Главные вкладки

    Дом и семья в повести Ивана Сергеевича Тургенева «Муму». (Открытый урок в 5-м классе для участия в фестивале «Ура, урок!»
    план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

    Цель урока: показать, как автор передал чувства, переживания, нравственное превосходство Герасима, невольно потерявшего свой дом, близкого человека Татьяну и  преданного друга Муму.

    Задачи урока:  

    1. Развивать умение учащихся выразительно читать значимые эпизоды, анализировать поведение героя; составлять характеристику героя.

    2.  Развивать коммуникативные навыки через участие в диалоге при обсуждении проблемы; формировать умения защищать творческие работы.

    3.  Воспитывать бережное отношение, уважение и любовь учащихся к своей семье, дому. Сформировать правильное понимание, какую семью можно считать счастливой.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon dom_i_semya_v_povesti_ivana_sergeevicha_turgeneva.doc36 КБ

    Предварительный просмотр:

    Дом и семья в повести Ивана Сергеевича Тургенева «Муму».

    (Открытый урок в 5-м классе для участия в фестивале «Ура, урок!»

    Учитель русского языка и литературы – Дрягина Л.Ю.)

    Цель урока: показать, как автор передал чувства, переживания, нравственное превосходство Герасима, невольно потерявшего свой дом, близкого человека Татьяну и  преданного друга Муму.

    Задачи урока:  

    1. Развивать умение учащихся выразительно читать значимые эпизоды, анализировать поведение героя; составлять характеристику героя.

    2.  Развивать коммуникативные навыки через участие в диалоге при обсуждении проблемы; формировать умения защищать творческие работы.

    3.  Воспитывать бережное отношение, уважение и любовь учащихся к своей семье, дому. Сформировать правильное понимание, какую семью можно считать счастливой.

                                           Эпиграф: Счастлив тот, кто счастлив у себя

                                                             дома.

                                                                                     Л.Н.Толстой.

    Учитель:  Ребята, у нас сегодня очень интересная тема (зачитать тему урока). Мы поговорим о роли дома и семьи в жизни каждого человека и,  в частности,  главного героя повести Ивана Сергеевича Тургенева Герасима. Я уверена, что между человеком и его домом существует невидимая, но очень тесная связь. Лев Николаевич Толстой писал (зачитать эпиграф).

    - Ребята, какие пословицы и поговорки о доме и семье вы знаете?

                (учащиеся называют пословицы)

    Учитель:  А теперь давайте обратимся к образу Герасима. Расскажите, пожалуйста, как жил Герасим до того, как его по приказу барыни привезли в город.

                 (учащиеся отвечают, уточнить значение слов «тягловый мужик», «крепостной»).

    Учитель:  Очевидно, что Герасим сроднился с землёй и перенёс на неё свою любовь, столь же мощную, сколь и его сила. Деревня, родная земля - вот его дом, и другого герою не надобно.

    - А как жила барыня?

                    (учащиеся отвечают)

    Учитель:  Да, несмотря на многочисленное потомство, настоящей семьи, доброго и тёплого дома у этой женщины никогда не было.

    -Почему?

                     ( учащиеся отвечают, что она очень капризная и своенравная, избалованная и бессердечная, часто притворяется больной, несчастной, обиженной; характер вздорный, неуживчивый)

    - Как отнёсся  насильно разлучённый с землёй Герасим к городской жизни?

    -  Как повёл себя Герасим в чуждых для него условиях?

    -  Как относился Герасим к своим обязанностям?

    -  Как обустроился  Герасим?

    Физминутка.

    Учитель:  Однако герою не хватает именно дома и семьи. Он невольно ищет близкую себе душу, находя её в прачке Татьяне, которую с самого детства держали в чёрном теле, а ласки она никакой никогда не видела.

    -  Как Герасим заботился о Татьяне? Почему именно Татьяна привлекла внимание Герасима?  (Индивидуальное сообщение учащегося)

    -  Как менялось отношение Татьяны к Герасиму? (Индивидуальное сообщение учащегося)

    Учитель:  Казалось бы, ничему хорошему в жизни несчастного богатыря уже не быть, но оказывается, что судьба именно в день расставания с Татьяной посылает ему свой последний, щедрый и горький, как окажется впоследствии, подарок: маленького, щуплого щенка, которого чья-то злая рука бросила в реку. И вновь оттаивает сердце закаменевшего, казалось бы, в своём горе и одиночестве Герасима: герой обретает существо, остро нуждающееся в заботе и защите, существо, которое поистине стало смыслом его жизни.

