Использование краеведческих материалов на уроках литературы и внеклассного чтения
статья по литературе по теме

Стеклянникова Галина Олеговна
На уроках литературы особое место занимает краеведение. У учителя оно становится незаменимым средством в вос¬питании патриотизма, глубокой любви учащихся к свое¬му родному краю. Оканчивая шко¬лу, учащиеся должны не только знать определенное количе¬ство лучших произведений мировой литературы, но и любить книгу, обладать художественным вкусом, умением понимать литературное произведение. Именно использование краеведческого материала наилучшим образом способствует созданию эмоциональной ситуации на уроке: в которой и воспитывается святое чувство — любовь к Родине. Использование материалов краеведения на уроках литера¬туры убеждает наших учеников в том, что художественная литера¬тура есть образное отображение жизни, ее правды. В работе представлен мой опыт работы по использованию краеведческого материала на уроках литературы и внеклассного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraevedenie.rabota1.docx52.95 КБ

Предварительный просмотр:

Использование краеведческих материалов на уроках литературы и внеклассного чтения

             (Выполнила

Стеклянникова Г.О.

 учитель русского языка

 и литературы

МБОУ СОШ № 90 г.о.Самара)

Любовь к малой Родине – это

нечто отвлечённое, это – и любовь

к своему народу, к своей местности,

к памятникам её культуры, гордость

своей историей…

Д.С. Лихачев

Как известно важными и ценными в системе школьного образования являются уроки литературы и внеклассного чтения. На них в процессе приобщения к великому искусству вырастает вдумчивый и умный читатель, обогативший свою память и речь тем, что несут авторы изученных произведений. Воспитывая на уроках любовь к своей «тихой родине», необходимо привить  ученикам  мысль о том, что талантам не обязательно суждено родиться в столицах, что наша провинция является родиной многих писателей и поэтов и не собирается оскудевать.

В этой связи, проблема  «краеведение на уроках литературы»  является особенно актуальной для воспитания у школьников патриотизма и любви к своей стране, преданности ей.

На мой взгляд, краеведческая  работа  на уроках литературы и внеклассного чтения дает возможность школьникам шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности его природы, истории и культуры, приобщиться к исследовательской деятельности, имеющей общественное значение и практическую ценность, принять участие в созидательной деятельности, развивать свои творческие способности. Она способствует осуществлению одной из важнейших задач образования: введению растущего человека в поле родной культуры, в духовную атмосферу того места, с которого начинается его судьба, воспитанию у школьников патриотизма, бережному отношению к природному и духовному наследию родного края. [2]

Поэтому, работая над темами, которые даются в школьной программе 5- 11 классов, я пытаюсь найти такие, которые можно связать с Самарским краем.

Так, например, на  уроках   литературы  при изучении фольклора в 5 -8

классах предлагаю обратить внимание на эстетические и художественные достоинства сборников устного народного творчества Самарского края. «Устное народное творчество может быть понято только в связи с родным краем, со всей родной страной,» - говорил  Д.С. Лихачев.  Поэтому необходимо систематизировать и обобщать  материалы  словесного фольклора Самарского края  для его изучения  на   уроках   литературы , внеклассного чтения.

Конечно, работая с краеведческим материалом , необходимо обращаться к исследовательской деятельности. Такая работа вызывает интерес у детей к изучаемой теме.[5]

Так , например, при  изучении фольклора в 7-8 классах я обратилась к теме, которая тесно соприкасается  с Самарским краем. Эта тема была  связана с именем казака Степана Разина и рассмотрена на материале преданий Самарского края в 7 классе и исторических песен в 8 классе  на   уроках  внеклассного чтения.

 Краеведческие   материалы  о Разине позволили  закрепить начальные представления школьников об изучаемых жанрах.

Судьба вольного казака Степана Тимофеевича Разина, оценка его поступков народом особенно интересны учащимся 7 классов в ходе чтения и анализа преданий Самарского края. «Самое увлекательное и в истории, и в  литературе  для данного возраста - человеческое проявление, мотивы поступка героев ,»- отмечал В.Г. Маранцман.  

Изучение исторических песен о Степане Разине и его движении в 8 классе теснейшим образом  было связано с рассмотренным в 7 классе жанром преданий. Среди исторических песен в Самарском крае широкое распространение получили песни XVII века и их варианты о предводителе

народного бунта Степане Разине.

