Вернись на Родину
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Образ Родины в лирике И.А.Бунина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vernis_na_rodinu.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

«Вернись на Родину, душа!»

(Образ Родины в лирике И.А.Бунина)

Цель: знакомство учащихся с образным миром Бунина-поэта, с особенностями его мировосприятия;

развитие навыков анализа текста на звуковом, лексическом, синтаксическом уровне;

воспитание эстетического вкуса учащихся.

Оборудование: видеоряд, тексты стихотворений, проектор.

 

Разве можем мы забыть Родину? Она – в душе. Я очень русский человек. Это с годами не пропадает.

Иван Бунин

Ход урока

 I. Имя И.А.Бунина знакомо вам по повестям и рассказам, но сегодня речь пойдет о Бунине-поэте. Это не случайно, ведь первую награду – Пушкинскую премию Академии наук – он получил за поэтический сборник «Листопад».

 

У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.

Как бьется сердце, горестно и громко,

Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом

С своей уж ветхою котомкой!

 

 

 Эти строки И.А.Бунин написал в июне 1922г.

 А через тридцать с лишним лет, в очень морозный день 30 января 1954г. в чужую, холодную землю французского кладбища Сент-Женевьев де Буа было положено тело лауреата Нобелевской премии, великого русского писателя, человека, сказавшего о себе: «Разве можем мы забыть Родину? Она – в душе. Я очень русский человек. Это с годами не пропадает».

 

    В нобелевской речи Ивана Алексеевича есть одна пронзительная нота, которую он не счел нужным скрыть  ни от членов Комитета, Академии, Королевского Дома, ни от дипломатического корпуса и гостей: «Впервые со времени учреждения Нобелевской премии вы присудили ее изгнаннику. Ибо кто же я? Изгнанник, пользующийся гостеприимством Франции…»

 

И до конца дней он оставался глубоко русским, православным сыном далекой Родины, которую до могилы в земле Франции нес в страдающем, изболевшем сердце. Той Родины, где прошли его детство и юность, где он впервые постиг красоту окружающего мира.

 

Елец, Озерки, Каменка, Батурино, Васильевское нашли отражение в его стихах.

 

 II. «Я родился и рос совсем в чистом поле, которого даже и представить себе не может европейский человек. Великий простор, без всяких преград и границ, окружал меня… Пустынные поля, одинокая усадьба среди них…»

 

«Зимой безграничное снежное море; летом – море хлебов, трав и цветов…»

 

«Старый дом с серыми деревянными колоннами, июньский вечер, пахнет холодеющей травой, а на горизонте Батурино, где уже 80 лет жила в своей старосветской усадьбе, в доме с высочайшей крышею и цветными стеклами, бабушка…»

 

«Родиться, жить и умереть в одном и том же доме – это счастье».

 

«Деревенскому дому, в котором я опять провожу лето, полтора века. И мне всегда приятно вспоминать и чувствовать его старину».

Вот мир, который рождал поэтические строки.

 

 

 

III. Дома вы читали бунинские стихотворения.

- Давайте попытаемся определить их особенности. Что привлекло ваше внимание?

(У всех стихотворений нет названия: в оглавлении они по первой строке.)

- Как вы думаете, это случайно?

(Очевидно, нет. Название предполагает определенную завершенность, законченность. Тема четко определена уже самим автором. А здесь все зыбко, изменчиво. Это воспоминание, приглашение к разговору).

 

      - Еще какие особенности вы можете выделить?

(Стихи подобны акварели: легкие, воздушные, изящные.

А мне они напомнили японские миниатюры: такие же четкие, удивительно прозрачные.

Нет изображения города, городской жизни. Степь, поле, далекий лес, сад, аромат антоновских яблок… Все это – напоминание о детстве, все это – Родина.

Лирика Бунина метафорична; в стихах много цветовых эпитетов.

Мне хотелось бы отметить, что героем многих стихотворений является время, часто равнодушное, суровое, безжалостное, как, например, в стихотворении «Забытый фонтан».

