Рабочая программа учебного курса "Литература" в 7 классе
рабочая программа по литературе (7 класс) по теме

Чиранова Татьяна Сергеевна

Рабочая программа учебного курса "Литература" в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2013_literatura_7_kl._chts.doc432.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры гуманитарных дисциплин. Протокол №1 от 30.08.2013

Руководитель кафедры

________________ Т. Н. Разумова

30 августа 2013 г.

Утверждаю

Директор МОУ «Большеелховская СОШ» Лямбирского муниципального района  Республики Мордовия

__________________ А. М. Афроськин

Приказ № 36/4-Д от 31.08.2013

Рабочая программа

учебного курса «Литература» в 7 классе

Составитель:

учитель русского языка и литературы

Чиранова Т.С.

2013 г.


Пояснительная записка

  1. Цель изучения:
  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе решения следующих задач:

- развитие способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения;

- совершенствование умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя;

- постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.

  1. Общая характеристика учебного предмета

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в школе содействует  формированию духовно богатой, разносторонне развитой, гармоничной личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей – необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относятся:

- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа,

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов,

- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера,

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно),

- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в т.ч. от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута),

- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями,

- владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров),

- определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды,

- осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Главным при изучении предмета остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании литературы.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».

Курс литературы в 7 классе общеобразовательной школы рассчитан на 68 учебных часов (2 часа в неделю).

Настоящая рабочая программа составлена на основе Авторской программы по литературе под редакцией В.Я.Коровиной, допущенной Министерством образования и науки РФ, содержание которой согласовано с содержанием Примерной программы по литературе для 5-9 классов и ориентирована на учебник литературы под редакцией В.Я. Коровиной. В рабочей программе выделено необходимое количество часов на развитие речи, в том числе и на написание классных сочинений.

  1. Место учебного предмета в учебном плане

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 7 классе в объеме 68 часов.

  1. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Изучение литературы в школе позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность; освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики; научиться анализировать и оценивать литературные произведения; получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей; развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Связь литературы с русским языком очевидна, т.к. освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература взаимодействует также с другими дисциплинами: музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой, историей, обществознанием, географией, биологией и даже с математикой.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.

  1. Результаты освоения курса:

Личностные результаты:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты:
1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Тематическое планирование по дисциплине «Литература» 7 класс

№ п/п

Наименование

разделов и тем

Максималь- ная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теорети-ческое обучение, ч.

Развитие речи,

ч.

Контроль-ная работа, ч.

Внеклассное чтение, ч.

1

Введение

1

1

2

Устное народное творчество

4

3

1

3

Из древнерусской литературы

3

2

1

4

Русская литература XVIII века

2

2

5

Русская литература XIX века

30

20

5

2

3

6

Русская литература XX века

21

11

1

1

8

7

Из литературы народов России

1

1

8

Из зарубежной литературы

5

4

1

9

Подведение итогов

1

1

Итого

68

45

7

3

13


Содержание дисциплины (68 ч.)

ВВЕДЕНИЕ (1 ч.)

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы, взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (4 ч.)

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».

Былины. «Вольта и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.) Для внеклассного чтения.

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)

«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.

Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).

Учащиеся должны знать:

  • особенности предания как фольклорного прозаического жанра;
  • своеобразие былин как героических песен эпического характера;
  • понятие эпос, эпические произведения;
  • роль сюжета и композиции былин в общем замысле;
  • сказочные элементы в былине, особенности новгородского цикла былин;
  • своеобразие мифологического эпоса;
  • определение пословиц и поговорок, особенности жанра.

Учащиеся должны уметь:

  • находить художественные приемы, используемые в преданиях;
  • воспринимать и анализировать поэтику преданий;
  • определять основную мысль, пересказывать текст преданий;
  • находить художественные приемы, используемые в былине;
  • воспринимать и анализировать поэтику былин;
  • определять основную мысль, пересказывать текст былин;
  • выразительно читать фрагменты былин и преданий;
  • характеризовать героя былины как воплощение национального характера;
  • давать развернутый ответ о героях, чертах характера;
  • пересказывать былины и предания.
  • охарактеризовать мифологический эпос;
  • различать пословицы и поговорки;
  • использовать пословицы и поговорки в устных и письменных высказываниях.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (3 ч.)

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.