На протяжении нескольких столетий интерес к ним не уменьшался. Об этом свидетельствуют публикации записей в фольклорных сборниках: Народные песни о Степане Разине (1928),  Волжский фольклор (1937),  Степан Разин на Волге (1939), Русские народные песни Поволжья (1959) [10]

Восьмиклассникам предлагалось  подготовить  сообщения о бытовании исторических песен разинского цикла в Самарском крае и их записях фольклорными экспедициями в ХХ веке (с использованием  карты Самарской Луки и Самарской области), о Степане Разине как историческом лице и его движении в Поволжье (по  краеведческим   материалам )

Работа с вариантами исторических песен в группах позволило  развить умения исследовательской работы над источниками. Учащимися рассмотрены следующие варианты песни о сынке Разина: «Во славном было во городе во Астрахани...» (запись сделана А.М. Языковым в г. Сызрани и опубликована П.В.Киреевским в ХIХ веке), «Идет городом детинушка...» (запись фольклорной экспедиции МГУ 1951 г., Новодевиченский район Куйбышевской области), «Вдоль по матушке по Строканке...»  (запись фольклорной экспедиции ЛГПИ им. А.И. Герцена 1959 г., с. Борское Куйбышевской области, песню сообщила С.С. Татаренкова), «Шел он городом Страханью,шел удалый молодец...» (запись Н.П. Колпаковой и Ф.В. Соколова от Е.К. Медянцевой, г. Куйбышев, 1954 г), «Шел я городом

Страханью...» (запись фольклорной экспедиции ЛГПИ им. А.И. Герцена 1964 г. от И.М. Солдатова, с. Большая Рязань Куйбышевской области).

Более глубокому постижению образа предводителя крестьянского

восстания и его сподвижников способствовали  репродукции картин В. И.

Сурикова  «Степан Разин» (1907, Русский музей), «Казак в лодке» (1901-1907, Самарский художественный музей).  Использование  записи песни на слова Д.Н. Садовникова « Из-за острова на стрежень...»  помогло учащимся проникнуть в мир лирических переживаний.

После всей работы я предложила  учащимся дома выполнить задание творческого характера: написать эссе  на тему: «Мои впечатления о месте Степана Разина в фольклоре Самарского края.»,  « Мои впечатления о месте Степана Разина в фольклоре и живописи Самарского края» (на выбор).

   Таким образом,  использование   краеведческих   материалов  при

изучении словесного фольклора русского народа  на   уроках  внеклассного чтения способствует активизации творческой деятельности школьников, развитию коммуникативных умений, формированию общекультурной и социо- культурной компетенций, ценностных ориентаций учащихся средних классов.

Работа с краеведческим материалом в большинстве случаев проводится на уроках внеклассного чтения. Это позволяет полностью окунуться в творчество писателя, который  был как-то связан с Самарским краем. Но, конечно же, и в сами уроки литературы следует включать краеведческие материалы. Так, например, при  изучении  творчества  Л. Н. Толстого,  

А. Н. Толстого, М.Горького я  предлагаю учащимся  подготовить сообщения об их  жизни и деятельности в Самаре. Это могут быть небольшие фрагменты, но можно и отвести на это урок. В данном случае опять же приветствуется исследовательская работа ребят и их творческий подход к изучаемой теме. В качестве примера хочу привести  урок, который знакомит учащихся с жизнью Л.Н.Толстого в Самарском крае.

Тема урока: «Туда всегда тянет.… Очень тянет»

(  Лев   Толстой  и Самарское Заволжье)

Цель урока: активизация изучения жизни, общественной деятельности и творчества Л.Н.  Толстого 

Задачи урока:

обучающая – изучение страниц жизни великого русского писателя, связанных с Самарским степным Заволжьем.

развивающая – формирование навыка исследовательской работы учащихся; развитие монологической речи.

воспитывающая – воспитание у обучающихся гуманизма, уважения к общечеловеческим ценностям; формирование гражданско-патриотических качеств учащихся.

Оборудование: портреты Л.Н.  Толстого  и близких ему людей; выставка книг Л.Н.  Толстого  и сборников о жизни и творчестве писателя в Самарском крае.

Подготовительный этап урока:

1.Распределение учащихся по группам.

2. Работа с литературой:

-  Лев   Толстой  и  Самара : Воспоминания, письма, статьи / Сост. А.И.     Мартиновская, М.С. Силина. – Куйбышев, 1988.

- Имена. Сборник / Сост. А. Малько, В. Малько. –  Самара , 2000.

