Главные вкладки

    Стихи, рожденные войной
    методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

    Сотпа Аяна Васильевна

    Данная разработка урока по теме "Стихи, рожденные войной" поможет учителям русской литературы провести урок в 8 классе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Стихи, рожденные войной22.33 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Стихи, рожденные войной.

    Цели урока: расширить представление о поэзии, посвященной Великой Отечественной войне; развивать творческие способности учеников; воспитывать чувству патриотизма и гордости.

    Методические приемы: рассказ учителя, сообщения уч-ся, выразительное чтение, чтение наизусть стихотворений из учебника, беседа по вопросам, прослушивание аудиозаписей.

    ХОД УРОКА:

    1. Организационный момент.
    2. Изучение новой темы.

    Война – жесточе нету слова.

    Война – печальней нету слова.

    А.Твардовский.

    - Прочитайте, пожалуйста, эпиграф к уроку. О чем он?

    Слово учителя: Дорогие дети! Более 60 лет отделяет нас от времен Великой Отечественной войны, от победы. Все меньше остается среди нас ветеранов, которые могут как очевидцы и участники рассказать о том, чем была война для нашей страны. Может быть, через много лет люди почти не будут вспоминать об этой войне. К сожалению, Великая Отечественная не была войной последней. Поэтому переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнуть к смерти, к голоду, к потере близких людей, к тревоге за судьбу своих детей и своей страны. Эти чувства сохраняет и передает прежде всего поэзия.

            Несмотря  на то, казалось бы, на войне не до искусства, без него человеку ни на фронте, ни в тылу не прожить, и поэзия была самым популярным жанром.

            Сегодня мы будем выразительно читать и обсуждать стихи известных поэтов: Александра Твардовского, Марины Цветаевой, Анны Ахматовой, Давида Самойлова, Константина Симонова, которые писались в годы Великой Отечественной войны.

            Итак, тема урока «Стихи, рожденные войной».

    Сообщение:

         Ранним утром в воскресенье 22 июня 1941 года мирную тишину городов и сёл разорвали взрывы бомб и снарядов. Началась ожесточенная война Великая Отечественная война. И встала страна огромная на смертный бой, повзрослели до поры мальчишки и девчонки. Многие из них со школьной скамьи ушли на фронт, сдавали экзамен на аттестат зрелости на передней линии фронта.

    (Звучит песня «Священная война»)

    Слово учителя: Уже на третий день войны была создана эта песня, ставшая символом народа в борьбе с врагом,- «Священная война» на стихи Василия Лебедева-Кумача.

    1. С первых дней и до конца войны был на фронте А.Твардовский. Знание народной жизни, дум и стремлений своих современников позволило поэту сразу же найти путь к сердцу фронтовика, создать произведения высокого гражданского звучания. (Сообщение об А.Твардовском. Чтение отрывка из поэмы «Василий Теркин» )

    (Поэма состоит из 25 внутренне законченных глав)

    - Каков он, Василия Теркин, что мы узнаем о нем от автора? (Автор отвечает на вопрос так: )

    Теркин – кто же он такой?

    Скажем откровенно:

    Просто парень сам собой

    Он обыкновенный.

    (Он такой как многие из защитников Родины, простой солдат, рядовой человек. Обычная его жизнь в колхозе прервана войной, и война для него – не подвиг, а работа, страда, продолжение обычной жизни. И вся поэма о войне пронизана мечтой о мирной жизни.)

    А вот история другого стихотворения. В небольшой статье « о стихотворении «Я убит подо Ржевом» Твардовский отметил запавшие в его память эпизоды своей поездки осенью 1942 года под Ржев. Там шли тяжелые бои. Осложняло положение наших войск страшное бездорожье.

    Я убит подо Ржевом,

    В безымянном болоте,

    В пятой роте, на левом,

    При жестоком налёте.

    Я не слышал разрыва,

    Я не видел той вспышки,-

    Точно в пропасть с обрыва-

    И ни дна, ни покрышки.

    ……

    Подсчитайте, живые,

    Сколько сроку назад

    Был на фронте впервые

    Назван вдруг Сталинград

    Фронт горел, не стихая,

    Как на теле рубец.

    Я убит и не знаю:

    Наш ли Ржев наконец?

    Удержались ли наши

    Там, на Среднем Дону?

    Этот месяц был страшен,

    Было все на кону.

    ….

    И у мертвых, безгласных,

    Есть отрада одна:

    Мы за Родину пали,

    Но она – спасена.

    1. Чтение и анализ стихотворения Д.Самойлова «Сороковые».

    (О суровых годах войны – стихотворение – воспоминание Давида Самуиловича Самойлова. Оно называется просто – «Сороковые». Слово «годы» уже излишне, у народа ассоциации со словом «сороковые» однозначные – это о войне.

    - Как поэт рисует картина войны? (стихотворение рассказывает о войне. Создается впечатление, как будто бывший солдат листает альбом с фотографиями, а может, страницы своей памяти: «А это на полустанке…», «Да, это ч на белом свете…2. Тремя безличными предложениями изображается холод, неустроенность, опустошающая сила войны: « Просторно. Холодно. Высоко». «Повторы и многоточия» «Погорельцы, погорельцы/ Кочуют с запада к востоку…» - усиливают впечатление всенародного масштаба трагедии).

