Проект «Поклонимся великим тем годам» посвящен ветеранам, труженикам тыла и тем, кто погиб за нас в Великой Отечественной войне.
проект по истории (11 класс)

Галина Анатольевна Корнева

Проект «Поклонимся великим тем годам» посвящен ветеранам, труженикам тыла и тем, кто погиб за нас в Великой Отечественной войне.  

Проект предназначен для проведения внеаудиторных мероприятий, посвященных  празднованию Дня Победы со студентами 1 и 2 курсов. Материалы проекта могут быть использованы дополнительно на уроках истории при изучении темы  «Великая Отечественная война» в том числе в региональном компоненте.

Основная идея проекта - создание карты воспоминаний студентов, педагогов колледжа  о судьбах семей в годы Великой Отечественной войны.

В создании проекта использованы интерактивные технологии способствующие активизации и мобилизации познавательной деятельности студентов.

 В проект включен профессионально значимый материал, показывающий роль простых советских людей дорожников, водителей внесших посильный вклад в обеспечение Победы в Великой Отечественной войне.  «Имена героев на карте города Костромы», рассказы студентов о  судьбах своих близких в годы Великой Отечественной войны способствуют развитию у студентов чувство патриотизма, любви к родине и осознанию ответственности за ее будущее, расширяют этический кругозор студентов, побуждают студентов к творческой активности.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Доклад «Методы и приёмы работы с историческими источниками в теме «Великая Отечественная война»

Корнева Г.А. преподаватель КАДК

Процесс обучения сейчас подразумевает деятельностный подход. На уроках истории проще формируется за счёт работы с историческими источниками.  Сухое изучение и изложение фактов и событий только по учебнику скучно даже для студентов колледжа.

К. Д. Ушинский писал, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством различных органов чувств они воспринимаются.

Выписка из примерной программы: Предметный результат № 6 из новой программы «Уметь критически анализировать для решения познавательной задачи аутентичные исторические источники разных типов (письменные, вещественные, аудиовизуальные) по истории России и зарубежных стран XX - начала XXI века, оценивать их полноту и достоверность, соотносить с историческим периодом; выявлять общее и различия; привлекать контекстную информацию при работе с историческими источниками». 

Тоже самое написано и в приказе №413 от17.05 2012 (Октября 2022 года)

Исторический источник – это комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевшие отдельные факты и события, на основании которых воссоздается представление об исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях различных исторических событий.

Деятельность студента предусматривает творческий характер работы с документами. Он должен уметь:

• Отбирать необходимый материал из нескольких документов для самостоятельного решения учебной задачи.

• Сопоставлять исторический документ с другими историческими источниками.

•  Сопоставлять исторические документы, отражающие различные взгляды на одно и то же событие.

• Выявлять причинно-следственные связи событий и фактов, отраженных в историческом документе.

• Извлекать из нескольких исторических документов необходимую информацию, обобщать и анализировать.

• Свободно оперировать информацией, добытой в результате анализа нескольких исторических документов.

Плакаты. Открытки. Фотографии. Всё это используется как исторический источника учебном процессе. Они являются эмоциональным носителем «духа времени». Несут психологический заряд, создают ассоциативный ряд. Позволяют ориентироваться в ленте времени. А также очень часто требуются при написании ВПР. При работе с плакатами у студентов активизируется процесс мышления и воображения. Такая активация приводит к эффективному усвоению знаний.

Плакат может использоваться и при поисково-исследовательской деятельности (проекты) и в урочной деятельности и внеурочной. У студентов вырабатывается умение самостоятельно работать, а именно:

- анализировать и самостоятельно извлекать информацию из различных источников;

- оценивать значение исторического источника и рассуждать о нём;

- соотносить увиденное на плакате с ранее известными фактами из учебников или дополнительной литературы.

Метод сопоставления исторического плаката с исторической картой. Например, плакат «Потеряла я колечко» и карты Сталинградской битвы. Студенты делают вывод о сходстве их форм. Изображение на плакате опечаленного и потерянного Гитлера, подводит детей к пониманию его поражения в битве и потере армии. Это позволяет запомнить не только иллюстративный материал, но и отдельные факты, особенности, детали конкретных военных операций.

Приём работы:

  1. Изучение событий начального этапа коренного перелома в ходе Вов. (Это может быть работа с текстом документа, видеофрагментами, изучение дома)
  2. Далее изученный материал отрабатывается при практической работе с атласом и контурной картой. На этом этапе необходимо добиться запоминания дат, специфику событий, их географию, участников и др.
  3. Работа с самим историческим источником. Студенты отвечают на вопросы:

- Автор,

- Место создания

- Год,

- анализ иллюстрации, назвать и охарактеризовать событие, которому посвящено изображение.