Задание для групп:

Группа 1. Биографические сведения о пребывании Л.Н.  Толстого  в Самарской губернии.

Группа 2. Общественная благотворительная деятельность великого писателя, связанная с голодом в Поволжье.

Группа 3. Литературная деятельность Л.Н.  Толстого   в   Самаре .

Содержание урока:

I. Орг.момент.

- Мотивация учебной деятельности школьников, сообщение темы, целей и задач урока:

- Знакомство с эпиграфом урока

Могучий как орел,
Бессилия не знавший,
Во тьме ты гордо шел
И факел нес пылавший
И вот - ударил час
Ты в жизни бесконечной
Но факел не погас -
И не погаснет вечно!

Б. Макаровский, Самара, 1910г.

Слово учителя. Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок литературы. Нам предстоит провести расследование и прояснить причастность великого русского писателя Л.Н.  Толстого  к событиям,происходившим  в   Самаре  в

период с 60-х по 90-е годы XIX века. Об его связях с нашим краем имеются разнообразные свидетельства в письмах и дневниках самого Толстого, в воспоминаниях современников, в архивных документах и газетных публикациях.

Самара сыграла немалую роль в жизни писателя, в его творчестве. А для Самарской губернии трудно переоценить значение помощи крестьянам в голодные годы, которую неоднократно оказывал Толстой, привлекая всю российскую и зарубежную общественность.

Таким образом, необходимо определить не только то, что дал  Толстой   Самаре , но и то, что она дала «самому сложному среди всех

крупнейших людей XIX столетия». Каждому из вас было дано задание: собрать оперативную информацию по различным вопросам. Итак, я прошу доложить о полученных сведениях, причем, сообщение должно иметь исключительную достоверность, наличие свидетельских показаний, работу с архивным материалом.

2. Реализация домашнего задания.

1. «Путешествие я сделал прекрасное, места мне очень нравятся…»

Сообщение учащихся (группа 1)

В  общей сложности около 14 месяцев прожил  Лев  Николаевич в нашем крае. Впервые Лев Толстой увидел Самарскую землю в мае 1851 года, когда отправился на Кавказ и проезжал мимо Сызрани. Одиннадцать лет спустя, в мае 1862 года, он вновь приезжает в наши края. Год был для Льва Николаевича очень тяжелым: утомительная работа в Яснополянской школе,

хлопоты по изданию журнала “Ясная Поляна”, смерть старшего брата - все это пошатнуло здоровье, и врачи рекомендовали поехать в одну из степных губерний на кумыс. Он выбирает Самару, куда приезжает со слугою

Алексеем Ореховым и двумя учениками своей школы Егором Черновым и Василием Морозовым. Толстой поселяется в местечке Каралык, в 130 верстах от Самары, где пробыл с 27 мая примерно до 12 июля.  Из Самары он пишет: “Путешествие я сделал прекрасное. Места мне очень нравятся…”.

Будущее подтвердит: в самарских лесостепных местах  Толстому  думалось и работалось хорошо, не говоря уже об удачном, чуть больше месяца, отдыхе и лечении.

Зимой 1871 года перед  Толстым  остро встала необходимость подготовки старшего сына Сергея к сдаче вступительного экзамена для поступления в учебное заведение. С репетитором – учителем древнегреческого языка – не повезло. Стремясь заинтересовать сына,  Лев  Николаевич начинает

усиленно заниматься изучением древнегреческого языка. Результат: чтение подлинников без словарей и сильное переутомление. Врачи рекомендуют курорт, а известный доктор Захарьин настаивает опять-таки на кумысе.

9 июня 1871 года  Лев  Николаевич с шурином С. Берсом и слугою И. Суворовым отправляется вновь в знакомые степи, где живёт до 28 июня.

Причём в одном из первых писем жене делится радостью: башкиры его узнали и приняли хорошо. Писатель читает греческих авторов, ходит и ездит по окрестным деревням, знакомится с бытом и обычаями башкир и

местных русских крестьян, охотится, пьёт кумыс, играет в шашки. И чуть ли не каждый день отправляет подробные письма жене, не забывая о друзьях. 17 июня пишет А. Фету: «Здесь очень хорошо и значительно всё… Край здесь прекрасный…» Всё это приводит  Толстого  к мысли и решению приобрести землю в Самарской губернии. В сентябре того же года он покупает в районе сёл Гавриловки и Патровки ныне Алексеевского района Самарской области две тысячи десятин земли, на которых проживало около двух тысяч крестьян. Летом 1872 года  Лев  Николаевич приезжает в новое

