Открытый урок по теме: "Если душа родилась крылатой": тематический репертуар ранней лирики М.И. Цветаевой
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Дябкин Игорь Анатольевич

Данный материал представляет собой конспект открытого урока по литературе (8 класс), а также презентацию к нему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_rannemu_tvorchestvu_m._tsvetaevoy.docx37.64 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «Если душа родилась крылатой»: тематический репертуар ранней лирики Марины Цветаевой

УРОК №17

ТИП УРОКА: урок обобщения и систематизации новых знаний.

ВИД УРОКА: урок-лекция, открытый урок.

ЦЕЛЬ УРОКА

  1. Образовательная: изучить творческий путь поэтессы, познакомить учащихся с тематическим разнообразием ранней лирики М. Цветаевой;
  2. Развивающая: закрепить навыки анализа поэтического произведения
  3. Воспитательная: привить любовь к отечественной поэзии «серебряного века»

ЗАДАЧИ УРОКА: решение дидактических задач (образовательной, развивающей и воспитательной).

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: 

  • компьютер (презентация в программе Microsoft Power Point 2007-2010);
  • видеопроектор, экран;
  • записи романсов на стихотворения М. Цветаевой; романсы Шуберта и Шопена;
  • запись документального фильма «Не похороните живой» (2012) (отрывки); отрывок из 1 серии художественного телесериала «Очарование зла» (эпизод с чтением стихотворения М. Цветаевой «Тоска по Родине! Давно…»).

ПЛАН УРОКА: 

Оформление:

В центре, на доске наклеенные фотографии поэтессы (фотоколлаж), на столе – фотография Марины Цветаевой, ваза с гроздями рябины, ракушки и т.д.; выставка собраний сочинений М. Цветаевой и книг исследовательской литературы о поэзии Цветаевой.

Организационный момент.

Вступительное слово учителя:

Зачитать «Красною кисть…».

Так мифопоэтически определила эта удивительная поэтесса «серебряного века»  не только таинство своего рождения, но и, к сожалению, предопределила свою судьбу. «Горькую кисть» судьбы пришлось испытать поэтессе на своем жизненном пути: потерю ребенка, долгие годы разлуки с мужем, беженское существование в эмиграции, и… трагический уход из жизни. Сегодня мы продолжаем изучать поэзию «серебряно века» и обращаемся к творческому наследию Марины Цветаевой. «Если душа родилась крылатой» – этой строкой из стихотворения Цветаевой мы обозначим тему нашего сегодняшнего занятия.

«Поэт без истории» – таким образом Марины Цветаева определила свой творческий путь. Что же послужило поводом для таких трагических интонаций? Сегодня мы обратимся к изучению тематического разнообразия ранней лирики М. Цветаевой, потому что все те темы и мотивы, которые мы с вами выявим в ходе анализа поэтического наследия ранней Цветаевой, не только станут определяющими в зрелом творчестве, но и, наверняка, найдут отклик в душе каждого из нас.

Эпиграфом к нашему разговору о поэтическом наследии Цветаевой служат строки одного из ранних стихотворений поэтессы («Молитва»):

…Я жажду сразу - всех дорог!

Всего хочу: с душой цыгана
Идти под песни на разбой,
За всех страдать под звук органа
и амазонкой мчаться в бой…

Почему же именно эти строки мы решили выбрать в качестве эпиграфа? Попробуем ответить на этот вопрос в конце урока, а сейчас давайте познакомимся с основными этапами ее творческого пути.

Детство – «лазурный остров».

Марина Ивановна Цветаева родилась 26 сентября 1892 г. в Москве, в Борисоглебском, а тогда Трехпрудном, переулке, где и поныне находится ее дом, ныне – Дом-музей. Ее детство «лучше сказки», как она определит его позднее» прошло в непростой семье. С самых ранних лет будущую поэтессу окружали вальсы Штрауса  Шопена и артефакты ушедшей древней Эллады.  

