10 класс материалы к урокам литературы
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Калинина Анна Валерьевна

Разработка уроков литературы по повести Н.С.Лескова "Очарованный странник"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                  Урок 1- 2

                                  «Очарованный странник»

            Цель:  раскрыть смысл названия повести, особенности русского

                        национального характера.

                        Лекция, сопровождающаяся размышлениями над прочитан-          

                        ным «вслед за автором».

                                                  Ход урока

                                                                   «Он прекрасно чувствовал, что

                                                                   Называется душой народа».

                                                                                          А.М. Горький

  1. Слово учителя.

            Николай Семенович Лесков – выдающийся русский писатель.

     В литературу он вошел в 60-е годы xix века.

            В это время всё отчетливее и острее осознается заповедь

     писателя возвеличить в «торжественном гимне незаметного

     труженика» и образы «сказочного русского богатырства».

            Начинает с публицистики. Многие статьи, фельетоны были

     близки  демократам – шестидесятникам: «О рабочем классе»,

     «О привилегиях».

            По существу Лесков не принадлежал к демократическому

     лагерю, не придерживался демократических воззрений. Его

     глубокая и искренняя ненависть к крепостничеству имела в своей

     основе извечные «благомысленные», «внеполитические»,

     нравственные, гуманистические представления.

            Наблюдая борьбу партий, он испытывает «недоверие к бунту».  

            Лесков художник входил в литературу как знаток народного

     быта. Он сочетал в своем творчестве правдивое изображение жизни,

     свойственное литературе 60-х годов, с глубоким психологизмом.

                                                                   Схема №1

            4(16) февраля 1831 года – с. Горохово Орловской губернии

      «Жил и сживался душа в душу» с крестьянскими детьми, поэтому

     знал народ с «детства – без всяких натуг и стараний».

       ↓  Юношеские годы провел на Украине.

           Знал и любил язык Украины, изучал её культуру.

       ↓  

      1856 – 60г.г. – служба в хозяйственно-коммерческой компании.

           Объездил всю Россию, впитывая её диалекты, знакомясь с

      языком и культурой разных народов.

           Название произведения «Очарованный странник» кажется

      загадочным. Звучит оно поэтично.

  1. Беседа: поиск истины героем, черты национального

    характера.

          Давайте попытаемся разобраться.

    - Кто он странник?

    - Что значит очарованный?

         (можно обратиться к словарям)

                   ↓                                                                 ↓

          странник -                                  очарованный –

        пилигрим,                                 -производящий

        странствующий                         необыкновенное

        пешком на                                 впечатление

        богомолы

     

          Т.е. человек, не имеющий крова, идущий по дорогам жизни,

     стремящийся к чему-то, не находящий покоя. Может, на него

     снизошло очарование, который задумывается о том, куда он

     идет и что его ожидает, каково его предназначение.

          Помните слова Печорина «Зачем я жил, для какой цели я

     родился, а верно она существовала…?»

          Давайте вместе проследим жизненный путь очарованного

     странника, изобразим его схематично.

           -Каков жизненный путь Ив. Флягина.

                                                                 Схема №2.

         Во время странствия

                        ↓

         спор

         о самоубийцах – включается в него

                                     человек, похожий

                                     на богатыря.

                                  «Богатырь чернориз.

                   •              ___________________•конессор__>   ↓

         «в крепостном             Исповедь          •нянька                         Монастырь

         звании»                  (воспоминания)     •пленник                    (что он такое)׃

         «из дворовых           •Спаситель                          •артист      так просто добряк,

         людей»                                           •полубродятся                  или взаправду

         «Голован»                                                                                 предсказатель.

         «молитвенный

         сын»

               «Очарованный странник» произведение, составленное из

      отдельных эпизодов.

           -Вспомните несколько историй из жизни Ивана Северьяныча,

       опираясь на схему №2.

