Заочная экскурсия в музей-усадьбу "Ясная Поляна". Внеклассное мероприятие по литературе; материалы к урокам литературы.
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Антонова Надежда Николаевна

Внеклассное мероприятие можно провести с целью подготовки учащихся к предстоящей поездке в Ясную Поляну :  заочная экскурсия готовит к более полноценному восприятию того, что предстоит увидеть и услышать. Данные материалы могут быть использованы на уроках литературы, посвящённых изучению жизни и творчества Л.Н. Толстого.

Файл содержит текст экскурсии (по материалам книги И.В. Толстого "Свет Ясной Поляны"), при проведении мероприятия рекомендуется использовать мультимедийную презентацию "Л.Н. толстой и Ясная Поляна", "записи"  вальсов Шопена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_v_yasnuyu_polyanu.docx35.34 КБ

Предварительный просмотр:

       

  МКОУ «Медвёдская средняя общеобразовательная школа №17»  

Ефремовского района Тульской области

Внеклассное мероприятие по литературе

Заочная экскурсия в музей-усадьбу «Ясная Поляна»

Учитель русского языка и литературы

Антонова Надежда Николаевна

Цели проведения мероприятия:

  • развивать интерес к изучению биографии и творчества писателя;
  • воспитывать общечеловеческие ценности на примере жизни и творчества Л.Н. Толстого;
  • подготовить учащихся к предстоящей экскурсии в Ясную Поляну, к более полноценному восприятию того, что предстоит увидеть и услышать;
  • воспитывать любовь и уважение к культурным ценностям родной страны.

                                              Оформление:

 портреты Л.Н. Толстого, выставка книг писателя, презентация «Толстой и Ясная Поляна», набор открыток «Ясная Поляна», музыкальное оформление (CD – mp3 «100 лучших произведений классики», ч.2 №37; ч.3), материалы книги И.В. Толстого «Свет Ясной Поляны»

Вступительное слово учителя

Ребята, нам с вами выпала счастливая возможность побывать в музее-усадьбе Ясная Поляна, ближе познакомиться с жизнью и творчеством нашего великого земляка Л.Н. Толстого.

Чтобы почувствовать дух Ясной Поляны, лучше осмыслить потом увиденное и услышанное в музее, мы побываем на заочной экскурсии по усадьбе. Проведут её наши экскурсоводы, они подготовили для вас интересные рассказы о Ясной Поляне, о доме, в котором жил и работал знаменитый русский писатель.

Часть 1. Л.Н. Толстой и Ясная Поляна

Выступление ученицы 11 класса

Этот уголок русской земли известен всему миру. Ясная Поляна – один из крупнейших литературно-мемориальных музеев мира.

Вряд ли можно найти какого-либо другого писателя, в жизни которого прослеживалась бы такая прочная связь, существовавшая между Л.Н. Толстым, его произведениями и Ясной Поляной.

В Ясной Поляне Лев Николаевич Толстой прожил более полувека. Здесь он родился. Здесь он похоронен. В Ясной Поляне создано всё, что прославило его как великого художника и гуманиста.

Ясная Поляна органично вошла в ткань многих его произведений, нашла она отражение  и в его прославленной эпопее «Война и мир», где Ясная Поляна легко угадывается в имении князя Болконского Лысые горы. Да и сам старый князь Болконский удивительно похож на владельца яснополянской усадьбы, деда писателя по матери  князя Николая Сергеевича Волконского. Как и герой «Войны и мира», «умный, гордый, даровитый» Н.С. Волконский, вышедший в отставку в чине генерала, уединился в своём имении, где и занялся в начале 19 века строительством нового усадебного ансамбля – трёх господских строений, парка, многочисленных хозяйственных служб.

Мария Николаевна Волконская, единственная дочь князя Н.С. Волконского, вышла замуж за Николая Ильича Толстого в 1822 году. Лев Толстой не помнил своей рано умершей матери, но те, кто знал её, рассказывали писателю, что у неё, как у описанной потом в «Войне и мире» княжны Марьи Болконской, были прекрасные «лучистые глаза», из которых исходили «целые снопы света».

