Урок - концерт в 7 классе литература. Стихи рожденные войной.
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Мокрушина Елена Арташовна

Урок-концерт. Литература. 7 класс Мокрушина Елена Арташовна, учитель русского языка и литературы Стихи, рожденные войной. Люди! Покуда сердца стучатся,- помните! Какой ценой завоевано счастье,- пожалуйста, помните! Р.Рождественский «Реквием» Цель: дать обзор поэзии времён Великой Отечественной войны; показать, что поэзия как самый оперативный жанр соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя. Оборудование: стенгазета « Сороковые, роковые», выставка книг о войне, рисунков; стенды с репродукциями картин « День победы» В.Сидорова, «Осень 1941. Солдатки», «Май 1945» А и С. Тютчевых, слайды. Портреты писателей и поэтов, аудиозапись песен Лебедева-Кумача «Священная война», «Землянка» А.Суркова. Аудиозапись стихотворения К.Симонова « Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины?» в исполнении автора. Вступительное слово учителя. Приближается замечательная дата- 70-летия со дня Великой победы над фашистской Германией. И все чаще люди старшего поколения возвращаются памятью в те далекие грозные дни. И мы с вами тоже не можем остаться в стороне, не узнать, что было, как было. Узнать, понять и запомнить - с тем, чтобы никогда не забыть. И помогут нам это сделать стихи о войне. Слово нашим ведущим. 1-й ведущий: Тот, самый длинный день в году, С его безоблачной погодой Нам выдал общую беду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stihi_rozhdyonnye_voynoy.docx29.04 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-концерт. Литература.   7 класс

       

       Мокрушина Елена Арташовна, учитель русского языка и  литературы

 Стихи, рожденные войной.

Люди! Покуда сердца стучатся,-

помните! Какой ценой завоевано счастье,-

пожалуйста, помните!

Р.Рождественский «Реквием»

Цель:

дать обзор поэзии времён Великой Отечественной войны;

показать, что  поэзия как самый оперативный жанр соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя.

Оборудование: стенгазета « Сороковые, роковые», выставка книг о войне, рисунков; стенды с репродукциями картин « День победы» В.Сидорова, «Осень 1941. Солдатки», «Май 1945» А и С. Тютчевых, слайды. Портреты писателей и поэтов, аудиозапись песен Лебедева-Кумача «Священная война», «Землянка» А.Суркова. Аудиозапись стихотворения К.Симонова « Ты помнишь,  Алеша, дороги Смоленщины?» в исполнении автора.

Вступительное слово учителя.

Приближается замечательная дата- 70-летия со дня Великой

победы над фашистской Германией.

И все чаще люди старшего поколения возвращаются памятью

в те далекие грозные дни.

И мы с вами тоже не можем остаться в стороне, не узнать, что

было, как было.

Узнать, понять и запомнить - с тем, чтобы никогда не забыть.

И помогут нам это сделать стихи о войне.

Слово нашим ведущим.

1-й ведущий:

Тот, самый длинный день в году,

С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду

На всех, на все 4 года.

Она такой вдавила след

И столько наземь положила,

Что 20 лет и 70

Живым не верится, что живы.

2-й ведущий:

70 лет отделяет от суровых и грозных лет войны. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную, самую жестокую и тяжелую из всех войн в истории нашей Родины. В сердцах людей она жива, потому что до сих пор не залечены ее раны, не иссякла боль, не забыты те, кто отдал жизнь за великую Победу.

1-й ведущий:

Правы ли мы будем, забыв об уроках войны, забыв о тех, кто

погиб или был изувечен, защищая Родину?

Правы ли мы будем, забыв об огромной роли писателей и

поэтов, помогавших бороться и побеждать?

(звучит музыка Альбиони «Адажио».)

2-й ведущий: (Слайд №1)

В первый же день войны писатели и поэты Москвы собрались на митинг. А.Фадеев заявил: «Писатели Советской страны знают свое место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером». Более 1000 поэтов и писателей ушли на фронт и свыше 400 не вернулись назад.

1-й ведущий:

Стихи и поэмы, овеянные жестокой правдой времени... многие написаны на одном дыхании. И рождались они в содрогающихся от разрывов землянках, в гуле воинских эшелонов, в затемненных тыловых городах, куда судьба занесла сколько эвакуированных семей. Рождались они и позже, уже после войны, потому что память наша неумолима, она не может ничего забыть.

2-й ведущий:

Вот они, поэты, чьи стихи затронули душу и запомнились на

долгие-долгие годы.

Чтецы:

Константин Симонов (1)

Александр Прокофьев (2)

Алексей Сурков (1)

Михаил Исаковский (2)

А. Твардовский (1)

Анна Ахматова (2)

Татарский поэт,  замученный в фашистских застенках, М. Джалиль.

Поэты блокадного Ленинграда: Ольга Берггольц и Николай

Тихонов (2)

И многие, многие другие (1)

1-й ведущий:

От имени всех поэтов говорит Анна Ахматова. (Слайд№2)

Чтец( стихотворение « Мужество»).

