Лирика поэтов-символистов. К. Д. Бальмонт, А. Белый и др.
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Акиньшина Анна Геннадьевна

Литература

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл belyy_a.docx23.4 КБ

Предварительный просмотр:

Лирика поэтов-символистов. К. Д. Бальмонт, А. Белый и др.

Родник поэзии есть красота.

Н.В.Гоголь

           I.Организационный момент (настрой учащихся на положительную работу на уроке)

II.Реализация индивидуального домашнего задания.

 Слушаем сообщение ученика о биографии Бальмонта.

III.Слово учителя (показ презентации)

- Творчество К.Бальмонта представляет ранний символизм в русской литературе. Вершина его поэтической славы пришлась на самое начало XX века, когда вышли книги его стихов «Будем как солнце» (1903), «только любовь» (1903), «Литургия красоты» (1905).

 Критик Русского зарубежья Георгий Адамович отмечал: «Бальмонт не писал стихов, Бальмонт пел песни, и его слушала вся Россия».

- В начале XX века Константин Дмитриевич Бальмонт был популярнейшим из русских поэтов. Сам он высоко ценил свое творчество и себя как поэта. Первый «Сборник стихотворений» поэт издал на собственные средства в 1890 году. После встречи в 1894 году с В.Я.Брюсовым обратился к символизму. Поклонение высоким чувствам, мечте, мотивы призрачности жизни объединяют этих поэтов. В статье о символизме (1900) Бальмонт представляет поэзию как выразительницу «говора стихий». Лирический герой свободно чувствует себя в «царственных стихиях» (Вода, Огонь, Земля, Воздух): «Я люблю реальную жизнь с ее дикой разнузданностью и безумной свободой страстей». Особенно сильно влияние стихии Огня, сжигающего и возрождающего:

Я спросил у высокого солнца,

Как мне вспыхнуть светлее зари,

Ничего не ответило солнце,

Но душа услыхала: «Гори!».

III. Чтение и анализ стихотворений.

 1. В стихотворении «Кинжальные слова» - образ героя-индивидуалиста, близкого к модной ницшеанской эстетике. Недаром эпиграфом к этому стихотворению служит цитата из «Гамлета»: «Я буду говорить кинжалами», т.е. «Я буду говорить резко»:

Я устал от нежных снов.

От восторгов этих цельных

Гармонических пиров

И напоев колыбельных.

Я хочу порвать лазурь

Успокоенных мечтаний.

Я хочу горящих зданий,

Я хочу кричащих бурь!

 Бальмонт вошел в образ поэта-декадента, «художника-дьявола», презирающего общепринятое, эпатирующего публику резкостью своих восклицаний: «Хочу быть дерзким, хочу быть смелым, хочу одежды с тебя сорвать!». И даже:

Я ненавижу человечество,

Я от него бегу спеша.

Мое единое отечество –

Моя пустынная душа.

 Однако это стихотворение не о ненависти, а о влюбленности в творчество.

 Поэта обуревала жажда путешествий, новых впечатлений, ощущений. Он был в Европе, в Мексике, Египте, Японии, совершил кругосветное плавание. Эти впечатления отразились в творчестве. Бальмонт увлекался и древнеславянскими легендами, мистическими заклинаниями, которые стали основой его «Злых чар» (1906) и «Жар-птицы» 91907). Вот, например, образ языческого бога Перуна:

У Перуна рост могучий,

Лик приятный, ус златой,

Он владеет влажной тучей,

Словно девой молодой.

 Отметим ассонансы (протяжное «у») и аллитерации (плавные «л») в данном стихотворении, легкий, быстрый ритм, яркость образов.

    Другой доминантой творчества поэта были противоположные настроения – нежность и женственность в образах лесных и придорожных трав, чаек, лебедей, в образах русской природы.

К таким стихотворениям относятся: «Белый лебедь», «Лесные травы», «Придорожные травы», «Влага», «Фантазия», «Безглагольность».

 В данных стихотворениях присутствует необычайная музыкальность стиха и выразительность образов, отточенность мастерства звукописи и цветописи, частоту употребления любимого приема Бальмонта – олицетворения, вариации мимолетных впечатлений. Образы вольных стихий, природы лишены явной предметности, они приобретают летучесть, невесомость, пронизаны светом, дрожат и трепещут, подчеркивая зыбкость, изменчивость, мимолетность, текучесть, неуловимость впечатления.

