Урок внеклассного чтения "Как прекрасен этот мир..."
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Елизарьева Ирина Николаевна

Данный урок раскрывает  глубину нравственных уроков повести. Воспитывает в подростках бережное, целомудренное отношение к первому чувству; способность быть благодарным любви уже за одно то, что она коснулась их жизни. Помогает  осознать великую созидательную силу любви.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vneklassnogo_chteniya.docx31 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения.

«Как прекрасен этот мир…»

по повести Р. Фраермана

«Дикая собака Динго,

или Повесть о первой любви»

и любовной лирике Р. Рождественского.

Цели урока

  1. Раскрыть глубину нравственных уроков повести.
  2. Воспитывать в подростках бережное, целомудренное отношение к первому чувству; способность быть благодарным любви уже за одно то, что она коснулась их жизни.
  3. Помочь осознать великую созидательную силу любви.

Оборудование урока

  1. Тексты повести Р. Фраермана.
  2. Шары-цветы.
  3. Музыка, сопровождающая чтение отрывка «Встреча Тани и Коли на мысе» (пластинка или запись на магнитной ленте).
  4. Оформленная доска.
  5. Установки.

Предварительная подготовка к уроку

  1. Чтение повести учащимися.
  2. Украшение классной комнаты шарами.
  3. Индивидуальные задания:
  1. Выразительное чтение под музыку отрывка из повести «Встреча Тани и Коли на мысе».
  2. Эпизод с письмом.
  1. Иллюстрации к повести Фраермана, выполненные учащимися.
  2. Стихи о любви (подобрать понравившиеся).
  3. Песня «Как прекрасен этот мир».

Ход урока

  1. Сообщение темы и цели урока.

Привлечение внимания учащихся к содержанию доски, записи в рабочей тетради.

  1. Исполнение песни учащимися.
  2. Вступительное слово учителя.

Вступительное слово учитель начинает со стихов Роберта Рождественского.

Все начинается с любви...

Твердят:
"Вначале
было
слово".
А я провозглашаю снова:
все начинается
с любви!

Все начинается с любви:
и озаренье,
и работа,
глаза цветов,
глаза ребенка -
все начинается с любви.

Все начинается с любви.
С любви!
Я это точно знаю.
Все,
даже ненависть -
родная
и вечная
сестра любви.

Все начинается в любви:
мечта и страх,
вино и порох.
Трагедия,
тоска
и подвиг -
все начинается с любви.

Весна шепнет тебе:
"Живи".
И ты от шепота качнешься.
И выпрямишься.
И начнешься.
Все начинается
с любви!

        Ребята, нам сегодня предстоит разговор важный и непростой. Почему непростой? Вы прочитали повесть Фраермана «Дикая собака Динго…» Она – о том, что человек «начинается с любви». Она - о любви. А о любви говорить непросто.

Прежде чем обсуждать повесть, посмотрим, насколько внимательно вы, ребята, её прочитали.

  1. Литературная викторина (экран).

  1. Назовите имена и фамилии главных героев.

(Таня Сабанеева, Коля Сабанеев, Филька Белолюбский).

  1. Какое определение придумала для Тани няня?

(«Думная»).

  1. Чей это портрет?

        «Он, может быть, несколько слаб здоровьем, слишком узки у него руки, слишком бледно лицо…»

        «Его лицо было смышлёным. Из-под крутого лба глядели весёлые и ясные глаза. И слова, слетавшие с его губ,  были всегда живыми».

(Оба портрета- Коли).

  1. Вспомните ситуацию: о чём она?

        «Ведь даже посеяв горох близ дороги, человек приходит проведать его по утрам и ликует, видя всходы поднявшимися хоть на самую малость».

(Таня думает об отце).

  1. Вспомните ситуацию: о ком идёт речь?

        «А она уже улыбалась. Так человек, вошедший с морозу в избу и, ещё не различая предметов в доме, всё же улыбается заранее и теплу, и словам, которые ещё не сказаны, но которые - он знает – не будут враждебны ему».

(Таня входит в класс первого сентября).

  1. Кому принадлежит мысль:

        «Если человек остаётся один, он рискует попасть на плохую дорогу... Но если человек плачет один, то лучше его оставить так: пусть плачет»?

                        (Фильке).

  1. Кому принадлежит мысль:

        «Если четыре крашеные доски могут возвысить человека над другим, то этот мир ничего не стоит»?

(Учительнице).

  1. Кто кому говорит:

                        « Трудно это всё в пятнадцать лет, трудно, брат. А всё - таки мы будем друзьями»?                                                                                  (Отец – Тане).

  1. Кто с кем разговаривает? При каких обстоятельствах?

- Нет, скажите, вы добрый?

- Но что тебе нужно, дружок?

