Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Открытый урок в 6 классе по литературе на тему: "Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина "Уроки французского"".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_otkrytyy_urok_1.03.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».

Цели урока:

Образовательные:

1) Проанализировать проблематику рассказа и выяснить, какие уроки он несет; раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В. Распутина.

Развивающие:

1) Формировать умение анализировать текст художественного произведения.

2) Развивать коммуникативные навыки учащихся, их творческие способности.

3) Продолжить работу по развитию культуры речи школьников, работу над выразительным чтением учащихся.

Воспитательные:

1) Подвести учащихся к более глубокому пониманию понятий доброта, отзывчивость, благородство, мужество, самоотверженность.

2) Воспитывать у учащихся данные качества характера и этические нормы поведения и взаимоотношений.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, записи на доске, карточки с заданиями.

Тип урока: комбинированный урок с применением компьютерных технологий.

Форма урока – урок – размышление.

Методы урока:

1) Словесный (слово учителя, презентация рисунков детей к уроку).

2) Репродуктивный (беседа по рассказу).

3) Наглядно – иллюстративный (слайды компьютерной презентации, художественное чтение детей).

4) Частично – поисковый (нахождение эпизодов в тексте).

5) Практический (чтение текста, задания на карточках).

Я написал этот рассказ в надежде,

что преподанные мне в своё время уроки

лягут на душу как маленького,

так и взрослого читателя.

В. Г. Распутин.

Ход урока.

1. Организационный момент.

     Здравствуйте, ребята, садитесь.

2. Речевая разминка.

Учитель: наш урок литературы предлагаю сегодня начать с чтения стихотворения, потому что оно отражает тему и цели нашего урока.

Итак, обратите внимание на экран и прочитайте, соблюдая интонацию, выразительно стихотворение С. Бондаренко.

В каждом параграфе, в каждом рассказе,

В сказке и песне, даже во фразе –

Ты только вдумайся, только всмотрись –

Кроется самая главная мысль.

Она не всегда открывается сразу.

Строчка за строчкой, фраза за фразой –

Ты только вдумайся, только всмотрись –

Откроется самая главная мысль.

(С. Бондаренко).

О чем это стихотворение? (Каждое высказывание имеет главную мысль).

3. Изучение нового материала.

 

Вступительное слово учителя.

1)       Знакомство с темой  и целями урока.

Ребята, я не случайно  начала  наш урок  с чтения этого стихотворения. Оно как нельзя лучше отражает тему и цели нашего урока. А тема звучит так: «Уроки жизни в рассказе  В. Г. Распутина «Уроки французского» (запись даты и темы урока).

Как вы думаете, ребята, какова цель нашего урока? (Мы должны постараться понять: какие жизненные уроки извлек герой из тех жизненных ситуаций, в которые он попадает, раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по

которым живут герои Распутина, чтобы воспитать в себе такие качества характера, как доброта, отзывчивость, благородство, мужество, этические нормы поведения и взаимоотношений).

Это значит, ребята, что, мы с вами сегодня будем учиться, как правильно поступать в жизни, учиться различать истинное и ложное на примере тех жизненных ситуаций, в которые Валентин Распутин ставит своих героев. Работая с текстом рассказа, мы в каждой строчке, в каждой фразе  будем искать ту главную мысль, которую хотел выразить автор в своем произведении. Скорее всего это будет непросто. Потому что не всякая мысль лежит на поверхности.

2) Знакомство с эпиграфом.

Писатель надеется, что те жизненные уроки, которые уготовила ему судьба, помогут каждому из нас разобраться в себе, задуматься о своём будущем. Запишите слова В. Г.  Распутина, которые станут эпиграфом к нашему уроку (запись в тетрадь).

3. Реализация домашнего задания.

Ребята, дома вы подумали над вопросом: в какие трудные ситуации попадал наш герой? (Переезд из родного села в райцентр, тоска по дому, не ладилось с французским, голод и т.д). Почему наш герой не жалуется взрослым?

4. Беседа по рассказу «Уроки французского».

-  Почему наш герой не жалуется взрослым?

- Какие люди встречались нашему главному герою на его жизненном пути?

(Чужая семья, трудные подростки, новые учителя и товарищи..).

- Почему мальчик ввязался в игру на деньги?

(Нужда заставила героя играть в азартные игры. У него не было другой возможности заработать. Ждать чьей – то милости или подачки он не стал).

Какой урок мы можем извлечь из этой ситуации?

«Будь самостоятельным, заботься о себе сам, не надейся на окружающих».

Запишите первый урок Валентина Распутина. \

Охарактеризуйте игроков в «чику» (Тишкин, Птаха, Вадик).

Чтение по ролям диалога на стр. 125 со слов «Однажды, еще в сентябре» до слов «Вот еще! – обиделся я).

