Технология развития критического мышления как средство формирования УУД на уроках литературы
учебно-методический материал по литературе на тему

В работе приведены некоторые приемы ТРКМ и методика их использования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_v_pechat.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

     Технология развития критического мышления

как средство формирования универсальных учебных действий.

         Данная технология разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

              При этом важно сформировать у учащихся комплекс универсальных умений, включающих:

  • нахождение требующейся информации в различных источниках;
  • критическое осмысление информации, интерпретация ее, понимание сути, адресной направленности, цели информирования;
  • систематизация информации по заданным признакам;
  • перевод визуальной информации в вербальную знаковую систему и обратно;
  • видоизменение объема, формы, знаковой системы информации;
  • нахождение ошибки в информации, восприятие альтернативных точек зрения и высказывание обоснованных аргументов;
  • устанавление ассоциативных и практически целесообразных связей между информационными сообщениями;
  • умение длительное время (четверть, учебное полугодие, учебный год или другой отрезок времени) собирать и систематизировать тематическую информацию;
  • умение вычленять главное в информационном сообщении, отчленять его от «белого шума» и т.д.

    Исследователи считают, что критическое мышление — отправная точка для развития творческого мышления.

      Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д.Клустер):

  1. это мышление самостоятельное
  1. это мышление обобщенное
  2. это мышление проблемное и оценочное
  1. это мышление аргументированное
  2. критическое мышление есть мышление социальное

       Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать продуманные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

      Формы и средства развития КМ:

 - сбор данных;

 - анализ текстов;

 - сопоставление альтернативных точек зрения;

 - коллективное обсуждение;

 - разные виды парной и групповой работы;

 - дебаты;

 - дискуссии;

 - публикации письменных работ учащихся;

    Роль учителя в ТРКМ:

  - направляет усилия учеников в определенное русло;

  - сталкивает различные суждения;

  - создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений;

  - дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы;

  - подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих;

    Данная технология позволяет решить проблему формирования УУД средствами предмета.

      Познавательные УУД:

- Самостоятельное формулирование познавательной цели;

- Поиск и выделение необходимой информации;

- Структурирование знаний;

- Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- Рефлексия;

- Смысловое чтение;

- Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

       Регулятивные УУД:

- Целеполагание;

- Планирование;

- Прогнозирование;

- Контроль;

- Коррекция;

- Оценка;

- Саморегуляция.

     Личностные УУД:

- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

-  смыслообразование;

-  нравственно-этическая ориентация.

      Коммуникативные УУД:

- Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- Постановка вопросов;

- Разрешение конфликтов;

- Управление поведением партнера;

- Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

      Основными приемами ТРКМ являются:

  1. Таблица «тонких» и «толстых» вопросов.

«Тонкий» вопрос предполагает возможность ответить однозначно, «толстый» требует развернутого ответа. Но тот и другой вопросы помогают формировать познавательные УУД (поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме), регулятивные УУД (контроль, коррекция, оценка) и т.д.

  1. Кластер. Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.

Данный прием позволяет каждому учащемуся выйти на собственное целеполагание, выделить значимые именно для него понятия.  Прием «Кластер» позволяет не только активизировать лексические единицы в речи учащихся и ввести новые, но и объединить их в связное высказывание. Таким образом происходит формирование коммуникативных УУД - умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, познавательных УУД - самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера и т.д.

  1. «Дерево предсказаний» Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа или повествования. Правила работы с данным приемом таковы: возможные предположения учащихся моделируют дальнейший финал данного рассказа или повествования. Ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" ( количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.  «Дерево предсказаний» целесообразно использовать с целью анализа какой – либо проблемы, обсуждения текста, прогнозирования событий.
  2.  Бортовые журналы

           Прием «Бортовой журнал» - это способ визуализации материала. Он может стать ведущим приемом на смысловой стадии. Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы:

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал из текста?

 

  1. Двухчастный дневник

Интересным приемом является"Двухчастный дневник". Этот прием дает возможность читателю увязать содержание текста со своим личным опытом. Двойные дневники могут использоваться при чтении текста на уроке, но особенно продуктивна работа с этим приемом, когда учащиеся получают задание прочитать текст большого объема дома. (коммуникативные УУД: постановка вопросов, познавательные УУД: самостоятельное формулирование познавательной цели)

  1. Сюжетные таблицы, а также чтение (просмотр, прослушивание) с остановками.

 Этот прием эффективен при работе над чтением текста проблемного содержания, а также при работе с аудиальными и визуальными пособиями. Прием «Чтение с остановками» помогает прорабатывать материал детально. Кроме того, учащиеся имеют возможность пофантазировать, оценить факт или событие критически, высказать свое мнение. Здесь происходит обучение как критическому мышлению, так сказать рефлексивному, на стадии осмысления материала, так и творческому, на стадии прогнозирования событий. Все имеющиеся лексико – грамматические навыки востребованы, поскольку от учащихся требуется связное монологическое высказывание.

  1. Перепутанные логические цепочки

1.Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные.

2. Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки.

3. Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют.

  1. Синквейн. Происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

         Синквейн, составленный при изучении «Тараса Бульбы» Н.В.Гоголя:

Тарас Бульба

храбрый, мужественный

живет, освобождает, борется

не жалеет жизни за родину

казак

         Работа позволяет формировать познавательные УУД(структурирование знаний), личностные УУД (формирование нравственно-этической составляющей).

     Данная технология позволяет средствами предмета формировать критическое мышление учащихся как особый вид деятельности, позволяющий человеку вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии развития критического мышления, как средства формирования мыслительной деятельности обучающихся на уроках географии

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартны...

Итоговая работа на тему: «Технология развития критического мышления как средство формирования коммуникативных способностей на уроках английского языка»

Министерство образования  и науки Самарской областиГосударственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального  образования (повышения квалификации) специалистовС...

Технология развития критического мышления как средство формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках географии (педагогический проект)

Идея опыта заключается в создании на уроках географии условий, способствующих развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные р...

Методы и приемы технологии развития критического мышления как средство формирования метапредметных компетенций на уроках истории.

В свете современных условий главным показателем эффективности деятельности учителя является прежде всего успешность и конкурентноспособность его учеников. В данном пособии сделана попытка  направ...

Технология развития критического мышления как средство формирования универсальных учебных действий на уроках математики

Статья содержит теоретические основы технолгии развития критического мышления. Показаны приемы ТРКМ, используемые учителем  как средство формирования УУД на уроках математики....

Методы и приемы технологии развития критического мышления как средство формирования метапредметных компетенций на уроках истории и обществознания

В свете современных условий главным показателем эффективности деятельности учителя является прежде всего успешность и конкурентоспособность его учеников. В данном пособии сделана попытка  направи...

Технология развития критического мышления как средство формирования УУД на уроках истории в 5 классе

Технология развития критического мышления формирует познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД....