Внеклассное мероприятие по чтению:"Жизнь и творчество А.С. Пушкина"
материал по литературе (8 класс) на тему

В данном внеклассном мероприятии представлены интересные факты о жизни поэта и писателя А.С. Пушкина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                  «Жизнь и творчество А.С. Пушкина»

Цель:  

- повторить и обобщить знания учащихся о жизни поэта и его творчестве;

- развивать  интерес, мышление, речь   к творчеству через сказки и стихи  

  А.С.Пушкина;

- воспитывать любовь к чтению произведений поэта.

Оборудование: выставка произведений А.С. Пушкина, презентация.

                                                 Ход

 Ведущая.  Сегодня мы посвящаем  великому русскому поэту А.С. Пушкину наш праздник  и называется «Жизнь и творчество А.С.Пушкина». (Слайд 1)

   С  самого раннего детства входит в нашу жизнь веселое и звучное имя – Пушкин, и до конца жизни сопровождает нас великий поэт как верный друг, воспитатель прекрасного и дорогого в человеке. Ещё при жизни его называли «незаходящим солнцем русской поэзии»

   А.С. Пушкин родился в начале лета, когда природа цвела и благоухала яркими, сочными красками. Великий русский поэт родился 6 июня 1799 года в Москве, на улице Баумана 10. Там и доныне прикреплена мемориальная доска с надписью «Здесь родился Пушкин». (Слайд 2)

( Слайд 3)  Отец поэта, Сергей Львович, происходил из старинного дворянского рода. Предки Пушкина со стороны отца были уважаемыми людьми при царском дворе.

(Слайд 4)Мать Пушкина,  Надежда Осиповна, была внучкой Ганнибала, арапа Петра великого, ставшего впоследствии русским генералом. Мать поэта была необыкновенно хороша собою. По характеру своему она отличалась от отца Пушкина, никогда не повышала голоса, но умела «дуться» на своих родных по месяцам.

   Занятые светской жизнью, родители Пушкина уделяли мало внимания детям, которых в семье родителей  Пушкина было трое. Старшая дочь Ольга, Александр, младший сын Лев. (Слайд 5)

   Воспитанием Саши и Оли занимались гувернёры – французы, которые были плохими учителями и воспитателями. В доме господствовал французский язык, так что читать и писать будущий поэт выучился сначала по-французски. Но в доме поэта были люди, которые помогли Саше узнать и полюбить родной русский язык, живой, образный и богатый. Это бабушка – Мария Алексеевна Ганнибал и няня Арина Родионовна. (Слайд 6)

   В восемь лет А.С. Пушкин умел читать, писать, сочинял на французском языке маленькие комедии на своих учителей. Ребёнок проводил бессонные ночи,  и тайком в кабинете отца читал одну книгу за другой. (Слайд 7)

   С девятого года жизни начала развиваться у него страсть к чтению, которая и не покидала его всю жизнь.

   В душе ребенка царила страсть к сказкам, которую привила ему няня, Арина Родионовна. Пушкин записывал сказки няни в отдельную тетрадь и позже на их основе создал свои сказки. Удивительные сказки писал Пушкин добрые, веселые, они полны красоты и вдохновения. Давайте вместе вспомним эти сказки. Они не похожи одна на другую.

 - Узнайте, из какой сказки эти строчки, продолжите:

1. Три девицы под окном

    Пряли поздно вечерком.

    «Кабы я была царица, -

    Говорит одна девица, -

    То на  весь крещеный мир

    Приготовила б я пир».

    «Кабы я была царица, -

    Говорит ее сестрица, -

    То на весь бы мир одна

     Наткала бы полотна».

     «Кабы я была царица, -

     Третья молвила сестрица,-

     Я б для батюшки – царя

     Родила богатыря».

                             А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» (Слайд 8)

2.  Жил старик со своею старухой

     У самого синего моря;

     Они жили в ветхой землянке

     Ровно тридцать лет и три года.

     Старик ловил неводом рыбу,

    Старуха пряла свою пряжу.

                                   А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» (Слайд 9)

3. Навстречу ему Балда

    Идёт, сам не зная куда.

   «Что, батька, так рано поднялся?

   Чего ты взыскался?

   Поп ему в ответ: «Нужен мне работник:

   Повар, конюх и плотник.

