Современные технологии преподавания литературы
статья (литература) по теме

Выступление на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы, март 2014 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Поповская средняя общеобразовательная школа»

Чернского района Тульской области

Современные технологии в преподавании литературы

Сутормин А.Е., учитель русского языка и литературы,

 высшая квалификационная категория

2014 г.

    Выбрав эту тему для выступления, прежде всего хотел сам узнать,  что нового появилось в преподавании литературы сегодня, спустя n-ное количество лет после окончания пединститута. Сразу хочу сказать, что меньше всего меня интересовало применение новых ИКТ-технологий на уроке, поскольку они лишь усовершенствованные технические средства обучения, объединившие в себе технические достижения прошлых лет: киноаппараты, телевизоры, кодоскопы, магнитофоны, электрофоны и пр.

   Для начала небольшой экскурс-обзор методической литературы, от которой хотелось бы оттолкнуться.

   Через десятки лет после окончания гимназии В.Г. Короленко с восхищением и чувством  благодарности вспоминал своего учителя словесности В.В. Авдиева. Педагог мыслил на уроках и тем самым заставлял мыслить своих воспитанников. «…Авдиев прочитывал отрывок, сцену, стихотворение…  Каждый урок словесности являлся часом отдыха, наслаждения, неожиданных и ярких впечатлений». Но прошло время, и в гимназии появился другой наставник. Новый учитель «добросовестно объяснял: такое-то произведение разделяется на столько-то частей…». Неожиданные яркие мысли, вспыхивавшие на уроках Авдиева, погасли…    

    Думаю, что вы сразу поняли, что перед нами два типа преподавания литературы, которые и сегодня существуют в школе: один – это живое общение с искусством слова и с учителем, другой – скажу, забегая в будущее, натаскивание на ЕГЭ. Но именно словесник Авдиев заронил любовь к литературе в душу будущего писателя В.Г. Короленко…  

    Зажечь жажду познания – это и сегодняшняя задача учителя литературы. Виктор Фёдорович Шаталов, педагог-новатор, в книге «Эксперимент продолжается» пишет: «С чего начинается творчество учителя? Что становится толчком к той внутренней работе, которая ведёт к рождению нового приёма, варианта урока, технологии обучения, педагогической идеи? Месяцы, годы, десятилетия, вся жизнь – непрекращающийся поиск, чтобы добыть золотинку – приём, который включит в движение мысль ученика, зажжёт в нём жажду познания, сделает учение радостным и победным».

   Да, всё зависит от метода, что означает путь, способ познания, систему правил и подходов к изучению явлений и закономерностей развития природы, общества и мышления. Применительно к школе «метод  обучения предполагает непременное взаимодействие учителя и ученика, в ходе которого учитель организует деятельность ученика над объектом изучения, а в результате этой деятельности учащихся реализуется процесс усвоения учеником содержания образования» (как видим, определение из «Дидактики средней школы» 1975 года не устарело).

    Каким же методам нас учили в педагогическом институте? Не споря с различными классификациями, назовём метод творческого чтения, эвристический (частично-поисковый), исследовательский, репродуктивный…  И приёмы нам хорошо знакомы: выразительное чтение учителя, мастеров художественного слова, учащихся, пересказы, составление сценариев, иллюстрирование, написание отзывов, сочинений, выполнение творческих заданий, самостоятельная  работа по анализу эпизода, образа, сравнительный анализ героев, произведений, семинары, конференции, практикумы, лекции учителя, изложение прочитанного, составление плана, тезисов, таблиц, доклады и прочая и прочая и прочая.

   Один из членов редколлегии журнала «Управление современной школой. Завуч» В.В. Гузеев углубляет наше понимание методов, говоря, что все методы могут применяться в трёх режимах: интраактивном, экстраактивном и интерактивном. Последнее слово сейчас очень на слуху…  По определению В.В.Гузеева, интерактивный режим - это двусторонние информационные потоки, основанные на диалоге сторон. Но наиболее перспективным автор считает такой режим обучения, «при котором исходные условия учителем не выделяются, а отбираются самим учеником в зависимости от его понимания задачи. Из этих условий он получает результаты, сравнивает их с планируемыми. При получении расхождений с целью, выходящих за пределы допустимой погрешности, ученик возвращается к началу, вносит изменения в свои начальные условия и вновь проходит весь путь. Если требуемая точность не достигнута и теперь, то процесс вновь повторяется. И так будет до тех пор, пока ученик получит один из возможных исходов: требуемая точность достигнута или доказано, что это невозможно». Надеюсь, вы узнали современный урок по ФГОС с системно-деятельностным подходом? А ведь это было сказано еще в 1999 году! Наверное, и словесник В.В.Авдиев, учивший писателя В.Г.Короленко, пользовался этим методом!

    При всей привлекательности этого метода нельзя не согласиться с мнением Ю.Б. Зотова: «Нельзя идеализировать какой-либо один метод обучения, противопоставлять его хорошо зарекомендовавшим себя традиционным методам. Каждый  метод должен использоваться для конкретных задач урока. Поэтому необходимо заботиться о разумном комплексном сочетании различных методов».

