Урок - мастерская по литературе в 5 классе «Малая и большая Родина в лирике С. Есенина»
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Силкина Светлана Михайловна

Цель урока:

·        Познакомить детей со стихотворениями С. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями», «Ты запой мне ту песню, что прежде…».

·        Познакомить с жизнью и творчеством великого русского поэта серебряного века - С.А. Есенина.

·        Почувствовать в его стихах всепроникающий лиризм - специфику поэзии Есенина. Русь как главная тема всего его творчества.

·        Работать над пополнением словарного запаса детей.

·        Прививать детям навыки творческого создания текста; развивать воображение, мышление.

Задачи:

      - Показать своеобразие языка Есенинской лирики.

      - Воспитывать чувство любви и уважения к родине и родной природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc157 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №10

города Каменска-Шахтинского Ростовской области

Открытый урок по литературе в 5 классе

«Малая и большая Родина в лирике С. Есенина»

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №10

Донцова С.М.

Март 2016г.


Урок - мастерская

Цель урока:

  • Познакомить детей со стихотворениями С. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями», «Ты запой мне ту песню, что прежде…».
  • Познакомить с жизнью и творчеством великого русского поэта серебряного века - С.А. Есенина.
  • Почувствовать в его стихах всепроникающий лиризм - специфику поэзии Есенина. Русь как главная тема всего его творчества.
  • Работать над пополнением словарного запаса детей.
  • Прививать детям навыки творческого создания текста; развивать воображение, мышление.

Задачи:

      - Показать своеобразие языка Есенинской лирики.

      - Воспитывать чувство любви и уважения к родине и родной природе.

 Оборудование: презентация к уроку; видео- и аудиоматериал; макет дома, берёзы, тексты стихотворений.

ХОД УРОКА:

Под песню «родительский дом – начало начал…»

  1. Организационный момент.

Добрый день. Какие вы все красивые, удивительные. Улыбнитесь друг другу. Здесь живет душа. (Учитель держит руки на груди.) Откройте свои души. Подарите миру: присутствующим, мне свои ощущения души (жесты учащихся).

2. Постановка целей.

- Сегодня у нас необычный урок. Урок-мастерская              

- Какие правила мастерской вы знаете? (обязательно выполнять задания; все, что делаешь – правильно; добирать материал и т.д.)

 Как вы думаете, что мы будем делать на таком уроке? (заниматься творчеством)  Сегодня на уроке мне потребуется ваша помощь.

Мы будем вместе строить урок, как люди совместно строят дом.

Мы поговорим о домашнем очаге, о доме, наполненном уютом, теплом, любовью.

 - С чего начинается строительство?

(на доске дом, солнце, облака, заготовка с фотографиями)

  3.Индуктор.

- Мы с вами создали такой дом. Что он символизирует? (на доске «дом» из картонных «кирпичей» с фотографиями детей со своими семьями на каждом)

- Запишите слово дом, отступив 3 строчки для записи темы урока.

- Обсудите в парах и подчеркните ассоциации к слову дом

Мама, забота, грусть, чистота, зима, семья, берёза, радость, дождь, кошка, хлеб, журавль, уют.

   

4.Социализация.

       Озвучиваем ассоциации

5.Создание текста-миниатюры.

- Для чего нужен дом?

- Используя собранные слова, запишите, что такое дом.

- Запишите

Дом – это…

Обращение к новой информации  Дом – это начало начал, это исток всего, что есть в человеке.

Ты выходишь из этого дома и идёшь по улице.

Ты никуда не торопишься, просто идёшь.

Тебя никто не ждёт. Ты просто гуляешь.

Ты замечаешь снежные сугробы возле дороги. Снег серебрится в лучах фонарей.

Ты останавливаешься и любуешься снегом.

Потом поднимаешь глаза, видишь дома, освещённые окна. В окнах горит тёплый свет.

В каждом окне - маленький мир. Уютный дом.

Теперь представь, что где-то внутри тебя горит такой же маленький свет. Он даёт тебе уют и тёплый покой.

Что бы ни происходило с тобой, какие бы бури и волнения ты не переживал, он горит тёплым, спокойным светом.