Мария Николаевна обладала незаурядным литературным талантом: писала стихи, переводила. В воспоминаниях Толстой писал о матери: «Всё, что я знаю о ней, всё прекрасно» В минуты тяжёлого душевного переживания, когда на душе появлялись «сухость» и «холод», писатель приходил в Нижний парк, в котором, по преданию, любила гулять его мать, и в мыслях о ней, о своём детстве он на время освобождался от груза мучивших его сомнений.

После смерти родителей в 1847 году между четырьмя братьями Толстыми был произведён раздел владений. По существовавшей тогда традиции Л.Н. Толстому, как младшему из братьев, досталось родовое имение – Ясная Поляна.

 Став молодым хозяином, Толстой с головой ушёл в хозяйственные заботы, которые и потом занимали его долгие годы. Он увлекался пчеловодством, сажал сады, разводил вокруг Ясной Поляны леса, ремонтировал старые и возводил новые хозяйственные постройки. Писатель твёрдо считал, что ему необходимы эти «три упряжки» - «умственная, нравственная, физическая». Это не только работа и наслаждение пейзажами, это – большие и малые герои и сюжеты «Войны и мира», «Анны Карениной». Так появляется литературная легенда о князе Болконском с княжной Марьей и усадьба Лысые горы, во многом взятая с Ясной Поляны, её прежних обитателей.

Обострённое восприятие мира Ясной Поляны, её природы и отношений окружающих людей, игры в «муравейных братьев» - всё это потом у 25-летнего Толстого найдёт отражение в «Детстве», «Отрочестве» и «Юности» - его первых книгах, сразу же принесших ему известность.

В мемориальном доме-музее хранится огромное количество  вещей, непосредственно связанных с жизнью и деятельностью Л.Н. Толстого. Здесь писатель создал около 200 произведений – все свои основные романы, множество повестей и рассказов, драмы, яркую публицистику.

Здесь Толстой радушно принимал своих гостей, среди которых были Афанасий Фет, И.С. Тургенев, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, А. П. Чехов, В.Г. Короленко, А.М. Горький.

Каждая вещь в доме Толстого в Ясной Поляне напоминает нам не только о быте писателя, семейной жизни Толстого – отца тринадцати детей, но и долгой жизни большого художника, его мучительных духовных исканиях.

Ещё в зале старого яснополянского дома, когда Толстому было 5 лет, он узнал первую и самую памятную игру в добро. Игру эту придумал старший и любимый брат Николенька.

«Однажды, - вспоминал Толстой, - он объявил нам, что у него есть тайна, посредством которой, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми, не будет ни болезней, никаких неприятностей, никто ни на кого не будет сердиться и все будут любить друг друга…  Эта тайна была, как он нам говорил, написана им на зелёной палочке, а палочка эта зарыта у дороги, на краю оврага старого заказа».

Мысли о «зелёной палочке» Л.Н. Толстой оставался верен всегда. В «Воспоминаниях» он писал: «И как тогда я верил, что есть та зелёная палочка, на которой написано то, что должно уничтожать всё зло в людях… так я верю и теперь, что есть эта истина и что будет она открыта людям и даст им то, что она обещает». И не случайно в последние годы жизни писатель просил похоронить его в том месте, где была зарыта «Зелёная палочка».

Воля великого художника была исполнена. 9 ноября 1910 года тело Л.Н. Толстого было похоронено на краю оврага…

Часть 2. Музей-усадьба «Ясная Поляна»

Выступления экскурсоводов сопровождаются показом презентации «Л. Н. Толстой и Ясная Поляна»

                                                           Экскурсовод 1.

Озарённая солнцем, лучезарная, Ясная Поляна вмещает в себя огромный мир Толстого.

Архитектурный ансамбль усадьбы, какой она была в те годы, когда здесь родился Л. Н. Толстой, был совершенно иным, нежели в последние годы жизни писателя, и каким вы его видите теперь.

На месте, где растут огромные деревья, стоял большой дом, более чем в 30 комнат. В этом доме Толстой родился, провёл большую часть своего детства, дом упоминается в «Юности». Ещё в 1854 году, нуждаясь в деньгах, Толстой попросил своего дальнего родственника продать этот дом на своз.

