Поклонимся великим тем годам
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Вайс Светлана Владимировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_chtenie.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

         

Внеклассное  чтение

« Поклонимся великим тем годам ».

6 класс

                                                       

Цель урока:

  •  расширить представления учащихся о Великой Отечественной войне и ее героях;
  • воспитывать чувства патриотизма и любви к Родине, Алтайскому  краю;
  • активизировать  творческий о потенциал учащихся.

 Задачи урока:

  • развитие познавательного интереса к истории России,
  • воспитание уважения к людям старшего поколения.

Оборудование:

  • выставка книг о Великой Отечественной войне,
  • государственные боевые награды,
  • фронтовые фотографии,
  • видеофрагменты «Хроника Великой Отечественной войны»;
  • выставка рисунков, поделок учащихся по теме Великой Отечественной  войны;
  • презентации    

                                                         Ход урока.

I. Организация начала урока

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Игра-экскурсия

Слово учителя.

        Сегодня наша встреча посвящена …-й годовщине Великой победы.

Великая Отечественная война закончилась весной 45-го года. Смеясь и плача, многие солдаты падали на майскую траву, бросая на землю каски, и в них капали слезы мужественных защитников.

Звучит аудиозапись песни «День Победы» на муз. Д. Тухманова, сл. Харитонова.

    А солдат смотрел на землю, смотрел и делал потрясающее открытие, что трава под ногами зеленая, очень зеленая! И птичий свист совсем не похож на свист пуль, и что тишина может быть такой оглушительной, как близко разорвавшийся снаряд.

      В этот день бойцы палили в воздух. И не только от радости, что остались живы. Это был первый салют павшим, это был первый Салют Победы и первый Салют Памяти.

          Прошло много лет. И каким бы противоречивым ни было время, и как бы ни менялась наша жизнь, этот день навечно останется для нас светлым, потому что никогда человек не приносил таких жертв во имя мира на земле. И мы ждем этот праздник, и снова будет салют, и мы знаем, что память наша жива. Она в книгах и песнях, памятниках и картинах. Вот этому-то и будет посвящена наша сегодняшняя встреча, наш урок.

Я приглашаю всех вас в галерею памяти.

Но  это  будет  не  просто  экскурсия,  это будет игра. Нам предстоит пройти 4 этапа. Это автографы войны в литературе, музыке, скульптуре и кино.

Итак, этап I «Строки, опаленные войной».

 Немало книг посвящено Великой Отечественной войне (1941–1945). Перечитывая лучшие, видишь, как шаг за шагом открывается в них сложная и глубокая правда о целой исторической эпохе.

Представляет книжную выставку «Автографы войны».

Почему эта тема остается актуальной?

Почему книги о войне по-прежнему интересны?

 Потому что в свой час, в свое время, на той Великой войне были наши деды, прадеды, и не чья-нибудь, а их кровь течет в наших жилах, их память отзывается в нас, если не отучились мы чувствовать глубоко и сильно.

Это такие книги, как «А зори здесь тихие» Б. Васильева; «Сотников» и «Альпийская баллада» В. Быкова; «Тишина» и «Последние залпы» Ю. Бондарева; «Убиты под Москвой» К. Воробьева, «Сашка» В. Кондратьева и многие, многие другие.

А каких поэтов, рассказавших нам о войне, вы знаете?

Проводится конкурс на выразительное чтение стихов о Великой Отечественной войне.

 Сколько их, известных и безызвестных, поэтов и писателей, поведавших нам о мужестве и стойкости, боли и страданиях миллионов безвинных, о радости и слезах Победы.

Учитель. Итак, I этап нашей игры завершился. Мы только что вспомнили литературные памятники великому подвигу и мужеству, памятники поколению, явившему пример героизма всему человечеству.

Звучит фрагмент аудиозаписи песни «Журавли» на муз. Я. Френ-келя, сл. Р. Гамзатова.

– Замечательная песня. Вот о песнях сейчас мы с вами и поговорим.

Этап II  «Песни наших отцов».

         Когда люди собираются вместе да еще если это праздник, – конечно же, они поют. Много песен сложил наш народ. Но песни Великой Отечественной войны – это неповторимая страница истории той войны. Сколько глубоких чувств впитали они в себя! Сколько в них энтузиазма и вдохновения!