Отец Марины Цветаевой, Иван Владимирович Цветаев, был профессором Московского университета, искусствоведом и блестящим филологом, впоследствии основателем Музея изящных искусств.

Звучат вальсы Шопена.

Мать, Мария Александровна Мейн, происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи, была талантливой пианисткой, художницей, переводчицей, ученицей Рубинштейна. Она была человеком мятежным и страстным, свою пылкую романтическую натуру выплескивала в звуках. Мария Александровна сама читала вслух Жуковского, Пушкина, Лермонтова, произведения немецких и французских романтиков в оригинале, учила детей музыке. «После такой матери мне оставалось одно – стать поэтом»,  вспоминала Цветаева в эссе «Мать и музыка», а в стихотворении «Маме» писала (зачитать стихотворение).

Сестры Марина и Анастасия (в будущем – писательница оставившая проникновенные мемуары о Марине) рано осиротели (мать скончалась от туберкулеза), отец, погруженный в изучение древностей, не уделял должного внимания воспитанию дочерей, поэтому Марина Цветаева росла погруженная в себя: в мире книг, музыки, мечтаний, росла, по ее словам, «мимо времени».

Юность. Начало творческого пути – «жажда всех дорог».

Писать стихи начала рано, а к 18 годам собрала их в первый небольшой сборник  и отнесла в редакцию. Итак, еще до революции в России выходит три поэтических сборника ее стихов.

Работа  с классом (предварительно в качестве домашнего задания учащимся предлагалось составить краткий конспект А.Ю. Леонтьева «М. Цветаева» либо А. Саакянц «Творческий путь Марины Цветаевой» (по выбору учителя)):

  • Как назывались первые поэтические сборники Цветаевой?
  • Как они были восприняты критиками и современниками поэтессы?

«Поэт слышит только свое, видит только свое, знает только свое» - события бурной предреволюционной истории изначально мало коснулись поэтессы. В декабре 1910 г. Цветаева в Москве знакомится с поэтом М. Волошиным, который один из первых откликнулся вдохновенной статьей на выход ее сборника «Вечерний альбом».

Из книги «Живое о живом» (зачитать по времени)

«Звонок. Открываю. На пороге цилиндр. Из-под цилиндра безмерное лицо в оправе вьющейся недлинной бороды.

Вкрадчивый голос: "Можно мне видеть Марину Цветаеву?" – "Я". – "А я – Макс Волошин. К вам можно?" - "Очень!"

Прошли наверх, в детские комнаты. "Вы читали мою статью о вас?" - "Нет". – "Я так и думал и потому вам ее принес. Она уже месяц, как появилась".

Помню имена: Марселина Деборд-Вальмор, Ларю-Мардрюс, Ноайль - вступление. Потом об одной мне – первая статья за жизнь (и, кажется, последняя большая) о моей первой книге "Вечерний альбом". Вся статья - самый беззаветный гимн женскому творчеству и семнадцатилетью».

М. Волошин определил сборник как. Давайте обратимся к одному из стихотворений, написанных в Тарусе в 1909 г., строки из которого мы взяли в качестве эпиграфа.

Ученица зачитывает стихотворение «Молитва».

Работа  с классом

  • Кто лирическая героиня этого стихотворения?
  • Каков ее внутренний мир? Мировосприятие? Можем ли мы определить ее миросозерцание как романтическое? Почему?
  • Какова жанровая природа данного стихотворения? Близко ли оно к исповеди?
  • В каких изученных нами ранее произведениях мы уже сталкивались с исповедью лирического героя?

С юношеских лет в поэзию Цветаевой прочно входит тема любви. Как вспоминали близкие, друзья, поэты, с которыми Цветаева была знакома, Марина с юношеских лет была натурой страстной и влюбчивой. «Она быстро влюблялась, всегда страдала от своей влюбленности, но, вопреки всему – не остывала, каждая любовь долго жила в ее сердце» – вспоминала ее сестра Анастасия. Наверное, поэтому любовь у Цветаевой не бывает счастливой, для лирической героини – это всегда трагический надрыв, болезненный излом чувств, великая трагедия. Давайте обратимся к самому известному шедевру раннего творчества поэтессы, которое уже не единожды положено в основу всевозможных романсов – это, разумеется, стихотворение «Мне нравится, что Вы больны не мной…». Оно посвящено возлюбленному сестры Анастасии, который был некоторое влюблен в Марину Цветаеву

Ученица зачитывает стихотворение «Мне нравится, что Вы больны не мной…».

Работа  с классом

  • В чем заключается специфика звучания в этом стихотворении темы любви? О любви ли оно?
  • Почему лирическая героиня благодарит за отсутствие нежных любовных чувств?
  • Как вы думаете, почему любовь определяется лирической героиней стихотворения как «болезнь»?

Давайте обратимся еще к одному стихотворению ранней любовной лирики.

Ученица зачитывает стихотворение «Вчера еще в глаза глядел…».

Работа  с классом

  • Как в данном стихотворении показан трагизм любовного чувства ?
  • Какие слова звучат рефреном? Что это придает идейному содержанию стихотворения?
  • Почему лирическая героиня просит прощение за любовь?

«Коктебельские страницы» – «роман с собственной душой».

Знакомство с Волошиным не прошло бесследно. Впервые М. Цветаева приезжает в Коктебель (Крым, кратко рассказать)  в 1911 г. Там М. Волошин сам выстроил дом, ставший впоследствии Домом поэтов – в него съезжались с Москвы и Петербурга самые известные поэты этой эпохи, там устраивались поэтические вечера, горячие споры о литературе и политике и именно там М. Цветаева знакомится с К. Бальмонтом, О. Мандельштамом, Н. Гумилевым – их всех объединяло гостеприимство хозяина этого дома.

«Сводить людей, творить встречи и судьбы» в этом М. Цветаева видела своеобразную миссию М. Волошина и была благодарна ему за это всю жизнь. Марина Цветаева действительно была вскормлена, воспитана, «духовным отцом». – М. Волошиным: он впустил свет, тепло и живые голоса своего Коктебеля в стихи московской девочки-затворницы.

Их общение длилось почти семь лет с перерывами на месяцы и даже годы (пребывания Волошина в Европе). Личное знакомство было прервано октябрѐм 1917 г., но помощь друг другу и переписка ещѐ продолжались: последнее письмо Цветаевой к Волошину из Чехии датировано десятым мая 1923 г.

В Коктебеле М. Цветаева влюбилась в юного О. Мандельштама. Был ли у них роман? Сложно сказать. Биографы и исследователи творчества М.Цветаевой ведут полемику по этому вопросу. Однако Цветаева посвятила поэту стихотворение «Никто ничего не отнял…» (зачитать).

Коктебель – обетованная земля для многих поэтов «серебряно века» – родина древней Эллады – стал источником поэтического вдохновения поэтессы. Именно здесь она почувствовала свою отчужденность и свое крайнее одиночество как поэта. Ведь именно словом «поэт» определяла свое предназначение М. Цветаева («поэтесса» имело в то время сугубо иронические коннотации). Тема одиночества возникает в лирике М. Цветаевой не случайно – ее проникновенная юношеская лирика, затрагивающая «вечные темы и вопросы» – любовь, одиночество, радость туманной юности – выбивалась из общего репертуара поэзии «серебряного века».

М. Цветаева не была близка ни одному из модернистских направлений эпохи.

Вопрос классу:

А с какими направлениями в поэзии «серебряного века» мы с Вами уже познакомились? 

Ей была чужда и гражданская направленность многих авторов, охваченных предреволюционными настроениями. Во время ее второго приезда в Коктебель, в мае 1913 г., она напишет «Моим стихам написанным так рано…». Давайте обратимся к данному стихотворению.

