Открытый урок литературы в 8 классе по произведению В.Г.Распутина «Уроки французского».
презентация урока для интерактивной доски по литературе (8 класс)

рулева ольга григорьевна

 

  • .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_dobroty_po_rasskazu_v.g.rasputina.docx182.97 КБ
PDF icon 2.uroki_frantsuzskogo_-_kopiya.pdf2.91 МБ

Предварительный просмотр:

           МКОУ «Тарумовская СОШ»

           

        Уроки доброты

по рассказу  В.Г.Распутина

«Уроки французского»

                       в 8В классеC:\Users\admin\Desktop\IMG-20190319-WA0011.jpg

Учитель русского языка и литературы Рулева О.Г.

 село Тарумовка Тарумовский район Республика Дагестан

Тема:    Уроки французского - уроки доброты (по рассказу   В.Г.Распу-тина «Уроки французского»)

Цели:    - показать проблему добра и зла в человеческих поступках;

-        развивать навыки анализа художественного произведения;

  • учить высказывать собственное мнение о нравственных пози-  ц               цияхцлитературных героев;
  • развивать творческое воображение и способности                   у               учащихся.

Задачи:

                1.Работа с текстом произведения.

                2.Характеристика  литературных героев.

3.Использование приемов ФГОС(“Ромашка Блума”,  “Оставьте за мной последнее слово”,” Суд над геро-ями”, “Синквейн”,” Хокку”, “Попс-формула'', «Какой я”  и др.)

Оборудование: 1.Творческие работы    учеников( рисунки, задания  по ф                                        по ФГОС ;

                           2. презентация;

                               3. музыкальное  оформление ;                                                                                                                   4.                                        4.видеофрагменты из фильма.

Форма проведения : урок –размышление                                                                              

                  

                                  ХОД   УРОКА.                                                                                         .                 I. Вступительное слово   учителя.

Сегодня у нас обычный урок. Мы будем анализировать текст, отвечать на вопросы, рассуждать, творить. У нас - мастерская. Мнение каждого ученика очень важно! Будем высказывать свою точку зрения, не нужно бояться ошибиться!

Древние мудрецы говорили: «Никогда не говори, не поду-мав!» Этого принципа мы будем придерживаться в своих ответах.

Урок состоит из целого ряда заданий, как коллективных, так и инди-видуальных. К концу урока мы должны стать лучше в мыслях, по-ступках, действиях. И если мы это осознаем, цель будет достигнута.

Обратите внимание на 3 слайд, это поможет вам определить тему урока.(Круги по воде)

-- Какие ключевые слова помогут вам составить представление о теме?

-Назовите слова, ассоциирующиеся с понятием доброта.

ДОБРОТА - бескорыстие, человечность, достоинство, совесть, любовь, милосердие, мудрость, благородство, великодушие, сострадание, жа-лость, широта души, сочувствие, переживание, участие, мягкосердечие, готовность прощать, понимание, душевная щедрость.

Учитель: Исходя из названия темы  и эпиграфов, подумайте ,в чем нам предстоит разобраться.

II.  Объявление темы и цели урока.(Слайды 4-6)

-Какова же цель урока?

-Какое слово в теме сегодняшнего урока, в названии рассказа привлекает наше внимание? (Опережающее задание.)

-Какие значения этого слова вы знаете? Вы дома выписали из словаря толкования этого слова и к каждому значению привели пример из текста.

- Какое значение вкладывает в это слово автор?

Пример какого еще значения мы можем встретить на страницах рассказа?

-Кто может процитировать о добре и прокомментировать.

-Учитель подводит итог сказанному. (Доброта. Именно это человеческое качество является основным у героев В.Г.Распутина).

III.Беседа.

-От какого лица ведется повествование?

-Как вы считаете, автор и герой в рассказе одно и тоже лицо?

-И все же их что-то разделяет.

  IVОсмысление.

        -Кого вы считаете главным героем? Может их несколько?

-Перед вами цитаты из текста. Определите, к кому они относятся.

Осмысление. (Слайд.7) Зачитаем цитаты, определим,   кому они относятся :

«Чтобы учиться дальше…мне пришлось снаряжаться в райцентр».

«Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска…».

«Не было в тот день…человека несчастнее меня».

«Мне нужен был рубль…на хлеб». 

«Я шёл туда как на пытку».                                                                         (Слайд 8)

-Кто играет немаловажную роль в судьбе мальчика?Слайд9)

«Она сидела передо мной  аккуратная  вся , умная и красивая, красивая в одежде, и в своей женской молодой поре. Глаза у неё косили и смотрели словно бы мимо, но мы к тому времени уже научились распознавать, куда они смотрят Лидии  Михайловне тогда было, наверное, лет двадцать пять или около того; я хорошо помню её правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными глазами, тугую, редко раскрывающуюся до конца улыбку и совсем чёрные, коротко остриженные волосы. Но при всём этом не было видно в её лице жестокости, а было какое-то осторожное, с хитринкой, недоумение, относящееся к ней самой и словно говорящее: интересно, как я здесь очутилась и что я здесь делаю?» 

Учитель

-Назовите в данном отрывке выражения, которые характеризуют Лидию Михайловну.(Слайд 10)

-Какие черты характера вы увидели? (Доброта, внешняя аккуратность, скромность, неприметность)

УЧИТЕЛЬ.

- Этот рассказ автобиографичен. Распутин посвятил его  своей учи-тельнице. В образе Лидии Михайловны автор выразил идеал учителя. Личность учителя лучше всего  раскрывается в отношении его к учени-кам.(слайд 11)

V.Беседа:(Слайд12)

-О чем говорит название рассказа?

-От чьего лица ведется повествование? Почему?

-О каком времени пишет автор?

-Как жилось в деревне?

-Когда и как началась у героя самостоятельная жизнь?

-Какой эпизод запечатлен на иллюстрации?

-Каким вы представляете мальчика?

-Какие испытания ожидали его?( 12 слайд)

VI.Работа с эпизодом(видеофрагмент- слайд13-14

Учитель

-Почему герой рассказа начал играть в «чику»?

-Как относятся к этой игре Вадик и рассказчик?

-Почему Вадик и Птаха избили его?

-Найдите слова, передающие его состояние в этот момент.

Слайд 13. Зачитаем отрывок стр.315. 317.(Слайд 15)

-Как герой относится к учительнице

-Почему Лидия Михайловна  выбрала для занятия именно его (слайд 16)-видеофрагмент.

VII.Беседа(Слайд 17)

--Как меняется интонация учительницы и настроение мальчика во время  разговора после уроков?

-Почему Лидия Михайловна заставила героя заниматься дополнительно?

-Какие чувства испытывает герой в квартире  учительницы?

- Какие черты характера проявляет герой?

(слайд18) Молодая учительница под предлогом занятий хочет ему по-мочь.(видеофрагмент)

(Слайд19)-видеофрагмент. Почему Лидия Михайловна решается на запрещенную игру?                        

(Слайд20)        ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС УРОКА                        - Поступок Лидии Михайловны -

 педагогическое преступление

 или ?..

   (Слайд 21) Обратимся  К словам А.Н.Толстого «Нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты сделал людям хоть каплю добра». Л.Н. Тол-стой

-Какова цель преподавания французского языка?

  Цели

  • правильное произношение;        
  • интерес к языку;
  • научить читать;
  • быть лучшим учеником;
  • получить «5» в четверти;
  • Чтобы были по всем предметам «5»

-Какова цель преподавания доброты?

 Цели

  • накормить мальчика;
  • чтобы не голодал;
  • чтобы не играл на деньги с

      мальчишками;

  • игра на деньги- нарушение                    

      правил; чтобы не стал  

      нарушителем.

  • чтобы его не били Птаха и

      другие мальчишки

  • забота о здоровье;

(Слайд 22-23) –Точка зрения Лидии Михайловны.

(слайд 24-25)  Зачитаем концовку рассказа:

«И больше я её никогда не видел. Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка. Когда я её открыл, достав опять топор из-под лестницы, - аккуратными, плотными рядами в ней лежали трубочки макарон. А внизу в толстой ватной обёртке я нашёл три красных яблока.Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они».

