Методическая разработка внеклассного мероприятия (викторина) , посвященная жизни и творчеству А.П.Чехова
методическая разработка по литературе (8 класс)

Методическая разработка внеклассного мероприятия ( викторина ) посвящена 160- летию со дня рождения А.П.Чехова. Возрастная категория 14-15 лет, 8-9 классы. Мероприятие  носит не только познавательный , но и соревновательный хартактер.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство культуры Республики Бурятия

ГАПОУ РБ «Бурятский республиканский хореографический колледж

им.Л.П.Сахьяновой и П.Т.Абашеева»

Номинация «Свободная тема»

Методическая разработка внеклассного мероприятия (викторина),

                                                    посвященная жизни и творчеству А.П.Чехова

                                                           ( возрастная аудитория 14-15 лет, 8-9 классы)

                                                   

                                                                                         Разработчики: Баинова

                                                                                                                   Оюна Александровна

                                                                                                                  преподаватель русского языка и

                                                                                                                  литературы

                                                                                                                  Намханова

                                                                                                                  Тамара Викторовна

                                                                                                                  преподаватель русского языка и

                                                                                                                  литературы

                                                                                                                   

                                                                                                           

                                                                      г.Улан-Удэ

                                                                            2020 г.

Методическая разработка внеклассного мероприятия (викторина),

                                                    посвященная жизни и творчеству А.П.Чехова

Цели мероприятия : вспомнить биографические данные писателя : развивать интерес к творчеству писателя, воспитывать любовь к книге, воспитывать в детях нравственные качества : вежливость, доброту, терпимость.

Оборудование:

мультимедийный проектор для демонстрации  слайдов, предметы для вопросов раздела «Узнай предмет», листочки разных цветов для ответов команд, бланки для жюри

Оформление:

1. Портреты писателя.

2. Выставка книг и наборов открыток  о писателе, его произведений

3. Цитаты писателя на столах

                                                                    Ход мероприятия:

      Вступительное слово учителя:

         17(29) января 2020 года мы отметили 160 лет со дня рождения А.П.Чехова.  Секрет молодости  рассказов Чехова в том, что они «врачуют» душу смехом, слезами, состраданием и гневом. Поговорим же сегодня об этом великом писателе и его рассказах.

       I.Разминка « Детство А.П.Чехова»

   

1.     Где и  когда  родился А.П.Чехов?

2.     Как звали его родителей ?

3.     Назовите всех братьев и сестер писателя.

4.     «Чай, сахар, кофе и другие колониальные товары» Что это? Откуда это ?

5.     Дети Чехова много времени проводили в церкви.  Что там они делали и почему ?

6.     В гимназии учили портняжному ремеслу. Что сшил себе А.П.Чехов?

7.     Что было самым главным  увлечением  Чехова-подростка?

8.     Последние 3 года учебы в гимназии А.П.Чехов жил один. Что мучило его, как он говорил, «как зубная боль»

9.     Назовите журналы, в которых Николай Чехов публиковал свои рисунки, а Александр и Антон – рассказы.

10.   Вспоминая свое детство, Чехов говорил: «В детстве у меня не было …» Чего не было?

Ответы :

1.17(29) января 1960 г. г. Таганрог Пензенской губернии

2. Павел Егорович, Евгения Яковлевна

3. Товары из лавки отца

4. Александр, Николай, Михаил, Иван и Мария

5. Дети в церкви пели , потому что отцу писателя очень нравилось церковное пение

6. Брюки и жилет

7. Театр

8. Бедность

9. «Стрекоза», «Зритель», «Осколки», «Будильник»

10. Детства

   

  1. а)Презентация о жизни А.П.Чехова - приложение 1

            б) « Назовите эти места, связанные с жизнью писателя)( слайды) – приложение 2                                                

( Учащиеся работают в командах , педагог читает вслух вопрос, демонстрирует слайд, ребята          

       записывают  ответ на готовых листочках и затем передают жюри )

      Слайд 1

  1. Москва

Слайд 2

Лавка Чеховых в Таганроге  

Слайд 3

А)Ялта

Б)М.А.Горький, И.А.Бунин, Л.Н.Толстой, А.И.Куприн

В)И.И.Левитан

Слайд 4

А)Поездка на Сахалин в 1890г.

Б) 30 лет

В) «Остров Сахалин»  

Слайд 5

А)Музей-заповедник находится в Мелихово Московской области

Б) Писатель жил с 1892 по 1899гг

В)Период называется «Мелиховский»

Г) Произведения, написанные в этот период : «Крыжовник», «Палата № 6», «Дом с мезонином»,

« Ионыч», «Человек в футляре», «Чайка», «Дядя Ваня»

Слайд 6

А) Посетил город Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ) в 1890 году

Б) Саквояж

В) Дощечка у скульптурной композиции  имеет надпись с цитатой писателя , в которой он отозвался о нашем городе, как премиленьком городке

Г) Скульптурная композиция из бронзы

Д) находится рядом с музеем природы

  1. Иллюстрации к произведения Чехова:

( Учащиеся  работают в командах, рассматривают иллюстрации, записывают ответ на готовых листочках и передают жюри)

К какому произведению А.П.Чехова нарисована каждая из иллюстраций? (Слайды на мультимедиа)  приложение 3

Слайд 1 «Каштанка»

Слайд 2 «Мальчики»

Слайд 3 «Хамелеон»

Слайд 4 «Смерть чиновника»

Слайд 5 «Хирургия»