имение – хутор на берегу речки Таналык и проводит там примерно полмесяца. В письме Софье Андреевне он пишет: «Что здесь за воздух – этого нельзя понять, не испытавши». Летом следующего года вся семья  Толстых  отправляется на свой самарский хутор и живёт там около двух месяцев. В 1875 году вся семья вновь проводит лето в своём самарском имении. Об этом приезде писатель восторженно пишет 25 августа А.Фету: «К чему занесла меня туда ( в   Самару ), судьба – не знаю; но знаю, что я слушал речи в английском парламенте (ведь это считается очень важным), и мне скучно и ничтожно было; но что там – мухи, нечистота, мужики, башкирцы, а я с напряжённым уважением, страхом проглядеть, но вслушиваюсь, вглядываюсь и чувствую, что всё это очень важно…». Тогда  Толстые  ездили на ярмарки в Бузулук и Покровку. А в их имении

были проведены скачки на 50 вёрст, для победителей которых  Лев  Николаевич установил призы – бычка, ружьё, часы, башкирский халат и ещё подарил башкирам жеребёнка и несколько баранов.

В начале сентября 1876 года  Лев  Николаевич вместе с племянником Николаем приезжает на несколько дней в самарское имение и оттуда едет в Оренбург для покупки лошадей. И эту поездку он назвал «чудесной».

В марте 1878 года  Толстой  купил имение барона Р. Бистрома. И летом вся семья поселяется там и живёт около двух месяцев, заполненных

у  Льва  Николаевича литературными занятиями, устройством конного завода, проведением очередных скачек с призами, частыми и долгими беседами с крестьянами, местными священниками и сектантами-молоканами о религии. Почти месяц живёт  Толстой  в Самарском крае и в 1881 году. Занимается сельским хозяйством, работает наравне с нанятыми крестьянами, обсуждает с сектантами Евангелие.

Последний приезд в 1883 году для ликвидации-продажи имения и сдачи

земли в аренду, продлившийся более месяца, оказался удачным в творческом отношении. Хотя эта поездка была последней, связи (теперь только почтовой) с Самарским краем  Толстой  не прерывал. Уже в следующем, в 1884 году в письме управляющему А. Бибикову он говорит о желании побывать в самарских краях, куда его «всегда тянет». Когда 10 лет спустя дочь писателя Мария Львовна и сын  Лев  Львович в мае-июне 1893 года жили в Самарском Заволжье, отец им нескрываемо завидовал. А в дневнике 19 июня 1896 года  Толстой  записал: «Очень живо представляются картины из жизни самарской: степь, борьба кочевого патриархального с земледельческим культурным. Очень тянет».[1]

Учитель. Кто может подтвердить вашу информацию? Есть ли свидетельские показания по данному вопросу?

Учащийся: Нам удалось найти несколько свидетелей, которые могут подтвердить факт пребывания  Льва  Николаевича в Самарской губернии. Интересно послушать свидетельские показания Егора Чернова и Василия Морозова, учеников яснополянской школы, которые вместе с  Толстым  побывали в 1862 году в Самарских степях.

(Входят два ученика в крестьянской одежде)

Чернов. Однажды пришли мы с Морозовым в школу и стали учиться. Вот приходит класс рисования. Мы садимся за стол и начинаем рисовать

пятипалечник. В это время пришёл Лев Николаевич, обошёл нас и сказал:

недурно мы рисуем. Когда мы отрисовались, то мы с Львом Николаевичем стали говорить кое про что. Вот Лев Николаевич сказал ребятам, что едет в степь Киргизскую. А Морозов говорит: «Лев Николаевич, возьмите меня с собой». Лев Николаевич сказал: «Возьму». [6]

Потом я сказал: « Лев  Николаевич и меня возьмите с собой».  Лев  Николаевич сказал: «Только возьму тебя и Морозова».

