Урок-мастерская по литературе. 8 класс. Тема: Александр Грин «Алые паруса». От метафоры к символу 20 века.
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Урок-мастерская по литературе. 8 класс.
Тема: Александр Грин «Алые паруса». От метафоры к символу 20 века.
Цели и задачи:
-развивать умение анализировать художественное произведение;
-прийти к пониманию терминов: романтик, феерия;
-создать условия для формирования у учащихся интереса к чтению произведений Грина.
Оборудование:
-фонозапись- шум моря
-портреты Грина
-картина с алыми парусами
-карточки с заданиями
-иллюстрации
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Основной этап.
1) Постановка цели урока: Наш урок мне хочется начать стихотворением Виссариона Саянова.
Он жил среди нас этот сказочник странный,
Создавший страну, где на берег туманный
С прославленных бригов бегут по заре
Высокие люди с улыбкой обманной
С глазами, как отсвет морей в январе,
С великою злобой, с могучей любовью,
С солёной, как море, бунтующей кровью,
С извечной, как солнце, мечтой о добре.
Сегодня мы войдём в удивительный мир мечты Александра Грина.
Наш кабинет на один урок станет мастерской, я- мастер, а вы- ученики мастера. Вы сделаете множество открытий с помощью своей фантазии о писателе и его «Алых парусах».
2) О писателе. Игра в ассоциации.
Итак, я предлагаю вам игру со словом. На доске вы видите портреты писателя. Глядя на них, возникают ассоциации, связанные с этим человеком. Назовите их. На доске постепенно появляется запись.
Портреты писателя А.Грина
-романтика
-герой родом из необыкновенного мира
-парусник
-гром
-бригантина
-море
-мечтатель…
Подсказки мастера.
- Я зачитаю цитаты о писателе, а вы выберите и приклейте на доску то, что вам кажется главным в них (заготовить ассоциации и приклеить на доску).
К схеме с портретами добавляются ещё и эти ассоциации.
Александра Грина отличали «дар могучего воображения, чистота и застенчивая улыбка». (К.Паустовский)
«Я любил шум леса, запах мха и травы, пестроту цветов, волнующую охотника заросль болот, треск крыльев дикой птицы, выстрелы, стелющийся пороховой дым; любил искать и неожиданно находить». (А.Грин)
«Мир идёт под уклон. Человечество катится в пропасть. Как честный пират заявляю, что я никогда не перестану сражаться за своё право дышать свежими морскими ветрами.» (А.Грин)
«У меня осталось впечатление, что Грин никогда не смеялся, он усмехался, улыбался, но смех был ему как-то не к дицу. При этом он обладал замечательным чувством юмора, любил и ценил остроумие, с удовольствием принимал хорошую шутку и сам любил иронически сострить.»
«Всю жизнь Грин будет протестовать против всего, что хоть вне значительной степени ущемляет человеческое достоинство. Об этом, в сущности, все его книги» (В.Сандлер)
3) Зарисовка «Воображаемый портрет Грина».
Расскажите, каким вы видите человека на картине? Каким вы его представляете? (Ребята зачитывают свои варианты «портретов» писателя.
4) Работа в группах. Каждая группа получает карточку-задание. На его выполнение даётся 1-2 минуты. Одновременно проводится проверка домашнего задания. А задание было: прочитать биографию А.Грина, сделать записи в тетрадь для себя.
Задания для групп.
1-группа.
- Где и как прошло детство А.Грина?
- Кто были родители, друзья, учителя?
2-группа.
- Почему он стал писателем?
- О чём он писал, какие книги сделали его знаменитым?
3-группа.
- Какой смысл мы вкладываем в понятие «романтик»?
- Какие люди и события повлияли на жизнь Грина?
4-группа.
- Каким был его характер?
- Было ли в его жизни море, какую роль оно сыграло?
5-группа.
- Какая мечта определила его судьбу?
- Кто оказал на Грина влияние как на писателя и человека?
6 группа.
-С какими местами, городами, странами связана его жизнь?
- Как можно назвать его биографию?
- У поэта Чичибабина есть стихотворение «Памяти Грина». Последние строки в нём такие:
Но если станет вдруг вам ваша жизнь полынна,
И век пахнёт чужим, и кров ваш обречён,
Послушайтесь меня, перечитайте Грина,
Вам нечего терять, не будьте дурачьём.
