Лирика поэтов – символистов
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Вознюк Ольга Леонидовна
Цель урока: показать яркую индивидуальность К.Д.Бальмонта, разобраться в его «творческой лаборатории». Дать представление об особенностях поэзии И.Ф.Анненского (1856-1909) и познакомить с личностью поэта.  Дать представление о личности и литературном творчестве А.Белого, показать особенности его поэзии.
Методические приемы: лекция учителя, сообщение обучающегося, анализ стихотворений. 
Оборудование урока: портреты и фотографии  К.Д.Бальмонта, И.Ф.Анненского, А.Белого сборники стихов.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lirika_poetov_-_simvolistov.docx28.63 КБ

Предварительный просмотр:

Лирика поэтов – символистов.

Цель урока: показать яркую индивидуальность К.Д.Бальмонта, разобраться в его «творческой лаборатории». Дать представление об особенностях поэзии И.Ф.Анненского (1856-1909) и познакомить с личностью поэта.  Дать представление о личности и литературном творчестве А.Белого, показать особенности его поэзии.

Методические приемы: лекция учителя, сообщение обучающегося, анализ стихотворений.

Оборудование урока: портреты и фотографии  К.Д.Бальмонта, И.Ф.Анненского, А.Белого сборники стихов.

 Ход урока.

  1. Реализация индивидуального домашнего задания.

 Слушаем сообщение ученика о биографии Бальмонта.

  1. Слово учителя.

 Творчество К.Бальмонта представляет ранний символизм в русской литературе. Вершина его поэтической славы пришлась на самое начало XX века, когда вышли книги его стихов «Будем как солнце» (1903), «только любовь» (1903), «Литургия красоты» (1905).

 Критик Русского зарубежья Георгий Адамович отмечал: «Бальмонт не писал стихов, Бальмонт пел песни, и его слушала вся Россия».

 В начале XX века Константин Дмитриевич Бальмонт был популярнейшим из русских поэтов. Сам он высоко ценил свое творчество и себя как поэта. Первый «Сборник стихотворений» поэт издал на собственные средства в 1890 году. После встречи в 1894 году с В.Я.Брюсовым обратился к символизму. Поклонение высоким чувствам, мечте, мотивы призрачности жизни объединяют этих поэтов. В статье о символизме (1900) Бальмонт представляет поэзию как выразительницу «говора стихий». Лирический герой свободно чувствует себя в «царственных стихиях» (Вода, Огонь, Земля, Воздух): «Я люблю реальную жизнь с ее дикой разнузданностью и безумной свободой страстей». Особенно сильно влияние стихии Огня, сжигающего и возрождающего:

Я спросил у высокого солнца,

Как мне вспыхнуть светлее зари,

Ничего не ответило солнце,

Но душа услыхала: «Гори!».

III. Чтение и анализ стихотворений.

  В стихотворении «Кинжальные слова» - образ героя-индивидуалиста, близкого к модной ницшеанской эстетике. Недаром эпиграфом к этому стихотворению служит цитата из «Гамлета»: «Я буду говорить кинжалами», т.е. «Я буду говорить резко»:

Я устал от нежных снов.

От восторгов этих цельных

Гармонических пиров

И напоев колыбельных.

Я хочу порвать лазурь

Успокоенных мечтаний.

Я хочу горящих зданий,

Я хочу кричащих бурь!

 Бальмонт вошел в образ поэта-декадента, «художника-дьявола», презирающего общепринятое, эпатирующего публику резкостью своих восклицаний: «Хочу быть дерзким, хочу быть смелым, хочу одежды с тебя сорвать!». И даже:

Я ненавижу человечество,

Я от него бегу спеша.

Мое единое отечество –

Моя пустынная душа.

 Однако это стихотворение не о ненависти, а о влюбленности в творчество.

 Поэта обуревала жажда путешествий, новых впечатлений, ощущений. Он был в Европе, в Мексике, Египте, Японии, совершил кругосветное плавание. Эти впечатления отразились в творчестве. Бальмонт увлекался и древнеславянскими легендами, мистическими заклинаниями, которые стали основой его «Злых чар» (1906) и «Жар-птицы» 91907). Вот, например, образ языческого бога Перуна:

У Перуна рост могучий,

Лик приятный, ус златой,

Он владеет влажной тучей,

Словно девой молодой.

 Отметим ассонансы (протяжное «у») и аллитерации (плавные «л») в данном стихотворении, легкий, быстрый ритм, яркость образов.