Морозов. Ну, слава богу, приехали на место. Это была степь, ни одной деревни не было видно, ни лесочков, ни кусточков, только видны неустроенные какие-то кибитки войлочные. Мы остановились у одной из кибиток. Здесь нам была квартира-кочёвка. Незаметно прошли две недели нашего приезда к башкирам. Нам показалось у них весело, мы скоро привыкли к башкирам, и башкиры к нам. В особенности полюбили все башкиры  Льва  Николаевича, от старого до малого; он способный с кем как обойтись: с некоторыми стариками беседовал серьёзно о вере, боге, аллахе, с некоторыми шутил до весёлого смеха, а с некоторыми происходил все башкирские игры, и во всём он участвовал. И всякий любил его за своё, и это продолжалось каждый день за всё время, что мы там жили. За неделю до нашего отъезда узнали все башкиры, что  Лев  Николаевич уезжает, и очень,

очень жалели. Они отговаривали его уезжать: «Князь, скоро едешь, тепло, нужно жить, а когда зима, тогда айда дом, а теперь пьём кумыс».  Лев  Николаевич благодарил их и обещал приехать к ним на будущий год и пожить подольше. Вот и наступило первое число. Накануне наняли подводу за семь рублей до  Самары . В день отъезда к 10 часам утра подвода – длинный рыдван – стоял у нашей кибитки. Нас собрались

провожать все башкиры, от старого до малого. Они толпились около  Льва  Николаевича и говорили ему: «Князь, скоро едешь. Ещё рано, надо оставаться».  Лев  Николаевич с ними шутил, такие шутки отчубучивал, что башкиры закатывались со смеха. Башкиры говорили

между собой: « Хорош князь, веселый, шутка наша любит, есть князи не такой».[6]

Учащийся. О посещении  Львом  Николаевичем Самарской земли много может рассказать его старший сын Сергей Львович  Толстой . Ему слово.

С.Л.  Толстой . В 1873 году мы всей семьёй поехали в недавно купленное отцом имение в Бузулукском уезде Самарской губернии. Это имение, размером в 1800 десятин, отец купил у Тучкова, по 8 рублей за десятину, на деньги, полученные за свои сочинения. Наш дом на хуторе, на Сухом Тананыке, был вроде крестьянской избы; все в нём не могли поместиться, я и братья Илья и  Лев  прожили всё лето в пустом амбаре, а отец и Стёпа Берс – в купленной отцом башкирской кибитке. Мать моя тяжело переносила неудобства жизни на хуторе. В доме из щелей дуло, крыша текла, кизяк вонял и плохо горел; неимоверное количество мух не давало ни есть, ни спать. Отец, наоборот, с удовольствием жил первобытной жизнью. В 1875 году мы вторично всей семьёй поехали в Самарское имение. Событие этого лета, которое запомнилось, - поездка в Бузулук, скачки, попытки киргизов увести наших лошадей. В конце лета отец оповестил башкир, живших на Каралыке, Камелике и даже на Иргизе, а также жителей

ближайших сёл, что 6 августа в его имении будут устроены скачки на 50 вёрст. Перед скачками отец предложил желающим бороться и тянуться на палках. На палке тянутся так: борющиеся садятся друг против друга, смыкаются подошвами, берутся обеими руками за палку и стараются поднять друг друга. Отец всех перетянул, кроме  толстого  землянского старшины; он не мог поднять просто потому, что старшина весил не менее

10 пудов. В Самарском имении, по замыслу моего отца, должен был быть большой конский завод. От слияния культурных кровей английских и русских рысистых со степными должны были произойти крепкие, выносливые лошади, особенно годные для кавалерии. Условия для такого завода в самарской степи были вполне благоприятны. Степное сено с почти

девственной почвы было питательно, как овёс, пастбищ было достаточно. Во исполнение этого замысла отец купил несколько прекрасных породистых жеребцов и большое число степных кобыл. А в 1883 году отец решил ликвидировать хозяйство в имении – продать инвентарь, живой и мёртвый, часть лошадей перевести в Ясную поляну и сдать землю участками крестьянам. Для этого надо было землю размежевать. Он не пригласил на эту работу землемера, а решил сделать её сам. Взяв размеренную верёвку, он вместе с рабочими пошёл размерять степь и делить её на мелкие участки. Когда отец уехал, управляющий Архангельский сдал на год всё имение участками крестьянам. Когда на следующий год он уволился, оставил не взысканными с арендаторов 10000 рублей, которые так и не были получены.[11]

Слово учителя. Хочется поблагодарить выступающих  за ценные сведения, которые помогли нам увидеть великого писателя как человека большой души. Итак, первой группе удалось собрать исчерпывающую информацию по первому вопросу и доказать, что  Льву  Николаевичу  Толстому  за свою

долгую жизнь неоднократно доводилось бывать в Самарской губернии. Но

возникает вопрос: только ли лечение кумысом и этнография, незабываемая красота самарской земли и собственное имение в Самарском Заволжье интересуют  Толстого  в нашем краю. С уверенностью можно сказать – Нет. Здесь в Самарской губернии началась его интенсивная общественная благотворительная деятельность, связанная с голодом в Поволжье. Что удалось выяснить по данному вопросу?

