Проблема счастья в повести Ивана Сергеевича Тургенева «Ася»
учебно-методический материал по литературе (8 класс) по теме

Артюхина Надежда Викторовна

Образ «тургеневской девушки»: скромность, обаяние, самоотверженность. Судьба русской девушки. Драма рассказчика, обреченного на одиночество.

 

Задачи урока:

1.     Познакомить учащихся с творчеством, биографией И.С. Тургенева.

2.     Помочь учащимся разобраться в повести «Ася», правильно оценить поступки её героев.

3.     Отрабатывать умение давать характеристики литературным героям.

4.     Развивать логическое мышление, внимание, умение «читать между строк».

5.     Воспитывать интерес к литературе и чтению.

Оборудование: портрет писателя И.С. Тургенева, повесть «Ася» (маленькая книга, М.Дет.литер. 1980 г.),  Библиографический словарь том 2.

                               

                                        Ход урока.

              I.            Оргмомент.

           II.            Сообщение цели урока.

        III.            Проверка домашнего задания.

 - Проверка индивидуальных заданий:

а) Рассказ учащегося о детстве писателя;

б) Рассказ учащегося о юности;

в) Рассказ о молодости писателя;

г) Итог выполнения индивидуального задания.

       IV.            Слово учителя о Тургеневе и его произведениях. (биб. Сл. Том 2 стр.314)

          V.            Повесть «Ася», как и многие другие произведения Тургенева, посвящена молодым. Писателя всегда отличало пристальное внимание к вступающим в жизнь – к юношеству.  И эта потребность художника не упустить из поля зрения молодого человека своего времени, а значит, и будущий день России, придает тургеневскому творчеству особую романтическую окрыленность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_lit-ry_turgenev_asya.docx21.64 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема счастья в повести Ивана Сергеевича Тургенева (1818 – 1883) «Ася» (1857)

Образ «тургеневской девушки»: скромность, обаяние, самоотверженность. Судьба русской девушки. Драма рассказчика, обреченного на одиночество.

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с творчеством, биографией И.С. Тургенева.
  2. Помочь учащимся разобраться в повести «Ася», правильно оценить поступки её героев.
  3. Отрабатывать умение давать характеристики литературным героям.
  4. Развивать логическое мышление, внимание, умение «читать между строк».
  5. Воспитывать интерес к литературе и чтению.

Оборудование: портрет писателя И.С. Тургенева, повесть «Ася» (маленькая книга, М.Дет.литер. 1980 г.),  Библиографический словарь том 2.

                               

                                        Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Сообщение цели урока.
  3. Проверка домашнего задания.

 - Проверка индивидуальных заданий:

а) Рассказ учащегося о детстве писателя;

б) Рассказ учащегося о юности;

в) Рассказ о молодости писателя;

г) Итог выполнения индивидуального задания.

  1. Слово учителя о Тургеневе и его произведениях. (биб. Сл. Том 2 стр.314)
  2. Повесть «Ася», как и многие другие произведения Тургенева, посвящена молодым. Писателя всегда отличало пристальное внимание к вступающим в жизнь – к юношеству.  И эта потребность художника не упустить из поля зрения молодого человека своего времени, а значит, и будущий день России, придает тургеневскому творчеству особую романтическую окрыленность.

Исследуя внутренний мир человека, Тургенев как бы окружает его воздухом времени. Он всегда смотрел на мир частной жизни не только как лирик, психолог, поэт, но и как социолог, гражданин, сын своего века.

Тургенев берет для рассмотрения такие характеры, которые, проявляясь хотя бы в личной сфере бытия, непременно несут в себе серьезные перемены бытия общественного. На малом пространстве личных человеческих чувств Тургенев ставил и раскрывал огромные гражданские проблемы, воспевая демократические настроения своего времени, клеймя трусливое себялюбие тех, кто в самый решительный час предавал поверивших им людей.

Чернышевский об «Асе».

«Тут нет крючкотворства с насилием и взятничеством, ни грязных плутов, ни официальных злодеев… ни мещан, мужиков и маленьких чиновников, мучимых всеми этими ужасными и гадкими людьми.»

Чернышевский сразу указывает на неповторимую особенность тургеневского творчества: говоря о прекрасном – будить на борьбу с дурными проявлениями души, воспевая идеальное – поднимать желчь раздражения против безобразия, радуясь духовной утонченности – подводить к мысли о нетерпимости духовного убожества, нравственной глухоты.

В «Асе» мы находим духовную биографию молодого человека тургеневской поры.

Рассказ о любви Аси и господина Н.Н. убеждает нас в том, что Тургенев был политическим художником.

- Что значит быть писателем – политиком? (В первую очередь стремиться увидеть общественный тип личности, натуру, которая наиболее полно выражает ведущие современные тенденции.)

- Тургенев высказывается как политический писатель тем больше именно в маленькой повести «Ася», чем менее сюжет  этой повести соотносится с прямым ходом общественных событий а России.

- В «Асе» есть многие мотивы целостного тургеневского творчества, есть и выступление против крепостного права, только сделано оно в особой манере – мягкой, камерной, лирической.