Теория литературы. Поучение (начальные представления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

Учащиеся должны знать:

  • определение поучения как жанра древнерусской литературы, его особенности;
  • понятие повести как жанра древнерусской литературы, ее специфика;
  • определение летописи как жанра древнерусской литературы, ее своеобразие;
  • время появления ПВЛ, характерные черты ПВЛ как наиболее раннего из дошедших до нас летописных сводов;
  • древнерусский текст в современном переводе;
  • особенности характера героя древнерусской литературы.

Учащиеся должны уметь:

  • определять жанр поучения, выявлять его специфику;
  • находить художественные приемы, используемые в повести;
  • охарактеризовать героев повести, используя текст;
  • определять основную мысль, пересказывать текст поучения, повести;
  • воспринимать и анализировать поэтику ПВЛ;
  • различать поучения, повести, летописи;
  • выразительно читать фрагменты произведений древнерусской литературы;
  • характеризовать героя древнерусской литературы;
  • выявлять характерные для произведений древнерусской литературы темы, образы и приемы изображения человека.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2 ч.)

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.

«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

Теория литературы. Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

Учащиеся должны знать:

  • факты жизни и творчества Ломоносова, его роль в развитии литературы;
  • определение оды, своеобразие произведений, теорию «3 штилей;
  • факты жизни и творчества Державина, его роль в развитии литературы;
  • определение поэтической речи, метафорических сравнений, аллегории;
  • текст литературного произведения;
  • особенности характера героя русской литературы XVIII века;
  • темы, образы и приемы изображения человека.

Учащиеся должны уметь:

  • воспринимать текст литературного произведения;
  • выразительно читать фрагменты произведений русской литературы XVIII в.;
  • характеризовать героя русской литературы XVIII в.;
  • выявлять характерные для произведений русской литературы XVIII в. темы, образы и приемы изображения человека;
  • соотносить содержание произведений русской литературы XVIII в. с особенностями русского Просвещения и классицизма;
  • находить в тексте незнакомые слова и определять их значение;
  • формулировать вопросы по тексту произведения;
  • давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения;
  • производить анализ стихотворений, определять художественные особенности;
  • подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве Ломоносова, Державина.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (30 ч.)

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.

«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

Теория литературы. Повесть (развитие представлений).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».

Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с .красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.

Особенности изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).

Литературный герой (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Теория литературы. Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте.

Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Ми-хайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

Смех сквозь слезы, или «Уроки Щедрина»

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».

«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.

Теория литературы. Гротеск (начальные представления).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Матап» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.

«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова»

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Гово-

рящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

«Край ты мой, родимый край!»

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Учащиеся должны знать:

  • текст литературного произведения;
  • особенности характера героя русской литературы XIX века;
  • темы, образы и приемы изображения человека;
  • определение баллады, ее жанровые особенности;
  • историческую основу стихотворений;
  • содержание понятий повесть,  образ, лаконизм, выразительность; фольклоризм литературы, стихотворения в прозе, поэма, трехсложные размеры стиха, гротеск, автобиографическое художественное произведение, герой-повествователь, сатира, юмор,  деталь произведения, пейзаж.

Учащиеся должны уметь:

  • воспринимать текст литературного произведения;
  • выразительно читать фрагменты произведений русской литературы XIX в.;
  • выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы XIX в.;
  • характеризовать героя русской литературы XIX в.;
  • выявлять характерные для произведений русской литературы XIX в. темы, образы и приемы изображения человека;
  • соотносить содержание произведений русской литературы XIX в. с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека;
  • находить в тексте незнакомые слова и определять их значение;
  • формулировать вопросы по тексту произведения;
  • давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования;
  • характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание;
  • давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм);
  • выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении;
  • составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения;
  • подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме;
  • подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета;
  • сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений;
  • делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя;
  • писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта;
  • находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ;
  • конспектировать литературно-критическую статью;
  • писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения или на их театральные или кинематографические версии;
  • давать оценку действиям героев;
  •  защищать подготовленное сообщение;
  • воспринимать и анализировать поэтический текст, выражать свое отношение к прочитанному;
  • выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев;
  • выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, редактировать написанное;
  • владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению;
  • определять жанровое своеобразие.
  • подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыкова-Щедрина, А.К.Толстого, А.П.Чехова, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, Л.Н.Толстого, И.А. Бунина, В.А Жуковского.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (21 ч.)

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

На дорогах войны

Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции.

Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

«Тихая моя Родина»

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.

«Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).

Дмитрий   Сергеевич  Лихачев.   «Земля родная»

(главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко

М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Песни на слова русских поэтов XX века

А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

Учащиеся должны знать:

  • текст литературного произведения;
  • особенности характера героя русской литературы XX века;
  • темы, образы и приемы изображения человека;
  • содержание понятий тема, идея произведения, портрет героя, публицистика, интервью, литературные традиции, лирический герой, ритм, рифма, тоническое стихосложение, мемуары.

Учащиеся должны уметь:

  • воспринимать текст литературного произведения;
  • выразительно читать фрагменты произведений русской литературы XX века;
  • выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы XX века;
  • характеризовать героя русской литературы XX века;
  • выявлять характерные для произведений русской литературы XX века темы, образы и приемы изображения человека;
  • соотносить содержание произведений русской литературы XX века с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека;
  • находить в тексте незнакомые слова и определять их значение;
  • формулировать вопросы по тексту произведения;
  • давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования;
  • характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание;
  • давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм);
  • выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении;
  • составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения;
  • подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме;
  • подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета;
  • сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений;
  • делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя;
  • писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта;
  • находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ;
  • конспектировать литературно-критическую статью;
  • писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения либо на их театральные или кинематографические версии;
  • подобрать и обобщить дополнительный материал о биографии и творчестве М.Горького, А.А.Блока, С.А.Есенина, А.Т.Твардовского, А.П.Платонова, В.В Маяковского, Л.Н. Андреева, Б.Л. Пастернака, А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова, Ф.А. Абрамова, Е.И. Носова, Ю.П. Казакова, В. Брюсова, Ф. Сологуба, Н. Заболоцкого, Н. Рубцова, Д.С. Лихачева,   М. Зощенко, А. Вертинского, И. Гоффа, Б. Окуджавы.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ (1 ч.)

Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.

«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».

Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.

Учащиеся должны знать:

  • текст литературного произведения;
  • особенности характера героя литературы народов России;
  • темы, образы и приемы изображения человека;

Учащиеся должны уметь:

  • воспринимать текст литературного произведения;
  • выразительно читать фрагменты литературы народов России;
  • характеризовать героя литературы народов России;
  • выявлять характерные для произведений литературы народов России темы, образы и приемы изображения человека;
  • соотносить содержание произведений литературы народов России с принципами изображения жизни и человека, характерными для определенной литературной эпохи, направления.
  • находить в тексте незнакомые слова и определять их значение;
  • формулировать вопросы по тексту произведения;
  • давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования;
  • подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета;
  • писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта;
  • находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ;
  • подобрать и обобщить дополнительный материал о биографии и творчестве Р. Гамзатова.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5 ч.)

Роберт Берне. Особенности творчества.

«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».

Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.

Учащиеся должны знать:

  • текст литературного произведения;
  • особенности характера героя зарубежной литературы;
  • темы, образы и приемы изображения человека.

Учащиеся должны уметь:

  • воспринимать текст литературного произведения;
  • выразительно читать фрагменты произведении зарубежной литературы;
  • выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений зарубежной литературы;
  • характеризовать героя зарубежной литературы;
  • выявлять характерные для произведений зарубежной литературы темы, образы и приемы изображения человека;
  • соотносить содержание произведений зарубежной литературы с принципами изображения жизни и человека, характерными для определенной литературной эпохи, направления;
  • находить в тексте незнакомые слова и определять их значение;
  • формулировать вопросы по тексту произведения;
  • давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования;
  • характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание;
  • давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм);
  • выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении;
  • составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения;
  • подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме;
  • подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета;
  • сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений;
  • делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя;
  • писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта;
  • находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ;
  • конспектировать литературно-критическую статью;
  • писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения либо на их театральные или кинематографические версии;
  • сопоставлять оригинальные тексты произведений зарубежной литературы (фрагменты, заглавия, имена главных действующих лиц) и варианты их переводов на русский язык.

Подведение итогов (1 ч.)


Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Вид

занятия

Кол-во

часов

Виды

самостоятельной

работы

Дата

План

Факт.