           Флягин, как вы помните, включается в разговор пассажиров

      о самоубийцах, и его первая «дивная история о «Пашке-прегор-

      чающем пьянице», который ведает и исправляет дела самоубийц

      после их смерти», заинтересовала их, на просьбу попутчиков

      рассказать историю своей жизни Флягин откликается охотно,

      но предупреждает их, что «всей моей обширной протекший

      жизненности даже обнять не могу».  

  1. Спаситель. Эпизод с остановленным над пропастью экипажем.

                                                                                   Стр…

        2.  Разбойник. Наказание, назначенное ему за отрубленный хвост

или, его же словами говоря, в полубродяжки.

                    3.  Нянька при дочери чиновника.    Стр…

                   

                       -Какие черты героя раскрываются в этом эпизоде?

                                    Стр.239.  (доброта, чистосердечие)

                     

                        «На меня напал один барин, огромный-преогромный…

                             -Скажи правду, ты ведь беглый?

                              Я говорю: «Беглый»

                             -Бродяга?

                              Я отвечаю:

                             -На что вам это расспрашивать?

                             -А чтобы лучше знать, к какой ты должности годен.

                           Я рассказал все, отчего я сбежал, а он вдруг кинулся меня

                           Целовать и говорит:

                             -Такого мне и надо, такого мне и надо!

                              Ты,-говорит,-верно, если голубят жалел, так ты можешь

                              Мое дитя выходить: я тебя в няньки беру.

                              Я ужаснулся:

                             -Как, -говорю, -в няньки? Я к этому обстоятельству совсем

                              не сроден……

                             -Пустяки, - говорит, - ведь русский человек?….

                              Русский человек со всем справится   (идея произведения)

                                  (Обратить внимание на такие черты, как патриотизм,

                                             достоинство, мужество. Сравнить с «Кавказским пленником»)

                            • Гимн.

                               Судьба идет по стопам героя: «Какое-то событие, траги-

                               ческая развязка (гибель), странствие и опять все повторится,

                               но только следующее испытание хуже, страшнее

                               предыдущего».

  - Как вы считаете, какое самое трагическое испытание

выпало на долю героя?

   (смерть Груши от рук Ивана Флягина).   

           Найдите его, прочитайте.  Стр.321.

               -Я сдуру пообещался, а она говорит:

               -Ты мою душу прокляни, так как свою клял, если меня не

                 послушаешь.

               -Хорошо, - говорю, - и взял да её душу проклял.

               -Ну, так послушай же, - говорит, - теперь же стань поскорее

                души моей за спасителя; моих,- говорит, - больше сил нет

                жить да мучиться, видючи его измену и надо мной

                надругательство. Если я еще день проживу, я и его и её

                порешу, а если их пожалею, себя решу, то навек убью

                свою душеньку…

                Пожалей меня, родной мой, мой милый брат; ударь меня

                раз ножом против сердца».

        -Я от неё в сторону, да крещу её, а сам пячуся, а она обвила

          ручками мои колени, а сама плачет, сама в ноги кланяется.

               Иван Северьянович страшно наморщил брови и, покусав

          усы, словно выдохнул из глубины расходившейся груди.

        -Нож у меня из кармана достала…розняла…из ручки лезвие

         выправила и в руки мне сует…А сама стала такое несть,

         терпеть нельзя.

               -Не убьешь, - говорит, - меня, я вам всем в отместку стану

                самою стыдною женщиной.

    -Я весь задрожал, и велел ей молиться и колоть её не стал, а взял

     да так с крутизны в реку и сиганул.

     Почему Грушеньке «сил нет жить, да и мучиться»?

     О каком надругательстве идет речь?

     (Обманул «мил-сердечный друг», предал, собирается жениться на другой).

      Какие детали свидетельствуют о том, что Флягину до сих пор

     Больно вспоминать это событие?.

        «Я от неё в сторону…пячуся…»

          «покусав усы, выдохнул из глубины расходившейся груди»

               ( как из души)

     Почему?    (Он любит Грушеньку. Он очарован Грушенькой) 

      Найдите портрет Грушеньки…

     Сначала очарован голосом…

  1. «…льется песня…томная-претомная, сердечнейшая, и поет

  её голос, точно колокол малиновый, так за душу и щипет,

  так и берет в полон».