Несколько позади большого дома, соединённые с ним галереями, стояли два флигеля одинаковой архитектуры (иллюстрация №1). Один из флигелей остался без всяких изменений. В нём была открыта Толстым школа для крестьянских детей. Затем там жили родственники Толстого и чаще других свояченица Толстого Татьяна Андреевна Кузьминская.

В 1928 г. в ознаменование 100-летия со дня рождения писателя в нём был открыт литературный музей, который отображает жизнь и творчество великого писателя, мыслителя и человека.

Что же касается другого флигеля (иллюстрация №2), то по мере увеличения семьи Толстых в различные годы, не изменяя архитектуры его средней части, были сделаны пристройки. И вот эта пристройка (№3) с открытой террасой сделана Толстым в 1870-1871 гг., а другая, симметричная пристройка, деревянная, облицованная кирпичом, возникла в 1893-1894 гг. Этот дом именовался «большим домом», или «главным домом». С ним связана вся жизнь Толстого. В этом доме задуманы и написаны произведения, прославившие автора на весь мир.

                                     Передняя (слайд №4)

Сейчас мы с вами войдём в дом. Переступая порог дома Толстого, вы увидите здесь, в передней, шкафы, наполненные книгами. Это часть большой яснополянской библиотеки, которая состоит из книг, принадлежащих трём поколениям Толстых.

Толстой был европейски образованным человеком, знал 13 или 15 языков, как древних, так и новых, и владел ими в разной мере. Он безукоризненно знал французский язык, несколько хуже английский, с детства изучал и хорошо знал немецкий язык.

Уже в 80-летнем возрасте он принялся изучать японский язык, но не одолел его и в шутку заметил: «Или японский язык слишком труден, или я поглупел».

У двери в коридор висит большая чёрная сумка, в которой ежедневно привозилась почта, в последний год жизни Толстого – 20-25 писем в день.

В шкафу у печки хранятся ружья и охотничьи принадлежности Толстого – свидетельство его страстного увлечения охотой, особенно в молодые годы, страстным охотником он оставался до 60 лет (иллюстрация №5).

Мы поднимаемся по лестнице на второй этаж. Старинные часы (№6). По семейным преданиям именно старый князь Волконский купил эти английские часы с секундной стрелкой и календарём, показывающим число и месяц.

Экскурсовод 2.

                                                 Зала (показ слайда)

Сейчас мы находимся с вами в самой большой светлой комнате, которая при жизни Толстых именовалась залой. В этой комнате ежедневно собиралась семья, здесь обедали, завтракали, пили чай.

В этой комнате при жизни Толстого звучали голоса Тургенева, Фета, Лескова, Чехова, Короленко, Горького, художников Крамского, Репина, Ге, Нестерова и многих других.

Поражает в этой комнате отсутствие предметов роскоши, есть вещи очень старые  - работы крепостных, переходившие из поколения в поколение, самая дешёвая венская фабричная мебель. Но здесь всё гармонично, место каждой вещи оправданно. Множество разнокалиберных стульев потому, что нужно рассадить множество людей.

 Для этой цели ничего удобнее не придумаешь, как лёгкие и небольшие венские стулья. И большой раздвижной стол никогда не складывается тоже для удобства гостей.

 На стене висят подлинные полотна. На среднем изображена старшая дочь, Татьяна Львовна. Софья Андреевна сама попросила написать портрет дочери Тани. Она писала о ней: «Рождение моей дочери Тани было как праздник, и вся  её жизнь была потом для нас, родителей, сплошная радость и счастье…Умная, живая, талантливая, весёлая и любящая, она умела вокруг себя всегда устроить счастливую духовную атмосферу, и любили же её все – и семья, и друзья и чужие».

Татьяна Львовна с увлечением занималась живописью. Репин говорил ей, что её умению позавидуют многие из профессиональных художников.

Слева от портрета Татьяны Львовны – всемирно известное полотно работы И.Н.Крамского, который писал одновременно 2 портрета. Один находится в Государственной Третьяковской галерее, а другой, который был выбран Толстым, - в яснополянском доме-музее.