2.Читаем стихотворение «Фантазия»:

- Какова композиция этого стихотворения?

 «Фантазия» внешне представляет собой развернутое описание спящего зимнего леса.

     Поэт никак не локализует позицию лирического наблюдателя, не конкретизирует психологических обстоятельств его видений. Поэтому он не стремится к ботанической точности, но использует тему зимней природы лишь как повод для того, чтобы развернуть безбрежную игру лирического воображения. Содержанием стихотворения становится мозаика мимолетных, рожденных фантазией поэта образов.

 Это впечатление почти не углубляется: лишь в конце второй строфы появляется намек на активность лирического субъекта. Этот всплеск активности – череда вопросительных предложений – едва намечает существование второго, мистического плана стихотворения. За тихими стонами деревьев поэт различает призрачных духов ночи – эфемерные создания с искрящимися очами. Пиротехника лунного сияния дополняется новым качеством: интуиция истолковывает красивую тревогу леса как жажду веры, жажду Бога. Однако новый поворот лирического сюжета не получает развития: едва проявившись, интонация мистической тревоги вновь уступает место самоцельному любованию лесной декорацией.

    Внутренняя выразительность стихотворения – в преображении статичной картины застывшего леса в динамичный, беспрерывно меняющий свое русло поток образов. Природные стихии – ветер, метель, лес – оживлены): все движется, чувствует, живет.

 Образы вольных стихий (ветра, моря, огня) в художественном мире Бальмонта будто просвечиваются, приобретают прозрачность и глубину символов. Они передают ощущения свободной игры сил, легкости, воздушности, раскованной дерзости, в конечном счете – вольности человека в мире.

    Для лирических пейзажей Бальмонта характерны мотивы дрожания, вибрации, трепета, придающие образному строю качества зыбкости, переменчивости, мимолетности (выделим в тексте).

- Какие образы мы видим в «Фантазии»?

- Что наиболее примечательного, интересного вы отметили в форме стихотворения?

Другая особенность поэтики – интенсивная музыкальность. Словесно-звуковой поток в «Фантазии» приобретает окраску баюкающего плескания, неясного журчания. Тишина лунной ночи оттеняется всполохами шепота, вздохов, моленья. Часто употреблены повторы разных типов. Так, в третьей строфе повторяются слова и словесные группы, использованные в первой и второй строфах: пенье, сиянье, луна, трепещут, вещих, дремлют, внемлют, стон.

 Также наблюдаются семантические различия слов, например, словесные пары «дремлет – внемлет»,  «вспоминая – проклиная» воспринимаются почти как пары синонимов. В звуковой организации стиха – широчайшее использование аллитераций и ассонансов.

- Какое впечатление произвело на вас стихотворение? Согласитесь ли вы с тем, что поэзия Бальмонта оставляет ощущение хрупкости и невещественности?

- Производят ли стихи Бальмонта впечатление некой поэтической импровизации?

(Общие ощущения от лирики поэта – непосредственность реакции поэта на мир, его

умение поэтически возвысить непостоянство настроений и вкусов, тяга к музыкальности.)

IV. Составление синквейна «Поэтика К.Бальмонта» (заслушиваются ответы учащихся)

V. Андрей Белый (1880 – 1934).

  1.Слово учителя.

   Борис Николаевич Бугаев вырос в семье профессора-математика Московского университета. Еще в гимназии он сблизился с семьей родного брата Владимира Соловьева. Под влиянием семьи Соловьевых возник псевдоним Бугаева – А. Белый.

     Осенью 1903 г. Белый организует литературный кружок, в который вошли его друзья Эллис (Лев Кобылинский), А. Петровский и др. Эллис придумал название этому кружку – «аргонавты». Подобно древним грекам молодые литераторы путешествовали за своим золотым руном – новым словом, способным активно содействовать преображению мира. Предметом постоянного обсуждения аргонавтов становится лирика Блока, дальнего родственника С.Соловьева. в январе 1904 г. состоялось личное знакомство Белого и Блока и переросло в многолетнюю братскую и творческую дружбу. Постепенно сложилось объединение «младосимволистов».

