Волшебный мир сказки
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Бекетова Светлана Владимировна

Данный урок продолжает знакомство пятиклассников с волшебной сказкой, показать своеобразие сюжета, героев и событий волшебной сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnyy_mir_skazki.doc26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы

Бекетова Светлана Владимировна

МБОУ СОШ №20

станицы Новопокровской

муниципального образования Новопокровский район

Краснодарского края

Тема: «Волшебный мир сказки»

Цель: - Продолжить знакомство с волшебной сказкой, показать своеобразие

             сюжета, героев и событий волшебной сказки.

          - Развивать воображение и речь учащихся, умение мотивировать ответ.

          - Представить учащимся отражение в сказке народных идеалов.

Оборудование: текст сказки; иллюстрации к сказкам И. Билибина, В. Васнецова, выставка книг с русскими народными сказками создают атмосферу урока.

                                         Ход урока:

                                                      …Какая бы тень не набежала на вашу жизнь,-

                                                      посетит ли вас тревога о судьбе России,

                                                      придут ли вам «мысли черные» о вашей

                                                      личной судьбе, или просто жизнь покажется

                                                      «несносной раной», - вспомните о русской

                                                      сказке и прислушайтесь к её тихому,

                                                      древнему, мудрому голосу…

                                                                         Ильин А.И. «Одинокий художник»

                                                       

1.  Слово учителя.

     Давайте и мы прислушаемся к голосу сказки. Готовясь к этому уроку, мы договорились, что вы вспомните свои любимые сказки и подготовите небольшой рассказ, начинающийся словами: «Когда  я произношу слово сказка, передо мной возникают…»

2. Рассказы учащихся.

3. Благодаря вашим рассказам мы заглянули во многие сказки и увидели, что сказки учат…

   (жить в мире «Теремок», не хвастаться «Колобок», ценить даже самую малую силу «Репка» и т.д.)

- Значит, не зря сказки называют мудрыми? Вот и теперь мы отправляемся в мудрые сказочные края…

4. Работа с текстом сказки.

- Дома вы прочитали сказку «Царевна-лягушка». Сколько времени вы читали сказку? (не более получаса)

- А сколько, по вашему мнению, длится действие сказки?

  (год, а может, и больше, ведь мы не знаем, сколько времени Иван-царевич ищет Василису Премудрую, пока износил три пары железных сапог и изгрыз три железных хлеба)

- Читали вы сказку дома, а где побывали, куда вас сказка привела?

 (в некотором царстве, в некотором государстве, на болоте, за тридевять земель, за тридевять морей, в темных лесах, топких болотах, зеленых лугах)

- Да, у сказки свои законы времени пространства. Она обирает только самые важные события в жизни героя. Благодаря этому она способна преодолевать любые расстояния, подниматься в поднебесную высоту и опускаться в подземное царство.

- С какого события начинается сказка?

- Что важно в этом эпизоде?

   (важно, что сыновья послушно выполняют волю отца, мотив семьи)

- Мог ли Иван-царевич солгать, сказать, что стрелу в болоте не нашел, скрыть, что лягушку видел?

(в споре выясняем, что не мог: обманывать он не мог, не стал бы героем сказки, Василиса Премудрая не выбрала бы плохого молодца)

- Через какие испытания проходят жены сыновей царя? Как проявляет себя Василиса премудрая?

 (хоть и волшебница, а рукодельничать умеет по-настоящему, зачитываем отрывок из сказки)

- Итак, лягушка обернулась царевной. А что чувствует Иван-царевич? Почему он кинулся домой и сжег кожу лягушки? Хорошо ли он поступил?

(он влюбился в Василису Премудрую, не хотел, чтобы она опять в лягушку превратилась)

- Знал бы он, что три дня осталось, поступил бы он так?

  (нет, но теперь его жалко, ему придется искать свою любимую за тридевять земель, за тридевять морей)

- Почему Ивана-царевича в сказке подвергают таким испытаниям?

  (в семье все решения надо принимать сообща, посоветовавшись, послушав другую сторону)

- Кто приходит к Ивану-царевичу на помощь?