На портрете работы Н.Н. Ге изображена другая дочь Толстых, Мария Львовна, в замужестве Оболенская. Татьяна Львовна вспоминала: «Я начала раз при нём портрет сестры Маши для того, чтоб он на практике дал мне некоторые указания… Но он переписал весь подмалёвок, и начало было так хорошо, что мы упросили его кончить портрет, что он и сделал.

В Ясной Поляне невозможно себе представить жизнь без музыки (№8). Играл Лев Николаевич, Софья Андреевна, играли дети. Все были музыкальны, чутки к музыке, росли и жили в ней. Когда Лев Николаевич занимался у себя в кабинете, он просил не играть и не петь, потому что он невольно откладывал работу и прислушивался к музыке. Она завладевала им настолько, что думать о постороннем он уже не мог. Но по вечерам, когда все бывали  в сборе, он просил:

- Вы бы попели или поиграли.

Самым любимым композитором Толстого был Шопен. «Шопен в музыке – то же, что Пушкин в поэзии», – говорил он.

Звучит вальс Шопена до-диез минор, соч.64 №2

Из русских композиторов Толстой любил Чайковского и Глинку.

Звучит романс М.И. Глинки «Я помню чудное мгновенье».

Вторая галерея портретов в зале (№8) – это фамильные портреты предков. Слева - портрет «умного, гордого и даровитого» генерала, деда со стороны матери князя Николая Сергеевича Волконского, который был женат на Екатерине Дмитриевне Трубецкой. Волконский был владельцем Ясной Поляны, невольно вспоминаем описание внешности старика Болконского: «Он держался прямо, высоко нёс голову, и чёрные глаза из-под густых, широких бровей смотрели гордо и спокойно над загнутым сухим носом, тонкие губы были сложены твёрдо».

Полной противоположностью деда по материнской линии был дед Толстого по отцовской линии – Илья Андреевич Толстой, портрет которого висит с правой стороны. Этот человек был расточительный, мягкий, он содержал театр, оркестр, отправлял стирать бельё в Голландию, детям оставил долги, а имения – заложенные и перезаложенные в опекунском совете. В какой-то мере он послужил Толстому прототипом при создании образа Ильи Андреевича Ростова.

В центре висит большой холст работы неизвестного художника. На этом портрете – прадед писателя князь Николай Иванович Горчаков. Рассказывали про него, что он был очень богат и очень скуп. Он любил считать деньги и целыми днями пересчитывал свои ассигнации. А когда ослеп, заставлял одного из своих приближённых, которому одному только доверял, приносить к нему заветную шкатулку красного дерева, отпирал её своим ключом и на ощупь снова и снова пересчитывал старые, мятые бумажки. А в это время доверенный его незаметно выкрадывал деньги и на их место клал газетную бумагу. И старик перебирал эту бумагу тонкими трясущимися пальцами и думал, что считает деньги.

Здесь же, в зале, стоят скульптурные изображения Л.Н. Толстого, один из лучших – работы П.П. Трубецкого.

Когда входишь в зал из маленькой гостиной, прямо перед вами самая красивая часть зала – уютный уголок с характерным для обстановки русских домов гарнитуром (№10): небольшой диван в углу, перед ним – круглый стол и несколько кресел. Слева, у оконных простенков, два высоких зеркала в золочёных рамах с подзеркальными столиками. Кресло. До последних дней своей жизни Лев Николаевич любил слушать музыку в этом кресле!

Экскурсовод 3.

                                                       Гостиная

Из залы мы переходим с вами в старый дом. Эта комната была когда-то угловой, и в этой комнате долгие годы жила троюродная сестра отца Толстого, нежно любимая им Татьяна Александровна Ергольская, которая всю свою жизнь посвятила воспитанию Толстого, его братьев и сестры, оставшихся малолетними после смерти родителей.

С 1874 года комната была связана главным образом с жизнью Софьи Андреевны. Здесь она переписывала рукописи, занималась рукоделием, фотографией. За круглым столом, стоящим справа, Тургенев в свой последний приезд в Ясную Поляну читал рассказ «Собака», здесь читал стихи и главы из «Воспоминаний» поэт А.Фет, а Крамской работал над портретами Толстых.