Ученик(ца) зачитывает «Моим стихам написанным так рано…».

Работа с классом:

  • Как бы Вы определили тему данного стихотворения?
  • Какое средство художественной выразительности (троп) положено в основу?
  • Каково восприятие собственного творчества ранней Цветаевой?

Волею судьбы данное стихотворение стало поэтическим пророчеством своей творческой судьбы. К сожалению, «черед» стихам Цветаевой настанет нескоро.

Здесь же, в Коктебеле, в 1911 г. Марина Цветаева знакомится с Сергеем Эфроном, белым офицером, который стал ее мужем, а знакомство их состоялось в исключительно романтической ситуации – на берегу моря М. Цветаева впервые увидела того, кто стал главным адресатом ее вдохновенной любовной поэзии. С. Эфрон собирал цветные камушки (любимое занятие всех коктебельских друзей). Цветаева сказала в тот вечер Волошину: «Если подарит мне сердолик – выйду за него замуж». И С. Эфрон подарил ей именно камушек-сердолик, который она хранила всю жизнь. Вскоре у них родилась дочь Ариадна, затем – Ирина.

Творчество 1917- начала1920-х гг. – «целую Вас через сотни разъединяющихся верст».

Но годам беспечного счастья было суждено скоро закончиться. В 1915 г. С. Эфрон отправляется в ряды Добровольческой Донской армии. А вскоре наступает роковой для русской истории 1917 г.

Вопросы классу:

  • Какое событие произошло в этом году?
  • Почему этот год стал переломной вехой для русской истории и культуры?

Далее поэтесса переживает голодные годы военного коммунизма. С двумя детьми она живет в страшных условиях в своем домике в Борисоглебском переулке. В 20-е гг. она пытается опубликовать еще два сборника – «Версты» и «Разлука», но сборники выходят малым тиражом. Она пишет цикл «Лебединый стан» – поэтический плач по всему Белому движению. По решению советской власти ее запрещают и не публикуют, приходится жить впроголодь, Цветаева хватается за любую работу. Это был один из самых трагических периодов ее творчества. Бедственное положение Цветаевой ухудшается долгими годами ожидания весточки от мужа. Не зная, где он и жив ли вообще, Цветаева пишет ему письма на фронт в надежде, что они дойдут до Эфрона: «Если Бог сделает милость, оставит Вас в живых, я буду ходить за Вами как собака», – пишет она в одном из своих посланий. Именно в эти страшные 1920-е гг. ею создан поэтический цикл «Бессонница», проникнутый чувством неизбывной тоски, разлуки с любимым человеком и ощущением крайнего одиночества.

*** Включить отрывок из док. фильма «Не похороните живой!» про данный период.

Ученица зачитывает стихотворение «Вот опять окно…».

Работа с классом:

  • Бессонница для поэта – самое романтическое и творческое время. А что оно означает для лирической героини этого стихотворения?
  • Что символизирует образ окна? Почему так пристально лирическая героиня вглядывается в горящие окна ночного города?
  • Какие образы и мотивы в стихотворении раскрывают тему одиночества?

Чтобы как-то прокормить дочерей ей приходится продать материнское пианино за мешок ржаной муки. А чтобы протопить огромный дом – ломает венские стулья на дрова и, в конечном итоге, прорубает отверстие на потолке самой верхней из комнат (тепло идет вверх).

Виртуальная экскурсия по Дому-музею М. Цветаевой (3-4 слайда).