- Значение плаката для конкретной аудитории (например, Красной армии, какую роль он играет? Как могут воспринимать его противники?

  1. Далее рассматривается плакат рядом с картой изучаемых событий. Сравниваем «колечки».

Также плакат или фотография может быть использованы в начале изучения темы. Например, когда студенты сами должны определить тему и цель урока, иллюстрация должна их к этому «подтолкнуть». При необходимости на экран можно вывести несколько плакатов.

Ещё один приём с иллюстративным материалом «ассоциативные связи при периодизации войны». Применяется при закреплении материала.

Суть: изучив события военных лет, подбирают под каждый год соответствующий времени и месту плакат или фотографию.

Например, 1941 год «Наше дело правое»

1942 год «Вперёд на Запад, Красные конники»

1943 год «Бить врага без промаха»

1944 год «Воину – победителю – всенародная любовь»

1945 год «Красной армии – слава».

Алгоритм работы: комплексное изучение событий Вов на предыдущих уроках. Студенты соотносят плакаты, используя тексты учебника и дополнительной литературы, объяснение преподавателя и др. источники информации. Ещё во время рассказа учитель должен был обращаться к избранным плакатам, открыткам, фотографиям, которые характеризуют именно этот отрезок исторического времени.

Знания закрепляются выполнением студентами ряда заданий, например, ответы на вопросы.

  1. Назвать художников, создававших плакаты в период Вов. (можно подготовить доклад об одном или нескольких художников).
  2. Какие особенности вооружения и формы солдат мы можем увидеть, рассматривая данные плакаты.
  3. Можно ли сказать, как изменилась амуниция (изменения в наградах, оружии, боевой техники)?

Таким образом, плакат и любой иллюстративный материал, как исторический источник востребован и в учебно-воспитательном процессе. Это повышает эффективность учебного процесса.

        Уроки живой истории в музее колледжа. Где историческим источником являются предметы времён Вов, выкопанные студентом-поисковиком. Его простой рассказ о предметах Вов, о работе поискового отряда всегда увлекает ребят. Предметы разрешается потрогать, взять в руки, задать вопрос.  

Это и есть эффект погружения в прошлое.

Студенты получают дополнительные знания о войне, причём в наглядной, более понятной форме.

Работа с вещественными источниками отражает деятельный подход и позволяет реализовать потребность в физическом движении (потрогать руками) усиливает познавательный интерес. Помогает оптимизировать работу с историческими понятиями. Изучаются физические характеристики предмета (форма, размер) (Например, Костя показывает всегда в сравнении лопатку немецкую и нашу, сделанную ещё во времена Первой мировой войны). Всё это позволяет судить о технологии и времени изготовления предмета. Затем ребята формируют вопросы относительно назначения предмета и его практической ценности. Очень важно понять, в чём состояла полезность вещи для современников и в чём её ценность для нас сейчас. (Баночка из под крема «Нивея», которой немцы пользовались во время войны, проволока).

Кроме того, в этом году музей Гауптвахта тоже проводил похожий урок у себя, также посетили с несколькими группами 1 курса. Ребята были в восторге, можно было сфотографироваться с настоящим оружием Вов, потрогать сумки для патронов, например. И т.д. Только в более сохранившемся качестве.

Воспоминания участников Вов как исторический источник. Эту информацию мы с ребятами находим, готовясь к участию в различных конкурсах. Например, «От героев былых времён» или «Ищу героя».

Воспоминания относятся к устной истории, описывают субъективный опыт переживания событий периода Вов. Это важный источник о событиях повседневной жизни во время войны.

Видеоматериалы также наделены воспитательной, образовательной, пропагандистской функциями. 10-15 минутные ролики не только помогают лучше понять и запомнить материал, но и разнообразят урок. Использовать их можно на любом этапе урока.

Приёмы работы с роликом:

  1. В ходе просмотра должны успеть записать как можно больше имён, дат, событий. Даю время на то чтобы отредактировать, затем задаю вопросы;
  2. Можно предложить самим сформулировать вопросы к фильму, а потом задать друг другу;
  3. Фильм в качестве закрепления материала;
  4. Может быть в качестве повторения уже в конце темы. Можно предложить написать мини-сочинение, что узнал нового из фильма, и что не было рассказано преподавателем;
  5. Можно заранее изучить материал по учебнику, а потом посмотреть фильм, для закрепления;
  6. Можно заранее приготовить листочки с вопросами, либо написать их на доске, на которые студенты должны по фильму ответить.