    А теперь вернусь к началу и поясню, почему не особенно увлечён современными ИКТ-технологиями. Мне близки слова Г.И. Беленького: «В последнее время учителя обращаются к техническим средствам обучения почти на каждом уроке. К сожалению, при этом иногда теряется чувство меры. Литература – суверенное искусство, обладающее огромной выразительностью и «внутренней наглядностью». При неумеренном и неоправданном применении ТСО её восприятие, требующее духовной мобилизованности и серьёзной мыслительной деятельности, как будто облегчается, но на самом деле обедняется и даже примитивизируется настолько, что никак не способствует интеллектуальному и эмоционально-эстетическому развитию школьников».

   Исследуя ресурсы Интернета по данной теме, нашёл и новые технологии.  Подробнее хочу остановиться на кейс-технологиях. Кейс-технологии ранее традиционно применялись только в обучении менеджеров и юристов: студентам предлагались конкретные ситуации из экономической или юридической практики, которые обсуждались на занятиях и служили основой дальнейшей профессиональной деятельности.

   Кейс-технологии (или кейс-метод, как определяют его другие методисты) с одной стороны – противопоставлены таким видам работы, как повторение за учителем, ответы на вопросы учителя, пересказ текста, а с другой – совмещают в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы, как  метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ и многое другое. Суть кейс-технологий – анализ реальной ситуации (каких-то вводных данных), описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Будучи интерактивным методом обучения, он позволяет повысить интерес учащихся к предмету. Применение данной технологии помогает развить в детях такие важные для дальнейшей жизни качества,  как коммуникабельность, социальная активность, умение правильно представить своё мнение и выслушать мнение другого человека.

   Сюжетную канву кейса (реальную ситуацию для анализа) в рамках школьного предмета могут составлять примеры из  публицистической и  художественной литературы. Вот пример кейс-задания при изучении творчества Л. Толстого при анализе отрывка  из произведения «Детство». Основой обсуждения является поступок мальчика - главного героя, который, имея очень чуткую, «жалостливую» натуру, тем не менее, поддаётся всеобщему негативному порыву и вместе со своими товарищами издевается над другим мальчиком. Кейс-задание:

- Возможно ли было поступить по-другому и к каким бы последствиям это бы привело? Для решения данного кейса  используется инсценировка - эксперимент. Класс предварительно делится на группы. Каждая группа детей разыгрывают свои вариант развития событий. Таким образом, определяется наиболее верная поведенческая модель.

   Не знаю, как вам, а мне это напоминает старые добрые методы, проблемное обучение, исследовательский метод…

   Завершая разговор о современных технологиях в преподавании литературы, ещё раз приведу слова Г.И. Беленького: «Мастера педагогического труда выступали не только передатчиками знаний или своеобразными литературными критиками – они были учителями жизни, воспитателями юношества. Они, как говорят философы, осуществляли процесс общения, в котором ученик являлся не объектом воспитательных воздействий, а субъектом, активно участвующим в постижении нравственных и эстетических ценностей и в формировании собственных личностных качеств».

  По-моему, это и сегодня идеал для учителя-словесника.

Использованная литература:

  1. М.А. Данилова, М.Н. Скаткина.  Дидактика средней школы. Москва, 1975 г.
  2. З.Я. Рез. Методика преподавания литературы. Москва, 1977 г.
  3. Урок литературы. Москва, «Просвещение», 1983 г.
  4. В.Ф. Шаталов. «Эксперимент продолжается». Москва, «Педагогика», 1989 г.
  5. Ю.Б. Зотов. Организация современного урока. Москва, «Просвещение», 1984 г.
  6. В.В. Гузеев. Методы обучения и организационные формы уроков. Москва, Знание, 1999 г.
  7. Интернет-ресурс: http://nsportal.ru/blog/obshcheobrazovatelnaya-tematika/primenenie-sovremennyh-tehnologiy-obucheniya-v-prepodavanii


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта использования современных технологий преподавания физики на базовом уровне.

Автор статьи делится опытом преподавания физики в старших классах при изучении науки на базовом уровне....

Доклад: «Формирование навыков анализа и обобщения у умственно отсталых учащихся при использовании современных технологий преподавания"

Развитие мышления учащихся ставится целью урока практически по каждому предмету. Исходя из собственного опыта работы, я считаю, что именно на уроках математики может происходить целенаправленное...

МЕТОДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ В.И.ВОДОВОЗОВА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОЙ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ

"Язык как средство общения в обучении глухих школьников".  С.А. Зыков.      Изучение педагогического и методического наследия В.И.Водовозова не т...

Современные технологии преподавания музыки в школе.

Современные технологии преподавания музыки в школе...

Современные технологии преподавания географии в условиях реализации ФГОС ООО/

Особенность ФГОС ООО (федеральных государственных образователь-ных стандартов общего образования) - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика, повы...

Современные технологии преподавания физкультуры в условиях реализации ФГОС

ДОКЛАД ДЛЯ РАЙОННОГО МО НА ТЕМУ: "Современные технологии преподавания физкультуры в условиях реализации ФГОС"....

Статья в журнал Раздумья на тему "Современные технологии преподавания иностранного языка, эффективные для реализации требований ФГОС ООО", 2022

В данной статье говорится о повышении педагогического мастерства учителя путем освоения современных технологий обучения и воспитания...