Живет с дочерьми на чердаке (в это время пишет стихотворение «Чердачный дворец, мой дворцовый чердак…», но пишет углем на стенах за неимением бумаги и чернил). Но возможности прокормить обеих девочек не было, М. Цветаева была вынуждена отдать их приют, где дочь Ирина умирает от голода. Эту смерть М. Цветаева не могла себе простить всю жизнь. В 1921 г., наконец,  приходит известие от Эфрона: выясняется, что он жив и был вынужден эмигрировать с остатками отступающей Донской армии. В 1922 г. М. Цветаева распродает последние вещи, остатки печатных изданий своих сборников, покидает свой дом в Борисоглебском переулке, в который уже никогда не вернется и уезжает вослед за мужем. Наступают годы эмиграции.

Эмиграционный период – «Здесь я не нужна. Там я не возможна».

Вопрос классу (проверка конспекта):

  • В каких городах в эмиграции проживала поэтесса?

В период эмиграции М. Цветаева и С. Эфрон жили в Берлине (1922-1923),Чехии (1923-1925), Париже (1925-1939). В эмиграции у них родился сын Георгий, которого Марина на французский манер называла «Мур». Однако это время стало тяжелым периодом в жизни Цветаевой. За рубежом Цветаева оказалась чуждой, «непонимаемой» читателем. Одна из причин отчужденности М. Цветаевой – участие мужа в просоветской организации «Союз возвращения», курируемой НКВД. «Всё меня выталкивает в Россию, – писала Цветаева А. А. Тесковой еще в начале 1931 года, имея в виду сложность своего положения в среде эмигрантов, – в которую я ехать не могу. Здесь я не нужна. Там я невозможна».– так писала М. Цветаева о своих беженских годах. В Париже переиздает свой сборник «Разлука», пишет поэмы.

Вопрос классу (проверка домашнего задания – конспекта):

  • Какие поэмы был написаны в эмиграции?

«Эмиграция делает меня прозаиком», – писала поэтесса – и не случайно. В эмиграции изданы: «Мой Пушкин» (1937), «Мать и музыка» (1935), «Дом у Старого Пимена» (1934), «Повесть о Сонечке» (1938), воспоминания: о Максимилиане Волошине («Живое о живом», 1933), Михаиле Кузмине («Нездешний ветер», 1936), Андрее Белом («Пленный дух», 1934) и др.

Доминантной темой всего эмигрантского творчества поэтессы становится тема неизбывной тоски по России. Цветаева всегда чувствовала свою кровную связь с оставленной Родиной и всегда мечтала вернуться, но понимала, что той, дореволюционной России, в которой она выросла уже нет.

Единственной связью с Россией оставались письма друзьям и, в частности, поэту Б. Пастернаку. «Поэтический роман» - так определяют исследователи переписку поэтов. Б. Пастернаку она посвящает стихотворение «Расстояния, версты, мили…».

Тема утраченной России звучит в стихотворении «Родина» (зачитать). Образ Родины в эмигрантской лирике Цветаевой воплощается в образе рябины. Давайте обратимся к известному стихотворению, написанному в эти годы  «Тоска по Родине! Давно…».

Ученик зачитывает отрывок из стихотворения «Тоска по Родине! Давно…».

Работа с классом:

  • Как в стихотворении показан трагизм эмигрантского бытия лирической героини?
  • Как Вы думаете, почему темы тоски по Родине воплощается в образе рябины?
  • Почему поэтесса заканчивает стихотворение строками о рябине?
  • Какие чувства испытывает лирическая героиня в финале?

Возвращение на Родину – «меня простите – не вынесла».

Долгожданное возвращение на Родину, уже в СССР, в 1939 г. не принесло радости поэтессе. Сразу по возвращению были арестованы С. Эфрон и дочь Ариадна. М. Цветаева сначала живет с сыном Муром в Болшево, затем, в 1941 г. попадает по распределению в Елабугу. В начале Великой Отечественной войны живет впроголодь в домике у бабки, которая едва сама сводила концы с концами. Хватается за любую работу (пытается устроиться на должность судомойки, затем – чистит картошку и свеклу для отправки на фронт, но ненадолго, ей всюду отказывают). Пытается прокормить себя и сына гнилой картошкой. А 31 августа 1941 г., оставив две предсмертных записки друзьям с просьбой «не оставлять Мура» и словами: «Меня простите – не вынесла!» оканчивает жизнь самоубийством.