    - Найдите антитезу в стихотворении. Что в ней выражено? ( «Война гуляет по России, / А мы такие молодые!» Молодость противопоставлена войне. Война противоречит жизни, убивает ее, калечит судьбы людей. Но молодости свойствен оптимизм: «Да, это я на белом свете, / Худой, веселый и задорный», «И я с девчонкой балагурю». Стихотворение кончается восклицанием «А мы такие молодые!» - вопреки всему жизнь побеждает.)

    3. Сообщение об А.Ахматовой. Выразительное чтение ее стихов.

    4. Сообщение о Цветаевой. Выразительное чтение ее стихов.

    5. Поколение сороковых прошло страшную войну: страдания и смерть. Но люди не переставали быть людьми. Конечно, научились ненавидеть, то не разлюбились любить. Любовь и верность были так необходимы. Символом веры, надежды, любви стало стихотворение Константина Симонова «Жди меня, и я вернусь»

    Жди меня, и я вернусь,

    Только очень жди,

    Жди, когда наводят грусть

    Желтые дожди,

    Жди, когда снега метут.

    Жди, когда жара,

    Жди, когда других не ждут,

    Позабыв вчера.

    Жди, когда уж надоест

    Всем, кто вместе ждёт

    ……

    Жди, меня и я вернусь

    Всем смертям назло.

    Кто не ждал меня, тот пусть

    Скажет: «Повезло».

    Не понять не ждавшим им.

    Как среди огня

    Ожиданием своим

    Ты спасла меня.

    Как я выжил, будем знать

    Только мы с тобой,-

    Просто ты сумела ждать.

    Как никто другой.

    (1941)

    Слово учителя:

    Нависли тучи над страной,

    Ударил гром войны народной.

    Ты, наш земляк, герой родной,

    Ушел на подвиг благородный.

    Весть о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз быстро распространились по всей Туве. На многочисленных митингах, организованных партийными организациями, трудящиеся, араты заявляли о своей готовности участвовать в борьбе с фашизмом, угрожающим свободе и жизни как советского, так и тувинского народов. Среди таких и оказался наш земляк Донгак Бегзи-Хуурак Хелин-оолвич. ( Сообщение о Бегзи-Хуураке).

            Учитель: И что отрадно, имя Бегзи-Хуурака было внесено в «Золотую книгу» «Выдающиеся люди 20 века» (см. удостоверение).

            И об этом замечательном человеке написано много стихотворений. Давайте прочитаем одно из них. Автором является наша землячка Кок-оол Нелля Аралдюевна.

            (чтение одного стихотворения о Бегзи-Хуураке).

    Итог урока: Что вы поняли на уроке?

            - Как вы думаете, почему именно в военные годы было написано так много стихов?

            - Какие стихотворения, посвященные ВОв, вам известны?

            Слово учителя: Суровые будни войны! Сколько самоотверженности, стойкости, повседневного героизма стоит за словом «ПОБЕДА!» дорогой ценой досталось Победа! И сколько бы лет и десятилетий ни прошло, люди Земли снова и снова будут возвращаться к нашей победе, ознаменовавшей торжество жизни над смертью, разума над безумием. Гуманности над варварством.

    Помните!

    Через века, через года,-

    Помните!

    О тех, кто уже не придёт

    никогда,-

    помните!

    Не плачьте!

    В горле сдержите стоны,

    Горькие стоны.

    Памяти павших будьте достойны!

    Вечно достойны!

    (звучит музыка «День Победы»)

    И на этой торжественной ноте мы заканчиваем наш урок. Спасибо за внимание!

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок - мастерская"Стихи о войне".

    Урок внеклассного чтения в 8 классе. Стихи Б.Окуджавы" Песенка о Лёньке Королёве"....

    Литературно-музыкальный вечер "Стихи, рожденные войной..."

    Литературно-музыкальный вечер для учащихся 11-х классов "Стихи, рожденные войной..."...

    Стихи, рожденные войной (По творчеству М. Цветаевой и А. Ахматовой")

    Урок по литературе в 8 классе с неродным русским языком обучения...

    Урок - концерт в 7 классе литература. Стихи рожденные войной.

    Урок-концерт. Литература. 7 класс Мокрушина Елена Арташовна, учитель русского языка и литературы Стихи, рожденные войной. Люди! Покуда сердца стучатся,- помните! Какой ценой завоевано счастье,- пожалу...

    "Стихи, рожденные войной..."

    Сценарий праздника, посвященного открытию года литературы - 2015...

    "Стихи, рожденные войной"

    Сценарий праздника, посвященного открытию года литературы...

    Сценарий конкурса чтецов «Стихи, рожденные войной…»

    Смотр-конкурс чтецов среди воспитанников, посвящённый 73-годовщине со дня Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг., проводится с целью воспитания любви к Родине, гордости за ее ...