- Если вы добрый, то прошу вас, не подавайте мне руки.

- Ты разве сделала что – нибудь плохое?

(Таня и писатель).

  1. Вспомните ситуацию. О ком идёт речь?

                        «Во мгле, без всяких видимых признаков, не глазами, ослеплёнными снегом, не пальцами, помертвевшими от стужи, но своим тёплым сердцем… почувствовала она его близость, узнала его здесь, в холодной, угрожающей смертью пустыне, в полной тьме».

(Таня и отец; буран).

  1. Кто автор заметки в газете, прочитав которую «Таня… глотала воздух, показавшийся ей теперь острее, чем на реке, в самый сильный буран»?

(Аристарх Аристархович Аристархов).

  1. Кто кому, в какой ситуации говорит:

                        «Человек заснул, а ты гремишь на весь мир. Неужели нет в тебе никакой совести? Хоть самой маленькой, какая должна у тебя всё – таки быть по твоему малому росту?»

(Филька – барабанящей девочке; сон Тани).

  1. Кому принадлежит мысль:

                        «Бывают разные виды любви»?

(Жене).

5.Беседа с классом.

        

        Герои повести прощаются с детством, они на пороге нового жизненного этапа. И порогом этим, открывающим путь далее, становится любовь.

        

  1. Как вы думаете, ребята, о взаимоотношениях героев мы будем говорить на этом уроке?

           (Семиклассники называют только Таню и Колю, они ещё не готовы дать более глубокий ответ. Примите их мнение как единственно верное, воздержавшись пока от каких- либо оговорок).

          Как бы вы назвали отношения Тани и Коли вначале?

           (Ребята подбирают многочисленные существительные: вражда, пренебрежение, холодность... Расставляйте акценты, помогая отличить удачные находки от неудачных вариантов. Если прозвучит слово «поединок», выделите его особо; если данного слова не предложат, сделайте это сами).

   Почему же герои вступают в поединок?

                (Вопрос оказывается сложным. Прийти к ответу позволят следующие ступени).

    Кто Коля для Тани?

                  (Приёмный сын её родного отца).

    Каковы отношения между Таней и отцом? Отношение отца?

                 (Любовь, нежность, чувство вины, желание сблизиться).

    Знает ли об этом Таня?

                 (Нет. «… Разве могла она знать, что теперь – спал ли он, бодрствовал ли - он не отбрасывал мысли о ней, что с любовью он произносил её имя, которое прежде так редко вспоминал, что даже … держа её на коленях, он думал: « Уныло моё счастье, не качал я её на руках»).

    Отношение Тани?

                (Борьба между разумом – не нужен, если оставил и её, и самого доброго ей человека – мать, - и сердцем, которое со всей силой любви тянется к отцу).

  1. Эпизод с письмом.

«Таня горько заплакала. А поплакав, ощутила успокоение, и радость пришла к ней сама, как голод и жажда.

Ведь это же отец приезжает! Таня вскочила на кровать, расшвыряла подушки на пол. Потом легла ничком и так лежала долго, смеясь потихоньку и плача, пока не вспомнила вдруг, что вовсе не любит отца. Куда же делась её гордость? Не тот мальчик Коля отнял у неё отцовскую любовь?

-А все- таки я ненавижу их,- сказала она.

И снова, то отливая, овладевала её сердце обида».

 Так почему же в поединок вступает Таня?

                ( Ею движет ревность (помогите детям найти это слово). По мнению Тани, Коле принадлежит то, что должно принадлежать ей).

А почему вступает Коля?

                ( Если Таня бросит ему вызов, он будет драться достойно).

Какие эпизоды вы могли бы привести в качестве иллюстрации поединка?

        ( Рыбалка, спор о науках за обедом, урок Александры Ивановны).

Когда, на ваш взгляд, намечается переломом в отношениях Тани и Коли?

                        ( История с запачканной рукой. Можно обратиться к тексту. Отрывок со слов «Вдруг она (Таня) почувствовала, как кто-то старается вынуть её руку, запрятанную глубоко в карман» до слов «…Она совсем забыла о своих обидах, и несколько секунд её перепачканная худая девическая рука покоилась на его плече»).

         Понимают ли герои, что их поединок перерастает в чувство?

                        (Здесь ребятам понадобятся ваши подсказки.

                 Сначала это завуалировано даже от учителя. Автор исподволь готовит нас к тому, что перед нами – любовь (например, через восприятие Александры Ивановны: «А учительница потихоньку побрела к крыльцу и, пока шла, всё время думала о Тане. Как часто застаёт она её в последнее время печальной, и рассеянной, и всё же каждый шаг её исполнен красоты. Может быть, в самом деле любовь скользнуло своим тихим дыханием по её лицу?»). Но когда читатель уже обо всём догадался, сами герои находятся в смятении, они не могут объяснить себе происходящего с ними (речь, главным образом, о Тане). Понимание приходит позже: «Какое раздолье было у неё на душе, как легко её тело  - оно как будто совсем потеряло свой вес. «Что это,- думала она,- каникулы? Или, может быть, в самом деле любовь…? Ну и пусть любовь. Пусть она…»).

