Дом и семья в повести Ивана Сергеевича Тургенева «Муму». (Открытый урок в 5-м классе для участия в фестивале «Ура, урок!»
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Цель урока: показать, как автор передал чувства, переживания, нравственное превосходство Герасима, невольно потерявшего свой дом, близкого человека Татьяну и  преданного друга Муму.

Задачи урока:  

1. Развивать умение учащихся выразительно читать значимые эпизоды, анализировать поведение героя; составлять характеристику героя.

2.  Развивать коммуникативные навыки через участие в диалоге при обсуждении проблемы; формировать умения защищать творческие работы.

3.  Воспитывать бережное отношение, уважение и любовь учащихся к своей семье, дому. Сформировать правильное понимание, какую семью можно считать счастливой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dom_i_semya_v_povesti_ivana_sergeevicha_turgeneva.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Дом и семья в повести Ивана Сергеевича Тургенева «Муму».

(Открытый урок в 5-м классе для участия в фестивале «Ура, урок!»

Учитель русского языка и литературы – Дрягина Л.Ю.)

Цель урока: показать, как автор передал чувства, переживания, нравственное превосходство Герасима, невольно потерявшего свой дом, близкого человека Татьяну и  преданного друга Муму.

Задачи урока:  

1. Развивать умение учащихся выразительно читать значимые эпизоды, анализировать поведение героя; составлять характеристику героя.

2.  Развивать коммуникативные навыки через участие в диалоге при обсуждении проблемы; формировать умения защищать творческие работы.

3.  Воспитывать бережное отношение, уважение и любовь учащихся к своей семье, дому. Сформировать правильное понимание, какую семью можно считать счастливой.

                                       Эпиграф: Счастлив тот, кто счастлив у себя

                                                         дома.

                                                                                 Л.Н.Толстой.

Учитель:  Ребята, у нас сегодня очень интересная тема (зачитать тему урока). Мы поговорим о роли дома и семьи в жизни каждого человека и,  в частности,  главного героя повести Ивана Сергеевича Тургенева Герасима. Я уверена, что между человеком и его домом существует невидимая, но очень тесная связь. Лев Николаевич Толстой писал (зачитать эпиграф).

- Ребята, какие пословицы и поговорки о доме и семье вы знаете?

            (учащиеся называют пословицы)

Учитель:  А теперь давайте обратимся к образу Герасима. Расскажите, пожалуйста, как жил Герасим до того, как его по приказу барыни привезли в город.

             (учащиеся отвечают, уточнить значение слов «тягловый мужик», «крепостной»).

Учитель:  Очевидно, что Герасим сроднился с землёй и перенёс на неё свою любовь, столь же мощную, сколь и его сила. Деревня, родная земля - вот его дом, и другого герою не надобно.

- А как жила барыня?

                (учащиеся отвечают)

Учитель:  Да, несмотря на многочисленное потомство, настоящей семьи, доброго и тёплого дома у этой женщины никогда не было.

-Почему?

                 ( учащиеся отвечают, что она очень капризная и своенравная, избалованная и бессердечная, часто притворяется больной, несчастной, обиженной; характер вздорный, неуживчивый)

- Как отнёсся  насильно разлучённый с землёй Герасим к городской жизни?

-  Как повёл себя Герасим в чуждых для него условиях?

-  Как относился Герасим к своим обязанностям?

-  Как обустроился  Герасим?

Физминутка.

Учитель:  Однако герою не хватает именно дома и семьи. Он невольно ищет близкую себе душу, находя её в прачке Татьяне, которую с самого детства держали в чёрном теле, а ласки она никакой никогда не видела.

-  Как Герасим заботился о Татьяне? Почему именно Татьяна привлекла внимание Герасима?  (Индивидуальное сообщение учащегося)

-  Как менялось отношение Татьяны к Герасиму? (Индивидуальное сообщение учащегося)

Учитель:  Казалось бы, ничему хорошему в жизни несчастного богатыря уже не быть, но оказывается, что судьба именно в день расставания с Татьяной посылает ему свой последний, щедрый и горький, как окажется впоследствии, подарок: маленького, щуплого щенка, которого чья-то злая рука бросила в реку. И вновь оттаивает сердце закаменевшего, казалось бы, в своём горе и одиночестве Герасима: герой обретает существо, остро нуждающееся в заботе и защите, существо, которое поистине стало смыслом его жизни.