         Песня «Священная война» А. Александрова на слова В. Лебедева-Кумача брала за душу, звала в бой. А песня «Враги сожгли родную хату» М. Блантера на сл. М. Исаковского – это песня-исповедь. И какой обжигающей безысходностью проникнута каждая ее строка!

        Песни «Темная ночь» Н. Богословского на слова В. Агатова, «Жди меня» того же композитора на сл. К. Симонова, «На солнечной поляночке» В. Соловьева-Седого на сл. М. Фатьянова и другие – песни о любви и верности. А как часто в редкие минуты затишья звучало «Эх, дороги, пыль да туман»… (муз. А. Новикова, сл. Л. Ошанина). Все эти песни вы слышали не раз и знаете. Они одинаково дороги и старшему поколению, и нам, молодым. Их не устаешь слушать, и они не стареют.

Итак, перед вами названия четырех песен:

1. «Соловьи»

2. «Случайный вальс».

3. «Журавли».

4. «Синий платочек».

Ответьте:

– Автором слов какой песни является известный поэт Расул Гамзатов? («Журавли».)

– Без  какой  песни  не  обходилось  на  фронте  ни  одно  выступление К. Шульженко? («Синий платочек».)

– Евгений Долматовский и Марк Фрадкин являются соавторами «Песни о Днепре». Здесь перед вами еще одно их совместное музыкальное произведение. Какое? («Случайный вальс».)

– В какой песне есть строка: «Пусть солдаты немного поспят»? («Соловьи».)

– За первое исполнение этой песни 12 апреля 1942 г. и за превзошедший все ожидания успех поэт М. Максимов и певица К. Шульженко получили в награду неслыханный по тем временам подарок – кусок торта и стакан клюквы. Какая это песня? («Синий платочек».)

– Эта песня ранее называлась «Танцы до утра» позже «Офицерский вальс». А теперь как мы ее называем? («Случайный вальс»).

– Композитор этой песни Ежи Петербургский, который родился в Варшаве. Первым стихотворение к этой песни сочинил Яков Галицкий. Но мы ее знаем уже на слова  другого  поэта. Какая  песня родилась  дважды? («Синий платочек».)

 С песнями не расставались на нелегких фронтовых дорогах, с ними трудились в тылу, они помогали ждать, вселяя надежду. И может статься, что наряду с величественными памятниками героям Великой Отечественной войны будет воздвигнут обелиск Солдатской песне, что тысячекилометровой нотной строкой пролегла через окопы переднего края и людские сердца в незабываемые огненные годы.

Учитель. Продолжаем знакомство с нашей галереей памяти.

Этап III  «Подвиг, застывший в камне».

   Как свидетельство безграничного уважения нашего народа к героям, отдавшим жизнь за Родину, – созданы в десятках наших городов, тысячах сел памятники боевой славы. Высятся величественные монументы в Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге), Волгограде, Подмосковье, на Смоленщине, в Белоруссии и на Украине, в Прибалтике и на Кавказе. В создании их участвовали десятки и сотни скульпторов, архитекторов, художников. Многие памятники вам известны.

Подберите к изображению памятника верную табличку с подсказкой.

На экран проецируются поочередно изображения памятников.

Учащимся раздаются таблички со словами-подсказками.

– Памятник «цветок жизни».

Находится на третьем километре бывшей «Дороги жизни» под Ленинградом, у поселка Ковалево. Это памятник пионеров 1960 годов – ленинградским ребятам блокадных 1940-х. Он входит в комплекс памятников «Зеленого пояса».

Архитекторы: П. Мельников, А. Левенко.

– Памятник-мемориал «Хатынь».

22 марта 1943 г. отряд фашистских карателей ворвался в с. Хатынь в Белоруссии. 149 человек, из них 76 детей, оккупанты насильно согнали в сарай, который обложили соломой и подожгли.

Скульптор – С. Селиханов; архитекторы: Ю. Градов, В. Занкович, Я. Левин; инженер – В. Маркевич.

– Скульптура «Скорбь матери».

15 октября 1967 г. в Волгограде на Мамаевом кургане был открыт величественный памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы. На одной из площадей ансамбля – площади Скорби – стоит главная скульптурная композиция – фигура  женщины-матери,  склонившейся  над  погибшим воином.