-Как вы думаете, символом чего являются яблоки в данном рассказе?

(Слайд26-27) VIII.        АФИШИРОВАНИЕ.

-        Мы с вами много трудились, но все-таки должны прийти к какому-то выводу.


Задание: - Давайте составим «КОДЕКС ДОБРОТЫ»

 

а) Словарная работа 

КОДЕКС / дэ/, - а, м.                                       1. Свод законов.

2. Совокупность правил, убеждений.

 

-        Как вы думаете, каким должен быть человек, чтобы вовремя прийти на помощь;

-сказать то, что нужно; сделать то, что необходимо в данный момент?

Кодекс доброты(Слайд 25)

ЧЕЛОВЕК   ДОЛЖЕН:

-быть внимательным;

-уметь понять и выслушать другого;

не обманывать окружающих;

-морально поддерживать других;

уступать другому;

-интересоваться делами

другого Человека;

-быть добрым и отзывчивым

человеком;

-не оставлять человека в беде;

-уметь прощать;

-уметь сочувствовать.

        Беседа по вопросам: ( слайд 28).  

  • -К какому типу людей можно отнести Лидию Михайловну?
  • -Как вы понимаете слова: «Служить другим своей профессией, делом своей жизни?»

    -Каждой ли профессией можно служить людям?

(Слайд 29) –Как вы понимаете слова писателя?

Почему, мы так же, как перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе,- нет, а за то, что сталось с нами после».

( слайд 30)Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, показала «другую жизнь» (в доме учительницы мальчику даже воздух казался пропитанным «лёгкими и незнакомыми запахами иной жизни»), где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе, избавлять от одиночества. Мальчик узнал «красные яблоки», о которых и не мечтал никогда. Теперь он  узнал о том, что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь. Это и есть истинные духовные ценности.

 -Какую роль играет послесловие?(слайд 28) а за то, чОбратимся к цели урока (Слайд 31). 

       XI. Развитие речи. Ответить письменно на вопрос Какие уроки преподала Лидия Михайловна мальчику и нам?(Cлайд32)

(Слайд33)  X. Домашняя работа. Написать сочинение-эссе  на тему  «Уроки… , которые  останутся в моей памяти».

  XII.Рефлексия (Слайд 34)

Сегодняшний урок был посвящен…

На уроке мы узнали персонажей…, их… поступки, …выводы

Нашей основной задачей было – …

Автор учит нас тому, что….

Сегодня на уроке я понял, что….

После сегодняшнего урока я обязательно сделаю…

Наш урок я бы назвал(а)…

XIII Вручение учителям цветов на фоне песни  об учителях (Слайд35-36).

то сталось с нами после».

родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе нет, а за то, что сталось с нами после».

ми, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе,


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Уроки мужества и доброты по произведению В.Г.Распутина «Уроки французского».

О главном герое и о том, какие уроки извлек он из жизненных событий детства, какие уроки извлекли мы....

Опорный конспект и презентация к уроку литературы в 6 классе по произведению В.Г. Распутина "Уроки французского"

Материал содержит основные моменты в рабочем конспекте для учеников (для самостоятельной работы) и презентацию по теме. Так же на уроке могут быть использованы видеофрагменты из отечественного фильма ...

Конспект урока литературы 5 класс по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"

Конспект урока литературы по теме "Л.Н. Толстой "Кавказский пленник"...

Урок литературы. 7 класс. Изучение произведений А. М. Горького.

Данный урок - второй из серии уроков по изучению повести М. Горького "Детство". Тема урока: Особенности построения произведения. Гуманизм Горького. Развитие понятия об идее произведения....

Конспект урока в 6 классе по произведению В.Г. Распутина "Уроки французского"

Конспект содержит анализ произведения, включает описание деятельности учителя и учащихся....

Открытый урок по литературе в 6 классе по произведению Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского»

Открытый урок по литературе в 6 классе по произведению Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского»...

план урока литературы 6 класс "Нравственные проблемы рассказа В.Распутина "Уроки французского"

план урока литературы 6 класс "Нравственные проблемы рассказа В.Распутина "Уроки французского"...