-  Что изменилось в жизни Герасима с появлением Муму?

    (учащиеся зачитывают отрывок из повести)

-  Как изменилась Муму? ( учащиеся зачитывают)                                                                                                                                                                                                      

Учитель:  Именно семья, Муму, которая стала для немого и дочерью, и другом, то есть  самым родным и близким существом на всём свете, дала Герасиму полное ощущение счастья и довольства своей судьбой. Однако этому счастью  недолго суждено было длиться: по приказу капризной и вздорной барыни собаку убирают со двора.

-  Что же в это время происходит с Герасимом?

      (работа с текстом - эпизод «Поиски Герасимом Муму»)

Учитель:  Их встреча – это настоящее счастье для обоих, когда самые близкие существа после трагического расставания вновь обретают друг друга.

- Почему же  Герасим не смог уберечь Муму от гибели? Почему он был вынужден сам умертвить собаку?

 (Индивидуальное сообщение учеником о гибели Муму).

Учитель:  Не в силах был крепостной пойти против  воли своей хозяйки, уже в третий раз лишающей его надежды на обретение дома, семьи и счастья. Однако если раньше глухонемой безропотно подчинялся барскому приказу, то теперь после гибели несчастной Муму, в душе этого степенного, сдержанного, основательного человека пробуждается протест.

    ( Учащиеся зачитывают эпизод, как Герасим собирает пожитки и уходит из усадьбы). (Ученик  готовит выразительное чтение шествия Герасима в деревню).

Учитель:   Наверное, именно встреча с родной землёй-матушкой даёт Герасиму силы для дальнейшей жизни, хотя незаживающая рана в его душе останется до конца жизни: ведь ни женщины, ни собаки в избёнке немого богатыря нет и никогда уже не будет. Глубоко погребена мечта его о счастье семейном, о доме, о родной душе рядом.

           В жизни каждого человека семья играет важную роль. Давайте сейчас перенесёмся в атмосферу вашей семьи. Вы писали сочинения, делали рисунки, посвящённые этой теме.  Зачитайте ваши сочинения или отрывки, что для вас значат дом, семья, как сберечь тепло в родном доме, как сделать его по-настоящему тёплым, уютным, привлекательным?

(Ученики зачитывают свои сочинения и показывают рисунки)

В заключение я хочу поблагодарить вас за активное участие в уроке и ещё раз напомнить: заботясь о благополучии своего дома, мы тем самым заботимся и о себе, о своём будущем.

   Дом, как известно всем давно, -

   Это не стены, не окно,

   Это не стулья со столом;

   Это не дом.

   Дом – это то, куда готов

   Ты возвратиться вновь и вновь,

   Яростным, добрым, нежным, злым,

   Еле живым.

   Дом – это там, где вас поймут,

   Там, где надеются и ждут,

   Где ты забудешь о плохом,-

   Это твой дом.

                             (Е. Куменко)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема счастья в повести Ивана Сергеевича Тургенева «Ася»

Образ «тургеневской девушки»: скромность, обаяние, самоотверженность. Судьба русской девушки. Драма рассказчика, обреченного на одиночество. Задачи урока:1.     Познакомить уч...

КТД: Театрализовано-познавательная система микромодульных игровых технологий(ролевая).9-10 классы.Литературно-музыкальная композиция "Лебединая песня Ивана Сергеевича Тургенева"( к юбилею со дня рождения)

Литературно-музыкальная композиция"Лебединая песня  И.С.Тургенева"посвящена 195-летию со дня рождения русского писателя И.С.Тургенева.Его творчество принадлежит к лучшим страницам мировой литерат...

Подготовка к домашнему сочинению по произведению Ивана Сергеевича Тургенева "Муму"

В презентации представлен материал по структуре сочинения, дан план к сочинению по теме "Образ Герасима", ориетировочные вопросы, на слайды выведены  и предполагаемые ответы. Кроме того, данная п...

Разработка открытого урока биологии в 8 классе и технологическая карта учащегося к уроку по теме: "Врожденные и приобретенные формы поведения"

Разработка урока и технологическая карта учащегося к уроку биологии в 8 классе по теме " Врожденные и преобретенные формы поведения"...

Технологическая карта урока геометрии в 8 классе в рамках муниципального фестиваля открытых уроков на тему "Площади фигур"

Технологическая карта урока геометрии в 8 классе в рамках муниципального фестиваля  открытых уроков на тему "Площади фигур"...