- Какая это была игра? Почему нашему герою пришлось «смириться»?

Чтение на стр. 130 со слов «Не в склад! – объявил Вадик до слов «Настаивать на своем было бессмысленно..».

Какой урок из этой ситуации мы можем вынести?

«Не горячись, уступи тем, кому всё равно ничего не докажешь».

- Почему Вадик и Птаха избивают мальчика? Как ведет себя мальчик во время избиения?

Прочитаем отрывок на стр. 132 со слов: «Первым, опять сзади, меня ударил Птаха» до слов на стр. 133 «Переверну –у – ул!».

Какой урок из этой ситуации мы можем вынести?

«Будь принципиальным, гордым, не присмыкайся!»

- Почему мальчик доверил учительнице свою тайну? Любому ли учителю можно довериться?

Лидия Михайловна решила заниматься с мальчиком французским языком у себя дома. Почему? (Хочет оградить мальчика от игры с ребятами).

Сейчас мы с вами посмотрим фрагмент фильма, где Лидия Михайловна играет с Володей в «замеряшки», а затем вы мне постараетесь ответить на вопросы. (Просмотр фрагмента)

Итак: - Какой предстает нам Лидия Михайловна?

- Почему она играет с мальчиком в игру на деньги?

- Каким предстает перед нами образ директора школы?

- Прав ли был директор школы в том, что осудил Лидию Михайловну?

Как вы думаете какой урок преподала Лидия Михайловна Володе?

(Нет. Он не разобрался в ситуации. А Лидия Михайловна своей добротой спасла мальчика. Учительница преподала своему ученику уроки доброты и мужества).

Запишите четвертый урок Распутина: «Будь добрым и отзывчивым, люби людей».

5. Работа в группах по карточкам.

А теперь я предлагаю вам, ребята, задания с различными ситуациями. Каждая из трех групп получает карточку: «твое поведение в сложившейся ситуации».

1). Шел Саша домой из школы. Видит – идет по улице слепой человек и палочкой тротуар ощупывает. Подошел к перекрестку и остановился. «Это он движение пережидает», - догадался Саша и пошел своей дорогой. Как бы ты поступил на его месте?

2). Придя в школу, ты заметил, что у соседа по парте плохое настроение. Твои действия.

3). Выходя из школы, ты заметил, как несколько старшеклассников, вымогая деньги, избивают твоего товарища. Какие действия ты предпримешь?

Ответим на проблемные вопросы:

-всегда ли мы замечаем, что кто- то нуждается в нашей помощи?

- просто ли это, суметь увидеть, что ты нужен кому – то?

6. Обобщение материала:

Ребята, почему рассказ называется «Уроки французского»?

 Какой главный урок преподала учительница?

 Какие уроки преподал нам В. Распутин? Чем интересен его рассказ? (обращение к эпиграфу).

Вывод:

«Уроки французского» - уроки жизни, мужества, доброты.

Писатель рассказывает о мужестве мальчика, сохранившего чистоту души, незыблемость своих нравственных законов, несущего бестрепетно и отважно, как солдат, свои обязанности и свои синяки. Мальчик привлекает ясностью, цельностью, неустрашимостью души. Приобщаясь к нелёгкой судьбе мальчика, мы сопереживаем вместе с ним, размышляем о добре и зле, испытываем «чувства добрые».

Оценка своей работы на уроке (учащиеся сами ставят себе оценку за урок в «листе самооценки»).

Д/з: Напишите мини – сочинение о том, встречали ли вы в жизни таких людей, как герои Распутина, мужественных, честных, добрых. Расскажите о них.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки жизни в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского» литература в 6 классе

познакомить с жизнью и творчеством писателя В.Г.Распутина и его рассказрм "Уроки французского"...

Сценарный план урока Тема «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».

     На уроках литературы мне интересно работать с детьми над изучением произведений художественной литературы, героями которых являются их сверстники, оказавшиеся в условиях нра...

Урок литературы "Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина "Уроки французского"

На уроках литературы мне интересно работать с детьми над изучением произведений художественной литературы, героями которых являются их сверстники, оказавшиеся в условиях нравственного выбора. Данный у...

Урок литературы в 6 классе «УРОКИ ДОБРОТЫ» (по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»)

Форма урока: урок-практикум.Тема:  УРОКИ ДОБРОТЫ.Цель: 1. Раскрыть сложный внутренний мир героя.            2. Показать душевную щедрость уч...

Уроки жизни в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского»

Цель урока:   проанализировать проблематику рассказа и выяснить, какие уроки он несёт; раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В. Распутина....

Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»

знакомство с творчеством В.Г.Распутина; ввести понятия «духовность» , «нравственность» «этика»....