Конспект урока по литературе "Тема Родины в лирике С. Есенина"
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Прокопчук Инна Валентиновна

Одной из главных тем в лирике С. Есенина  является тема Родины. Как писал сам поэт: "Чувство Родины - основное в моем творчестве". Именно чувство,  а не тема  было основным  в его творчестве. На протяжении всей жизни поэта  образ Родины не был одинаков. Проанализировав стихи Есенина, написанные в разные  периоды его творчества, учащиеся смогут определить мироощущение поэта с образным строем  лирики каждого периода. К конспекту урока прилагаются "Рабочие тетради" (в двух вариантах)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_tema_rodiny_v_lirike_esenina.docx38.87 КБ

Предварительный просмотр:

ГКВОУ ЦО Самарской области.  Филиал №3

Урок литературы в 11 классе

«Тема Родины в лирике Сергея Есенина»

Подготовила:

Прокопчук И. В.,

учитель русского языка

и литературы.

2014 год

Урок литературы в 11 классе

«Тема Родины в лирике Сергея Есенина»

Форма урока: изучение нового материала.

Тип урока: урок – открытие.

Цели:                                                                                                                -  раскрыть образ Родины и художественные средства его воплощения в лирике   С.А. Есенина; проанализировать стихи С. Есенина, отражающие взгляд поэта на окружающий мир, его понимание прекрасного и возвышенного, рассмотреть циклы стихов о любви поэта к Родине, открыть глубину чувств лирического героя;                        - развивать навыки работы с текстом, умение сопоставлять и анализировать, умение работать в группе;     развивать коммуникативные навыки – эффективное сотрудничество, умение с достаточной полнотой выражать свои мысли;                                                                                                                       - воспитывать вдумчивого, проницательного читателя.

Оборудование: портрет С.Есенина, сборники стихотворений поэта, рабочие тетради; иллюстрации  (презентация – виды села  Константиново,  компьютер); «венок Есенину», цветы.

Моя лирика жива одной большой любовью,

 любовью к Родине.

                               Чувство Родины – основное в моем творчестве».

                                                                                                                   С. Есенин.

ХОД УРОКА

  1. Организационный этап.

- Приветствие учителя и представление себя учащимся.

 II. Создание  эмоционального настроя. Постановка целей  урока

- Сколько живет человек на свете, столько он  учиться, узнает новое, открывает что-то неизвестное. Сегодня на уроке каждый из вас  сможет открыт для себя новую страничку в книге творчества Сергея Есенина. И, может быть, даже откроет что-то новое в себе, в своей душе.

- Я очень рада тому, что  этот урок я могу провести вместе с вами. Хочется верить, что на этом  занятии вы не будете равнодушными и безучастными, ведь творчество Есенина привлекает  своей романтичностью и выражением лучших чувств.

        В свое время  поэт и критик Е. Винокуров о С. Есенине сказал следующее: «Есенин – душа нации, великий художник -  поэт, пользующийся безграничной любовью народа, но при этом сложный поэт,

1

и нет человека, который бы до конца понял его творчество (нет пока и критика, который смог бы объяснить и  прокомментировать все богатство содержания есенинской поэзии)».

- Чем же объяснить безграничную любовь русского народа к творчеству Есенина?

Может  мы сегодня сможем с вами найти ответ на этот  вопрос через изучение одной из основных его тем – темы Родины.  Эпиграфом к нашему уроку будут слова С. Есенина: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве».

          - Обратите внимание не тема, а «чувство Родины» было «основным» в его творчестве.

- Итак, я приглашаю вас на урок-открытие.

  1. Основная часть урока.
  1. Рассказ учителя

Рассказ учителя на фоне иллюстраций (слайдов) «Пейзажи   села Константинова»

  1. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине.   Чувство Родины – основное в моем творчестве». С. Есенин

  1. Село Константиново Рязанской губернии – родина С. Есенина.
  2. Село Константиново – это было тихое, чистое, утопающее в зелени село. Основным украшением являлась церковь, стоящая в центре.

  1. Раннее детство… Тогда впервые узнал маленький Сережа, как ломаются березы, отражаясь в пруду, как играет солнечный зайчик в бороде старого деда, убирающего ток, как все вокруг серебрит своим блеском луна. Всю жизнь поэт был «болен воспоминанием детства».        