 Увлекающейся, стихийной натуре Бальмонта близка возникшая в быстро меняющемся мире «философия мгновения»: «я каждой минутой сожжен,/Я в каждой измене живу». Импрессионистиность, непосредственность самовыражения, летучая зыбкость образов характерны для многих произведений Бальмонта. В стихотворении «Алыча» запечатлены и нежные лепестки цветов, как рой мотыльков – застывших, лунных, нежных, и пламя полдневного луча, т.е. то, что почти неуловимо, мгновенно, преходяще. Здесь же отметим необычность образов и эпитетов, выраженных неологизмами, а точнее – окказионализмами (словами, изобретенными поэтом и употребленными лишь однажды, в контексте данного произведения): «цветок тысячекратный, древо-цвет», «сонм расцветов белоснежных», «несчетнолепестковый бледносвет».

 Другой доминантой творчества поэта были противоположные настроения – нежность и женственность в образах лесных и придорожных трав, чаек, лебедей, в образах русской природы. Читаем и анализируем стихотворения «Белый лебедь», «Лесные травы», «придорожные травы», «Влага», «Фантазия», «Безглагольность». Отмечаем необычайную музыкальность стиха и выразительность образов, отточенность мастерства звукописи и цветописи, частоту употребления любимого приема Бальмонта – олицетворения, вариации мимолетных впечатлений. Образы вольных стихий, природы лишены явной предметности, они приобретают летучесть, невесомость, пронизаны светом, дрожат и трепещут, подчеркивая зыбкость, изменчивость, мимолетность, текучесть, неуловимость впечатления.

 

Читаем стихотворение «Фантазия»:

- Какова композиция этого стихотворения?

 «Фантазия» внешне представляет собой развернутое описание спящего зимнего леса.

     Поэт никак не локализует позицию лирического наблюдателя, не конкретизирует психологических обстоятельств его видений. Поэтому он не стремится к ботанической точности, но использует тему зимней природы лишь как повод для того, чтобы развернуть безбрежную игру лирического воображения. Содержанием стихотворения становится мозаика мимолетных, рожденных фантазией поэта образов.

 Это впечатление почти не углубляется: лишь в конце второй строфы появляется намек на активность лирического субъекта. Этот всплеск активности – череда вопросительных предложений – едва намечает существование второго, мистического плана стихотворения. За тихими стонами деревьев поэт различает призрачных духов ночи – эфемерные создания с искрящимися очами. Пиротехника лунного сияния дополняется новым качеством: интуиция истолковывает красивую тревогу леса как жажду веры, жажду Бога. Однако новый поворот лирического сюжета не получает развития: едва проявившись, интонация мистической тревоги вновь уступает место самоцельному любованию лесной декорацией.

    Внутренняя выразительность стихотворения – в преображении статичной картины застывшего леса в динамичный, беспрерывно меняющий свое русло поток образов. Природные стихии – ветер, метель, лес – оживлены 9олицетворение): все движется, чувствует, живет. Образы вольных стихий (ветра, моря, огня) в художественном мире Бальмонта будто просвечиваются, приобретают прозрачность и глубину символов. Они передают ощущения свободной игры сил, легкости, воздушности, раскованной дерзости, в конечном счете – вольности человека в мире.

    Для лирических пейзажей Бальмонта характерны мотивы дрожания, вибрации, трепета, придающие образному строю качества зыбкости, переменчивости, мимолетности (выделим в тексте).

 

- Какие образы мы видим в «Фантазии»?

- Что наиболее примечательного, интересного вы отметили в форме стихотворения?

Другая особенность поэтики – интенсивная музыкальность. Словесно-звуковой поток в «Фантазии» приобретает окраску баюкающего плескания, неясного журчания. Тишина лунной ночи оттеняется всполохами шепота, вздохов, моленья. Часто употреблены повторы разных типов. Так, в третьей строфе повторяются слова и словесные группы, использованные в первой и второй строфах: пенье, сиянье, луна, трепещут, вещих, дремлют, внемлют, стон.

 Также наблюдаются семантические различия слов, например, словесные пары «дремлет – внемлет»,  «вспоминая – проклиная» воспринимаются почти как пары синонимов. В звуковой организации стиха – широчайшее использование аллитераций и ассонансов.

 Особенно любит Бальмонт шипящие и свистящие согласные: ж-ш-щ-ч, с-з, сонорные л-р-м-н. Бальмонту присуще умение придать хорею новый ритмический оттенок. За счет сильного удлинения стиха (поэт растягивает его до 8 стоп) ритмическое движение приобретает качества сонливой замедленности, певучей медлительности.

- Какое впечатление произвело на вас стихотворение? Согласитесь ли вы с тем, что поэзия Бальмонта оставляет ощущение хрупкости и невещественности?

- Производят ли стихи Бальмонта впечатление некой поэтической импровизации?