1

Введение

1

1.1

Введение. «Читайте не торопясь…». Грамотный, талантливый читатель как одна из важнейших проблем литературы

Беседа

1

Тест, вопросы и задания (с. 5-6)

2

Устное народное творчество

4

2.1

Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях

Рассказ учителя, беседа

1

Чтение преданий, вопросы к ним (с. 10), вопросы 1-2 (с. 10)

2.2

Понятие о былине. Собирание былин. «Вольга и Микула Селянинович». Прославление мирного труда

Рассказ учителя, беседа

1

Составление тезисного плана статьи, характеристика героев

2.3

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Новгородский цикл былин. «Садко». «Калевала» — карело-финский мифологический эпос

Внеклассное чтение

1

Характеристика героев, вопросы и задания 1-4

2.4

Пословицы и поговорки. Собиратели пословиц.

Рассказ учителя, беседа

1

Конкурс на знание пословиц и поговорок, вопросы и задания 1—2

3

Из древнерусской литературы

3

3.1

Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха. Русские летописи. «Повесть временных лет» (отрывок «О пользе книг»).

Рассказ учителя, беседа

1

Выразительное чтение, вопросы и задания 1-3 (с. 52), 1-2 (с. 54)

3.2

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Прославление любви и верности

Рассказ учителя, беседа

1

Вопросы (с. 63), выразительное чтение

3.3

Подготовка к письменной работе на одну из тем.

Развитие речи

1

Сочинение-рассуждение

4

Русская литература XVIII века

2

4.1

М.В.Ломоносов. Слово о поэте и ученом. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны1747 года». Олимпийский урок

Рассказ учителя. Практикум.

1

Вопросы и задания 1—2 (с. 66), 1-3 (с. 67). 1-2 (с. 67-68, рубрика «Обогащайте свою речь»)

4.2

Г. Р. Державин. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества

Рассказ учителя, беседа

1

Элементы анализа стихотворений, выразительное чтение

5

Русская литература XIX века

30

5.1

А. С. П у ш к и н. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава» (отрывок).

Рассказ учителя, беседа

1

Вопросы к статье об А.С. Пушкине (с. 74)

№ п/п

Наименование разделов и тем

Вид

занятия

Кол-во

часов

Виды

самостоятельной

работы

Дата

План

Факт.

5.2

А. С. Пушкин. «Медный всадник». Выражение чувства любви к Родине. Образ автора в отрывке из поэмы

Рассказ учителя, беседа

1

Выразительное чтение, вопросы и задания (с. 79-80)

5.3

А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник. Развитие понятия о балладе.

Беседа. Практикум

1

Выразительное чтение, вопросы и задания (с. 86-87)

5.4

А. С. Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях А. С. Пушкина»

Развитие речи

1

Составление плана, подбор материалов

5.5

А. С. Пушкин. «Станционный смотритель» — произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека», его положения в обществе.

Беседа

1

Описание иллюстраций, вопросы и задания 1—4 (с. 112-113)

5.6

Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести

Практикум

1

Комментированное чтение и анализ эпизодов повести

5.7

М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Рассказ учителя, беседа

1

Элементы анализа текста, вопросы и задания 1—2 (с. 135)

5.8

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Фольклорные начала, особенности сюжета и художественной формы поэмы.

Беседа. Практикум

1

Выразительное чтение, характеристика героев

5.9

М. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...». Проблема гармонии человека и природы. Обучение анализу одного стихотворения. «Молитва», «Ангел».

Практикум

1

Задание рубрики «Литература, живопись, скульптура» (с. 140)

5.10

Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова (ответы на контрольные вопросы, тестирование)

Урок контроля

1

Тест

5.11

Н. В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев.

Рассказ учителя, беседа

1

Сообщения, вопросы к статье о Н.В. Гоголе (с. 144)

5.12

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя

Обучение устному рассказу

1

Сравнительная характеристика Остапа и Андрия, художественный пересказ

5.13

Подготовка к сочинению по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

Развитие речи

1

Составление плана сочинения, подбор материалов

5.14

И. С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника». «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных.

Рассказ учителя, беседа

1

Сообщения, выразительное чтение, характеристика героев, вопросы и задания 1-2, 4, 6 (с. 223)

5.15

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык». «Близнецы». «Два богача». Анализ стихотворения в прозе Тургенева «Русский язык».

Развитие речи

1

Элементы анализа текста, вопросы и задания 1—3 (с. 225)

№ п/п

Наименование разделов и тем

Вид

занятия

Кол-во

часов

Виды

самостоятельной

работы

Дата

План

Факт.