  (старик, Баба-Яга, звери)

- Доброта Ивана-царевича не дала погубить медведя, селезня, зайца и щуку. Как это ему помогло?

- Да, тут вступает в силу главный закон и сказки, и нашей с вами жизни: всякое, даже малое добро возвращается к нам добром.

- Заслужил Иван-царевич свое счастье? После таких испытаний могли они жить с Василисой Прекрасной не иначе как «дружно, в любви и согласии»?

Вот почему мы радуемся вместе с героями, дочитав сказку до конца.

5. Продолжи сказку.

  • А теперь давайте посмотрим, справитесь ли вы с созданием сказки. Я прочитаю вам сказку Юрия Куранова «Царевна», но не до конца, а вот чем она закончится – это уже ваше воображение подскажет.

Ю. Куранов

«Царевна».

        Во дворе выкопали колодец. Возле колодца поселилась лягушка. Она целыми днями сидела в тени колодезного сруба, а когда кто-нибудь приходил, прыгала в сторону под старое ведро.

        Однажды Митек направился к колодцу за водой и заметил, что кто-то прыгнул к ведру. Митек сначала испугался, но потом взял кирпич и стал подкрадываться к ведру. Он подкрался, опрокинул ведро ногой и увидел на земле лягушку. Бежать лягушке было некуда, она припала к земле и, не мигая, уставилась на Митька большими печальными глазами.

        Митек опустил руку с кирпичом. Ему вдруг вспомнилась одна сказка. В сказке говорилось о том, как Иван-царевич спас молодую царевну, которую злой Кащей превратил в лягушку. Митек потоптался на месте и сказал:

- Не бойся.

Постоял немного и спросил:

- Ты царевна?

        Лягушка все так же смотрела на него черными круглыми глазами и быстро задвигала белесоватым мешочком ниже подбородка, словно силилась что-то сказать.

- А ты когда расколдуешься?

Лягушка опять задвигала белесоватым мешочком.

- Ладно, молчи,- сказал Митек.- Вот я подрасту, тогда мне все и расскажешь. А сейчас живи пока у колодца или вон под крыльцом.

        Митек бросил кирпич, накачал из колодца воды, обернулся, чтобы идти домой, и замер. На том самом месте, где сидела лягушка, стояла перед ним девочка. Она была чуть пониже Митька, беленькая, остроносая, в коротеньком красном платье и с ведерком в руке. Митек быстро оглядел вокруг девочки землю, лягушки не было.

- Ты что, уже расколдовалась? – спросил Митек.

- Когда? – удивилась девочка.

- Когда? Сейчас.

- Нет, я только переоделась с дороги.

- Ничего себе переоделась, - протянул Митек. – Чего же нам теперь делать?

- Не знаю, что ты будешь делать…А мне воды надо набрать.

Митек наполнил девочке ведро и помог донести до дома.

- А какая ты царевна? – по дороге спросил он.

- Не знаю, - ответила она.

Расставшись с девочкой, Митек вернулся к колодцу. Лягушки нигде не было…

(Сказка обрывается на словах «стояла перед ним девочка» и дети предлагают свои варианты окончания)

Вывод: зерна сказки прорастают в доброй детской фантазии, будь она реалистична или романтична.

6. Домашнее задание: сочините сказку на тему осени.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку ИЗО в 7 классе по теме: "Волшебный мир сказки"

Урок  ИЗО  в  7  классе   по  программе  Б.М. Неменского  в разделе  "Великие  темы  жизни" отведен  на  изучение  сказочно-былинн...

Презентация к уроку "А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Явная и неявная фантастика в волшебной литературной сказке".

Презентация к уроку "А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Явная и неявная фантастика в волшебной литературной сказке"....

Волшебный мир сказки

Разработка урока для 7 класса...

"Иван - крестьянский сын и чудо-юдо". Волшебная богатырская сказка героического содержания

Урок формирует умения осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст, выявлять в сказке характерные художэественные приемы. Указаны формируемые УУД...

Интеллектуально-познавательная викторина для 5 класса "Волшебный мир сказки"

Конспект внеклассного мероприятия по литературе содержит разноплановые задания интеллектуального, развлекательного, творческого характера....