Представь его в виде язычка пламени.

Ты можешь осторожно взять его в руки.

Вот он перед тобой, и ты бережно держишь его.

Полюбуйся его нежным, мягким светом

Озвучьте ваши записи «Дом – это…»

6. Тема родного дома очень звучит в русской литературе, в том числе и в лирике.

Давайте вспомним,  что за род литературы –лирика?

Произведения каких поэтов вы помните? (Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Фет)

Какие темы поднимают поэты в своих стихах? (дружбы, любви, природы).

 Сегодня мы с вами будем говорить об искренней, светлой лирике, о доме, Родине Сергея Александровича Есенина.

Сергей Есенин. Это имя для всех, кто знает хотя бы несколько его стихотворений, связано с радостью, ощущением чего-то прекрасного, пробуждающего любовь к человеку, к Родине, к жизни.                      СЛАЙД

В этом имени слово “есень”,
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нем от русских песен -
Поднебесье, тихие веси,
Сень берез и синь-рассвет.
Что-то есть в нём и от весенней грусти,
Юности и чистоты …
Только скажут – “…” (Сергей Есенин)
Всей России встают черты…

 Н.Браун

 Эпиграфом к нашему уроку станут слова самого Есенина

«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине.

Чувство Родины – основное в моем творчестве».

С. Есенин.

 - Вопрос: как вы понимаете эти слова? К этому вопросу мы ещё раз вернёмся к концу занятия, поэтому будьте внимательны в течение урока.

 Сегодня мы будем знакомиться со стихотворениями Сергея Есенина о родном доме и, проникнув в ткань произведений, попытаемся понять, чем же был ДОМ для поэта.

А назовём мы наш урок «Низкий дом с голубыми ставнями…»

Запись в тетради темы и эпиграфа.                      СЛАЙД

 - По этой строчке вы можете сказать, каким видел поэт родной дом? (Низкий)

 - Почему дом низкий? (Вырос, и теперь дом кажется низким, маленьким.)

(С голубыми ставнями.)

- Вы знаете, что такое ставни? Каков корень этого слова?

      (Ставни – деревянные затворы к окнам)

     А ещё дом украшали наличниками. Объясните, пожалуйста, значение слова.

(Наличник – накладное украшение на лицо предмета, строенья или утвари; накладная планка в виде рамы, вокруг дверей и окон) Голубые ставни.  Они напоминают голубые глаза русичей. А в  народной поэзии и в лирике Сергея Есенина голубой цвет – цвет чистоты, неба, мечты.

- Мечты о чём (мы говорим сегодня о доме)?

(о высоком, тепле, любви, заботе)

СЛАЙД 

Перед вами портрет С.А. Есенина. “В поэте меня привлекали его голубые глаза и золотые кудри. Поражала его улыбка, необыкновенно мягкая и обаятельна”, - так писала поэтесса Мартьянова.

Сегодня я предлагаю вам перенестись в далекое прошлое и очутиться на Рязанской земле. Представьте, что мы выходим на крутой высокий берег Оки. Мы так высоко стоим, что, кажется, можно достать рукой до облаков. Все здесь волнует, заставляет замереть от восторга: озера с молчаливой осокой и белыми лилиями, заливные луга с терпким запахом мяты. Рядом раскинулось село Константиново. Здесь начал свою жизнь русский поэт Сергей Есенин – в деревне, где из окон бревенчатой избы были видны заливные луга без конца и края, широкая Ока и опрокинутое над ней синее небо. Его окружали духовные стихи, народные песни и сказки. Вот истоки его таланта. Не удивительно, что он очень рано стал писать. В плавных ритмах песенного стиха звучат естественные, как бы из живой речи взятые слова.

Вы уже знакомились с ним через его произведения в начальной школе. Давайте вспомним некоторые из этих стихотворений.

«Страна березового ситца» – так называл поэт край, в котором он родился. За свою недолгую жизнь Есенин побывал во многих странах. Но где бы он ни был, его всегда тянуло в Россию, на Рязанскую землю.