   А где мне найти такого

   Служителя не слишком дорогого?»

                 А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде» (Слайд 10)

4.  Царь с царицею простился,

    В путь – дорогу снарядился,

    И царица у окна

    Села ждать его одна.

    Ждёт – пождёт с утра до ночи,

   Смотрит в поле, инда очи

   Разболелись глядючи

   С белой зори до ночи;

   Только видит: вьётся вьюга,

Снег валится на поля,

Вся белёшенька земля.

        А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (Слайд 11)

5.  Чуть опасность где видна,

     Верный сторож как со сна

     Шевельнётся, встрепенётся,

     К той сторонке обернётся

     И кричит: «Кири-ку-ку

    Царствуй, лёжа на боку».

                        А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке» (Слайд 12)

                                  Игра «Добавлялки»

     Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте.

1.Белка песенки поет,…….

2.Ветер по морю гуляет и …..

3.Приплыла к нему рыбка, спросила ….

4.Ты прекрасна, спору нет…

5.Живет Балда в поповом доме,

   Спит себе на соломе….

6.А сама-то величава…

  (Слайд 13).Ведущая. Шли годы. Пушкин стал крепким, подвижным. Когда ему исполнилось 12 лет, родители определили своего сына в Царскосельский лицей, который находился недалеко от Петербурга. С этого времени начались годы радостной учебы  и дружбы Александра Пушкина и его друзей лицеистов: Ивана Пущина,  Антона Дельвига и других. (Слайд 14).

До конца своих дней А.С.Пушкин помнил Царскосельский лицей и лицейское братство.

 Чтец

Друзья мои! Прекрасен наш союз!

Он,  как душа, не разделим и вечен,

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастье, куда б ни завело,

Все те же мы: нам целый мир- чужбина.

Отечество нам – Царское Село….

 Ведущая.  Окончен лицей светлым июньским днем 1817 года. Юный  поэт приезжает в Петербург. Там он зачислен на службу в коллегию иностранных дел. Он часто бывает в театрах, любит балы, светские вечера.

Возвратившись,  домой, он удобно устраивается за письменным столом и пишет, пишет. Именно в 1820 году в Петербурге  А.С.Пушкин создает свою поэму «Руслан и Людмила». Язык этого произведения простой, шутливый, истинно народный.

    Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» (Слайд 15). Чтение отрывка сопровождается показом слайдов.

Чтец.

У Лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там,  на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей….

…В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там  ступа с Бабою-Ягой

Идет, бредет сама собой;

Там царь Кощей над златом чахнет;

Там русский дух… там Русью пахнет!

И там я был, и  мед я пил

У моря видел дуб зеленый

Под ним сидел и кот ученый

Свои мне сказки говорил.

(Слайд 16). Рукописи. Гусиное перо.

И пробуждается поэзия во мне…

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута – стихи свободно потекли.

Чтец 1. «Зимнее утро» - чтение стихотворения сопровождается показом    

               слайдов.(Слайд 17)

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь друг прелестный-

Пора, красавица, проснись.

Открой,  сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела-

А нынче…погляди в окно:

Под  голубыми  небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Чтец 2. Из романа «Евгений Онегин»- чтение стихотворения сопровождается показом слайдов.(Слайд 18)

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

Ведущая.  Ни одно время года не вызывало у поэта такого очарования, как осень. Обычно осень в поэзии связана с настроением грусти. Пушкин же само увядание природы изображает как могучее проявление жизни. Он нашел и изобразил подлинную красоту и прелесть в скромной осенней природе.

Чтец 3. «Унылая пора! Очей очарованье»- чтение стихотворения сопровождается показом слайдов.(Слайд 19)

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

  Ведущая. В годы петербургской жизни Пушкин создает ряд стихотворений, где резко осуждает крепостное право, призывает отдать жизнь борьбе с самовластием, посвятить отчизне души прекрасные порывы.

Чтец 4.

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман;

Но в нас горит ещё желанье,

Под гнётом власти роковой

Нетерпеливою душой

Отчизны внемлем призыванье.

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Товарищ, верь: взойдет  она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Ведущая. За вольнолюбивые стихи А.С.Пушкин был отправлен в южную ссылку, а затем в село Михайловское. В Михайловском Пушкина встретила вся семья, недовольная опальным поэтом. Радостно только встретила своего питомца Арина Родионовна, няня поэта.

