Литературная игра по роману А.С. Пушкина "Дубровский"
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Зварыкина Ирина Станиславовна

Литературная игра посвящена подведению итогов изучения романа А.С. Пушкина "Дубровский". Среди конкурсов представлены задания, связанные с фактическим знанием материала, с опознаванием основных литературоведческих понятий, а также творческие конкурсы. Предполагается разделение учащихся на 2 команды. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_otkrytogo_meropriyatiya.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ

ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА ПО РОМАНУ А.С. ПУШКИНА «ДУБРОВСКИЙ»

Цели:

1. Познавательный аспект: формировать у учащихся внимательное отношение к детали в художественном произведении, к её роли в идейно-образной структуре; проверить знание художественного произведения, степень овладения литературоведческим аппаратом.

2. Развивающий аспект: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; создавать условия для развития коммуникативных навыков.

3. Воспитательный аспект: воспитывать ценностное отношение к русской литературе, бережное отношение к слову автора, ответственное отношение к собственному слову; формировать эстетическое восприятие с помощью других видов искусств: музыки и живописи; совершенствовать навыки этичного межличностного общения.

Оборудование: мультимедийная презентация; запись музыки к фильму «Благородный разбойник Владимир Дубровский»; иллюстрации к роману; карточки с заданиями.

Ход мероприятия:

Слово учителя: Дорогие ребята, мы с вами начинаем литературную игру по роману А.С. Пушкина «Дубровский». В качестве эпиграфа к нашему мероприятию я подобрала высказывание Н.В. Гоголя о прозе А.С. Пушкина, которое можно в полной мере отнести к изученному нами произведению: в прозе Пушкина "слов немного, но они так точны, что обозначают всё. В каждом слове бездна пространства. Каждое слово необъятно, как поэт" (Н.В. Гоголь). Действительно, проза А.С. Пушкина является не менее выдающейся, чем его поэзия, в чём, я надеюсь, вы успели убедиться в ходе наших уроков. Ведь нужно обладать большим мастерством и талантом, чтобы в кратком слове отразить глубокое, а порой и на самом деле необъятное, содержание.

Итак, мы посвящаем игру памяти не только великого русского поэта, но и великого русского писателя А.С. Пушкина.

В нашей игре принимает участие 2 команды. Прошу вас представиться.

Представление команд (название, девиз, эмблема)

Конкурс 1 (максимально 6 баллов). Карточка 1. Восстановите последовательность эпизодов в романе (командам раздаются карточки; на выполнение задания отводится 5 минут).

Ответ:

  1. Ссора Дубровского и Троекурова
  2. Люди Троекурова воруют в роще Дубровского
  3. Суд
  4. Возвращение Владимира Дубровского в родную Кистенёвку
  5. Похороны Андрея Гавриловича Дубровского
  6. Пожар
  7. Обед у Троекурова
  8. Первое свидание Маши и Дубровского
  9. Троекуровы в гостях у Верейского
  10. Письмо Маши князю Верейскому
  11. Саша прячет кольцо в дупле
  12. Дубровский останавливает карету князя Верейского в лесу

Конкурс 2 (по 1 баллу). Роман «Дубровский» представляет большой интерес для художников. Многие живописцы создавали иллюстрации к этому произведению. Назовите эпизоды из романа, которым соответствуют представленные иллюстрации.

Ответ:

  1. На псарне у Троекурова
  2. Сцена в суде
  3. Дубровский увидел приехавшего Троекурова
  4. Пожар
  5. Дефорж и медведь
  6. Обед у Троекурова
  7. Встреча Дубровского и Маши в беседке
  8. Нападение на свадебный поезд

Конкурс 3 (по 2 балла). Следующее задание продолжает тему иллюстраций к роману. Обе команды готовили собственные рисунки. Сейчас представители команд поочерёдно выйдут вперёд и покажут свои иллюстрации, а команда соперника должна будет угадать, какой эпизод изображён на рисунке.