СЛАЙД

БЕРЕЗА

 Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

 На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

 И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

 А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

 

Дополнительные вопросы к стихотворению:

Главной героиней стихотворения «Береза» является русская березка. С каким одушевленным образом можно её сравнить? ( С женщиной, принакрытой ажурной шалью, которая стоит одиноко в тишине.)

С чем сравнивает Есенин снег? (С серебром.)

Какие ещё средства выразительности использует поэт?

Оценить работу!

СЛАЙД

С ДОБРЫМ УТРОМ! 

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона

 

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

 

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо.

"С добрым утром!"

 

Дополнительные вопросы к стихотворению:

 Какое настроение передает автор в стихотворении «С добрым утром!» ? (Радостное, приподнятое.)

Какие слова позволяют сделать такой вывод? ( «Улыбнулись сонные березки…»,

«…шепчет шаловливо: «С добрым утром!»)

Как называется подобное средство выразительности? (олицетворение)

Какая тема объединяет оба стихотворения?

 Оценить работу!

 Учитель литературы Есенина вспоминал: «Он много читал. Особенно любил слушать мое классное чтение. Он впивался в меня глазами, глотал каждое слово. У него первого заблестят от слез глаза в печальных местах, он первым расхохочется при смешном». Сергей Есенин всем сердцем, нежно и трогательно любил жизнь, ему были дороги и одинокая собака, и дряхлая кошка, и каждая птица, и вся природа – от черной земли до солнца, луны, ветра, светящихся на небе таинственных и манящих звезд. Он знал, как живут, что «думают» и «чувствуют» чибисы и коноплянки, березы и осины. Поэтому и свою собственную участь Есенин не отделяет от судьбы родной природы.

Как я уже сказала, стихи Есенин начал писать рано, лет с 8 – 9. По его признанию, толчок к этому давала его бабка: она рассказывала сказки.

- так что же подтолкнуло юного Есенина к раннему написанию стихов? (Фольклор)

- Давайте и мы сейчас обратимся к фольклору и вспомним пословицы и поговорки о Родине, родном доме и любви к ним (Д/З)      СЛАЙД

  • Родина краше солнца, дороже золота.
  • Человек без Родины — соловей без песни.
  • В гостях хорошо, а дома лучше.
  • В своем доме и стены помогают.
  • Дерево держится корнями, а человек семьей.
  • В семье согласно, так идет дело прекрасно.
  • Земля без воды мертва, человек без семьи — пустоцвет.

Родительский дом…

      Удивительно слово «дом». Произносишь его, и на душе становится тепло. Вспоминаются лица родных тебе людей. В родительском доме тебя всегда любят и ждут. И даже если ты свил своё гнездо, то для родителей ты – ребёнок.

      К сожалению родителей, дети вырастаю и покидают родительский дом, но всё равно, пусть ненадолго, возвращаются, чтобы восполнить силы.

ЕСЕНИН ЧИТАЕТ «Я ПОКИНУЛ РОДИМЫЙ ДОМ…» (ОТРЫВОК)

Сейчас мы с вами выразительно прочитаем это стихотворение (по четверостишию).

Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге.

И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож.

- Вам понравилось стихотворение?

- Каким настроением проникнуто стихотворение? (грусть, разлука)

- Какие образы природы видит поэт, покинувший дом? Что вас удивило в этих образах?

(неживая природа как живая)

- Как называется этот прием? (олицетворение)

- Подчеркните олицетворения.

Березняк теплит

Луна распласталась

Петь пурге

Стережет клен

Клен на меня похож

- Одушевленность природы – одна из главных черт поэтического мира Есенина.

- Для Есенина природа - это вечный источник красоты и гармонии мира. Когда ему становилось трудно, он уходил на реку, в лес. Природа вдохновляла его, стихи помогали жить.

- Обратите внимание: поэт использует обычные, привычные слова, но возникает образ сказочной Руси. Какие средства языка помогают в этом?

(метафоры, эпитеты)

      Обратим внимание на цвета, используемые в этом стихотворении.

(голубой, золотой, бело-розовый)

 - Это иконописные цвета. Вот почему мы увидели Русь сказочной, и вот почему она – Русь, а не Россия.