    -  Что изменилось в жизни Герасима с появлением Муму?

        (учащиеся зачитывают отрывок из повести)

    -  Как изменилась Муму? ( учащиеся зачитывают)                                                                                                                                                                                                      

    Учитель:  Именно семья, Муму, которая стала для немого и дочерью, и другом, то есть  самым родным и близким существом на всём свете, дала Герасиму полное ощущение счастья и довольства своей судьбой. Однако этому счастью  недолго суждено было длиться: по приказу капризной и вздорной барыни собаку убирают со двора.

    -  Что же в это время происходит с Герасимом?

          (работа с текстом - эпизод «Поиски Герасимом Муму»)

    Учитель:  Их встреча – это настоящее счастье для обоих, когда самые близкие существа после трагического расставания вновь обретают друг друга.

    - Почему же  Герасим не смог уберечь Муму от гибели? Почему он был вынужден сам умертвить собаку?

     (Индивидуальное сообщение учеником о гибели Муму).

    Учитель:  Не в силах был крепостной пойти против  воли своей хозяйки, уже в третий раз лишающей его надежды на обретение дома, семьи и счастья. Однако если раньше глухонемой безропотно подчинялся барскому приказу, то теперь после гибели несчастной Муму, в душе этого степенного, сдержанного, основательного человека пробуждается протест.

        ( Учащиеся зачитывают эпизод, как Герасим собирает пожитки и уходит из усадьбы). (Ученик  готовит выразительное чтение шествия Герасима в деревню).

    Учитель:   Наверное, именно встреча с родной землёй-матушкой даёт Герасиму силы для дальнейшей жизни, хотя незаживающая рана в его душе останется до конца жизни: ведь ни женщины, ни собаки в избёнке немого богатыря нет и никогда уже не будет. Глубоко погребена мечта его о счастье семейном, о доме, о родной душе рядом.

               В жизни каждого человека семья играет важную роль. Давайте сейчас перенесёмся в атмосферу вашей семьи. Вы писали сочинения, делали рисунки, посвящённые этой теме.  Зачитайте ваши сочинения или отрывки, что для вас значат дом, семья, как сберечь тепло в родном доме, как сделать его по-настоящему тёплым, уютным, привлекательным?

    (Ученики зачитывают свои сочинения и показывают рисунки)

    В заключение я хочу поблагодарить вас за активное участие в уроке и ещё раз напомнить: заботясь о благополучии своего дома, мы тем самым заботимся и о себе, о своём будущем.

       Дом, как известно всем давно, -

       Это не стены, не окно,

       Это не стулья со столом;

       Это не дом.

       Дом – это то, куда готов

       Ты возвратиться вновь и вновь,

       Яростным, добрым, нежным, злым,

       Еле живым.

       Дом – это там, где вас поймут,

       Там, где надеются и ждут,

       Где ты забудешь о плохом,-

       Это твой дом.

                                 (Е. Куменко)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проблема счастья в повести Ивана Сергеевича Тургенева «Ася»

    Образ «тургеневской девушки»: скромность, обаяние, самоотверженность. Судьба русской девушки. Драма рассказчика, обреченного на одиночество. Задачи урока:1.     Познакомить уч...

    КТД: Театрализовано-познавательная система микромодульных игровых технологий(ролевая).9-10 классы.Литературно-музыкальная композиция "Лебединая песня Ивана Сергеевича Тургенева"( к юбилею со дня рождения)

    Литературно-музыкальная композиция"Лебединая песня  И.С.Тургенева"посвящена 195-летию со дня рождения русского писателя И.С.Тургенева.Его творчество принадлежит к лучшим страницам мировой литерат...

    Подготовка к домашнему сочинению по произведению Ивана Сергеевича Тургенева "Муму"

    В презентации представлен материал по структуре сочинения, дан план к сочинению по теме "Образ Герасима", ориетировочные вопросы, на слайды выведены  и предполагаемые ответы. Кроме того, данная п...

    Разработка открытого урока биологии в 8 классе и технологическая карта учащегося к уроку по теме: "Врожденные и приобретенные формы поведения"

    Разработка урока и технологическая карта учащегося к уроку биологии в 8 классе по теме " Врожденные и преобретенные формы поведения"...

    Технологическая карта урока геометрии в 8 классе в рамках муниципального фестиваля открытых уроков на тему "Площади фигур"

    Технологическая карта урока геометрии в 8 классе в рамках муниципального фестиваля  открытых уроков на тему "Площади фигур"...