Но ведь есть и стихотворение «Детство», все пронизанное воздухом, ароматом леса, солнцем, ощущением счастья… А ведь это тоже воспоминание о давно ушедшем.

Лирика Бунина очень интимна.

В стихах много солнца, света, блеска, неба… И даже если пейзаж суров, он смягчается чувством человека любящего, воспринимающего его как родной).

 

          Вы правы. Мир Бунина – это мир зрительных, звуковых образов. Заметим только еще, что каждое мгновение для поэта неповторимо. Сменяющие друг друга картины создают образ вечного мира природы, с которым стремится слиться его душа.

 

 

 

IV. Для более подробного анализа я предлагаю вам стихотворение «На окне, серебряном от инея…»

 

Попробуем определим его настроение, понять, какими средствами выразительности оно создается.

 

 

На окне, серебряном от инея,

За ночь хризантемы расцвели.

В верхних стеклах – небо ярко-синее

И застреха в снеговой пыли.

 

Всходит солнце, бодрое от холода,

Золотится отблеском окно.

Утро тихо, радостно и молодо.

Белым снегом все запушено.

 

И все утро яркие и чистые

Буду видеть краски в вышине,

И до полдня будут серебристые

Хризантемы на моем окне.

 

 

 

 

Такое, наверное, случалось с каждым из вас: утром, открыв глаза, вы видели покрытое инеем окно, застывший сад, прогнувшиеся под тяжестью снега ветви…

 

- Как поэт помогает нам оживить воспоминания?

(В первой же строке удивительный цветовой эпитет: просто белый – это привычно, буднично, банально. А здесь – масса оттенков: серовато-белый, голубоватый, блестящий. Кроме того, серебро – драгоценный металл.

Метафора: «хризантемы расцвели».

В те годы хризантемы были редкими, изысканными цветами. Пушистые, махровые, ослепительно-белые. Они всегда кажутся слегка холодноватыми, под стать им и аромат, чуть горьковатый, как легкое сожаление.

Возникает чувство удивления, восхищения. Мы становимся свидетелями рождения чуда. А затем поднимаем глаза вверх, и нас ослепляет сочетание ярко-синего и белого: снега и неба.

Слово «пыль» в последней строке рождает ощущение легкости, воздушности.

Во втором катрене возникает зрительный образ зимнего солнца – круглого, багрового, «бодрого от холода». Метафорический эпитет помогает нам почувствовать морозную свежесть утра.

Этот катрен – своеобразная кульминация цвета: от белого до багрового и золотистого.

Обратите внимание на слово «тихо». Оно обращено к нашим ощущениям: ни звука, все замерло, даже время замедлило свой бег. А в последней строке опять снег, легкий, сверкающий, которым все запушено.

В третьем катрене вновь использована вся цветовая гамма. В вышине яркие и чистые краски, а рядом, на окне, серебристое чудо.)

 

- Чьими глазами видим мы это утро?

(Глазами лирического героя.

Особое сочетание звуков (гласные и мягкие согласные) рождают ощущение плавности и неторопливости.

Кольцевая композиция стихотворения, приставка «за» в слове «запушено» со значением оторванности, отгороженности, подчеркивает одиночество лирического героя, но не тягостное, а радостное, счастливое.

Перед нами описание, поэтому в тексте много существительных, прилагательных-эпитетов и мало глаголов. Они почти не заметны. Нет действия, есть созерцание этого удивительного зимнего утра.

Есть особое состояние души, рождающее чувство гармонии с окружающим миром.)

 

 

V.  И еще одно стихотворение.

 

Как дымкой даль полей закрыв на полчаса,

Прошел внезапный дождь косыми полосами –

И снова глубоко синеют небеса

Над освеженными лесами.

 

Тепло и влажный блеск. Запахли медом ржи,

На солнце бархатом пшеницы отливают,

И в зелени ветвей, в березах у межи,

Беспечно иволги болтают.