Обратим внимание на дату его создания: 1918 год.

-Сколько лет было Есенину?(23). Прошло 6 лет с тех пор, как поэт уехал из Константинова. За это время в Росси произошло несколько значимых событий, которые не могли не повлиять на Есенина.

  • 1914 год – начало первой мировой войны. Есенин призван в армию, работает санитаром в военно-санитарном поезде.
  • 1917 год – отречение от власти русского царя, две революции: Февральская и Октябрьская.
  • 1918 год – международное вторжение, попытка захвата территории России
  • войсками стран – участников Первой мировой войны.
  • - Как  вы думаете, какой след могли оставить эти события в душе поэта?

Пройдут годы. В жизни Есенина произойдёт много хорошего и плохого. Но всегда поэт мысленно и наяву будет возвращаться в родимый дом, в «низкий дом с голубыми ставнями»                СЛАЙД

ВИДЕО «ПРИЕЗД  ДОМОЙ»

       

(фонограмма стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями…» с видеорядом)

 - Изменилось ли что-нибудь в воспоминаниях поэта о доме?

Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда,-
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.

До сегодня еще мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес.

Восхищаться уж я не умею
И пропасть не хотел бы в глуши,
Но, наверно, навеки имею
Нежность грустную русской души.

Полюбил я седых журавлей
С их курлыканьем в тощие дали,
Потому что в просторах полей
Они сытных хлебов не видали.

Только видели березь да цветь,
Да ракитник, кривой и безлистый,
Да разбойные слышали свисты,
От которых легко умереть.

Как бы я и хотел не любить,
Все равно не могу научиться,
И под этим дешевеньким ситцем
Ты мила мне, родимая выть.

Потому так и днями недавними
Уж не юные веют года…
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда.

 - Какое слово непонятно?

Выть – участок земли.

- Какие картины увидел поэт, думая о доме? Обсуди в парах и подчеркни.

Дом, поле, луга, серенькие небеса, седые журавли, березы, кривой ракитник.

Образ дома кочует из одного стихотворения в другое. С чем связан этот образ для поэта?

- Дом в лирике Есенина – это Родина, родная природа, семейный очаг, согретый материнской любовью. Каждый в мире странник. Пройдет, зайдет и вновь заглянет в дом… Дом –весь мир, земная жизнь, вечная природа.

 - Что же изменилось? Почти ничего, и в то же время изменилось многое. Поменялось мировосприятие поэта: годы наложили отпечаток на душу, поэтому основное настроение стихотворения – «нежность грустная». Только русские умеют так грустить, наверное, потому, что «в просторах полей/ Они сытных хлебов не видали». Надо много пережить, чтобы научиться ценить то немногое, что есть у тебя, чтобы видеть прелесть родного края даже «под сереньким ситцем этих северных бедных небес».

 - Стихотворение начинается и заканчивается…(одинаковыми строчками). Что получается? (показываю, соединяя строки)

(круг, кольцо)             СЛАЙД

      Правильно, такая композиция называется кольцевой. Поэт как бы замыкает круг. Всё начинается и заканчивается домом, все дороги ведут к нему.

 - А нет ли в слове «дом» «кольца»?

(буква «о»)

 - Какое ещё слово, связанное с домом, начинается с этой буквы, мы его сегодня не раз произносили.

(очаг, согревающий дом)

 - Семейный очаг, символизирующий особую атмосферу, то, что согревает душу.

 - Кольцо – символ чего? Когда дарят кольцо?

(символ любви, верности)

 - Кольцо – это оберег. Поэт говорит о своей любви к родине, родным. Он не только наполняет свою душу любовью близких, но и сам щедро делится ею.

И эти же чувства вы испытываете в своём доме.

 - Так что же значил дом для поэта?

(тепло, уют, покой, любовь близких)

ФИЗМИНУТКА

Давайте и мы образуем кольцо-дом. Встанем в круг, возьмёмся за руки и по цепочке круга скажем и покажем, что же для нас значит «дом». Прокомментируйте свои рисунки на тему «Моя малая и большая Родина».