5.16

Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Обучение выразительному чтению.

Рассказ учителя, беседа

1

Анализ эпизода, вопросы и задания 1—3 (с. 244-245)

5.17

Н. А. Некрасов. « Размышления у парадного подъезда» и другие стихи о судьбе народа. Образ Родины.

Внеклассное чтение

1

Выразительное чтение, вопросы и задания (с. 250)

5.18

А. К. Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и самовластья

Внеклассное чтение

1

Характеристика героев, вопросы 1-8 {с. 260)

5.19

М. Ё. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Рассказ учителя, беседа

1

Сравнительная характеристика героев, вопросы и задания 1-3 (с. 263), 1-4 (с. 273-274), 1-3 (с. 274, рубрика «Обогащайте свою речь»)

5.20

М. Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Понятие о гротеске. Подготовка к домашнему сочинению «Средства создания комического в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина»

Развитие речи

1

Выразительное чтение, характеристика героев, вопросы (с. 276)

5.21

Литературный ринг «Проблемы и герои произведений Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина»

Урок контроля

1

Викторина

5.22

Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых

Рассказ учителя, беседа

1

Сообщения, вопрос и задание к статье о Л.Н. Толстом (с. 278)

5.23

Главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир

Беседа. Обучение устному рассказу

1

Характеристика героя, вопросы и задания 4—5, 7 (с. 294-295), 1 (с. 296, рубрика «Обогащайте свою речь»)

5.24

А. П. Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков.

Рассказ учителя, беседа

1

Сообщения, выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания 1— 2 (с. 301), 1-2 (с. 304-305)

5.25

Средства создания комического в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон». Развитие понятий о юморе и сатире

Практикум

1

Пересказ, вопросы и задание (с. 304), вопрос 3(с. 305)

5.26

Два лица России в рассказе А. П. Чехова «Злоумышленник»

Беседа

1

Комплексный анализ текста

5.27

Смех и слезы в рассказах А. П. Чехова «Тоска», «Размазня» и др.

Внеклассное чтение

1

Выразительное чтение по ролям, характеристика героев, анализ текста.

5.28

Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. В.А. Жуковский. «Приход весны». А.К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». И.А. Бунин. «Родина». Подготовка к домашнему сочинению по русской поэзии XIX века

Практикум

1

Выразительное чтение наизусть, анализ текста, вопросы и задания 1—2 (с. 313), 1,3 (с. 316)

№ п/п

Наименование разделов и тем

Вид

занятия

Кол-во

часов

Виды

самостоятельной

работы

Дата

План

Факт.

5.29

И. А. Бунин. Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и

взрослых. Авторское решение этой проблемы

Рассказ учителя, беседа

1

Выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания  1-3 (с. 18, рубрика «Развивайте дар слова»)

5.30

И. А. Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа. Подготовка к сочинению «Золотая пора детства» в произведениях Л.Н.Толстого и И.А.Бунина»

Развитие речи

1

Выразительное чтение, анализ текста, характеристика героя

6

Русская литература XX века

21

6.1

М.Горький. Слово о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин.

Рассказ учителя, беседа

1

Сообщения, вопрос и задание к воспоминаниям и высказываниям о М. Горьком (с. 22).

6.2

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Понятие о теме и идее произведения

Беседа

1

 Аналитический пересказ, элементы анализа текста, составление плана характеристики героя

6.3

Обучение анализу эпизода из повести М. Горького «Детство». Портрет как средство характеристики героя

Практикум

1

Аналитический пересказ, характеристика героев, анализ текста

6.4

«Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды

Внеклассное чтение

1

Вопросы и задания 1—3 (с. 87-88), 4-5 (с. 88, рубрика «Обогащайте свою речь»)

6.5

Л. Н.Андреев. Слово о писателе. «Кусака». Гуманистический пафос произведения

Рассказ учителя, беседа

1

Аналитический пересказ, характеристика героев

6.6

В.В.Маяковский. Слово о поэте. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Юмор автора. Своеобразие художественной формы стихотворения.

Рассказ учителя, беседа

1

Сообщения, выразительное чтение, анализ текста.

6.7

В. В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Понятие о лирическом герое.

Внеклассное чтение

1

Анализ текста,

 вопросы и задания 1—3 (с. 111 — 112), 1 (с. 112, рубрика «Обогащайте свою речь»)

6.8

А. П. Платонов. Слово о писателе. «Юшка». Внешняя и внутренняя красота человека.