Требования к роликам: продолжительность по времени, частота в неделю, подготовка педагога, результат, возрастные особенности, научность.

Современный урок истории немыслим без документов, исторических первоисточников, произведений выдающихся историков.

Их использование позволяет решить ряд взаимосвязанных задач: сформировать более полные и прочные знания, конкретизировать и углубить их, проиллюстрировать изучаемые вопросы, обеспечить доказательность теоретических положений, идей; развить мышление учащихся, научить самостоятельно делать правильные выводы и обобщения; формировать оценочную деятельность учащихся, их познавательные возможности.

Приёмы работы с историческим текстом:

  1. Чтение и анализ;
  2. Коллективное чтение;
  3. Выписать понятия, основные положения, главную идею;
  4. Коллективный разбор текста;
  5. Формирование вопросов к тексту;
  6. Обобщение фактического и теоретического материала в целях конкретизации изучаемых общественных явлений;
  7. Анализ аргументации автора;
  8. Нахождение разных способов решения проблем на основе сопоставления нескольких источников;
  9. Формирование обобщённых выводов;
  10. Выявление причинно-следственных связей;
  11. Составление таблиц, схем, планов, тезисов, конспекта;
  12. Подготовка сообщений, рефератов и т. д.

Работа с историческим источником может носить и дискуссионный характер.

Например, отрывки из приказа генерала Брусилова, командующего 8-ой армии от 15 июня 1915 года и приказ Сталина №227 от 28 июня 1942 года.

Студенты отвечают на вопросы:

  1. Сравнить документы. Чем можно объяснить появление подобных приказов?
  2. Как можно оценить моральное состояние Красной армии летом 1941 года?
  3. Чем руководство страны объяснило отступление войск?
  4. В чём главный смысл приказа № 227? Какую роль он сыграл в ходе Вов?
  5. Каковы, на ваш взгляд, причины создания заградотрядов и штрафных подразделений?
  6. Как вы считаете, появление Приказа № 227 вызвано особенностями политического режима или связано с изменениями в характере военных действий?
  7. В чём сходство и различие приказов?      

  Анализируя содержание документа и оценивая достоверность сведений – это основа объективной картины прошлого.  

Изучение определенных источников имеет большое воспитательное значение, так как ребята испытывают различные чувства, изучая прошлое через подлинные документы эпохи. Они как бы проникаются ненавистью к завоевателям, воспитывают уважение к людям труда.

Образовательно-воспитательный эффект использования документального материала в значительной мере зависит от правильной организации самостоятельной работы учащихся, от умения учителя научить школьников элементарным приемам работы с историческими источниками. Важно, привить им интерес к данной работе, интерес к историческому документу как к памятнику эпохи и источнику новых знаний.                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Наши сердца ветеранам, труженикам тыла и детям войны" ( к юбилею Победы в Великой Отечественной войне").

Проект  "Наши сердца ветеранам, труженикам тыла и детям войны"  был создан мной с целью совместной работы с музеем Воинской Славы. Руководитель  Л.В. Шатилова, объявила о  ра...

Паспорт проекта «Фестиваль военной песни», посвященный 70 – летию Победы в Великой Отечественной войне для ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла.

Актуальность Актуальность проблемы формирования гражданственности и патриотизма учащихся общеобразовательных школ в нынешних условиях обусловлена социальной ситуацией и тенденциями развития совре...

Создание Книги Памяти «Памятная книга о ветеранах Великой Отечественной войны и тружениках тыла села Зарубино»

Введение   Великая Отечественная Война - это огромная душевная рана в человеческих сердцах. Началась эта страшная трагедия двадцать второго июня тысяча девятьсот сорок первого года, а законч...

Сценарий «Поклонимся великим тем годам", посвященный Победе в Великой Отечественной войне

Сценарий литературно – музыкальной  композиции «Поклонимся великим тем годам", посвященной 72 годовщине Победы в Великой Отечественной войне...

Сценарий праздника "Поклонимся великим тем годам...", посвященный Дню Победы в ВОВ.

Сценарий праздника "Поклонимся великим тем годам...", посвященный Дню Победы в ВОВ....

Конкурс чтецов «Поклонимся Великим тем годам», посвященный Победе в Великой Отечественной войне (методическая разработка)

Разработка конкурса чтецов "Поклонимся Великим тем годам" адресована педагогам, занимающимся духовно-нравственным и патриотическим воспитанием детей. Мероприятие соответствует современным тр...