Зачитать стихотворение Е. Евтушенко «Елабужский гвоздь».

Жизнь после смерти

Назвать памятники и литературные музеи. Издания произведений М. Цветаевой и книги о ней.

В конце урока:

РЕФЛЕКСИЯ: обмен мнениями с обучающимися об уроке.

Вопросы к классу:

  • Какие темы и мотивы ранней лирики М. Цветаевой стали главными в творчестве поэтессы?
  • Почему в качестве эпиграфа мы взяли строки из стихотворения «Молитва»?
  • Чем близка нам, сегодняшним читателям, ее поэзия?
  • Почему М. Цветаева не принадлежала ни к одному из модернистских направлений «серебряного века»?

Выводы: Все творчество М. Цветаевой неизбывно связано с важнейшими историко-культурными процессами эпохи. Ведущие темы и мотивы, заявленные в ранней поэзии М. Цветаевой – тема любви, одиночества, поэта и поэзии, поэта и толпы – впоследствии получают развитие в зрелом творчестве. Строки из стихотворения «Молитва», взятые в качестве эпиграфа, определяют образ лирической героини ранней лирики, в них звучит темы жажды жизни, любви, творчества. Поэзия М. Цветаевой оказалась шире всех модернистских направлений рубежа XIX-XX вв. из-за самобытности поэтической манеры, уникальности поэтического самовыражения. М. Цветаева уже в раннем творчестве поднимает «вечные темы» (любви, юношеских мечтаний, жажды жизни и творчества), которые даже по истечению лет, оказываются близки и актуальны читателям.

ИТОГ УРОКА: выставление оценок.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

  1. Повторение пройденного материала.
  2. Выучить наизусть одно из стихотворений ранней лирики М. Цветаевой.
  3. Повторить схему анализа поэтического текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поэтическая гостиная, посвященная памяти Марины Цветаевой (к 115-летию со дня рождения). «Если душа родилась крылатой …»

Поэтическая гостиная, посвященная памяти Марины Цветаевой(к 115-летию со дня рождения).«Если душа родилась крылатой …»Цели:  Обучающие:Раскрыть удивительный мир непростой поэзии М.  Цв...

Поэтическая гостиная «Если душа родилась крылатой …», посвященная памяти Марины Цветаевой.

Поэтическая гостиная«Если душа родилась крылатой …»,посвященная памяти Марины Цветаевой.Ведущий 1.«Трудно говорить о такой безмерности, как поэт. Откуда начать? Где кончить? И можно ли вообще на...

Литературно- музыкальная композиция «Если душа родилась крылатой», посвящённая 120 –летию М. Цветаевой.

Данное мероприятие направлено на изучение жизни и творчества М. Цветаевой в связи празднования 120 - летия со дня рождения. Оно может быть использовано как на уроке, так и во внеклассной работе по пре...

Разработка урока по творчеству М.Цветаевой "Если душа родилась крылатой..."

Данный урок изучается в разделе «Серебряный век».          Этапы урока: Знакомство с темой урока. Погружение в мир поэзии М.И.Цветаевой. Обсуждение...

Внеклассное мероприятие по лирике Марины Цветаевой "Если душа родилась крылатой..."

Внеклассное мероприятие содержит интересный материал о жизни и судьбе поэтессы. Оно рассчитано на развитие интереса к творчеству Марины Цветаевой, в котором и любовь к родине, и верность, и преданност...

"Если душа родилась крылатой": урок по лирике А.Ахматовой и М.Цветаевой.

Цель урока: обобщить знания учащихся о лирике А.Ахматовой и М.Цветоаевой, показать особенности их творчества (связь с биографией), организовать  исследовательскую деятельность учащихся с целью вы...