2. «Положение народа ужасно…»

Сообщение учащихся (группа 2)

Лев  Николаевич многократно приходил на помощь жителям самарской земли. Приехав летом 1873 года со всей семьёй в своё поволжское имение,  Лев  Николаевич был потрясён представшей перед ним картиной запустения. Несколько предыдущих годов были неурожайными, а в 1873 наисильнейшая засуха грозила самарским крестьянам гибелью. Стремясь установить масштабы надвинувшегося народного

бедствия,  Лев  Николаевич проезжает десятки вёрст до Бузулука, Борска и Богдановки. Потрясённый увиденным, он делает пробную опись 23 дворов и семей села Гавриловки, скрепляет её подписями священника, сельского старосты и писаря, чтобы она приобрела силу документа. Автор включает опись в написанное 28 июля «Письмо к издателям», которое «Московские ведомости» публикуют 17 августа.  Лев  Николаевич и Софья Андреевна копию «Письма к издателям» посылают Александре Андреевне  Толстой , двоюродной тётке писателя. В прилагаемой записке они выражали надежду, что А.А. Толстая сумеет заинтересовать придворные круги. «Корреспонденция графа  Толстого  была громом, заставившим всех перекреститься», - вспоминал один из современников. Отклики на выступление-призыв  Толстого  о помощи голодающим помещали не только центральные, провинциальные, но и зарубежные издания.

 Благодаря чему  в   Самару  потекли пожертвования, составившие за 1873-1874 годы один миллион восемьсот восемьдесят семь тысяч рублей и двадцать одну тысячу пудов хлеба. По свидетельству С.А.  Толстой , благодаря Александре Андреевне был сделан денежный взнос императрицей, что вызвало новый приток пожертвований и побудило местные власти активизировать своё участие в организации помощи населению Самарской губернии. В «Московских ведомостях », 28 июня 1873 года было опубликовано «Письмо к издателям» , в котором писатель говорит о  бедственном положении крестьян: «В нынешний же год, вследствие трёхлетнего неурожая, посевы уменьшились, и, уменьшаясь, дошли до половины прежних, и на этой половине ничего не родилось, так что у крестьянина своего хлеба нет и заработков почти нет, а за те, какие есть, ему платят 1/10 прежней цены, как, например, за жнитво, которого средняя цена была 10 рублей за десятину, нынешний год платили 1 рубль 20 копеек,

так что крестьянин вырабатывает день от 7 до 10 копеек.…По деревням, во дворах, куда я заезжал, везде одно и то же: не совершенный голод, но положение близкое к нему, все признаки надвигающего голода. Крестьян нигде нет, все уехали искать работы, дома худые бабы, с худыми больными детьми, и старики. Хлеб ещё есть, но в обрез; собаки, кошки, телята, куры худые и голодные, и нищие, не переставая, подходят к окнам, и им подают крошечными ломтиками или отказывают».[12]

А вот несколько выдержек из описи дворов села Гавриловка.

«3. ДВОР ВОЛЖАНКИНА. Вдова и сын с женой. Едоков 3, работник 1. Скотины: 1 лошадь, 3 овцы. Посеву было 2 десятины, ничего не взошло. Долгу подушного 10 рублей, частного 12 рублей. Если найдут место в работники, то прокормятся; но старуху бросить нельзя, и баба беременна. Если оставаться дома, то в месяц нужно 5 пудов муки – 4 рубля, а заработать негде, да и земля останется незасеянной, и на 1874 год будет то же».

«6. ЕГОРОВЦЕВЫ. Едоков 8 и один грудной, работников 3. Скотины: лошадей 2, овец 7. посеву – 9 десятин – всё пропало. Всего долгу 99 рублей».

«17. БАРАШКОВЫ. Едоков 9, работников один. Скотины ничего нет. Посеву 3 десятины; ничего не родилось. Долгу 109 рублей 38 копеек».