Рассказ учителя, беседа

1

Выразительное чтение, элементы анализа текста, вопросы 1—2 (с. 115), 1,3 (с. 123)

6.9

А. П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности. Своеобразие языка прозы А. П. Платонова

Внеклассное чтение

1

Вопросы и задания (с. 137-138), выразительное чтение

6.10

Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по произведениям писателей XX века)

Развитие речи

1

Составление плана сочинения, подбор материалов

6.11

Б. Л. Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака.

Рассказ учителя. Практикум

1

Выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания (с. 143)

№ п/п

Наименование разделов и тем

Вид

занятия

Кол-во

часов

Виды

самостоятельной

работы

Дата

План

Факт.

6.12

Контрольная работа. Письменный анализ эпизода или одного стихотворения

Урок контроля

1

Анализ эпизода

6.13

А. Т. Твардовский. Слово о поэте. «Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка

лета...», «На дне моей жизни...». Философские проблемы в лирике Твардовского.

Рассказ учителя, беседа

1

Выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания 1-2 (с. 148), 1 (с. 149)

6.14

Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А. Ахматовой, К. Симонова, А. Суркова, А. Твардовского, Н. Тихонова и др.

Внеклассное чтение

1

Выразительное чтение, вопросы 2 (с. 158), 1-2 (с. 158, рубрика «Совершенствуйте свою речь»)

6.15

Ф. А. Абрамов. Слово о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа.

Рассказ учителя, беседа

1

Вопросы к статье о Ф.А. Абрамове, аналитический пересказ, элементы анализа текста, вопросы и задания (167)

6.16

Е.И. Носов. Слово о писателе. «Кукла» («Акимыч»). Нравственные проблемы рассказа. «Живое пламя». Подготовка к домашнему сочинению

Рассказ учителя, беседа

1

Анализ текста, сравнительный анализ произведений, вопросы и задания (с. 170, 176,179)

6.17

Ю.П.Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека

Внеклассное чтение

1

Комментированное чтение, элементы анализ текста

6.18

Д. С. Л и х а ч е в. Слово о писателе, ученом, гражданине. «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи. Публицистика, мемуары как жанры литературы

Внеклассное чтение

1

Комментированное чтение, вопросы 1—3 (с. 204)

6.19

М. М. Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя

Рассказ учителя, беседа

1

Пересказ,

выразительное чтение по ролям, анализ текста.

6.20

Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Рубцов, Н. Заболоцкий и др.). Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами

Внеклассное чтение

1

Выразительное чтение наизусть, элементы анализа текста

6.21

Песни на слова русских поэтов XX века. А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»; Б. Ш. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, времени и вечности

Внеклассное чтение

1

Анализ текста, выразительное чтение

7

Из литературы народов России

1

7.1

Из литературы народов России. Расул  Гамзатов. Рассказ о поэте. «Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...», «О моей Родине». Особенности художественной образности дагестанского поэта

Рассказ учителя, беседа

1

Выразительное чтение, элементы анализа текста, вопросы (с. 227)

8

Из зарубежной литературы

5

№ п/п

Наименование разделов и тем

Вид

занятия

Кол-во

часов

Виды

самостоятельной

работы

Дата

План

Факт.

8.1

Р. Б е р н с. Слово о поэте. «Честная бедность» и другие стихотворения. Народно-поэтическая основа и своеобразие лирики Бернса

Рассказ учителя, беседа

1

Выразительное чтение наизусть, элементы анализа текста, вопросы и задания 1, 3 (с. 230)

8.2

Дж. Г. Б а й р о н. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой...» как прославление подвига во имя свободы Родины. Обучение выразительному чтению

Рассказ учителя. Практикум.

1

Сообщения, выразительное чтение, элементы анализа текста, задания (с. 234)

8.3

Японские хокку (хайку). Особенности жанра

Практикум.

1

Выразительное чтение, элементы анализа текста, задание 1 (с. 240)

8.4

Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей. О. Генри. Слово о писателе. «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви

Семинар.

1

Выразительный пересказ, чтение по ролям, задания 2-3 (с. 242)

8.5

Р. Д. Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы». Фантастический рассказ-предупреждение. Мечта о победе добра

Внеклассное чтение

1

Мини-сочинение

9

Подведение итогов

1

9.1

Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса.