- Почему поэт в трудные минуты жизни советует «перечитать» Грина?
5) Анализ феерии «Алые паруса». Словарная работа.
- Лучше всего о писателе скажет его произведение.
(Произведение прочитано учащимися дома).
- Дома вы прочитали книгу А.Грина «Алые паруса». Мне хотелось, чтобы вы познакомились с произведением, которое не разрушает веру в человека, а поддерживает чувство собственного достоинства, пробуждает стремление к счастью, любви, к действию, к осмыслению ценностей жизни.
^ Первичное восприятие. Проблемный вопрос (примерные ответы фиксируются на доске).
Учитель:
Главный вопрос на уроке: нужно ли человеку мечтать, помогает ли мечта человеку или наоборот, не дает пройти уверенно сквозь горести и поражения. Ответьте на этот вопрос (результаты анкеты).
Многие из вас в восторге от прочитанного, но были и такие неоднозначные ответы:
1. Ассоль слишком мечтательна.
2. Грей просто богатый, поэтому решил помочь бедной девушке.
3. Время сказок прошло, завтра – за экономикой и деловыми отношениями, где нет места «мечтам о счастье под алыми парусами».
4. Убежденно доказывают, что мечты в жизни человека и умения ждать журавля в небе.
5. Но радует одно – «впечатляет, вдохновляет, завораживает, удивляет»
Давайте обратимся к нашему произведению и попробуем понять «нехитрую истину»: действительно ли нужно делать так называемые чудеса своими руками?».
Это произведение автор назвал феерией. Как вы думаете, почему? Что может обозначать это незнакомое многим слово? Что такое феерия? Обратите внимание, у этого слова два значения:
1) представление с фантастическим сюжетом, красочными костюмами и декорациями, с широким использованием сценических эффектов. Именно таким является ежегодное представление «Алые паруса» в Санкт-Петербурге, куда съезжаются тысячи людей, чтобы полюбоваться этим невиданным зрелищем.
2) волшебное, сказочное зрелище.
- В каком из этих значений А.Грин употребил слово «феерия»?
(Действительно, это что-то сказочное, волшебное).
- Как же это сродни ему – писателю-романтику? Послушайте отрывок, в котором он описывает море. Возле него жила и мечтала главная героиня Ассоль.
Звучит музыка. Шум моря. Под него учитель зачитывает отрывок.
- О чём мечтала с детства Ассоль?
6) Снова поиграем в ассоциации.
На доске вы видите ключевой, финальный момент произведения.
- Что самое яркое на иллюстрации? (Парус)
Вокруг него и построим свои ассоциации.
- О чём вы думаете, когда видите алые паруса? Вспомните, как тщательно выбирал Грей ткань для паруса «Секрета».
Вот он (учитель указывает на большой макет, созданный совместно к уроку), представьте, что его паруса надуты ветром. Давайте попытаемся собрать все возможные ассоциации.
Появляются таблички на доске. Дети могут назвать не все, поэтому учитель говорит о том, что в ходе работы мы постигнем еще часть секрета, раскроем другие ассоциации:
-цвет глубокой радости
-романтика
-ожидание
-творчество
-осуществленное чудо
-гармония мира и любви
-символ победы и веры
-корабль любви и веры
7) Работа в группах по 4 человека.
У каждого человека своя судьба. Есть она и у вас. Представитель от группы выберет карточку с «судьбой» (все в одинаковых конвертах с надписью «Судьба»).
Учащиеся, получив конверты, готовятся к ответу.
1 карточка.
Мир Каперны. До и после.
2 карточка.
Очарование Ассоль, каждая чёрточка которой выразительна, «легка и чиста, как полёт ласточки» (6 портретов Ассоль: от первого портрета при встрече с Эглем до последнего, когда за ней приплыл Грей).
3 карточка.
Странная, летящая душа и дух. Действия капитана Артура Грея.
4 карточка.
Секреты романтизма Грина. (Рассказать о том, что человек может сделать свою мечту реальной, что мечта нужна и её нужно ждать. Что Грин рассказал о своей несбывшейся мечте?)
5 карточка.
Встреча Ассоль и Грея как реальная, осуществимая мечта, в которой тесно сплетены судьба, воля и свойство характеров. Найдите, в чём совпадали мечты Грея и Ассоль.