«Положение народа ужасно…Страшно подумать о том бедствии, которое ожидает население большей части Самарской губернии, если не будет подана ему государственная или общественная помощь…»

3. Семья  Толстых  пришла на помощь самарцам и в голодные 1891 и 1892 годы. Так, С.А. Толстая 3 ноября 1891 года в газете «Русские ведомости» опубликовала письмо о том, что все взрослые члены её семьи заняты организацией помощи голодающим: Л.Н.  Толстой  с дочерьми в Рязанской губернии, Сергей Львович и Илья Львович в Тульской,  Лев  Львович в Самарской. Лев Львович провёл в Самарской губернии более года. За это

время были созданы 243 столовые, в которых питалось около 14500 человек, неоднократно выдавался хлеб беднейшим жителям, особенно нуждающимся покупались семена для посевов, корм для скота. О своей деятельности по организации помощи голодающим  Лев  Львович постоянно информировал отца, который с огромным вниманием относился к делам сына. Перед нами гражданский подвиг великого человека, умеющего вникать во все мелочи крестьянской жизни и стремящегося помочь как можно большему количеству голодающих.

4.  Лев  Николаевич не только привлекал внимание русского общества к самарским несчастьям, но и сам активно помогал преодолевать их. Ко  Льву  Николаевичу самарские крестьяне неоднократно обращались за помощью, делясь с ним своими бедами и прося совета, денег, а иногда и непосредственного личного вмешательства.  Толстой  редко отказывал. В этом отношении интересна история 1897 года. В апреле в нескольких семьях сектантов-молокан Бузулукского уезда по распоряжению самарского

архиерея отобрали детей и поместили в монастырь, чтобы их воспитывали православной вере. После ряда неудачных попыток вернуть детей в семьи родители обратились к Л.Н.  Толстому  за советом и помощью. Он несколько раз писал письма высокопоставленным лицам, в том числе и царю, поместил статью в «Санкт-Петербургских ведомостях», по просьбе  Толстого  его старшая дочь обратилась к руководителю синода К.П. Победоносцеву. Только в начале марта 1898 года детей вернули родителям, и в этом немалая заслуга Л.Н.  Толстого .[6]

Учитель. Спасибо. Мы прослушали материал, свидетельствующий о гуманизме, человеколюбии, сердечности Л.Н.  Толстого . Перед нами возникает образ человека-патриота, и его бескорыстное служение своему народу не может никого оставить равнодушным. Осталось узнать: что же  Самара  дала великому писателю?

3. «Здесь очень хорошо и значительно всё»

Сообщение учащихся (3 группа)

Самарская жизнь дала много материала  Толстому  в период создания ряд художественных и публицистических произведений. В 70-е годы, во время почти ежегодных поездок в Заволжье создавалась «Анна Каренина». Самарские впечатления нашли отражение в легендах и рассказах «Волга и Вазуза», «Много ли человеку земли нужно», «Ильяс», «Два старика», в комедии «Плоды просвещения», в романе «Воскресение», где описан сход крестьян села Гавриловка, публицистической работе «Исповедь», наконец, в ряде потрясающих по остроте и глубине статей о российском голоде. В 1877 году  Лев  Николаевич поделился с женой мыслью о романе о переселенцах-крестьянах самарских степей. А в одном из составленных им в 1903 году

перечне предполагаемых сюжетов записано: « Самара »… и это не случайно, ибо здесь много мест, связанных с его пребыванием, и широкий круг знакомств.[1]

Слово учителя. Названные ребятами рассказы навеяны впечатлениями, полученными писателем от жизни в Самарском Заволжье: быт и нравы башкир, страшный голод. В своих рассказах  Толстой  проповедует общечеловеческие ценности и часто задумывается о смысле человеческой жизни.

Вы прослушали замечательный материал, которые подготовили  ребята. Давайте сделаем вывод :

- Какую же роль сыграла Самара в жизни и творчестве  Л. Н. Толстого?

Конечно же, Самара сыграла очень важную роль в жизни Л. Н. Толстого.  И несмотря на то, что писатель покинул Самарский край, о нем не забыли…

Уход Л.Н. Толстого осенью 1910 года из семьи и его болезнь взбудоражили всю страну. С напряженным интересом следили и самарцы за событиями на станции Астапово, где находился больной писатель. Толпы народа собирались у окон редакций самарских газет, вывешивающих телеграммы о здоровье великого художника.

После смерти Л.Н. Толстого, наступившей 7 ноября (по старому стилю) 1910 года самарские газеты напечатали специальные номера, посвященные его памяти. Семье писателя из нашей губернии была отправлена масса соболезнующих телеграмм от частных лиц и от различных обществ. В самарских газетах в течение месяца публиковались различные материалы о Л.Н. Толстом. Много было и стихотворений местных поэтов. Одно из них, стихотворение Б. Макаровского, мы прочитали с вами в начале урока.

