Федор Иванович Тютчев «Что ты клонишь над водами» «Фонтан»
учебно-методический материал по литературе (6 класс) по теме

Артюхина Надежда Викторовна

Цель урока:

1.                     Продолжить знакомство учащихся с произведениями Ф.И.Тютчева.

2.                     Развивать у учащихся понятие о  философской лирике.

3.                     Романтический характер лирики Тютчева. Образ в поэзии Тютчева.

4.                     Отрабатывать понятия: стихотворная речь, ритм, стих, стропа, размеры стиха, рифма, строфа.

Оборудование: Портрет поэта, сборник его стихотворений «Весенняя гроза», Тула 1984 г.

 

Ход урока.

I)                      Оргмомент.

II)                   Сообщение темы и цели урока.

III)                Изучение нового материала.

1)                    Вступительное слово учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_lit-ry_po_tvorchestvu_fi_tyutcheva.docx19.74 КБ

Предварительный просмотр:

Федор Иванович Тютчев (23 ноября 1803 – 15 июля 1873)

«Что ты клонишь над водами»

«Фонтан»

Цель урока:

  1. Продолжить знакомство учащихся с произведениями Ф.И.Тютчева.
  2. Развивать у учащихся понятие о  философской лирике.
  3. Романтический характер лирики Тютчева. Образ в поэзии Тютчева.
  4. Отрабатывать понятия: стихотворная речь, ритм, стих, стропа, размеры стиха, рифма, строфа.

Оборудование: Портрет поэта, сборник его стихотворений «Весенняя гроза», Тула 1984 г.

Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Сообщение темы и цели урока.
  3. Изучение нового материала.
  1. Вступительное слово учителя.

- Мы продолжаем знакомиться с романтическими традициями в литературе, а сегодня мы будем находить, узнавать эти традиции в лирике поэта 19 века Ф.И. Тютчева, в его стихах.

      2)  Краткий рассказ о поэте и его творчестве.

      3)  Особенности поэзии Тютчева. (учитель)

- Исключительно тесная связь между стихотворениями; каждое воспринимается на фоне других: настойчиво повторяющиеся темы, образы, словосочетания создают впечатление исключительной цельности его творчества, тесной связи между его стихотворениями.

- При этом единстве поэзия Тютчева  в то же время является поэзией контрастов и антитез, поэзией романтики.

- С тех  пор, как Тютчева стали ценить, его всегда называют поэтом природы и философской думы.

Природа в поэзии Тютчева играет первенствующую роль, является основным объектом художественных переживаний.

В стихах поэта Тютчева находит выражение глубокая любовь поэта к природе, жажда «слияния с ней».

Природа живет у Тютчева цельной жизнью, ибо у неё нет сознания, памяти, для неё нет прошлого и будущего. (стр. 364)

Поэзия Тютчева – это поэзия мысли.

      4) Работа над стихотворением Тютчева «Что ты клонишь над водами» 1836 год.

а) Чтение учителем из сборника «Весенняя гроза» стр. 118.

б) Беседа с классом. Вопросы на восприятие.

- Понравилось ли стихотворение?

- Какова его тема? (родная природа)

- Какова его идея? (единство человека и природы)

- Какие выразительно – изобразительные средства использует автор?

Эпитеты: дрожащими (листами)

                жадными (устами)

                беглую (струю)

Сравнения: Словно жадными устами

Олицетворение: листок томится и трепещет,

                            струя бежит и блещет

                            солнце нежась, блещет и смеётся

Метафора: ива ловит

в) Докажите, что это стихотворение.

   - Стихотворная речь членится на отрезки, разделяемые при чтении паузами и повторяющимися в известной системе.

  - Стихотворный ритм – упорядоченное чередование ударных и безударных слогов.

  - Рифма: водами

                 листами

                 устами

2;5 свою –струю – (неточные)

1;3;4 трепещет – плещет – блещет  - (точные)

- Какие из этих рифм точные, а какие неточные, почему?

- Сколько строф в этом стихотворении? Что такое строфа? (Строфа – это часть стихотворения, группа строк, объединенных поэтической мыслью, ритмом, порядком рифм.)

- Какая рифма в этих строфах? Почему? (перекрестная)

Выразительное чтение стихотворения учащимися (читают 2-3 человека).

     5) Работа над стихотворением «Фонтан» 1836 год.

а) Чтение стихотворения учителем (сборник «Весенняя гроза» стр. 134)

б) Вопросы на восприятие.

    - Понравилось ли стихотворение? Почему?

    - Какова его тема?

   - Какова его идея?

   - Стихотворение философское? Почему? О чем философствует автор?

   - Какие изобразительно – выразительные средства использовал Тютчев, чтобы выразить свои мысли?

в) Выразительное чтение стихотворения учащимися.

Домашнее задание:

  1. Выучить наизусть одно стихотворение (на выбор) Тютчева, которые анализировали на уроке.
  2. Прочитать «Сказки об Италии» М. Горького (по выбору 2-3 сказки). Иметь тексты на следующем уроке.

Итог урока.

- Как вы понимаете «философская лирика»?

- Романтический характер лирики Тютчева. В чем Вы увидели романтизм?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Страницы из жизни Федора Ивановича Тютчева

Презентауия к уроку : "Страницы из жизни Ф.И.Тютчева."...

Федор Иванович Тютчев

Данный материал позволяет  познакомить учащихся с биографией Ф.И.Тютчева...

Рисунки к стихам Федора Ивановича Тютчева "Времена года", выполненные учащимися 7а класса

В 2013 году при подготовке к школьной логопедической конференции учащиеся 7а класса  ГБС(К)ОУ  школы - интерна т№ 20 Петроградского района Санкт - Петербурга нарисовали сюжеты к стихаи Федор...

Федор Иванович Тютчев стихотворение «Весенняя гроза» (урок открытия новых знаний)

Разработка урока по литературе в 6 классе в соответсвтии с ФГОС...

Методическая разработка урока "ФЕДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ. СУДЬБА И ЛИЧНОСТЬ. ТЮТЧЕВ ― ПОЭТ-ФИЛОСОФ, ПЕВЕЦ РУССКОЙ ПРИРОДЫ"

Тема методической разработки выбрана неслучайно, методичес­ких материалов по творчеству Ф.И.Тютчева очень мало, до некоторо­го времени эта тема не изучалась в общеобразовательных учреждени­ях, в учебн...

Конспект урока литературы в 9 классе «Ф. И. Тютчев. Стихотворение «Что ты клонишь над водами…» Эмоциональное богатство русской поэзии»

Конспект урока литературы в 9 классе «Ф. И. Тютчев. Стихотворение «Что ты клонишь над водами…» Эмоциональное богатство русской поэзии» ...