Здесь большой холст работы художника Н.Н. Ге: Софья Андреевна держит на руках двухлетнюю младшую дочь.

Обстановка дома и назначение комнат за долгие годы жизни семьи менялись. Как известно, дом сохранялся таким, каким он был в 1910 году, а в 1910 году семья состояла из трёх человек – Льва Николаевича, Софьи Андреевны и дочери.

                                                  Кабинет

По соседству с гостиной расположена комната, которая занимает центральное место в музее. Это кабинет Льва Николаевича Толстого. До 1903 года  здесь находилась вторая гостиная, но потом комната стала кабинетом. Простой деревянный письменный стол, рабочее кресло, несколько стульев, этажерка и полка для книг, кожаный диван, на котором родился Лев Николаевич.

Кабинет – это крепость, в которую во время работы никто не входит. Софья Андреевна строго охраняет покой мужа и в неурочные часы к нему никого не допускает.

Отсюда ушёл Толстой 28 октября 1910 года. Здесь стоит безмолвный свидетель мыслей Толстого – его письменный стол. За этим столом были написаны «Война и мир» и «Анна Каренина».

Вот это старинный диван, на котором 28 августа 1828 года родился Толстой. На этом же диване родились братья и сестра, все его дети, кроме двоих, и две внучки. В одной из черновых редакций «Анны Карениной» говорится, что диван этот «всегда стоял в кабинете у деда и отца Левина» и что на нём «родились все Левины».

Всем нам памятно описание родов маленькой княгини в Лысых Горах:

«Через 5 минут княжна из своей комнаты услыхала, что несут что-то тяжёлое. Она выглянула – официанты несли для чего-то в спальню кожаный диван, стоявший в кабинете князя Андрея…». «…Князь Андрей вошёл в комнату и остановился перед ней, у подножия дивана, на котором она лежала… Князь Андрей обошёл диван и в лоб поцеловал её».

Эта сцена навеяна тем, что Лев Николаевич пережил сам в ясной Поляне в день рождения первенца Сергея. Этот диван мог бы стать самостоятельной темой экскурсии. Как деталь бытовой обстановки диван описан Толстым в восьми произведениях.

Распорядок дня Толстого в различные годы менялся. Вот каким он был у 82-летнего писателя: он вставал около 8 часов, убирал свою комнату и очень тяготился, когда по старости или по болезни не мог этого делать сам. Ходил гулять один, обдумывал свои планы. Наскоро поговорив с посетителями, которые иногда его обступали, он старался, не обижая никого, пройти на свою краткую прогулку, длившуюся 30-40 минут. После утренней прогулки он шёл к себе в кабинет. Туда ему подавали кофе и почту. Многие письма он никому не показывал, потому что в них рассказаны были совершённые и нераскрытые преступления. На конвертах он отмечал, что на какое письмо нужно ответить, на других ставил 2 буквы – БО, что значило «без ответа».

Примерно с половины 10-го Лев Николаевич уже садился за свои очередные работы. Весь дом затихал: каждый садился за свою работу. Редко он отрывался от своего письменного стола во время своих часов работы и появлялся в зале в 2 или 3 часа. Потом завтракал наспех, один и тотчас же уезжал или уходил на прогулку, и надо было знать, что если дедушка зовёт с  собой, то нужно иметь силы пройти с ним вёрст 10-15, а верхом он проедет 20-30 вёрст.

После прогулки отдыхал, ложась в постель на полчаса, по совету врачей.

Обычно обед в доме бывал после 5 часов, потом опять расходились по своим комнатам. Иногда Лев Николаевич играл с кем-нибудь в шахматы.

Здесь, в кабинете, висят старинные литографии «Сикстинской мадонны» Рафаэля. Они были подарены Александрой Андреевной Толстой, тёткой, Толстому - в молодости, а Достоевскому за год до его смерти. А два писателя так и не познакомились друг с другом.

Висящая над письменным столом полка является точной копией полки, сделанной самим Толстым и сожжённой фашистами в 1941 году. Верхняя часть занята энциклопедическими словарями.

Экскурсовод 4.

                                                  Спальня

В последние годы жизни Толстого соседняя с кабинетом комната была его спальней. Простая железная кровать, тумбочка, фаянсовый умывальник, два отцовских кресла со спинками, на стенах – портреты: отца, Софьи Андреевны, дочерей маши и Тани.