2-й ведущий:

Час мужества пробил на наших часах, и мужество нас не

покинет.

Да, мужество не покинуло поэтов в тот трудный час. Они живо

откликнулись на беду народную, нашли верный путь к сердцу

солдат и тружеников тыла.

22 июня 1941года, появилось стихотворение «Песня Смелых», которое поэт Александр Сурков, уходя на фронт, оставил в редакции «Правды».

Как бы торопящая человека на бой - она тревожно скликала бойцов в поход.

Чтец (стихотворение А. Суркова «Песня Смелых»).(Слайд №3)

1-й ведущий:

  1. июня одновременно в газетах «Известия» и «Красная звезда»
    были опубликованы стихи Лебедева-Кумача «Священная
    война». Сила этого произведения рождена временем,
    героическим порывом великой страны, вставшей на смертный
    бой с фашизмом. Лебедеву-Кумачу выпало на долю стать
    голосом героической души народа в один из труднейших
    моментов его истории.
  2. июня было завершено написание музыки, а на шестой день
    песня прозвучала на Белорусском вокзале, откуда эшелоны
    уходили на фронт.

(звучит песня «Священная война»)

2-й ведущий:

Шли дни, появились все новые и новые стихи. Многие из них-

это гимн бесстрашию и стойкости русского человека.

Чтец (стихотворение А. Суркова « Двое»).

1-й ведущий: (Слайд №4)

Мусса Джалиль. Татарский поэт, брошенный в фашистскую

тюрьму Моабит. Израненный поэт не чувствует себя

сломленным.

Его стихотворение «Сила Джигита» тоже о мужестве.

Чтец (М. Джалиль «Сила джигита»).

2-й ведущий:

Грянула Великая Отечественная война и потребовала от

поэтов стихов сдержанных и суровых. Стихов, которые звали

на борьбу с врагом, стихов, которые учили ненавидеть фашистов.

Чтец (стихотворение А. Суркова « Человек склонился над водой»)

\

Чтец (Муса Джалиль «Волки»)

Чтец (стихотворение М. Джалиль «Варварство»)

1-й ведущий:

Во многих стихотворениях тех лет звучит горечь утрат. Мы

словно видим одиноких матерей, не дождавшихся своих

сыновей.

Чтец (белорусский поэт М. Танк «Мать послала к сыну думы ранней ранью»)

Чтец (стихотворение Евгения Винокурова «Москвичи»)

Материнские слезы, материнские слезы - что может быть страшней и больней? Сколько их выплакано за годы томительного ожидания. И хорошо, если сын, пусть седой, возвратится к родному порогу. То будут слезы радости и печали. Об этом стихотворение уже современного поэта Александра Недогонова «Материнские слезы».

2-й ведущий:

И все же во время войны писали не только о сражениях,

ненависти к врагу. Солдаты тянулись к душевному теплу, к

лирическим исповедальным стихотворениям.

Константин Симонов. Стихотворение «Ты помнишь, Алеша,

дороги Смоленщины». В нем слышится и сострадание, и

сочувствие, и нежность ко всем переживающим страшные годы войны. (Слайд №5)

(Стихотворение звучит в аудиозаписи в исполнении автора)

1-й ведущий:

Еще одно стихотворение Константина Симонова «Жди меня». Немудреные казалось бы, строчки, в один день узнала вся страна. Они потрясли всех. Это был крик души, но не одного поэта, а всего народа. На фронте эти стихи вырезали из газеты, переписывали и с ними шли в бой. В тылу женщины плакали над этими стихами.

Чтение учащимися стихотворения К. Симонова «Жди меня».

2-й ведущий: (Слайд №6)

В годы войны Михаилом Исаковским было написано одно из самых лучших произведений, посвященных женщине -стихотворение «Русской женщине». Сколько слез пролила русская женщина, сколько мук вытерпела в те минуты, когда в невзгоде ей остро было необходимо опереться на мужское плечо, а его не было, и разум подсказывал, что никогда не будет, какие тяжкие вздохи теснили ее грудь, когда она видела, как ее детям не хватает отца.

Какая только беда не гнула солдаток, а они стояли, проявляя огромное мужество. И не просто стояли в горе и несчастье, делали все, что было в силах, и даже больше, чтобы приблизить Победу.

Чтец (Михаил Исаковский «Русской женщине»)

1-й ведущий: (Слайд №7)

1942 год. Блокадный Ленинград и Ольга Берггольц со своей «Ленинградской поэмой». В ней она запечатлела блокадный быт ленинградцев, с большой сердечностью раскрыла души людей.

В этих стихах - всеокрыляющая мечта о завтрашнем дне, когда сдернут шторы черные с окна, будет вволю хлеб... темно-золотистый, ржаной. В них - призыв выстоять и в них же-простое, душевное слово, которым ленинградка хочет приободрить, успокоить свою соседку.