Скульптор – Е. Вучетич.

– Памятник «скорбящая мать».

В годы Великой Отечественной войны краснодонские комсомольцы подняли знамя борьбы. Тяжкие испытания не сломили волю молодогвардейцев  и,  погибнув,  они   обрели  бессмертие.  Этот памятник находится в г. Краснодоне Луганской обл. на Украине. Над могилой героев-молодогвардейцев склонила голову скорбящая Мать-Родина.

Скульпторы: П. Кизиев, А. Редькин, А. Самусь, Г. Головченко.

– Обелиск Славы.

Как символ доблести героических участников штурма Сапун-горы и освобождения г. Севастополя от фашистских захватчиков возвышается на горе памятник Славы, открытый в ноябре 1944 г.

Архитектор – А. Киселев.

– Памятник-мемориал «Курган Славы».

В 1944 г. части Советской армии при активном участии партизан разгромили крупнейшую группировку гитлеровских войск и полностью освободили Белоруссию от немецких захватчиков. К 25-летию этой победы на 25 км от Минска по Московскому шоссе воздвигнут памятник-мемориал «Курган Славы» (1969 г.).

Скульпторы: А. Бембель; А. Артимович; архитекторы: Л. Мицкевич, О. Стахович.

– Монумент «Слава героям».

Интересным дополнением мемориала воинского подвига омичей стал созданный к 40-летию Победы монумент «Слава героям» (1985 г.). Он разместился на бульваре Победы, что находится напротив цирка.

Архитектор В.  Шевченко; скульпторы:  С.  Голованов,  Л.  Семенов.

Учитель. Память о событиях Великой Отечественной войны неподвластна времени – бережно хранимая и передаваемая из поколения в поколение, она переживет века. В граните, бронзе, камне, металле – по всей стране. Снова и снова художники разных поколений обращаются к теме войны, грандиозной народной эпопее.

А мы переходим к этапу IV  «Я кистью к памяти взываю».

 Большой вклад в раскрытие темы Великой Отечественной войны внесли военные художники студии имени М. В. Грекова. В начале войны многие из них ушли добровольцами на фронт. Вместе с солдатами прошли путь от подмосковных рубежей до Берлина, познали на себе все тяготы войны. Все взывало к душе художника: разрушенные города и деревни, мирные жители, оставшиеся без крова, бездорожье фронтовых дорог, нескончаемые марши, переправа под огнем врага, тяжелые бои и стремление все преодолеть и победить.

Учитель. Давайте все вместе посмотрим на некоторые из этих картин и попробуем ответить на вопросы.

Перед вами картины художников.

1. П. Кривоногов. «На Курской дуге».

2. А. Дейнека. «Оборона Севастополя».

3. В. Панфилов. «Подвиг героев-панфиловцев».

4. П. Кривоногов. «Победа».

– Их было 28. Врылись солдаты в землю. Прильнули к краям окопов. Поле. Холмы. Перелески. Чуть поодаль петляет речка Лама. Вступили герои в бой. Из 20 танков бойцы подбили 14. Но снова идет на них лавина. «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва», – произнес политрук В. Клочков. Стойко сражались герои, и к сердцу России фашистов они не пропустили.

На какой из этих картин изображена битва героев-панфиловцев. (В. Панфилов. «Подвиг героев-панфиловцев».)

– Бой шел у селения Крутой Лог. Это южнее Курска. 120 танков, в том числе 35 «тигров», обрушились на наши окопы, но сдержали бойцы удар фашистов. Отошли немцы. И снова идут в атаку. «Пропускай немцев!» – командует капитан Бельгин. Знают солдаты, зачем это нужно. Проползли танки над окопами, где укрылись солдаты. А они открыли огонь по фашистской пехоте. Досталось и неразворотливым машинам.

На  какой  из  картин  изображена  эта  битва? (П. Кривоногов. «Курская дуга».)

– 1941-й год. Октябрь. Фашисты прорвались в Крым, подошли к Севастополю. Начались бои на оборонительных рубежах. «Черная туча», «Черная смерть», «Черные дьяволы» – так фашисты называли моряков. Боялись они советских матросов. Не зря они боялись!.. На какой картине это хорошо показано? (А. Дейнека. «Оборона Севастополя».)

