Уроки жизни по рассказу В.Г.Распутина "Уроки французского"
презентация к уроку (литература, 6 класс) по теме

Фролова Наталья Николаевна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация116.31 КБ
Файл конспект урока21.71 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Уроки жизни» ( по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского» Подготовила учитель русского языка и литературы Фролова Н.Н. МОБУ « Алексинская СШ» 2014 г.

Слайд 2

Лидия Михайловна Молокова родилась в Москве. После окончания школы в Сретенске девушка поехала за высшим образованием в Иркутск, по распределению попала в 1951 году в далекий глухой поселок Усть-Уда в Иркутской области. .

Слайд 3

Какие уроки жизни преподала своему ученику Лидия М ихайловна?

Слайд 4

Работа в группах

Слайд 5

Антитеза Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой - "АНТИТЕЗА" 1 . ж. 1) Противоположность, противопоставление. 2) Стилистический прием, заключающийся в сопоставлении противоположных или резко контрастных понятий и образов.

Слайд 6

Эпитет (греч. epitheton - букв. - приложенное), троп, образное определение (выраженное преимущественно прилагательным, но также наречием, существительным, числительным, глаголом), дающее дополнительную художественную характеристику предмета (явления) в виде скрытого сравнения ("чистое поле", "парус одинокий").

Слайд 7

Композиция произведения Значение слова по Ефремовой: Композиция - строение произведения литературы и искусства, расположение и соотношение его отдельных частей, составляющих единое целое. Обязательной является цепочка: завязка – развитие действия – кульминация – развязка

Слайд 8

Лексический повтор - это повторение слова, словосочетания или предложения в составе одного высказывания (предложения, сложного синтаксического целого, абзаца). Благодаря повторению слов или словосочетаний на них фиксируется внимание читателя, тем самым усиливается их роли в тексте. Повтор придает связность, подчеркивает важнейшие мысли, также он подчеркивает упорядоченность построения высказывания.

Слайд 9

Домашнее задание Какие « уроки жизни» преподали вам и кто? Напишите мини- сочинение ( 5-10 предложений)

Слайд 10

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Тема урока

« Уроки жизни»

( по рассказу В.П.Распутина

 « Уроки французского»)

Эпиграф:

Цели урока:

Предметная:  в процессе анализа произведения  подведение  учащихся к пониманию  того, что нравственные   ценности   передаются путем личного примера.

Личностная:  воспитание  чувства ответственности за свои поступки, объективное   понимание жизненных ценностей.

Метапредметная: развитие умения работать  с информацией, умение работать  в малых группах.

Задачи:

  • Учить   мыслить логически, научно, творчески;
  • Формировать элементарные навыки поисковой и исследовательской деятельности;
  • Формировать и развивать положительное отношение, интерес ,как к данному предмету, так и учению вообще;
  • Познакомить с понятием «антитеза»,
  • Совершенствовать умение  выделять   элементы  композиции,
  •  Совершенствовать  умение находить   эпитеты,
  • совершенствовать  умение составлять план текста,
  • совершенствовать умение сжато  пересказывать   текст художественного произведения,
  •  совершенствование умения  выразительно  читать.

Тип урока:интегрированный, проблемно-развивающий,

Технология: проблемное обучение с использованием ИКТ.

Форма организации познавательной деятельности: групповая.

Методы:

  • словесные, наглядные, практические;
  • исследовательский, создание проблемной ситуации.

Оборудование:  текст рассказа В.П.Распутина «Уроки французского», презентация, проектор, компьютер, кроссворды,  листы для рисования.

УМК: программа «Литература 5-11 классов// В.Я.Коровиной.Допущено Министерством образования и науки РФ. 9-е издание , переработанное идополненное.-Москва, «Просвещение»,2009

План урока

  1. Подготовка к восприятию проблемы. Вступительное слово учителя. Актуализация знаний учащихся. Определение целей урока.
  2. Создание проблемной ситуации. Выявление читательского восприятия,выявление особенностей рассказа «Уроки французского» В.Г.Распутина.
  3. Формулирование проблемы. Планирование работы. На данном этапе учащиеся в группах получают задания, распределяют их  между собой
  4. Процесс решения проблемы. Работа  в группах. Анализ рассказа «Уроки французского». На данном этапе используются такие формы работы, как групповая и индивидуальная.
  5. Выступление учащихся. Подведение итогов. Заключительное слово учителя. Рефлексия.
  6. Домашнее задание. ( мини- сочинение типа С1)

Ход  урока:

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

Цель учителя к каждому этапу урока

1.Организационный

2 мин

Сл.№ 1 Приветствие.Краткое вступительное слово, постановка учебной задачи к уроку.