Инсценировка.

Ребята, а теперь мы с вами обратимся к ещё одному эпизоду романа «Дубровский», который сейчас будет перед нами инсценирован (два ученика разыгрывают сцену романа «Первое свидание Маши и Дубровского в саду»; музыкальное сопровождение).

Конкурс 4 (по 1 баллу). А теперь ответьте, пожалуйста, на вопросы по данному эпизоду.

1. Каким образом Дубровский известил Машу о свидании? (написал и лично передал записку)

2. На какое время было назначено свидание? (на 7 часов)

3. Чего Маша ожидала от свидания? (признания Дефоржа в любви)

4. Чем в этот вечер занимался Троекуров? (играл в вист с гостями)

5. Что произошло после свидания? (в дом Троекурова явился исправник с целью поймать Дубровского)

5. Как Троекуров расстался с гостями после известия о Дубровском? (прогнал их, сказав, что хочет спать)

Конкурс 5 – конкурс литературоведов (по 2 балла). Назовите троп, представленный в отрывке:

1. «Сильно чувствовал он своё одиночество. Будущее для него являлось покрытым грозными тучами» (метафора)

2. «Как лёгкая тень, молодая красавица приблизилась к месту назначенного свидания» (сравнение)

  1. «Она чувствовала холодный поцелуй немилого супруга…» (эпитет)
  2. «…ручеёк извивался молча около деревьев, полуобнажённых осенью» (олицетворение)
  3. «Удались от зла и сотвори благо…» (антитеза)

Конкурс 6 (по 1 баллу). Ребята, роман «Дубровский» был написан А.С. Пушкиным почти 200 лет назад. С тех пор многие предметы и их названия исчезли или были заменены другими, поэтому стали для нас непонятными. Следующее задание состоит в том, чтобы определить значения некоторых слов и выражений.

1. «Кирилла Петрович громко засмеялся при дерзком замечании своего холопа». Кто такой холоп? (крепостной слуга)

2. Дефорж был гувернёром. Чем занимается гувернёр? (воспитатель)

3. «На днях покровский пономарь сказал на крестинах у нашего старосты: полно вам гулять; вот ужо приберет вас к рукам Кирилла Петрович». Кто такой пономарь и где он служит? (пономарь – служитель христианской церкви)

4. Что такое купчая? (документ на приобретённое, купленное имущество)

5. Кем был по профессии у себя на родине настоящий Дефорж-француз? (кондитер)

6. - Так, видно, этот Кирилла Петрович у вас делает что хочет. 
- И вестимо, барин: заседателя, слышь, он и в грош не ставит, исправник у него на посылках» Кто такой исправник? (начальник местной полиции)

7. «Троекуров часто говаривал Дубровскому: «Слушай, брат, Андрей Гаврилович, коли в твоём Володьке будет путь, так отдам за него Машу; даром что он гол как сокол» Что обозначает выражение «гол как сокол»? (о человеке, у которого ничего нет).

8. «Не наше холопье дело разбирать барские воли, а, ей-богу, напрасно батюшка ваш пошёл на Кириллу Петровича, плетью обуха не перешибёшь» что значит пословица «плетью обуха не перешибёшь»? (о твердолобом человеке, с которым бесполезно спорить и бороться; обух – тупая сторона острого орудия)

9. «Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирилла Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань»… Что такое подобострастие? (льстивость, угодливость)

10. «Несмотря на необыкновенную силу физических способностей, он раза два в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе… С крестьянами и дворовыми обходился он строго и своенравно, но они тщеславились богатством и славою своего господина». Что значит тщеславились? (хвалились, кичились)

Конкурс 7 (4 балла). Карточка 2. Стрелками покажите соответствие должностей второстепенных персонажей и их имён (5 минут).