                Итак, любовь. Открыть ли её, позволить ли прочесть о ней во взглядах, словах, поступках девочки? Какой ответ даёт себе Таня на этот трудный вопрос?

                        (Она колеблется между нежностью и гордостью, попеременно «твёрдо»  выбирая то «да», то «нет». ( В качестве примера можно привести эпизод с ремешком). Сравним: «И, может быть, у него на коньке развяжется какой- нибудь ремешок. Тогда я завяжу его своими руками. Да, я сделаю это непременно.»; «Нет…я не завижу ему ремешка на коньках, и никогда не нужно это делать»).

                Когда исчезают эти колебания?

                        ( Они исчезают (точнее, девочка просто о них забывает) в буран, когда герои оказываются в опасности. Таня уже не сдерживает дышащих нежностью слов и делает всё для спасения Коли. Именно отсюда берёт начало их общая счастливая (пусть недолгая) дорога. «Будто… уносились они оба в другую, новую страну, о которой он (Коля) ничего не слыхал».)

  1. Инсценировка отрывка о встречи Коли и Тани на мысе.

6.Обобщение учителя

        Любовь становиться для Тани дорогой во взрослую жизнь, от маленькой девочки с тонкими косичками и проворными ногами, девочки, знавшей нетрудные радости от ловли форели и звуков горна на линейке, к существу, являющему «иной, совершенно не знакомый смысл».

  1. Любовь открывает внутренние богатства Тани, которая отказывается от своего счастья ради счастья и покоя матери.

А любовь Фильки - это истинная, бескорыстная любовь, когда важно дать: порадовать, успокоить помочь… Филька ничего не требует взамен. «Всё, что он мог спросить, то спросил; все, что мог сказать, то сказал. Что ещё оставалось делать?» Рождается уважение к Таниным чувствам, поступкам, Таниному выбору. Для Фильки любить – желать счастья любимому.

  1. Исполнение песни Тухманова Д. «Как прекрасен этот мир…»

  1. Стихи Р. Рождественского о любви (пять учащихся).

  1. Нравственные уроки повести Р. Фраермана «Дикая собака Динго» (вручение листов).

- Истинная любовь – чувство сокровенное; исполнение внутренней силы, но сдержанное внешне.

                        Люблю,- но реже говорю об этом,

                        Люблю нежней, – но не для многих глаз.

                        Торгует чувством тот, кто перед светом

                        Всю душу выставляет напоказ.

В. Шекспир.

- Любовь – это «пропуск в большую жизнь».

- Любовь – это «проба» человека.

- Настоящее чувство, если оно не разделено, рождает способность человека сказать: «Благодарю за то, что по судьбе прошла».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока-конференции в 11 классе по теме"Как прекрасен этот мир"

В преддверии Олимпийских Игр 2014 года в Сочи я разработала серию олимпийских уроков. Этот урок-конференция в 11 классе "Как прекрасен этот мир!"  очень хорошо подходит для заключительных уроков ...

разработка урока-конференции в 11 классе по теме"Как прекрасен этот мир"

В преддверии Олимпийских Игр 2014 года в Сочи я разработала серию олимпийских уроков. Этот урок-конференция в 11 классе "Как прекрасен этот мир!"  очень хорошо подходит для заключительных уроков ...

разработка урока-конференции в 11 классе по теме"Как прекрасен этот мир"

В преддверии Олимпийских Игр 2014 года в Сочи я разработала серию олимпийских уроков. Этот урок-конференция в 11 классе "Как прекрасен этот мир!"  очень хорошо подходит для заключительных уроков ...

Конспект урока в 8 классе "Как прекрасен этот мир"

Технологическая карта урока биологии...

Урок в 8 классе по английскому языку на тему: "Как прекрасен этот мир!"

Педагог – ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский). В стремительно меняющемся откр...

Разработка урока - презентации «Как прекрасен этот мир…» (Знакомство с японской классической поэзией и живописью).

1. Познакомить учащихся с искусством (поэзией и живописью) Японии. 2. Воспитывать чувство прекрасного. 3. Развивать умение анализировать лирическоепроизведение. ...

Конспект внеклассного занятия «Как прекрасен этот мир!»

- Люди, оглянитесь-ка вокруг!Как природа истинно прекрасна!Ей нужна забота ваших рук,Чтобы красота её не гасла!...