Посмотрите на тему урока,  о чем сегодня пойдет речь? Какую цель

 мы ставим перед собой?

Зачем нужно анализировать художественное произведение? Попытайтесь определить цель нашей работы на уроке. Как вы понимаете выражение «уроки жизни»?

СЛ.№2  Прообразом Лидии Михайловны в рассказе «Уроки французского» стала учительница В.Г.Распутина.

Приветствуют учителя

Слушают, принимают учебную задачу

Настрой на урок.

Мотивация деятельности

Обеспечить внимание каждого ученика и мотивировать на деятельность на данном уроке.

Создать условия для духовно- нравственного воспитания учащихся.

2.Актуализация

3 мин

Сл. №3

Проанализировав произведение В.Г.Распутина, мы должны ответить на главный вопрос рассказа: Какие уроки жизни преподнесла Лидия Михайловна своему ученику?

Пожалуйста, получите задания  по группам.

Сл.№4 Планирование деятельности

Работу построим следующим образом:

Каждая группа получает карточку с заданиями, которые необходимо распределить между собой.

Каждый член группы выступает по своему вопросу и представляет результат своей деятельности.

Выступление учащихся оценивает учитель по 5 –бальной системе, результат группы суммируется и выводится среднее арифметическое  - оценка каждого участника группы. Во время работы можно помогать друг другу, во время выступления дополнять!

Сл.№5- 8

Учащиеся готовятся к групповой работе

Учащиеся подбирают для себя задание в группе, соответствующее их интересам и подготовленности

Актуализированы знания.

Дифференциация при подготовке к анализу произведения.

Учащиеся мотивированы на дальнейшую самостоятельную работу по изучению произведения.

Мотивировать на дальнейшую самостоятельную работу по изучению рассказа.

Дифференцировать учащихся по уровню их подготовки и интересам при анализе художественного произведения.

Создать условия для развития речи, творческих, коммуникативных способностей, умений применять литературоведческие термины.

3.Формирование новых знаний и умений на основе известных сведений.

32  мин

Выслушивает результаты работы групп, задает, если это необходимо, дополнительные вопросы, оценивает работу каждого выступающего и заносит результат в сводную таблицу на доске.

Сл.№5- 8

Представляют результаты работы, слушают, отвечают на вопросы учителя.

Поясняют свое мнение , оформляют краткие записи в тетрадях.

Получили целостную картину произведения на основе самостоятельной  работы с художественным текстом.

Раскрыли для себя идейный замысел произведения.

Получили установку на выполнение домашнего задания

Создать условия для развития речи, творческих способностей.

4.Подведение итогов. Рефлексия.

5 мин

Подводит итоги урока,  выставляет оценки.

Какие же уроки жизни преподала главному герою учительница французского?

Отвечают на вопрос.

Проанализировали логику развития урока для постижения авторского замысла.

Высказали « Я- концепцию»

Получили обратную связь об осознанности

учебных действий учащихся, результатах работы.

5.Информация о домашнем задании.

3 мин

Сл.№ 9

Ответьте письменно на вопрос «Какие уроки жизни вы получали и от кого?»  Ответ запишите в 5-10 предложениях.

Записывают домашнее задание, задают вопросы, выставляют оценки за урок.

Приняли домашнее задание

Разъяснить домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки жизни в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского» литература в 6 классе

познакомить с жизнью и творчеством писателя В.Г.Распутина и его рассказрм "Уроки французского"...

Уроки жизни в рассказе В.Распутина "Уроки французского"

Уроки жизни в рассказе В.Г.Распутина«Уроки французского» Цели урока:      ...

Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».

Открытый урок в 6 классе по литературе на тему: "Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина "Уроки французского""....

Уроки жизни в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского»

Цель урока:   проанализировать проблематику рассказа и выяснить, какие уроки он несёт; раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В. Распутина....

Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»

знакомство с творчеством В.Г.Распутина; ввести понятия «духовность» , «нравственность» «этика»....

Конспект урока "Уроки жизни в рассказе Юрия Яковлева «Рыцарь Вася»

Методическая разработка урока внеклассного чтения на тему "Уроки жизни в рассказе Юрия Яковлева "Рыцарь Вася"...

Групповой проект "Уроки жизни" по рассказу В.П. Астафьева "Уроки жизни"

       В настоящее время большинство школьников в качестве справочного материала используют интернет, не понимая того, что  только печатная книга может передать все эмо...