  1. И в радости, и в печали – всегда его сердце тянулось к родному очагу, к полевым тропинкам.
  2. Тогда впервые заглянул он в синие глаза России, впервые услышал ее задушевные песни, ощутил дыхание родной земли.
  3. Именно тогда в его душу упали первые зерна того чувства, которым жива вся есенинская лирика.

О, край разливов  грозных

И тихих вешних сил,

Здесь по заре  и звездам

Я школу проходил.

2

8. Это была школа любви к отчему краю, к людям, ко всему живому в мире. Есенин считал себя певцом русской деревни, продолжателем традиций  крестьянской поэзии.

9. Он пришел в литературу как глубоко лирический поэт, все творчество которого было посвящено одной главной теме – теме Родины.

10. Это слово – Родина -  Есенин  мог писать с одинаковым правом и с прописной, и со строчной буквы, потому что образ  Родины  в его стихах принял  конкретные очертания рязанской  деревни, и в то же время это было не только село Константиново,  -  это была вся Русь.

11. Нельзя сказать, что на протяжении всей жизни поэта (а она была очень короткой – 30 лет) образ России  был одинаков. Давайте  посмотрим, как связано мироощущение поэта с образным строем его лирики.

По сути,  все творчество    можно разделить на три периода в жизни Есенина. Озвучьте  эти периоды.

I  - период - 1914 -1916гг.

Есенин переезжает в Москву, затем в Петербург. Оставленные им родные рязанские просторы снятся по ночам, рождая светлую тоску по тому, что покинуто, но даёт силы жить и творить.

        II  - период - 1919 – 1921 гг. И вот в стране  уже  произошла  революция. С революционным обновлением поэт мечтает о мужицком рае. Но жизнь разворачивалась все круче и круче: полыхал огонь гражданской войны, терзали страну интервенты, разруха и голод делали свое черное дело. И не было мужицкого рая. Поэт видит, как гибнет то, что ему дорого и близко.  Русь уходила в прошлое, и это порождало трагическое мироощущение поэта.  В это время поэт встречает гибель Руси как свою собственную.

III  - период 1924 - 1925гг.  Последние годы жизни. Поэт не ждёт от неё подарка, над ним сгущаются тучи. Художник не умещается в прокрустово ложе системы, набирающей скорость государственной машины. Слишком талантлив, слишком «прям», слишком обаятельный, слишком шумный – во всём слишком.

2.        Анализ стихотворения  

- Давайте обратимся к стихотворению, первого периода творчества Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…» (1914) и постараемся узнать, каков образ России в данный период творчества.

3

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты – в ризах образа...

Не видать конца и края –

Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонко чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс

Побегу по мятой стежке

На приволь зеленых лех,

Мне навстречу, как сережки,

Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:

"Кинь ты Русь, живи в раю!"

Я скажу: "Не надо рая,

Дайте родину мою".

-  Скажите, все ли слова вам понятны?

Хаты –  крестьянские дома

 Риза -  церковное одеяние, красивое, переливающееся золотом.

Околица –  изгородь вокруг всего селения или только при выезде из него.

 Кроткий Спас  –  один из трех церковных праздников, в данном случае речь идет о яблочном  Спасе  

Корогод – хоровод изб.

На приволь зеленых лех  -    тесьма, лента, борозда; обмежек пашни.

Рать – воинство, войско.

 -  Стихи Есенина насыщены звуками,  цветописью, средствами художественной выразительности: метафорами, эпитетами, олицетворениями. Давайте вспомним, что такое средства художественной выразительности.

- Озвучьте их, пожалуйста.

Эпитет - художественное определение, один из тропов, выражается преимущественно именем прилагательным («сладостный напев», «тихий звон», «гордый конь»).

4

Метафора – троп, представляющий собой перенос значений по сходству; в основе имеет неназванное сравнение («спит черемуха в белой накидке», «вяжет взбалмошная луна на полу кружевные узоры»)  .

Олицетворение – стилистический приём, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевлённые предметы, явления природы или животных («ива плачет»).

        Примечание.  Литературовед К. А. Кедров отмечает основные цвета древнерусской живописи и в  поэзии Есенин. «Белый – символ чистоты, голубой и синий – символ устремленности к небу, то есть к чему-то недосягаемому, золото – изначальный свет и красный – цвет любви, горения, страсти.

Эволюция темы Родины в лирике Есенина

1914 -1916гг.

1919 – 1921 гг.

1924 - 1925гг.