С.Есенин часто в своём творчестве обращается к самым близким людям – к матери и отцу, деду, сёстрам; поэт мысленно воссоздаёт картины родных мест – родительского дома, приокских лугов, «той сельщины, где жил мальчишкой».

Находясь за сотни километров от родительского дома, Есенин мысленно возвращается к старой избушке, которая когда-то казалась ему царскими хоромами. Именно здесь автор чувствовал то всепоглощающее счастье, которое давало ему силы не только жить, но и создавать удивительно образные стихи. За это он искренне благодарен своей малой родине, память о которой до сих пор волнует душу. Есенин признается, что не он один любил «калитку осеннего сада и опавшие листья рябин».

Ребята, давайте обратимся к стихотворению в учебнике «Ты запой мне ту песню…» (стр. 62).

ВИДЕО «Ты запой мне ту песню…»

Ученики по очереди читают стихотворение по строфам.  

Сестре Шуре

Ты запой мне ту песню, что прежде
Напевала нам старая мать,
Не жалея о сгибшей надежде,
Я сумею тебе подпевать.

Я ведь знаю, и мне знакомо,
Потому и волнуй и тревожь,
Будто я из родимого дома
Слышу в голосе нежную дрожь.

Ты мне пой, ну а я с такою,
Вот с такою же песней, как ты,
Лишь немного глаза прикрою,
Вижу вновь дорогие черты.

Ты мне пой, ведь моя отрада —
Что вовек я любил не один
И калитку осеннего сада,
И опавшие листья с рябин.

Ты мне пой, ну а я припомню
И не буду забывчиво хмур:
Так приятно и так легко мне
Видеть мать и тоскующих кур.

Я навек за туманы и росы
Полюбил у березки стан,
И ее золотистые косы,
И холщовый ее сарафан.

Потому так и сердцу не жестко—
Мне за песнею и за вином
Показалась ты той березкой,
Что стоит под родимым окном.

13 сентября 1925

 Вопросы к классу:

 -  Какие образы предстают перед нами  при чтении стихотворения?

 - Каким настроением проникнуто стихотворение?

 - По ком грустит поэт вдали от родины, кому посвящено стихотворение?    

 

- Какое средство выразительности использует поэт при создании образа берёзы в этом стихотворении? (Олицетворение). Берёза, конечно, - любимый образ поэта. Первое  опубликованное стихотворение Есенина посвящено именно этому  прекрасному  образу.  

7. Синквейн. Творческая работа.

-А сейчас мне хотелось бы услышать ваше отношение к поэзии Есенина.

- Давайте попробуем составить синквейны к словам «поэт» и «Родина».

СЛАЙД - РОМАНС

СЛАЙД

Поэт

Талантливый, наблюдательный.

Вдохновляет, волнует, завораживает.

Один из ярчайших проявлений русского гения.

Есенин.

Родина.

Милая, кроткая (любимая, дорогая, задумчивая).

Восхищается, тоскует (грустит), воспевает.

Есенин горячо любил родину.

Константиново.

 

Озвучиваем синквейны

СЛАЙД                  Вернёмся к эпиграфу: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство родины – основное в моём творчестве». Дополните сейчас более глубоко, вдумчиво, как вы понимаете эти есенинские слова? Что для него значил дом, родина?

ВИДЕО «ЕСЕНИН У ИМПЕРАТОРА»

Есенинское небо над Россией.
Раскинулось, как голубой шатер,
А в поле василёк хрустально - синий
Ведёт с ромашкой звонкий разговор.
Звенит листвою изумрудной лето,
Звучат незримые колокола,
Берёзы- сёстры русского рассвета-
Сбежались у околицы села-
В них жажда жить до трепета, до дрожи,
И повезло - он здесь бродил в тиши.
На их коре, на их шершавой коже-
Тепло его ладоней и души.
Он чувствовал в родном многоголосье
И многоцветье, близко и вдали,
Как во поле колышутся колосья
России всей и всей большой земли.
Он видел. Как ложится синий вечер.
Пушистой шалью на плечи села.
И в ельнике горели свечи,
И в городе земля его звала…
Он так любил, что мы забыть не в силах
Тоску поэта, радость и печаль,
Ведь главная любовь его – Россия –
Земля добра и голубая даль.
И в дом его со ставнями резными
По- прежнему мы входим не дыша.
Сергей Есенин- то не просто имя,-
России стихотворная душа.