Всё в этой комнате напоминает о том, что Толстой прожил жизнь здорового и сильного человека. Глядя на шкаф, невольно вспоминаешь забавный случай, о котором сам Лев Николаевич рассказывал, заразительно смеясь. Однажды утром он решил подтянуться на руках, как на турнике, взявшись за верх шкафа. Только он поджал под себя ноги, как шкаф повалился на него, придавил сверху. Вбежавшие на грохот обнаружили его выбирающимся из-под шкафа.

В этой спальне мучительно тянулись часы бессонной ночи 28 октября 1910 года. И отсюда же он ушёл для того, чтобы осуществить задуманное ещё 25 лет назад. 6-7 июня 1885 г. он писал: «Неужели так и придётся мне умереть, не прожив хоть один год по-человечески, разумно, то есть в деревне, не на барском дворе, а в избе, среди трудящихся, с ними вместе трудясь по мере сил и способностей, обмениваясь трудами, питаясь и одеваясь, как они».

                                    Комната Софьи Андреевны

Софья Андреевна все эти 25 лет прожила под страхом, что он, Толстой, осуществит задуманное, - покинет этот дом. Она знала своего мужа, его бесстрашную последовательность и непреклонность в вопросах нравственной жизни.

Илья Львович (сын) писал: «…Я часто думаю, какая это была удивительно хорошая женщина, удивительная мать и удивительная жена. Не её вина, что из её мужа впоследствии вырос великан, который поднялся на высоты, для обыкновенного смертного недостижимые. В то время на руках у неё было 8 детей, и в том числе грудной ребёнок… Если бы не она, Толстой никогда не создал бы ни «Войны и мира», ни «Анны Карениной», только на фоне того семейного счастья, которым был окружён Толстой в первые 15 лет женатой жизни, была возможна его напряжённая созидательная работа.

Мир преклоняется перед величием Толстого, его чтут, его читают. Но кому-то Толстого надо кормить, кому-то сшить для него блузу и штаны и ,когда Толстой болен, кому-то надо за ним присмотреть».

Когда переступаешь порог этой комнаты, поражает резкий контраст с  другими помещениями яснополянского дома. Все стены увешаны фотографиями близких. Софья Андреевна была человеком чрезвычайно работоспособным. Она шила, штопала, чинила, вышивала, вела приходо-расходные книги, составляла меню, вела дневник, в доме хранятся 8 томов книги «Моя жизнь», занималась живописью, много занималась фотографией, сделав более 1000 уникальных снимков.

Экскурсовод 5.

                              «Ремингтонная» (иллюстрация №16)

Это была и детская, и комната дочерей, и комната для приезжающих близких. С 1907 года в ней стали жить и работать секретари писателя: Н.Н. Гусев и В.Ф. Булгаков. Летом, в жаркие дни, Толстой иногда уходил из своего кабинета, выходящего окнами на юг, и занимался в секретарской.

У окна на маленьком столике стоит пишущая машинка, на которой переписывались рукописи. Рассказывали, как работал над своими произведениями Толстой.

Раз написав что-либо от руки, на другой день вновь садился и перечитывал тот текст, делал поправки, зачёркивал. Почерк был неразборчивый и трудно читаемый. Чтобы легче было разбираться в написанном, ему переписывали набело этот самый текст к следующему утру.

Теперь известно, что таким способом переписаны Льву Николаевичу «Война и мир» - 4 раза, «Анна Каренина» - 7 раз, «Кавказский пленник» - 100 раз. В «Кавказском пленнике» старался подойти как можно ближе к краткой, ясной и красивой речи простого русского крестьянского мальчика. В «Хаджи-Мурате» есть места, которые Толстой переделывал 132 раза.

                                    Комната под сводами

Перейдём в комнаты первого этажа. Комната под сводами. В детские годы Толстого здесь была кладовая. Много раз эта комната меняла своё назначение, была столовой, детской. Из многих лет, прожитых Толстым в яснополянском доме, он пользовался этой комнатой со сводчатыми стенами как своим рабочим кабинетом в общей сложности около 20 лет. Здесь созрел план и написано начало «Войны и мира», здесь обдумывался композиционный план романа, рождались характеристики и образы известных нам персонажей. В этой комнате, а отчасти в Москве, были написаны «Живой труп», главы «Воскресения», «Хаджи-Мурат» и другие произведения.