 - Как вы считаете, каким  же отблагодарили наши земляки любимого писателя за его благородный подвиг во имя земли самарской?

 Память о великом писателе жива среди самарцев. Места, связанные с пребыванием Л.Н.  Толстого , чтятся нашими земляками. Одна из улиц города  Самары  носит его имя, а в селе Гавриловка установлена мемориальная доска.

Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру «Великий писатель земли русской».

Как показал мой опыт, такие уроки интересны ученикам. Они с удовольствием  вовлекаются в исследовательскую работу

Так, например, изучая  в 6 классе стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне (К. М. Симонова., Н. И. Рыленкова) ,  я предложила  ребятам  

рассмотреть творчество  и  куйбышевский  поэтов. Ребята  подготовили  сообщения  о творчестве  И.Булкина, З.Городисского, И.Турчина,

Исследовательская работа была проведена мной  и на уроке внеклассного чтения по произведению А.Н Толстого «Детство Никиты». Мной была предложена тема «. Два детства: детство А. Н. Толстого и детство Никиты».

.Нашей задачей было: 1) исследовать детство писателя и решить, как оно повлияло на написание произведения «Детство Никиты»;2)определить, что в повести «Детство Никиты» автобиографично, а что является вымыслом. Перед тем, как работать над произведением, мы с ребятами посетили мемориальный  музей А. Н. Толстого. В итоге, посетив музей и рассмотрев произведение на уроке, мы  сделали вывод, что связь Алексея Толстого с Самарой была глубокой и органичной. Быт, нравы, культура этого города и Самарского Заволжья конца XIX века оказали большое влияние на формирование взглядов писателя и его творчество. Мы убедились в том, что повесть «Детство Никиты» отражает дух и атмосферу того времени и, используя многие события, в то же время не является точным описанием детства писателя. Документальное и вымышленное в этом произведение подчинено авторскому замыслу: показать мир глазами счастливого ребенка, открытого всему новому.

Таким образом, я хотела бы еще раз отметить, что на уроках  литературы особое место занимает краеведение. У  учителя оно становится незаменимым средством в воспитании патриотизма, глубокой любви учащихся к своему родному краю. Оканчивая школу, учащиеся должны не только знать определенное количество лучших произведений мировой литературы, но и любить книгу, обладать художественным вкусом, умением понимать литературное произведение.[7]

Именно использование краеведческого материала наилучшим образом способствует созданию эмоциональной ситуации на уроке: в которой и воспитывается святое чувство — любовь к Родине. Использование материалов краеведения на уроках литературы убеждает наших учеников в том, что художественная литература есть образное отображение жизни, ее правды. Очень  важно, «чтобы человек воспитывался у нас не просто как носитель определенной суммы знаний, но, прежде всего, — как гражданин общества».(Д.С.Лихачев.)

4. Библиография.

1.  Афанасьев И.П. Л.Н. Толстой в Самарском Заволжье.- Куйбышев, 1984.

2.  Беккер Э.Г. Внеклассное чтение художественной литературы о родном крае // Литература в школе. 1961. №3. - С. 40 - 43.

3 . Беккер Э.Г. Литературное краеведение как одно из средств раскрытия связи литературы с жизнью // Вопросы анализа литературного произведения в школе. М., 1962. - С. 148 - 184.

4. Дыханова Б. Литература в школе сегодня и завтра // Литература. — 2004. № 22.- С. 2-8.

5. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы: Книга для учителя. -М., 1988. 175 с.

6. . Лев Толстой и Самара: Воспоминания, письма, статьи/ Сост. А.И. Мартиновская, М.С. Силина.- Куйбышев, 1988.

7 . Селиванов К.А. Из опыта работы по краеведению. Ульяновск, 1952. -40 с.

8.  Сказки и предания Самарского края . Собраны и записаны Д. Н.       Садовниковым . СПб.: Тропа Троянова, 2003. — 447 с. — (Полное собрание русских сказок. Ранние собрания. — Т. 10).

9.  Смирнов В.Г. Художественное краеведение в школе. М., 1987. - 144 с.

10. Соловьева J1.A. Литературное краеведение. Самара, 1994. - 148 с

11. Шестаков И.Л. Лев Николаевич Толстой в Самарской губернии// Краеведческие записки.- Куйбышев, 1979.- Вып. 5.- С. 36-41.

12 . Шаповалов Е. Рассказы о Толстом.- Куйбышев, 1976.