Чтец (Ольга Бергольц «Разговор с соседкой»)

2-й ведущий:

Стихотворения о любви, полные человечности, душевной

теплоты, очень скоро превращались в песни. Так произошло и

с поэзией М. Исаковского. Стихотворение « В лесу

прифронтовом»

( Звучит песня « В лесу прифронтовом»)

... Мы видим осеннюю поляну, лица бойцов, притененные тускло поблескивающими касками. В короткие часы затишья они слушают гармониста. А он, закинув за плечи крылья плащ-палатки, выводит знакомую до боли мелодию. Она согревает солдат и в то же время настраивает на подвиг. И не зря заключительные строфы стихотворения звучат как сигнал боевой тревоги, поднимающий батальоны в ружье.

2-й ведущий:

Исаковский любил жизнь и стихи писал светлыми красками. Но он думал и о трагических судьбах, о судьбе того же русского солдата, у которого враги «сожгли родную хату, сгубили всю его семью». О цене победы, которую наш народ оплатил жизнями своих лучших сыновей и дочерей, о цене мира, которым дышит земля, это стихотворение, ставшее песней. (Звучит песня «Враги сожгли родную хату»)

1-й ведущий:

Героиня повести Чингиза Айтматова «Материнское поле»

сказала: « Кто говорит, что война делает людей жестокими,

низкими, жадными и пустыми? Нет, война, 40 лет, 50 лет ты

будешь топтать людей сапогами, убивать, грабить, сжигать и

разрушать - и все равно тебе не согнуть человека, не принизить, не покорить его. Потому что он Человек.

И Ольга Берггольц в стихотворении « Твой путь» говорит о силе любви, которая сильнее ненависти, войны и смерти.

Чтец (Отрывок из стихотворения « Твой путь»)

2-й ведущий:

Стихи, рожденные войной...

О чем бы ни писали, ни говорили поэты в те годы, они твердо знали - русским людям не нужна война.

1-й ведущий:

Александр Твардовский сказал:

Война - жесточе нету слова

Война - печальней нету слова

И на устах у нас иного

Еще не может быть и нет.

И мы присоединяем свой голос к голосам поэтов.

2-й ведущий:

Да, мы хотим любить, хотим улыбаться и шутить, хотим

видеть безоблачное небо и яркое солнышко.

1-й ведущий:

Но мы не хотим войны

2-й ведущий:

Мы не хотим войны, чтобы не видеть слез матерей.

1-й ведущий:

Мы не хотим войны, чтобы не видеть братских могил.

Чтец (стихотворение В. Высоцкого «Братские могилы») (Слайд №9)

1-й и 2-й ведущие вместе:

Мы не хотим войны.

Звучит песня «Хотят ли русские войны».

1-й ведущий:

Да, мы не хотим войны

И поэтому:

Через века, через года,-

Помните!

О тех, кто уже не придет никогда - помните!

2-й ведущий:

Покуда сердца стучатся,- помните!

Какой ценой завоевано счастье ,- пожалуйста, помните.

Заключительное слово учителя.

Судьба поэтов: они идут к людям самыми разнообразными тропами и бывают безмерно счастливы, когда народу придутся по душе их творения, когда он возьмет в свое полное владение какие-то выточенные им строчки. Такова судьба поэтов военных лет. Их стихи были нужны людям как воздух, как вода, как хлеб. Они поднимали людей в бой, были оружием в борьбе с врагом. Они помогали выстоять в трудные минуты. И сейчас, в наше очень неспокойное время, они учат нас ненавидеть своих врагов и горячо любить свою Родину, учат нас мужеству, стойкости, бескорыстию.

Стихи о войне - это память о тех далеких днях, о которых мы не вправе забыть, как не вправе забыть поэтов, написавших их...

Когда пожар войны багрился ало.

В незабываемый тяжелый год,

Их сердце беспокойное позвало

Туда, где встал с оружием народ.

Под Севастополем и Ленинградом

Над белым снегом, над сухой травой

Они стояли с воинами рядом

И совершали подвиг свой.        

(Звучит музыка Альбиони «Адажио»)

Почтим светлую память поэтов и всех погибших в годы Великой Отечественной войны минутой молчания.

Подведение итогов урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальный вечер "Стихи, рожденные войной..."

Литературно-музыкальный вечер для учащихся 11-х классов "Стихи, рожденные войной..."...

Стихи, рожденные войной

Данная разработка урока по теме "Стихи, рожденные войной" поможет учителям русской литературы провести урок в 8 классе...

Стихи, рожденные войной (По творчеству М. Цветаевой и А. Ахматовой")

Урок по литературе в 8 классе с неродным русским языком обучения...

"Стихи, рожденные войной"

Сценарий праздника, посвященного открытию года литературы...

Сценарий конкурса чтецов «Стихи, рожденные войной…»

Смотр-конкурс чтецов среди воспитанников, посвящённый 73-годовщине со дня Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг., проводится с целью воспитания любви к Родине, гордости за ее ...

конспект урока "Стихи, рожденные войной"

конспект открытого урока литературы в 7 классе "Стихи, рожденные войной"...

Конспект внеурочного мероприятию по литературе в 11 кл "Стихи, рожденные войной"

Конспект внеурочного мероприятия в 11 кл "Стихи, рожденные войной"...