Итоги года и задание на лето

Беседа

1

Тестирование

Итого

Материально -техническое обеспечение учебного предмета

Технические средства обучения

  1. Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
  2. Колонки (рабочее место учителя).
  3. Проектор.
  4. Интерактивная доска.

Программные средства

  1. Операционная система Windows ХР.
  2. Офисное приложение Microsoft Office 2007, включающее программу разработки презентаций Microsoft PowerPoint.

Наглядные и дидактические материалы

  • Портреты писателей и поэтов;
  • раздаточный материал;
  • фонохрестоматия к учебнику «Литература. 7 класс» (формат РМЗ). – М.: Аудио-школа, Просвещение, 2013.

Учебно-методическое обеспечение предмета

Основная учебно-методическая литература

1. Еремина О.А. поурочное планирование по литературе. 7 класс. – М.: Просвещение, 2012.

2.  Крутова Н.Я., Шадрина С.Б. Литература. 7 класс: поурочные планы. – Волгоград: Учитель, 2010.

3. Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / автор-составитель В.Я.Коровина. – М.: Просвещение, 2012.

4. Примерные программы основного общего образования. Литература для образовательных учреждений с русским языком обучения. URL:

http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/prog/03-1-o.doc (дата обращения: 06.08.13).

5. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы: проект – М.: Просвещение, 2010.

6.  Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). 10-11 классы (Профильный уровень) / Под редакцией В.Я.Коровиной – М.: Просвещение, 2010.

7.  Стандарт основного общего образования по литературе. URL:  http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/fkgs/09.doc (дата обращения: 06.08.13)

Дополнительная литература:

  1. Аникина С.М., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: ВАКО, 2012.
  2. Безносов Э.Л.. Раздаточные материалы по литературе. 8–11 кл. – М.: Дрофа, 2007.
  3. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5–9 кл. – М.: Дрофа, 2010.
  4. Контрольно-измерительные материалы. Литература: 7 класс / сост. Е.Н.Зубова. – М.: ВАКО, 2012.
  5. Коровина В.Я Литература 7 класс: Методические советы. – М.: Просвещение, 2003.  
  6. Литература: Легенды, мифы, эпос: Игровые уроки. 5-9 классы / авторы-составители  Н.Е. Смирнова, Н.Н. Ципенко. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002.
  7. Литература: Работа с поэтическими текстами: Практические задания. 9-11 классы / автор-составитель  Е.В. Коркина; под общей редакцией М.И. Свердлова. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2010.
  8. Литература: Русские и зарубежные произведения: Игровые уроки. 7 класс / авторы-составители  Н.Е. Смирнова, Н.Н. Ципенко. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2010.
  9. Литература. 7 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В.Я.Коровиной / авторы-составители         Н.Я. Крутова, С.Б.Шадрина. – Волгоград: Учитель, 2009.
  10. Миронова Н.А. Тесты по литературе: 7 класс: к учебнику-хрестоматии В.Я.Коровиной и др. «Литература. 7 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2006.
  11. Читаем, думаем, спорим…: Вопросы, задания по литературе: Учебное пособие по литературе для учащихся 7 классов / автор-составитель В.Я. Коровина. – М.: Просвещение: АО «Учебная литература», 1996.

Интернет-ресурсы

1. http://lit.1september.ru  -  Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы» 

2. http://litera.edu.ru - Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» российского общеобразовательного портала 

3. http://www.bibliogid.ru  - BiblioГид — книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки 

4. http://kidsbook.narod.ru  - Kidsbook: библиотека детской литературы 

5. http://www.likt590.ru/project/museum/  - Виртуальный музей литературных героев 

6. http://pisatel.org/old/  - Древнерусская литература 

7. http://ruslit.ioso.ru  - Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО

8. http://metlit.nm.ru - Методика преподавания литературы 

9. http://www.foxdesign.ru/legend/  - Мифология Греции, Рима, Египта и Индии: иллюстрированная энциклопедия 

10. http://www.rvb.ru  - Русская виртуальная библиотека 

11. http://www.feb-web.ru  - Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа

Рабочая  программа  учебного курса    «Информатика и ИКТ»  для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 6 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год

Рабочая программа используется к УМК автора В.В. Пасечника. Составлена в соответствии с планированием автора....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета английский язык для 6 класса основного общего образования на 2018 - 2019 учебный год разработана на основе авторской программы Р.П Мильруд, Ж. А Суворовой,2016 года

Рабочая программа по английскому языку для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федеральног...