всей душой желал перемен к лучшему. В стихотворении «Запустение» старый дом говорит поэту:

Образ осени – наиболее часто встречающийся в пейзажной лирике Бунина. В поэме «Листопад» осень «оживает».

«Родине» - продолжает некрасовскую традицию, создавая образ родины-матери, готовой отдать последний грош своему нерадивому дитя.

Грустно видеть, как много страданья,
И тоски, и нужды на Руси!

Я жду веселых звуков топора,
Жду разрушенья дерзостной работы,
Могучих рук и смелых голосов!
Я жду, чтоб жизнь, пусть даже в грубой силе,
Вновь расцвела из праха на могиле.

Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.



Они глумятся над тобою,
Они, о родина, корят
Тебя твоею простотою,
Убогим видом черных хат...

Так сын, спокойный и нахальный,
Стыдится матери своей -
Усталой, робкой и печальной
Средь городских его друзей,

Глядит с улыбкой состраданья
На ту, кто сотни верст брела
И для него, ко дню свиданья,
Последний грошик берегла.

В.В. Маяковский

О чем бы ни писал В. Маяковский, основной в его стихах всегда была тема Родины, поскольку поэт, по его мнению, это не только «народа водитель», но и «народный слуга». На службу своей Родине, своему народу, революции и поставил свое творчество этот великий поэт.

Маяковского мало заботили абстрактные, общие вопросы. Он активно участвовал в жизни своей страны, был в курсе всех событий, искренне радовался достижениям советских людей, стремился к преодолению «пережитков». Его интересовала конкретика, и такими же предельно конкретными были его произведения, в которых он боролся со всяческой «дрянью»: бюрократизмом, пошлостью, мещанством, эгоизмом. Перо — грозное оружие поэтов, и Маяковский умело им пользовался.

В 1925 году он завершит одно из стихотворений такими строками:         Я хочу быть понят моей страной,       а не буду понят -                                что ж?!                                                По родной стране                           пройду стороной,                                Как проходит косой дождь.              Позднее он вычеркнет эти строки. Поэта можно понять: всего лишь «пройти стороной» - какая радость, какое утешение? Этого ли он ожидал? Он, так много отдавший сил и сердца своей стране.

«Ода революции», «Левый марш», «Мистерия-буфф», «Потрясающие факты» - в этих произведениях открывается Родина, озаренная верой в прекрасное будущее, ожидающее человечество.
    Маяковский остался романтиком,  и романтизм поэта направлен на утверждение созидания нового мира.  В стихотворении
«Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и людях Кузнецка»

Для Маяковского революция была возможностью сделать жизнь легче и светлее, она должна была избавить народ от ненавистной власти сытых.   

В поэме «Хорошо» Маяковским создан афоризм, пропитанный патриотическим духом, верой в мощь и чистоту своего молодого отечества.

Напрасно пухлые руки взмолены,--
    не остановить в его неслышном карьере.
    Раздавил
    и дальше ринулся Смольный,
    республик и царств беря барьеры.

Я знаю – город будет,                          Я знаю – саду цвесть,                     Когда такие люди                      в стране Советской есть                                

И я, как весну человечества, рожденную в трудах и в бою,        пою мое отечество,              республику мою!

С.А. Есенин

В творчестве Есенина тема Родины тесно переплетена с темой революции (впрочем, такой подход мы встречаем и у Блока, и у Маяковского).

 Поэт выразил те противоречия, которые были присущи русскому крестьянству, принявшему революцию, защищавшему её завоевания, но питавшему порой несбыточные социальные иллюзии.
Когда Есенин убедился, что революция ускорит переход России с патриархальной колеи на магистрали современной машинной техники, он болезненно воспринял это. Реальные революционные события, резкие перемены в деревне, даже элементарная машинизация села – всё это в представлении Есенина говорило о гибели кроткой, созданной, главным образом, воображением поэта патриархальной Руси. Крушение этого иллюзорного представления о деревенской России было закономерно, но при этом поэту казалось, что исчезла целая область жизни, а значит, и область чувств. Таким образом, он боялся не пришествия нового, а ухода старого.

«Иорданская голубица»

Произведения, написанные в первые годы революции, полны радостных надежд на преображение действительности.

 «Пантократор». Своё представление о революции поэт передаёт образом красного коня – образом романтическим, фантастическим, но родственным миру берёз, черёмух и клёнов, миру русской природы, то есть всему тому, что составляло почву есенинской поэзии, воплощало его представления о прекрасном, его стремления к гармонической жизни.