  1. «…этим голосом, который  я слышал, молодая цыганка поёт.
  2. «…она только последнюю штучку тонко-претонко, нежно

дотянула и спустила на нет, и голосок у неё замер…

Замер её голосок и с ним в одно мановение точно все уплыло.

  1. «ходит этакая…даже нельзя её описать, как женщину, а

точно будто как яркая змея, на хвосте движет и вся

станом гнется, а из черных глаз так и жжет огнем. Любопыт-

ная фигура.

   (Напоминает хозяйку медной горы из сказок П.Бажова). 

  1. «Она взмахнула на него ресничищами…ей богу, вот этакие

ресницы, длинные-предлинные, черные, и точно они сами

 по себе живые и, как птицы какие, шевелятся, а в глазах

я заметил у неё, как старик на неё повелел, то во всей в

ней точно гневом дунуло…

  1. «смугла она или бела она, а меж тем вижу, как у неё под

тонкою кожею, точно в сливе на солнце, краска рдеет и

на нежном виске жилка бьет».

                         -Вот она, - думаю, - где настоящая-то красота, что природы

 совершенство называется.

Для Ивана Флягина цыганка «душа желанная», («мне очень было жаль Грушу»), «журавль подстреленный».

 -О чем просит Флягина?

   (Спасти её душу от греха самоубийства)

 -Почему? (Один ты и любил меняЮ мил-сердечный друг мой,   ласковый).

  У Флягина особое отношение к душе. Размышляя, он задается вопросом:

 -Почему у меня

  «В этой цыганское пламище-то, я думаю, давным-давно костром вспыхнуло, как он ей насчет свадьбы сказал».

 

  Одновременно отношения Груши и Ивана Северьяныча рисуются при помощи образных формул русских народных сказок. Включенные в новую художественную систему, они сохраняют «память» об исходном жанре и в то же время, оказываются динамичными. Если в первой сцене встречи с Грушенькой она сравнивается со Змеем-Горынычем (при этом используются нетрадиционные формы рода: змеище-горынище), а рассказчик – с бесом, то в сцене предшествующей гибели Груши, герои уподобляются персонажам сказки «О сестрице Аленушке и братце Иванушке»:  (Найдите эти строки).

   «…начал я с невидимой силой говорить, и как в сказке про сестрицу Аленушку сказывают, которую брат звал, зову её, мою сиротинушку Грунюшку, жалобным голосом:

-Сестрица моя, моя, - говорю, - Грунюшка! Откликнесь ты мне,

 отзовись мне, покажися мне на минуточку!

   

   Перед вечной разлукой у «водяного чертога», в «темноте ночной» герои изображаются трагически разлученными братом и сестрой, этот мотив развивается в тексте и в дальнейшем.

  «…и обняла меня, и поцеловала, и говорит:

-Ты мне все равно что милый брат.

  Я говорю:

-И ты мне все равно что сестра

 и сколько я через него претерплю, а ничего не усовершаюсь:

Три ночи он просит у Бога «другой – более соответственный дух» и ожидает иного в душе совершения. Наконец, обретая дар пророчества, он понимает, что прощен Богом, и теперь ему «за народ очень помереть хочется». Иван Северьяныч верит в свое дальнейшее предназначение – идти воевать, умереть за народ. Перед смертью он «на богомолье в «Соловки к Зосиме Савватию благословился», поэтому и путешествует вместе с пассажирами, которым исповедуется.

   -Что можно сказать о речи героев?

(Повествование тяготеет к устной народной речи, насыщено рассказами других персонажей, диалогами).

     Слово учителя.

          За Лесковым давно  и прочно утвердилась слава замечательного мастера сказа, писателя, виртуозно владевшего сокровищами народной речи.