(Общие ощущения от лирики поэта – непосредственность реакции поэта на мир, его

умение поэтически возвысить непостоянство настроений и вкусов, тяга к музыкальности.)

IV. Задания по творчеству К.Д.Бальмонта (стр.119).

V . Смысл поэзии И.Ф.Анненского (1856-1909) (стр.123-134).

  1. Слово учителя.

     И.Ф.Анненский родился в Омске, в семье крупного чиновника. Но почти вся его жизнь прошла в Петербурге и в Царском Селе, где после окончания университета он преподавал в гимназиях и на Высших женских курсах древние языки, античную литературу и русскую словесность, был директором Царскосельской гимназии. Свои стихи начал печатать очень поздно, в начале 1900-х годов. Он выступал также как литературный критик. Его статьи, впоследствии собранные в 2 «Книги отражений», отличаются оригинальностью трактовок и последовательностью этических и эстетических позиций.

     Известность А. как поэту принесла его вторая книга стихов «Кипарисовый ларец» (1910). Большинство ее стихов – «жемчужины безупречного совершенства», отмечалось, что А. близок к Чехову, потому что в своих стихах он психологически достоверно отражает «мелочи и уколы жизни».

     А. пытались «сделать своим» символисты, называли своим наставником акмеисты.

     А. обновил весь русский стих. Он менял не форму стиха – наполнение. Он привел с собой сотни небывалых эпитетов. Он сделал метафоры конкретикой, а конкретику жизни – символом. Он изменил прихотливый внутренний ритм и рисунок русского стиха. Он увидел весь ужас, который предстоял.

     Он особенно любил в искусстве трагическое начало и острее своих современников реагировал на любые проявления жизненной дисгармонии. Лишь тот, кто по-настоящему ценит красоту природы, искусства, человеческого общения, способен остро переживать ее хрупкость, конечность, незащищенность от враждебных ей сил.

     Мотивы страдания и смерти именно потому столь значимы в лирике А, что они рождены опытом болезненного переживания быстротечности счастья и красоты. Высший вид красоты А. видел в искусстве слова, являвшемся для него главным оправданием жизни.

     По своему мировоззрению и поэтическому стилю А. – символист. Но символы для него – не средство познания «непознаваемого», как для других символистов, но образы, способные передать психологическое состояние человека. Взгляд поэта направлен на земное существование человека.

     Современные исследователи часто говорят о поэтическом стиле А. как о психологическом символизме. Источниками символизации для поэта часто служили конкретные детали современной ему цивилизации (крыши домов, плиты тротуара, станционный сторож…) или подробности камерного быта (маятник, балкон, рояль, скрипка…).  Эти и подобные им вещные образы присутствуют в стихах А. не столько в виде подробного описания предметов, сколько в форме переменчивой мозаики отдельных черточек, пунктирно обозначающих  объект изображения.

     Эта особенность изобразительной манеры А. сближает его со старшими символистами. В пейзажных зарисовках импрессионистический стиль А. появляется в использовании разнообразных оттенков цвета, во внимании к изменчивым, едва уловимым состояниям природы, отражающим летучие внутреннее состояния личности.

     Читателю предлагается своего рода поэтический ребус: нужно угадать, как связаны между собой попавшие в поле зрения лирического героя вещи с его настроением.

     Наряду с традиционной для поэзии лексикой А. использовал разнородные лексические ресурсы, как философская терминология и «будничное» слово; галлицизмы (мираж) и просторечные обороты (ну-ка, где уж, кому ж …).

     В поэзии Серебреного века А. сыграл роль посредника между символизмом и постсимволистскими течениями.

VI. Чтение и анализ стихотворения «Смычок и струны», 1909г.

     Стихотворение было одним из самых любимых созданий А.

     Чтение стихотворения.

     Беседа.

- Какова композиция стихотворения?

(Внешне стих-е сочетает в себе признаки рассказа в стихах и драматического диалога (сам А. называл свои стих-я «пьесами»). Употреблены глаголы совершенного вида: зажег, взял, слил, не погасил, нашло. Субъект череды действий в начале стих-я назван неконкретно, а вконце – существительным «человек».

- Каков психологический смысл названия стих-я?

(В качестве вещественных знаков психологических отношений в нем использована вынесенная в заголовках пара «Смычек и струны». Конкретность, вещественность этих предметов контрастирует с крайней зыбкостью человеческого присутствия. Происходит своеобразная инверсия отношений между субъектом и объектом: психологические качества – способность чувствовать, думать, страдать – переносятся на предметы. Лик – скрипка.

Однако однозначной связи между этими словами не возникает: ассоциативно оно связывается и с главными действующими лицами – смычком и скрипкой, и шире – с любыми двумя тянущимися друг к другу существами.)