     А. Белый  был человеком редкой одаренности: поэт-лирик, прозаик, создавший новый тип романа, исследователь русской и мировой культуры, теоретик литературы, критик и публицист, мемуарист. Особое значение писатель придавал музыкальному началу жизни и творчества. В первом сборнике стихов и лирической прозы «Золото в лазури» (1904) покорение скалистых горных вершин или полет к солнцу символизировали прорыв из обыденности в вечность, к мистическому идеалу («Будем как Солнце»).

VI. Анализ  стихотворения «Из окна вагона» (прослушивание записи стихотворения)

- Какие литературные ассоциации вызывает у вас стихотворение?

- Охарактеризуйте лирического героя стиха?

(Лирический герой – бродяга, висельник, горемыка.)

- Какова концовка стихотворения?

VII.Итог. Вопросы по теме.

-Проанализировав произведения поэтов-символистов, какое у вас возникло чувство?

-Какое стихотворение произвело на вас глубокое впечатление?

-С какими образами, символами вы ассоциируете творчество К.Бальмонта, А.Белого?

VIII.Домашнее задание.

Выучить стихотворение поэтов-символистов, составить 5 вопросов по данному стихотворению.

Фантазия (К. Бальмонт)

Как живые изваянья, в искрах лунного сиянья,

Чуть трепещут очертанья сосен, елей и берез;

Вещий лес спокойно дремлет, яркий блеск луны приемлет

И роптанью ветра внемлет, весь исполнен тайных грез.

Слыша тихий стон метели, шепчут сосны, шепчут ели,

В мягкой бархатной постели им отрадно почивать,

Ни о чем не вспоминая, ничего не проклиная,

Ветви стройные склоняя, звукам полночи внимать.

Чьи-то вздохи, чье-то пенье, чье-то скорбное моленье,

И тоска, и упоенье,- точно искрится звезда,

Точно светлый дождь струится,- и деревьям что-то мнится

То, что людям не приснится, никому и никогда.

Это мчатся духи ночи, это искрятся их очи,

В час глубокой полуночи мчатся духи через лес.

Что их мучит, что тревожит? Что, как червь, их тайно гложет?

Отчего их рой не может петь отрадный гимн небес?

Всё сильней звучит их пенье, всё слышнее в нем томленье,

Неустанного стремленья неизменная печаль,-

Точно их томит тревога, жажда веры, жажда бога,

Точно мук у них так много, точно им чего-то жаль.

А луна всё льет сиянье, и без муки, без страданья

Чуть трепещут очертанья вещих сказочных стволов;

Все они так сладко дремлют, безучастно стонам внемлют

И с спокойствием приемлют чары ясных, светлых снов.

 

Из окна вагона (А. Белый)

Поезд плачется. В дали родные

Телеграфная тянется сеть.

Пролетают поля росяные.

Пролетаю в поля: умереть.

Пролетаю: так пусто, так голо...

Пролетают — вон там и вон здесь,

Пролетают — за селами села,

Пролетает — за весями весь;

И кабак, и погост, и ребенок,

Засыпающий там у грудей;

Там — убогие стаи избенок,

Там — убогие стаи людей.

Мать-Россия! Тебе мои песни,

О немая, суровая мать!

Здесь и глуше мне дай и безвестней

Непутевую жизнь отрыдать.

Поезд плачется. Дали родные.

Телеграфная тянется сеть —

Там — в пространства твои ледяные —

С буреломом осенним гудеть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Показательный( открытый ) урок по литературе для учащихся 11 класса Неповторимый мир поэтических образов лирики К.Д. Бальмонта

: 1. Знакомство учеников с жизненным и творческим путём поэта           2. Развитие навыков аналитического прочтения текстов стихотворений...

Тест для 11-го класса по символизму и символистам (Брюсов, Бальмонт, Белый)

ТОЛЬКО ДЛЯ КЛАССОВ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ!На первой страниц тест для учеников, на второй - для учителя (там вписаны/выделены жирным шрифтом верные ответы)....

Н.Гумилев. Поэт-символист

Презентация к уроку литературы по теме: "Н.Гумилев. Поэт-символист"...

Лирика поэтов – символистов

Цель урока: показать яркую индивидуальность К.Д.Бальмонта, разобраться в его «творческой лаборатории». Дать представление об особенностях поэзии И.Ф.Анненского (1856-1909) и познакомить с личностью по...

Тест по творчеству поэтов-символистов

Данный тест позволяет проверить уровень усвоенного материала в 11 классе после изучения тем "Творчество поэтов-символистоов", "А.А.Блок"...