– Тяжелораненый политрук вылез на бруствер со связкой гранат и как только мог скоро побежал навстречу танку. Он знал, что вот-вот погибнет,  но  умереть  нужно было не раньше, чем гранаты взорвутся под гусеницей. Он успел перед смертью подбить танк. На какой картине это видно? (В. Панфилов. «Подвиг героев-панфиловцев».)

– В июне 1942 г. в залах Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина открылась выставка «Работы московских художников в дни Великой Отечественной войны».

Какая из двух картин П. Кривоногова, представленных здесь, была экспонатом той выставки? (Обе картины написаны позже.)

Учитель. Всего несколько полотен художников, и мы оказались свидетелями исторических событий. А если собрать работы художников все вместе? Получится величественная, впечатляющая диорама той страшной войны, которая будет взывать к памяти народной не одно поколение.

IV Алтай в годы ВОВ

Индивидуальные сообщения учащихся.

         

VI. Подведение итогов.

Наша экскурсия по галерее памяти подошла к концу. Мы увидели, услышали, узнали, вспомнили только часть, малую часть того, что создано благодарным народом в память об ушедшей войне. И чем дальше уходят от нас военные годы, тем дороже становится все то, что касается тех дней. Вам предстоит еще сделать много открытий, не раз восхититься мужеством и стойкостью героев, испытать чувство гордости за наш народ, преклонить голову  перед сединами ветеранов.

Пусть над нами всегда будет чистое, голубое небо!

Не смею говорить я о войне

Не смею говорить я о войне,

 Но я скажу – есть родственная память,

 Не дай нам Бог увидеть и во сне

 Того, что было пережито Вами!

 Не смею говорить я о любви,

 Я не прощался с милой под «Славянку»

 Не разлучали с нею нас бои,

 Снаряды, самолёты, танки!

 Не смею говорить я о беде,

 Не иссыхал от голода в блокадном!

 Но я скажу о крашеной звезде,

 Что от дождя ржавеет на Отрадном.

 Но я скажу о слёзах матерей,

 Что у окошка не дождались сына!

 Но я скажу, товарищ мой, налей

 За дедов и отцов седины!

 Но я скажу, товарищ, поклонись

 Защитникам отечества – России,

 И постарайся лучше сделать жизнь

 Для тех, кто в жертву жизни приносили!

 Ни слова Вам не скажет о войне

 И тот, кто в ней прошёл все муки ада!

 Прошу, друзья, сейчас, поверьте мне,

 Его про это спрашивать не надо…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция, посвященная 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.Поклонимся великим тем годам!

Литературно-музыкальная композиция, посвященная 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.«Поклонимся великим тем годам!»...

Презентация к классному часу о Великой Отечественной войне "Поклонимся великим тем годам".

Даанная презентация содержит материал, который можно использовать при проведении классного часа или внеклассного мероприятия о Великой Отечественной войне в 5 - 6 классах....

Проект «Поклонимся великим тем годам» посвящен ветеранам, труженикам тыла и тем, кто погиб за нас в Великой Отечественной войне.

Проект «Поклонимся великим тем годам» посвящен ветеранам, труженикам тыла и тем, кто погиб за нас в Великой Отечественной войне.  Проект предназначен для проведения внеаудиторных меро...

«Поклонимся великим тем годам!» (Великие Луки - город воинской славы)

Классный час, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне...

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая 70-летию Победы русского народа в Великой отечественной войне «Поклонимся великим тем годам…»

Ведущий:Поклонимся великим тем годам,Тем славным командирам и бойцам,И маршалам страны и рядовым,Поклонимся и мёртвым, и живым,Всем тем, которых забывать нельзя,Поклонимся, поклонимся друзья.Всем миро...

"Поклонимся великим тем годам" - сценарий празднования 71 годовщины Великой Победы

Музыкально-ритмическая композиция с участием старших школьников на 9 мая...

Всероссийский Урок Победы, посвященный Году Памяти и Славы – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. «Поклонимся великим тем годам»

Цели:формирование патриотизма; воспитание чувства гордости за свою Родину на примере героического прошлого ветеранов и участников Великой Отечественной войны, а так же тружеников тыла; воспитание чувс...