- Каков сюжет стих-я?

(Лирический сюжет сосредоточен на двух связанных между собой предметах, но сами предметы истолкованы символически, вовлечены в психологическое движение и потому сигнализируют о мире человеческих отношений. Этому способствует и форма драматического диалога, разворачивающегося в центральной части стих-я.)

- Как название стих-я связано с диалогом центральной части?

(Реплики драматического диалога фонетически и ритмически виртуозно имитируют прикосновение смычка к струнам. Миг переживаемого счастья неотделим от боли, что счастье мимолетно. Мгновение гармонии – будто кратковременный мираж на фоне повседневности. Но стремление к гармонии неустранимо, даже если оно чревато гибелью, как неустранима роковая связь музыки и муки - таковы  смысловые ассоциации, рождаемые движением стиха.)

- Как человек в мире А. преодолевает свое одиночество?

(Человек в поэтическом мире А. жаждет преодолеть свое одиночество, стремится к слиянию с миром и с родственными ему душами, но вновь переживает трагическое разуверения в возможности счастья. Прежде всего потому, что не может отрешиться от бремени собственного сознания. Во 2 и 4 строфах тревожные вопросы поддерживают картину мучительной работы сознания.)

- Могли бы вы выделить внутренние мотивы этого стих-я?

- Каковы яркие стороны формы стих-я?

(Самая яркая сторона формы стих-я – это фонетическая организация.)

- Охарактеризуйте значение гласных «о» и «у» в звуковом ансамбле стиха.

(Данные звуки  создают ощущение мучительно рождающейся гармонии, будто отбрасывая друг на друга свои фонетические тени. Реальный эпизод игры на скрипке в 3 и 4 строфах отмечен новой, нейтральной по отношению к взаимодействующим голосам оркестровкой: наиболее ответственные слова связаны ассонансом на «а» и аллитерацией на «т» и «л». Это и есть краткий миг мечты, мимолетного миража, разрушаемого вернувшимся сознанием: понимание восстанавливает разнозвучие.)

- Какую роль выполняют многоточия?

VII. Андрей Белый (1880 – 1934).

     Борис Николаевич Бугаев вырос в семье профессора-математика Московского университета. Еще в гимназии он сблизился с семьей родного брата Владимира Соловьева. Под влиянием семьи Соловьевых возник псевдоним Бугаева – А. Белый.

     Осенью 1903 г. Белый организует литературный кружок, в который вошли его друзья Эллис (Лев Кобылинский), А. Петровский и др. Эллис придумал название этому кружку – «аргонавты». Подобно древним грекам молодые литераторы путешествовали за своим золотым руном – новым словом, способным активно содействовать преображению мира. Предметом постоянного обсуждения аргонавтов становится лирика Блока, дальнего родственника С.Соловьева. в январе 1904 г. состоялось личное знакомство Белого и Блока и переросло в многолетнюю братскую и творческую дружбу. Постепенно сложилось объединение «младосимволистов».

     А. Белый  был человеком редкой одаренности: поэт-лирик, прозаик, создавший новый тип романа, исследователь русской и мировой культуры, теоретик литературы, критик и публицист, мемуарист. Особое значение писатель придавал музыкальному началу жизни и творчества. В первом сборнике стихов и лирической прозы «Золото в лазури» (1904) покорение скалистых горных вершин или полет к солнцу символизировали прорыв из обыденности в вечность, к мистическому идеалу («Будем как Солнце»).

VIII. Чтение а анализ стихотворения «Из окна вагона».

- Какие литературные ассоциации вызывает у вас стихотворение?

- Охарактеризуйте лирического героя стиха?

(Лирический герой – бродяга, висельник, горемыка.)

- Какова концовка стих-я?

Итог. Вопросы по теме.

Д.З. Выучить стихотворение поэтов-символистов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Идеал в любовной лирике А. С. Пушкина. Адресаты лирики поэта.

Урок литературы в 9 классе.     изучение любовной лирики А. С. Пушкина в эволюции; раскрытие её духовного потенциала, развитие ассоциативного мышления и творческого воображени...

Урок-диалог с поэтом по теме творчества в лирике поэта Серебряного века Валерия Брюсова.

Урок по теме творчества поэта "Технология исследования поэтического материала"....

Н.Гумилев. Поэт-символист

Презентация к уроку литературы по теме: "Н.Гумилев. Поэт-символист"...

Тест по творчеству поэтов-символистов

Данный тест позволяет проверить уровень усвоенного материала в 11 классе после изучения тем "Творчество поэтов-символистоов", "А.А.Блок"...