Метафора,

олицетворение

Хаты – в ризах образа;

Синь сосет глаза;

Звонно чахнут тополя;

Приволь зеленных лех;

Кадящих листвой берез;

золотистое пламя;

луны часы деревянные прохрипят;

тропа голубого поля;

железный гость;

злак, зарею пролитый;

черная горсть;

не живые, чужие ладони;

колосья – кони;

панихидный пляс

Свет таинственный и длинный;

Плачут вербы;

Шепчут тополя;

Новый свет;

Чужая юность брызжет новью;

эпитет

Рать святая

Прощальная обедня,

Свинцовая свежесть полынь;

цвет

Синий ,

зеленый

Золотое (пламя) ,

Голубое (поле),

Красный (заря)

Черная (горсть)

Свинцовый

звук

Звонно,
веселый пляс,

смех

Ржанье;

панихида

Плач, шепот, окрик.

Прочувственно пропеть.

лирический  герой

«Захожий богомолец».

С начала  и до конца стихотворения герой восхищается своей родной землёй, на которой он родился и вырос.

Последний поэт деревни. Настал прощальный час. Герой встречает гибель Руси как свою собственную. Никто не будет воспевать березу, поле. наступает новое время. Герой не видит себя в этом времени.

Поэт золотой бревёнчатой избы; Он не  принимает изменений, но и не выступает против них, а остаётся в своём прежнем мире. Его идеал – патриархальная, «Голубая» Русь, а не «железная».

образ Родины

Мир деревни - это как бы храм с его гармонией земли и неба, человека и природы.

Русь здесь предстает как нечто святое

Догорает свеча, деревянная Русь уже не поет, наступает новое время. Деревянные часы, дощатый мост – все от природы, а на смену приходит «железный гость».

«железная» Русь

  1. Релаксационный момент.

  1. Самостоятельная работа в 2 группах (либо по рядам).

- У нас с вами остались два столбца таблицы  незаполненными.  Я предлагаю вам это попробовать сделать  самостоятельно.  

- Задание для I группы: Прочитайте  и стихотворение  «Я последний поэт деревни» (1920 г. ). Заполните столбец  таблицы №2 (1919 – 1921 гг.).  Каково мироощущение поэта с образным строем лирики данного периода?

- Задание для II группы: Прочитайте  и стихотворение  «Спит ковыль. Равнина дорогая…» (1925 г.). Заполните столбец  таблицы №3 (1924 – 1925 гг.).  Каково мироощущение поэта с образным строем лирики данного периода?

  1. Выступление каждой  группы.

  1.  Обобщающие выводы и  оценка работы  групп.

6

  - Что вмещает в себя понятие  Родины (ваши ассоциации со словосочетанием «Родина Есенина)?

    -  А вам, сегодняшним читателям, близка  ли чем-то «Родина Есенина»? Есть ли созвучие, перекличка вашего понимания «малая Родина», Россия с образом есенинской Родины?

- Вот вы и ответили на вопрос, поставленный в начале нашего урока: «Чем же объяснить безграничную любовь русского народа к творчеству Есенина?» (Да, это народность, простота, в его стихотворениях каждый найдет что-то свое личное, родное).

7. Рефлексия. 

- Ю. Тынянов, критик и литературовед, однажды заметил о лирических произведениях Есенина: «Его стихи для легкого чтения…». Согласны ли вы с таким утверждением? Что именно для себя открыли вы в поэзии С. Есенина?

Ответьте на эти вопросы коротко  в письменной форме.

- Оцените сами свою работу на уроке.

8. Итоги урока.

- Подошло к концу наше занятие.  Обратите внимание, на ваших столах лежат полевые цветы - васильки, а у меня в руках  «есенинский венок».  Сейчас я пущу его по рядам и попрошу вас оценить наше сегодняшнее занятие. Насколько оно было интересным, полезным для вас. Если урок вам понравился, вы сделали для с себя открытие – украсьте  этот веночек цветами.

7

Я последний поэт деревни… (1920)

 Я последний поэт деревни,

Скромен в песнях дощатый мост.

За прощальной стою обедней

 Кадящих листвой берез.

Догорит золотистым пламенем

 Из телесного воска свеча,

И луны часы деревянные

 Прохрипят мой двенадцатый час.

На тропу голубого поля

 Скоро выйдет железный гость,

Злак овсяный, зарею пролитый,

Соберет его черная горсть.

Не живые, чужие ладони,

Этим песням при вас не жить!