 

И весел звучный лес, и ветер меж берез

Уж веет ласково, а белые березы

Роняют тихий дождь своих алмазных слез

И улыбаются сквозь слезы.

 

- Какие образы рождает прочитанное стихотворение?

(Прошел дождь – легкий, теплый, косой от ветра, ласковый.

Инверсия еще раз подчеркивает прошедшее время).

 

- Сам ли дождь привлекает внимание поэта?

(Нет, ведь он уже закончился. Да и шел-то всего полчаса. Но как преобразилось все вокруг! Передать настроение помогают цветовые, звуковые образы.

Свет: не отблеск, не бледная синева, а идущий из глубины. Влажный блеск.

Это солнце. Мы его не видим, но чувствуем во всем. В каждом слове – светлая радость и восхищение миром.

 Интересна цветовая гамма: синий, зеленый, белый и золотой – небеса, леса, стволы берез, рожь, пшеница, мед. Возникает ощущение ласкового тепла. Стихотворение наполнено ароматом травы, цветов, зелени.

На ветвях болтают иволги. Болтать – говорить много, быстро, а рядом слово «беспечно», то есть легко, радостно, весело. И вновь возникает образ яркого солнечного дня, наполненного птичьими голосами.

Нежные листья не могут удержать прозрачные, блестящие капли, роняют их, «улыбаются сквозь слезы», как человек, все беды которого остались в прошлом).

- Каковы ощущения лирического героя?

(Он счастлив. Он любит этот мир, мы ясно понимаем это. Ведь не обязательно о любви говорить высокими словами. Можно сделать это так, как поэт: береза – поэтический символ Родины. Да и все остальные образы стихотворений родные, близкие, с детства знакомые. А слезы – это состояние души самого автора, человека, который написал в дневнике: «Любить Родину – это нравственно».

 

 

 

VI. «Разве можем мы забыть Родину?» - спрашивал Бунин. В сущности, он никогда не порывал с ней. Было лишь пространственное удаление, а душа, душа до конца дней безмерно тосковала по России. Как жить ему без того, чему он поклонялся и что любил?

Уезжая в 1917г. из Васильевского, Бунин знал, чувствовал, понимал – он прощается с Родиной навсегда.

Впереди будут «Окаянные дни», «Митина любовь», «Жизнь Арсеньева», «Темные аллеи». Будет всемирное признание, Нобелевская премия.

И будет память о бушующей полой воде и туманно-синих ягодах можжевельника; о серебристых хризантемах на окне и русском небе, русском поле. Будет память о звезде, что качалась в темной воде, и о голубоглазом мальчике, лежащем на зеленой траве и следящем бесконечный бег облаков.

 

 

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной…

Срок настанет – Господь сына блудного спросит:

«Был ли счастлив ты в жизни земной?»

 

И забуду я все – вспомню только вот эти

Полевые пути меж колосьев и трав –

И от сладостных слез не успею ответить,

К милосердным коленям припав.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Они защищали Родину. Герои моей малой Родины"

Классный час "Они защищали Родину. Герои моей малой Родины"...

Проектная работа «Отчизны верные сыны… Как мои предки служили Родине»

Семья играет основополагающую роль в жизни каждого человека. Сама природа заложила в нас чувство преданности и трепетное отношение к тем людям, которые вырастили и помогли нам постичь суть своего суще...

Карачаево-Черкесия - моя малая Родина Классный час « Моя малая Родина» « Моя малая Родина» Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, стихах, танцах; научить выразительно читать стихи; воспитывать л

Карачаево-Черкесия - моя малая РодинаКлассный час« Моя малая Родина»  « Моя малая Родина»Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, сти...

Сценарий линейки «России верные сыны, кадетской службе мы верны »

Торжественная линейка, посвященная Дню знаний, прошла в кадетском корпусе...

Урок-презентация "Образ родины родины в литературе. М.Ю. Лермонтов "Родина"

В этой презентации речь идёт об одной из вечных тем в литературе (понятие родины) и анализируется стихотворение М.Ю. Лермонтова "Родина"....