Слайд 6 «Толстый и тонкий»

Слайд 7 «Злоумышленик»

Слайд 8 «Лошадиная фамилия»

Слайд 9  «Ванька»

      IV. Юмористические рассказы А.П.Чехова:

       ( учитель зачитывает вслух вопрос ; отвечает первым тот, кто первый из команд поднял руку;

      жюри заслушивает ответ и объявляет итог)

1. В каком произведении герои Иван Иванович, Фёдор Тимофеевич и Тётка вовсе не люди, хотя и носят человеческие имена? («Каштанка»)

2.Кем по профессии был хозяин Каштанки из рассказа А. П. Чехова «Каштанка»? (Столяром)

3. Что воровал герой рассказа «Злоумышленик»? ( гайки)

4.В ночь перед каким праздником Ванька Жуков написал письмо дедушке в рассказе А.П. Чехова? (Рождество)

5.Какое имя и отчество было у дедушки чеховского Ваньки Жукова?  (Константин Макарович)

6.Герои какого рассказа А. П. Чехова решили сбежать в Калифорнию добывать золото? («Мальчики»)

7.Как подписывался герой рассказа Чехова «Мальчики»?    (Монтигомо Ястребиный Коготь)

8.Как звали сына тонкого?  (Нафанаил)

9.Какое животное стало причиной скандала в рассказе Чехова «Хамелеон»? (Собака)

10.За что просит прощения главный герой рассказа «Смерть чиновника» ?( за то что чихнул на лысину генерала Бризжалова)

11.Какой оказалась «лошадиная фамилия» одноимённого рассказа А.П. Чехова.   (Овсов)

12.В чеховском рассказе «Хирургия» подробно описываются муки дьячка Вонмигласова, которому удаляют… Что?   (Зуб)

13. Чем, кроме основной службы, зарабатывает себе на жизнь Тонкий в рассказе «Толстый и тонкий» ? ( изготавливает портсигары)

                                                               

V.Соревнуются капитаны         
       Учитель  приглашает капитанов команд  к столу , на котором лежат вещи ( портсигар, носовой платок, гайка, узелок, конверт, карта мира, щипцы, куриная лапка, йод ), которые «принадлежат» героям Чехова. Капитаны рассматривают вещи и вписывают ответы в готовые бланки, затем передают их жюри.

Ответы: 

Портсигар - «Толстый и тонкий», тонкий их делал по рублю за штуку.

 Носовой платок – «смерть чиновника», Червяков им утерся после того, как чихнул.

 Гайка – «Злоумышленник», Денис Григорьев и другие мужики их отвинчивали, чтобы делать грузила

Узелок –  «Хамелеон», принадлежит Очумелову.

Йод – «Лошадиная фамилия», им отставной генерал-майор Булдеев мазал щеку, чтобы избавиться от зубной боли.

 Конверт – «Ванька», его герой купил за копейку, чтобы написать письмо дедушке.

Карта мира – «Мальчики», её Володя и Чечевицын рассматривали, планируя побег в Америку.

Щипцы – «Хирургия». Ими  фельдшер Курятин рвал зуб дьячку Вонмигласову.

 Куриная лапка – «Каштанка», её собака спрятала в гостиной между шкафом и стеной и боялась, что хозяин найдет её и скушает.

Пока капитаны соревнуются, команды получают заключительное задание на листочках. Тексты с описанием героев заключены в портретные рамки. Команды обсуждают ответы, записывают их в готовые бланки и передают жюри.

                                                                      «Угадай портрет»

  1. «…..толстый человек лет сорока, в поношенной чечунчовой жакетке и в истрепанных триковых брюках.На лице выражение чувства долга и приятности.Между указательным и средним пальцами левой руки – сигара, распространяющая зловоние.»(Фельдшер Курятин «Хирургия»)
  2. «…..стоял и равнодушно поглядывал по сторонам. Плясал он вяло, небрежно, угрюмо , и видно было по его движениям, по хвосту и по усам, что он глубоко презирал и толпу, и яркий свет, и хозяина, и себя …..» (Федор Тимофеич «Каштанка»)
  3.  «…маленький, чрезвычайно тощий мужичонко в пестрядиной рубахе и латаных портах. Его обросшее волосами и изъеденное рябинами лицо и глаза, едва видные из-за густых, нависших бровей, имеют выражение угрюмой суровости. На голове целая шапка давно уже нечесаных, путаных волос, что придает ему еще большую, паучью суровость. Он бос.» (Денис Григорьев «Злоумышленик»)
  4. «…вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился… Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились…на лице …было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты …»   (Тонкий, Порфирий)
  5. «Назначили к нам нового учителя истории и географии, из хохлв.Приехал он не один, а с сестрой Варенькой.Он молодой, высокий, смуглый, с громадными руками, и по лицу видно, что говорит басом, и в самом деле, голос как из бочки : бу-бу-бу….»(Коваленко Михаил Саввич «Человек в футляре»)

VI. Жюри подводит итоги.

      Учащимся предлагается задание «Кто больше знает Чеховских цитат»

      ( Это задание можно провести, пока жюри подводит итоги викторины)

II.  Листок для оценки команд (распечатать по количеству членов жюри)

Класс

Места, связанные с жизнью писателя

Иллюстрации к произведениям Чехова

Юмористические рассказы Чехова

Чьи это вещи?

Угадай портрет?

Итого

8 «А»

8 «Б»

8 «В»

8 «Г»