Здесь в ноябре 1906 на руках у отца умерла «самая большая радость» Толстого – его дочь Мария Львовна.

                       Комната для приезжающих (иллюстрация №18)                                                                                           Так она называлась, потому что здесь гостили многие друзья, близкие знакомые Льва Николаевича и семьи: Тургенев, Фет, Чехов, Репин, Короленко, Стасов, Ге, Л. Пастернак, Мечников и многие другие.

Около 20 лет здесь был кабинет Толстого. В полукруглой нише Толстой поместил бюст своего любимого брата Николая, покойного. Этот бюст был сделан за границей  с маски.

На стенах – оленьи рога, привезённые отцом с Кавказа, и одна оленья голова, набитая в виде чучела. На эти рога он вешает полотенце и шляпу.

В этой комнате он пережил мучительные поиски правды жизни, моменты сомнений, острого недовольства социальной несправедливостью.

«…со мной случился переворот, который давно готовился во мне и задатки которого всегда были во мне. Со мной случилось то, что жизнь нашего круга – богатых, учёных – не только опротивела мне, но потеряла всякий смысл. Все наши действия, рассуждения, наука, искусство, - всё это предстало мне как баловство. Я понял, что искать смысл в этом нельзя. Действия же трудящегося народа, творящего жизнь, представились мне единым настоящим делом. И я понял, что смысл, придаваемый этой жизни, есть истина, и я принял его».

Перед мраморным бюстом брата изголовьем к простенку стоял гроб с телом Льва Николаевича Толстого, привезённый сюда 9 ноября 1910 года со станции Астапово. Тысячи людей, желавших проститься с Толстым, прошли тогда через эту комнату. После прощания сыновья подымают гроб и выносят из дома. Присутствующие опускаются на колени, а затем процессия с пением «Вечной памяти» направляется в лес. К вечеру тело Толстого было погребено в «Старом Заказе», на краю оврага, там, где, где по детским рассказам брата Толстого, Николая Николаевича, якобы была зарыта зелёная палочка.

Звучит Ноктюрн №20 Шопена

                        При проведении экскурсии были использованы

Музыкальные произведения: CD – mp3 «100 лучших произведений классики», ч.2 №37; ч.3 №59 (произведения Шопена)

               Текстовые материалы взяты из книги

Толстой, Илья Владимирович - Свет Ясной Поляны. Серия: Отечество Издательство: Молодая гвардия, 1986 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.

Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети».  Тип урока: вступительный (опережаю...

Использование краеведческих материалов на уроках литературы и внеклассного чтения

На уроках литературы особое место занимает краеведение. У учителя оно становится незаменимым средством в вос¬питании патриотизма, глубокой любви учащихся к свое¬му родному краю. Оканчивая шко¬лу, уч...

"Как денди лондонский одет", или "Хвост сзади". История фрака по материалам русской литературы. Материалы к урокам в 9 классе.

Зарисовка по материалам книг об истории моды поможет лучше понять характеры и судьбы героев Пушкина и Грибоедова....

Внеклассное мероприятие к Неделе русского языка и литературы "Лексическая тема "Хлеб"

Разработка внеклассного мероприятия с использованием пословиц, поговорок, загадок, сказок о хлебе...

РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ. ВЕЛИКИЕ РУССКИЕ ПОЛКОВОДЦЫ В ИСТОРИИ, ЛИТЕРАТУРЕ И КИНО.

Данная разработка рассказывает о великих полководцах России, начиная с Древней Руси....

Внеклассное мероприятие, посвящённое неделе русского языка и литературы

Данный урок представляет собой викторину, состоящую из трех этапов, предполагающую деление класса на четыре группы в зависимости от уровня знаний и умений каждого ученика. Соревновательный момент обес...

Урок литературы "Нестандартное начало урока литературы"

В презентации предложены интересные этапы начала урока литературы...