(Слайд 20)  Долгими зимними вечерами горел огонь в комнате няни. В эту светлицу часто приходил Александр Сергеевич, когда ему было особенно одиноко. Здесь, у няни, он чувствовал себя как у Бога за пазухой. Они с Ариной Родионовной много разговаривали, хотя няня всегда была за работой: вязала чулки, латала старую юбку, вертела нить на веретене.

Вернувшись из ссылки в 1826 году, Пушкин посвятил няне прекрасные строки. Чтение стихотворения сопровождается показом слайдов (Слайд 21)

 Чтец. Подруга дней моих суровых

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждёшь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На черный отдалённый путь;

Тоска, предчувствуя, заботы

Теснят твою всечасно грудь…

    (Слайд 22) Женился Пушкин на прекрасной девице  Наталье Гончаровой. Очень её любил Александр Сергеевич. Когда писал «Сказку о царе Салтане», думая о ней.

      Месяц под косой блестит,

      А во лбу звезда горит.

     А сама-то величава,

     Выступает, будто пава.

  Поэт гордился женой и считал, её призвание - блистать красотой в обществе.  Пушкины часто бывали на приёмах у царя Николая I , на балах.

  (Слайд 23)  Но вот за Натальей Гончаровой стал при всех ухаживать близкий ко двору офицер француз Дантес. Пушкин предупредил: это оскорбительно! Но тот стал назойливей. Дуэль была неминуемой.

Звучит  музыка Г.Свиридова «Метель». На ее фоне ведущий говорит слова.

8 февраля 1837 года на Черной речке в пригороде Петербурга - была назначена дуэль. По знаку секундантов Дантес и Пушкин стали сходиться. Дантес выстрелил первым, Пушкин упал. Поэт жил еще два дня. Врачи не давали ни малейшей надежды на выздоровление, рана была смертельной. 10 февраля Пушкин умер. Он был похоронен недалеко от Михайловского, Светогорском в монастыре.

    Первым на смерть А.С.Пушкина отозвался русский поэт М.Ю.Лермонтов своим стихотворением.

Чтец. Погиб поэт! – невольник чести –

Пал оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой!...

Не вынесла душа Поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света.

Один, как прежде… и убит!

Убит! К чему теперь рыданья,

Пустых похвал ненужный хор

И жалкий лепет оправданья?

Судьбы свершился приговор!

Ведущий. Пушкин умер. Однако он оставил нам прекрасное наследство – свои гениальные произведения – поэмы, стихотворения, и, конечно же, сказки.

Пушкинские строки бегут, как волны, сквозь время, радуют нас, дарят нам силу, красоту и учат любить жизнь – любить друзей, свой народ и родную Землю горячо и преданно, как любил сам поэт всем сердцем. Читайте Пушкина!

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Вечер, посвященный жизни и творчеству М.Ю.Лермонтова"

Внеклассное мероприятие проводится параллельно с изучением творчества М.Ю.Лермонтова. Стимулирует познавательную деятельность учеников, интегрирует знания учащихся по литературе....

Внеклассное мероприятие по чтению на тему: "Жизнь и творчество А. С. Пушкина."

Внеклассное мероприятие, посвященное жизни и творчеству великого писателя и поэта А.С. Пушкина. Это мероприятие предназначено для 8 класса специальной коррекционной школе 8 вида. Дети знакомятся с нов...

Внеклассное мероприятие "По страницам жизни и творчества А. И. Солженицына"

В 2018 году Россия отмечала 100-летие со дня рождения А. И. Солженицына. К этой дате и был приурочен открытый классный час под названием "По страницам жизни и творчества А. И. Солженицына". ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия (викторина) , посвященная жизни и творчеству А.П.Чехова

Методическая разработка внеклассного мероприятия ( викторина ) посвящена 160- летию со дня рождения А.П.Чехова. Возрастная категория 14-15 лет, 8-9 классы. Мероприятие  носит не только познавател...

Конкурс « Умники и умницы» (внеклассное мероприятие по теме « Жизнь и творчество А.П.Чехова» )

Конкурс « Умники и умницы»(внеклассное мероприятие по теме « Жизнь и творчество А.П.Чехова» )  Одной из форм способствующей эффективному усвоению знаний, является самостоя...