Камердинер Дубровского – Гриша

Штаб-лекарь в лазарете больных собак Троекурова – Тимошка

Крепостная, ухаживавшая за Дубровским и написавшая письмо Владимиру – Орина Егоровна Бузырева

Кузнец – Архип

Псарь Троекурова – Парамошка

Повар, единственный кистенёвский грамотей – Харитон

Кучер Дубровского – Антон

Птичница – Агафья

Конкурс 8 (по 1 баллу). Узнайте героев романа по описанию.

1. «…в залу вошёл, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке». (Андрей Гаврилович Дубровский)

2. Он лишился матери с малолетства и, почти не зная отца своего, был привезён в Петербург на восьмом году своего возраста» (Владимир Дубровский)

3. «Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем…» (Владимир Дубровский)

4. Этот герой «…выказывал пороки человека необразованного», «привык давать волю всем порывам пылкого нрава и всем затеям довольно ограниченного ума». «Надменный… с людьми самого высшего звания», «с крестьянами и дворовыми обходился строго и своенравно»? (Троекуров)

5. «Маленький человечек в кожаном картузе и фризовой шинели вышел из телеги». О каком герое идёт речь? (заседатель Шабашкин)

6. Ему «было около пятидесяти лет, но он казался гораздо старее. Излишества всякого рода изнурили его здоровье и положил на нём свою неизгладимую печать» (князь Верейский)

Конкурс 9 (2 балла). Дворянские усадьбы.

1. Как называется деревня Троекурова? (Покровское)

2. Как называется деревня Дубровского? (Кистенёвка)

3. Как называлось имение князя Верейского? (Арбатово)

4. «Он ехал берегом широкого озера, из которого вытекала речка и вдали извивалась между холмами; на одном из них над густою зеленью рощи возвышалась зелёная кровля и бельведер огромного каменного дома; на другом – пятиглавая церковь и старинная колокольня». Назовите имение. (Покровское)

Конкурс 10 (5 баллов). Придумайте название газете, которая бы выходила в губернском городе, и напишите заметку о розыске молодого разбойника Владимира Дубровского (7 минут).

Конкурс 11 (3 балла). Загадайте с помощью жестов и мимики эпизод из романа «Дубровский».

Подведение итогов игры, подсчёт баллов.

Слово учителя: итак, ребята, мы с вами заканчиваем литературную игру. Я поздравляю команду победителей. Но главный итог нашего мероприятия, как мне кажется, в том, что вы смогли показать свои знания и получить новые знания, проявить свои творческие способности. Вы все молодцы! Давайте с вами вернёмся к высказыванию Н.В. Гоголя, озвученному мною в начале игры. Ребята, действительно ли каждое слово Пушкина необъятно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная игра по роману А.С.Пушкина «Дубровский»

Литературная игра по роману А.С.Пушкина «Дубровский»Цели урока:...

Методическая разработка к уроку литературы в 10 классе. Литературная игра по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» «Умницы и умники».

Игра проводится в соответствии с регламентом телевизионной игры «Умницы и умники» и состоит из 4 этапов- агонов ( агон – соревнование), в ходе которых определяется агонист – победитель...

Презентация к методической разработке урока литературы в 10 классе. Литературная игра по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» «Умницы и умники».

Обобщение и систематизация знаний ключевых эпизодов романа, а также философской, нравственной и эстетической позиции автора, воплощенной в романе....

Литературная игра по роману Капитанская дочка

Данная Литературная игра проводится после изучения романа,содержит презентациюи все необходимые материалы...

«Свидание с мастером» (Литературная игра по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Литературная игра, в которую включены вопросы и задания, связанные непосредственно со знанием и умением ориентироваться в тексте романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита"...

Литературная игра по роману А.С .Пушкина "Дубровский"

Командная игра, котую целесообразно проводить после изучения романа. Игра включает элементы театрализации и викторину....

Литературная игра по роману А.С.Пушкина «Дубровский»

Цели урока:Познавательный аспект: формировать у учащихся внимательное отношение к детали в художественном произведении, к её роли и идейно-образной структуре; проверить знание художественного произвед...