          Элементы «чужих текстов» в прозе писателя встречаются как в авторской речи, так и в речи персонажей. Так образ Груши связан, прежде всего, с многочисленными цитатами из цыганских песен и романсов. Аллюзивный характер носят метафоры, которые используются в рассказе о ней Ивана Северьяныча.

          Образы огня, пламени сменяются, как видим, фольклорными формулами, подчеркивающими нежную братскую привязанность. Меняется и характер текста, связанный с образом Грушеньки: в её речи используются цитаты из русских народных песен. «Не греть солнцу зимой против летнего, не видать ему век любви против тою, как я любила». Т.О текст персонажей выполняет характерологическую функцию и играет важную роль в развертывании основных мотивов произведения.

           Лесков заканчивает повествование многозначительным замечанием: «а просвещение его остаются до времени в руке сокрывающего судьбы свои от умных и разумных и только иногда открывающего их младенцам».

            Так Н.С. Лесков в повести «Очарованный странник» изобразил «праведника». Он олицетворял стихийное стремление к добру и тем нравственным идеалам, которые таятся в глубоких и чистых родниках народного сознания.

            После созданной им галереи характеров, человек в русской литературе стал восприниматься не только как представитель нации, как личность, но и воплощение самобытности. У Лескова свои герои необыкновенные чудоковатые, но искренние и цельные.

            В «Очарованном страннике», как ни в каком другом    произведении Лескова высвечено то затейливое миропонимание, которое свойственно русскому человеку.

Замечателен и весь облик чистосердечного героя:

                       -неуемная сила духа

                       -богатырское озорство

                       -неистребимая жизненная мощь

«ведь он всю жизнь погибал, и никак не мог погибнуть»

                       -широта души, отзывчивость к чужому горю.

         

           Лесков не идеализирует героя. Писатель отмечает и проявления его деликатности, и порывы анархического своеволия, обнаруженного им в молодые годы, от «всего этого» герой постепенно «очищается», обретает в своем отношении» к жизни истинную мудрость.  (Поиск истины).

           Флягин очарован красотою мира.

 Домашнее задание:

                   1) Выписать ключевые слова, раскрывающие образ        

           главного героя.  (текст произведения).

  1. История любви Грушеньки  

     (сочинение миниатюра) + таблица

                               

     

Портретная характеристика

Грушеньки при первой встречи.

Портретная характеристика

Грушеньки во время послед. встречи

 1

 2

 3

 4

 5

 6

   3. Прочитать «Леди Макбет Мценского уезда»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к урокам литературы, 10 класс, И.Гончаров "Очерк жизни и творчества писателя.",Роман "Обломов" в русской критике. "Золотое сердце" или "русская лень"?

1 работа: в центре презентации  - очерк жизни и творчества Гончарова.2 работа: в  презентации   сопоставлены  разные точки зрения на роман и образ главного героя. ...

Дидактические материалы к уроку литературы в 5-6 классах по теме "Пословицы и поговорки"

Материал представляет из себя подборку заданий по теме "Пословицы и поговорки" и может быть использован как на уроке литературы, так и при подготовке к олимпиадам по литературе....

Материалы к урокам литературы в классах с углублённым изучением предмета

 Данные материалы апробированы на уроках в нескольких классах, поэтому есть возможность использовать варианты (с учётом возможностей детей и уровнем их интереса к предмету). Особое СПАСИБО учителям, д...

Материалы к уроку литературы в 5 классе по произведению А. Погорельского "Черная курица"

Материалы включают модули по произведению практического и контрольного характера и кроссворд....

Заочная экскурсия в музей-усадьбу "Ясная Поляна". Внеклассное мероприятие по литературе; материалы к урокам литературы.

Внеклассное мероприятие можно провести с целью подготовки учащихся к предстоящей поездке в Ясную Поляну :  заочная экскурсия готовит к более полноценному восприятию того, что предстоит увидеть и ...

10 класс материалы к урокам литературы

Разработка уроков литературы по повести Н.С.Лескова "Очарованный странник"...