- Что вы узнали о героине повести Тургенева «Ася»? (Ей 17 лет, трудная чисто русская драматическая судьба. Драматизм судьбы Аси извращён именно русской общественной почвой, уродливыми социальными отношениями. Ася, дочь помещика и горничной, долгое время воспитывалась в деревенской семье, а затем взятая в господский дом, так и остается израненной душой, с больным самолюбием и тяжким непониманием собственного положения в мире, где нет равенства.)

- Тургенев не осуждает отца Аси, как осуждает он диких помещиков в «Записках охотника», он вообще никого не осуждает в этой повести, говоря обо всем спокойно. Но именно эта объективно описанная ситуация, в которой Ася оказалась, полу раба, полу госпожа, чье детство проведено в  избе барской скотницы, а отрочество – в барском доме, как нельзя ярче раскрывает трагическое уродство неравенства.

- Каким вы представляете себе Н.Н.? (Это трусливый господин, не умеющий в нужную минуту решиться изменить свою жизнь. Робость Н.Н. – политическая робость, гражданское отступление от прежних смелых мечтаний.)

«Неизбежность скорого, почти мгновенного решения пугала меня» - признается Н.Н. по поводу необходимости дать ответ Асе.

- Необходимость ясных, бесповоротных решений – вот что останавливало некоторых русских интеллигентов перед лицом неизбежных действий. В разговорах эти люди смелы и горячи, в деле осмотрительны и робки.

- С какой целью в повести «Ася»  Тургенев описывает любовную историю? (За любовной историей Аси и господина Н.Н. Чернышевский угадывает симптомы общественной болезни – бессилие людей перед поступком.)

- В чем же видит писатель симптомы этой болезни? (В неверном воспитании юноши, в том что «слишком мала и бездушна была его жизнь».)

- «Без приобретения привычки к самобытному участию в гражданских делах, без приобретения чувства гражданина, ребенок мужского пола, - пишет Чернышевский, - не становится мужчиной благородного характера».

- И как часто у Тургенева в повести «Ася» та же излюбленная ситуация: сильная, прекрасная женщина и слабый, храбрый только на словах мужчина.

- Подобная ситуация была свойственна самой жизни. Женщины меньше связанные со службизмом, карьерой и круговой порукой взяточничества и бюрократизма, глубже руководствовалась естественными нравственными правилами.

Для мужчин сохранить здоровое нравственное зрение было куда труднее, и Тургенев звал современников внимательнее всмотреться в чистые глаза своих подруг, не растерявших в житейской суете естественное чувство справедливого и разумного.

- Какие же ещё проблемы ставит Тургенев  в повести «Ася»? (Тоска по России, столь понятная у Тургенева, вынужденного в силу непростых личных обстоятельств жить за границей.)

- В «Асе» есть прекрасный по настроению эпизод, когда сама живая Россия врывается в чужеземные красоты.  «… Вдруг меня поразил сильный, знакомый, но в Германии редкий запах, - рассказывает герой повести. – Я остановился и увидел возле дороги небольшую грядку конопли. Её степной запах мгновенно напомнил мне родину и возбудил в душе страстную точку по ней. Мне захотелось дышать русским воздухом, ходить по русской земле. «Что я здесь делаю, зачем таскаюсь я в чужой стране, между чужими?»

- Какая черта русского характера есть в «Асе»? (миролюбие)

«Привет тебе, скромный уголок германской земли, - восклицает герой Тургенева, с твоим незатейливым довольством, с повсеместными следами прилежных рук, терпеливой, хотя и неспешной работы. Привет тебе и мир!»

  1. Домашнее задание.
  2. Итог урока. Оценки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизнь и творчество Ивана Сергеевича Тургенева

Автор: Юлаева И.А.Тэги: Жизнь и творчество Ивана Сергеевича Тургенева...

Дом и семья в повести Ивана Сергеевича Тургенева «Муму». (Открытый урок в 5-м классе для участия в фестивале «Ура, урок!»

Цель урока: показать, как автор передал чувства, переживания, нравственное превосходство Герасима, невольно потерявшего свой дом, близкого человека Татьяну и  преданного друга Муму.Задачи урока: ...

КТД: Театрализовано-познавательная система микромодульных игровых технологий(ролевая).9-10 классы.Литературно-музыкальная композиция "Лебединая песня Ивана Сергеевича Тургенева"( к юбилею со дня рождения)

Литературно-музыкальная композиция"Лебединая песня  И.С.Тургенева"посвящена 195-летию со дня рождения русского писателя И.С.Тургенева.Его творчество принадлежит к лучшим страницам мировой литерат...

Подготовка к домашнему сочинению по произведению Ивана Сергеевича Тургенева "Муму"

В презентации представлен материал по структуре сочинения, дан план к сочинению по теме "Образ Герасима", ориетировочные вопросы, на слайды выведены  и предполагаемые ответы. Кроме того, данная п...

Антикрепостническая направленность произведений Ивана Сергеевича Тургенева

Жизнь И.С.Тургенева охватывает значительную историческую эпоху. Он родился во время парусного флота и ямских троек, а умер в эпоху телефона и телеграфа.Более полувека Тургенев находился в центре общес...

Викторина по произведениям Ивана Сергеевича Тургенева

Викторина представлена в форме интерактивной игры "Своя игра"...