 «Неуютная жидкая лунность». В поздних стихах Есенина тоска по уходящей крестьянской Руси выражается с особенно проникновенной лирической интонацией. В них есть нежная горечь прощания с прежней Россией и с самим собой, так и не сумевшим перешагнуть в “Русь Советскую”. Ради блага Родины он вроде бы готов отказаться от прежних идеалов, но себе в новой действительности места он так и не находит.

Славлю тебя, голубая,

Звездами вбитая высь.

Снова до отчего рая

Руки мои поднялись.

        

Вижу вас, злачные нивы,

С стадом буланых коней.

С дудкой пастушеской в ивах

Бродит апостол Андрей.

Сойди, явись нам, красный конь!
Впрягись в земли оглобли.
Нам горьким стало молоко
Под этой ветхой кровлей.

Пролей, пролей нам над водой
Твое глухое ржанье
И колокольчиком-звездой
Холодное сиянье.

Мы радугу тебе - дугой,
Полярный круг - на сбрую.
О, вывези наш шар земной
На колею иную.

Полевая Россия! Довольно
Волочиться сохой по полям!
Нищету твою видеть больно
И березам и тополям.

Я не знаю, что будет со мною...
Может, в новую жизнь не гожусь,
Но и все же хочу я стальною
Видеть бедную, нищую Русь.

А.А. Блок

Тема Родины в лирике Александра Блока объединяет три темы: «Образ Руси в поэзии Блока» , «Какой предстаёт Россия в лирике Блока?»  и «Прошлое, настоящее и будущее России в поэзии Блока» .Любовь к России, непоколебимая вера в величие, силу и стойкость Родины, в её светлое будущее находят выражение в страстных строках таких стихотворений, как «Россия», «Русь моя…», «О, весна, без конца и без краю…». Опираясь на художественный опыт своих предшественников — Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Блок нашёл новые грани раскрытия художественного образа России. Метафорический образ России представлен в виде прекрасной женщины, доверчивой, но гордой и сильной духом, на долю которой выпадут многие испытания

Цикл «Родина» (1907–1916). В этом цикле отображено видение поэтом исторического пути России. «Ты отошла, и я в пустыне».

Увидеть величие России в её исторических свершениях помогает цикл стихов «На поле Куликовом». Обратившись к событиям далёкого исторического прошлого (XVI век), Блок придал реальному эпизоду исторической хроники обобщённый смысл. Любовь к родной земле пробуждает в душе поэта вдохновенные строки. Особую роль в стихах этого цикла роль играет символика: клёкот орлов, крики лебедей, бег коня.

«Россия». Россия не пропадёт, как бы чародей ни завладел ею, как бы ни затуманились ещё одной заботой её прекрасные черты. Таким иносказательным языком говорит поэт о возможных бедах России и тут же утверждает, что из всех испытаний Россия выйдет духовно и физически окрепшей и закалённой.

О том, что было, не жалея,

Твою я понял высоту:

Да. Ты - родная Галилея

Мне - невоскресшему Христу.

“О, Русь моя! Жена моя!”

Орлий клёкот над татарским станом

   Угрожал бедой

Объятый тоскою могучей,

Я рыщу на белом коне...

Встречаются вольные тучи

Во мглистой ночной вышине.

Вздымаются светлые мысли

В растерзанном сердце моем,

И падают светлые мысли,

Сожженные темным огнем...

"Явись, мое дивное диво!

Быть светлым меня научи!"

Вздымается конская грива...

За ветром взывают мечи...

Пускай заманит и обманет,-
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Тема Родины в поэзии Сергея Есенина"

Данная презентация содержит слайды - иллюстрации к стихам Сергея Есенина о Родине, о природе....

Литературно-музыкальная композиция "Тема Родины в поэзии С.Есенина"

Литературно-музыкальная композиция "Тема Родины в поэзии Сергея Есенина" содержит материал к одноименной презентации....

ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ХХ ВЕКА (урок литературы по «сквозной теме» в 11 классе)

Среди  множества    традиционных  сквозных  тем  одна  из  ключевых  -  тема  поэта  и  поэзии. В  школьной  практике...

Тема Родины в поэзии А.Блока..

Урок содержит материал к проведению урока по теме Родины в поэзии А.Блока....

Открытый урок "Тема родины в поэзии Н.Рубцова"

laquo;РОДИНА В ПОЭЗИИ НИКОЛАЯ РУБЦОВА «РОССИЯ, РУСЬ, КУДА Я НИ ВЗГЛЯНУ…»...

Рабочая тетрадь к уроку по теме "Родина в поэзии Н.Рубцова"

Рабочая тетрадь к уроку по теме "Родина в поэзии Н.Рубцова"...