8.      Рефлексия

- Довольны ли вы своей работой на мастерской?

      - Что  нового  вы  узнали  сегодня  на  уроке?

      -  С  какой  темой  познакомились?

      -  Что  понравилось  больше  всего?

 

      Наш урок подходит к концу. Я надеюсь, что наше сотрудничество прибавило вам тепла. У нас осталось одно незаконченное дело: мы не можем оставить нашу «берёзку» одинокой, бесцветной, тем более что на улице весна, в душе весна, а Есенин очень любил жизнь. Я предлагаю вам раскрасить берёзовые листочки следующим образом: если урок понравился, вы получили от занятия удовлетворение, знания, то раскрасьте зелёным цветом. Если не всё получилось, не все цели урока достигнуты, то воспользуйтесь оранжевым фломастером. Затем при помощи скотча прикрепите свой листочек на берёзку.

Но перед этим запишем

9. Домашнее задание:                      СЛАЙД

1. Выучить  наизусть одно из стихотворений С.Есенина в учебнике (по выбору)

2. Написать мини-сочинение в жанре письма к Есенину, которое начинается словами «Читая Ваше стихотворение «…»

ВИДЕО «У ЕСЕНИНА Д/Р»

Прокомментировать цвет берёзки и свой листочек.

ОЦЕНКИ!!!

СЛАЙД              В природе есть солнце. Оно всем светит, всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза. Представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направьте к ней лучики. Лучик, который несёт любовь. Лучик с добром. И лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, нежность.

Наша звёздочка стала большой, как солнце. Она несёт тепло всем вам.

Я хочу с вами поделиться вот этими солнышками, чтобы вы сохранили тепло в ваших сердцах и согревали им свой дом, окружающих вас людей.

СПАСИБО ЗА УРОК! ВЫ УМНИЧКИ!

Дополнит. Материал из папки + электр. приложение

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Образ Родины в лирике С. Есенина"

Конспект урока литературы "Образ Родины в лирике С.Есенина" предназначен для проведения урока в 9 классе при изучении раздела "Русская литература ХХ века" по программе В.Я. Коровиной....

Разработка открытого урока для учащихся 5-го класса по литературе "Поэтическое изображение родной природы и Родины в лирике С.А. Есенина"

Представлен открытый урок по литературе. Творчество С.А. Есенина многогранно, но особенна интересна  тематика Родины и русской природы. Цель урока: развить этические качества учащихся: чувства лю...

Конспект урока "Образ Родины в лирике С. Есенина"

Конспект урока литературы на тему "Образ Родны в лирике Сергея Есенина" создан в рамках учебной программы дя общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной. На уроке учащимся предлаг...

Конспект урока по литературе "Тема Родины в лирике С. Есенина"

Одной из главных тем в лирике С. Есенина  является тема Родины. Как писал сам поэт: "Чувство Родины - основное в моем творчестве". Именно чувство,  а не тема  было основным  в...

Рабочие тетради к уроку по литературе "Тема Родины в лирике С. Есенина"

В содержании "Рабочих тетрадей" освещается теоретический материал урока, анализ стихотворения "Гой ты, Русь, моя родная..." и вариативные задания для самостоятельной работы....

Урок литературы в 9 классе по теме "Тема Родины в лирике С.А.Есенина".

·        Расширить знания учащихся о личности С. А. Есенина и его творчестве;·        показать, что тема родины – ведущая в творче...

Урок-мастерская по литературе. 8 класс. Тема: Александр Грин «Алые паруса». От метафоры к символу 20 века.

Урок-мастерская по литературе. 8 класс.Тема: Александр Грин «Алые паруса». От метафоры к символу 20 века. Цели и задачи:-развивать умение анализировать художественное произведение;-прийти к поним...