Только будут колосья-кони

 О хозяине старом тужить.

Будет ветер сосать их ржанье,

Панихидный справляя пляс.

Скоро, скоро часы деревянные

 Прохрипят мой двенадцатый час!

«Спит ковыль. Равнина дорогая…»  Сергей Есенин

Спит ковыль. Равнина дорогая

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Знать, у всех у нас такая участь.

И, пожалуй, всякого спроси -

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живется на Руси.

Свет луны таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Все равно остался я поэтом

Золотой бревёнчатой избы.

По ночам, прижавшись к изголовью,

Вижу я, как сильного врага,

Как чужая юность брызжет новью

На мои поляны и луга.

Но и все же, новью той теснимый,

Я могу прочувственно пропеть:

Дайте мне на родине любимой,

Все любя, спокойно умереть!

Гой ты, Русь, моя родная…(1914)

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты – в ризах образа...

Не видать конца и края –

Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонко чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс

Побегу по мятой стежке

На приволь зеленых лех,

Мне навстречу, как сережки,

Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:

"Кинь ты Русь, живи в раю!"

Я скажу: "Не надо рая,

Дайте родину мою".

Эволюция темы Родины в лирике Есенина

1914 -1916гг.

1919 – 1921 гг.

1924 - 1925гг.

Метафора,

олицетворение

Хаты – в ризах образа;

Синь сосет глаза;

Звонно чахнут тополя;

Приволь зеленных лех;

Кадящих листвой берез;

золотистое пламя;

луны часы деревянные прохрипят;

тропа голубого поля;

железный гость;

злак, зарею пролитый;

черная горсть;

не живые, чужие ладони;

колосья – кони;

панихидный пляс

Свет таинственный и длинный;

Плачут вербы;

Шепчут тополя;

Новый свет;

Чужая юность брызжет новью;

эпитет

Рать святая

Прощальная обедня,

Свинцовая свежесть полынь;

цвет

Синий ,

зеленый

Золотое (пламя) ,

Голубое (поле),

Красный (заря)

Черная (горсть)

Свинцовый

звук

Звонно,
веселый пляс,

смех

Ржанье;

панихида

Плач, шепот, окрик.

Прочувственно пропеть.

лирический  герой

«Захожий богомолец».

С начала  и до конца стихотворения герой восхищается своей родной землёй, на которой он родился и вырос.

Последний поэт деревни. Настал прощальный час. Герой встречает гибель Руси как свою собственную. Никто не будет воспевать березу, поле. наступает новое время. Герой не видит себя в этом времени.

Поэт золотой бревёнчатой избы; Он не  принимает изменений, но и не выступает против них, а остаётся в своём прежнем мире. Его идеал – патриархальная, «Голубая» Русь, а не «железная».

образ Родины

Мир деревни - это как бы храм с его гармонией земли и неба, человека и природы.

Русь здесь предстает как нечто святое

Догорает свеча, деревянная Русь уже не поет, наступает новое время. Деревянные часы, дощатый мост – все от природы, а на смену приходит «железный гость».

«железная» Русь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Образ Родины в лирике С. Есенина"

Конспект урока литературы "Образ Родины в лирике С.Есенина" предназначен для проведения урока в 9 классе при изучении раздела "Русская литература ХХ века" по программе В.Я. Коровиной....

Конспект урока "Образ Родины в лирике С. Есенина"

Конспект урока литературы на тему "Образ Родны в лирике Сергея Есенина" создан в рамках учебной программы дя общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной. На уроке учащимся предлаг...

Рабочие тетради к уроку по литературе "Тема Родины в лирике С. Есенина"

В содержании "Рабочих тетрадей" освещается теоретический материал урока, анализ стихотворения "Гой ты, Русь, моя родная..." и вариативные задания для самостоятельной работы....

Урок - мастерская по литературе в 5 классе «Малая и большая Родина в лирике С. Есенина»

Цель урока: ·        Познакомить детей со стихотворениями С. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями», «Ты запой мне ту песню, что прежде…»....

Тема родины в лирики С. Есенина

Тема. Тема Родины в лирике С.А.Есенина Цель: выявить, как представлена тема Родины в лирике С.Есенина; рассмотреть особенности художественного мира поэта; формировать умение вести диалог, отстаивать с...

Тема Родины в лирике С.Есенина

Цель урока - определить развитие образа Родины в лирике поэта, развитие навыков анализа поэтического текста...