6 карточка.
Найдите описание ткани, которую покупал Грей. Как выглядели паруса? Какие слова-образы включает автор в описание алых парусов?_Какую роль играют они в произведении?
(Включите в свой ответ определение паруса. Парус-это атрибут фартуны, т.е. судьбы, как в античные времена, так и в эпоху суеверья, поскольку фортуна непостоянна, как ветер. Также это атрибут Венеры, рождённой из моря. Драпировка, вздымающаяся над головой морской нимфы, подобие паруса.)
- Сделайте вывод, что «Алые паруса» в феерии – это метафора.
Во время этой работы в группах учитель вместе с учениками на доске делает обобщающие записи.
ФЕЕРИЯ
Каперна |
Ассоль |
Грей |
Романтик |
Мечта |
Алые паруса |
«до» Злобный Жестокий «после» Удивительный |
Слабая |
Сильный Красивый Смелый душа |
Человек Может Сделать Мечту реальной |
О счастье |
Чистые Благородные Гордые Честные Духовные |
Вывод (делает его учитель).
Метафора «Алые паруса» - это символ мятежной надежды, который остался в литературе «открытием» Александра Грина. Сила метафоры в способности ломать способ восприятия мира, показывать смысл, соединять ясность мысли с полнотой образа. Алые паруса предстают перед нами как завораживающее, вдохновляющее чудо. Паруса должн6ы быть белыми, а Грей сделал их алыми: «они ясно и неопровержимо пылали с невинностью факта, опровергающего все законы бытия и здравого смысла». Александр Грин силой своего воображения придумал «живую метафору», которая вырвалась из феерии и стала жизнью, образ превратился в символ. И вот уже целое столетие «алые паруса» - это символ в её исполнение. Люди, которые жили в 20 веке, были такими мечтателями о светлом будущем, надеялись, что оно наступит. Оказывается, сказки, стихи, мечты, герои прекрасны. Судьбы рождаются из самой жизни, сложной, полной труда, терпения, незаслуженных обид и испытаний.
3. Итог урока.
Для нас, людей 21 века, «Алые паруса» - это олицетворение не только высокой, чистой и нежной любви, но и символ осуществления всех надежд, мечтаний о больших и благородных делах во имя светлых идеалов человечества, то есть такой мечты, которая взывает к активному действию, к борьбе за своё существование.
Открывать грани человеческого духа, постигать их, с тем чтобы приносить счастье людям - в этом пафос всего творчества романтика Грина и феерии «Алые паруса».
Для нас самое главное – сделать человека счастливым. Самая большая награда для человека – принести счастье другому человеку, как сделал Грэй для Ассоль.
4. Домашнее задание. Письменно ответить на вопрос: «В чём кроется секрет обаяния «Алых парусов» Грина?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-мастерская по литературе. 8 класс.
Тема: Александр Грин «Алые паруса». От метафоры к символу 20 века.
Цели и задачи:
-развивать умение анализировать художественное произведение;
-прийти к пониманию терминов: романтик, феерия;
-создать условия для формирования у учащихся интереса к чтению произведений Грина.
Оборудование:
-фонозапись- шум моря
-портреты Грина
-картина с алыми парусами
-карточки с заданиями
-иллюстрации
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Основной этап.
1) Постановка цели урока: Наш урок мне хочется начать стихотворением Виссариона Саянова.
Он жил среди нас этот сказочник странный,
Создавший страну, где на берег туманный
С прославленных бригов бегут по заре
Высокие люди с улыбкой обманной
С глазами, как отсвет морей в январе,
С великою злобой, с могучей любовью,
С солёной, как море, бунтующей кровью,
С извечной, как солнце, мечтой о добре.
Сегодня мы войдём в удивительный мир мечты Александра Грина.
Наш кабинет на один урок станет мастерской, я- мастер, а вы- ученики мастера. Вы сделаете множество открытий с помощью своей фантазии о писателе и его «Алых парусах».
2) О писателе. Игра в ассоциации.
Итак, я предлагаю вам игру со словом. На доске вы видите портреты писателя. Глядя на них, возникают ассоциации, связанные с этим человеком. Назовите их. На доске постепенно появляется запись.
Портреты писателя А.Грина
-романтика
-герой родом из необыкновенного мира
-парусник
-гром
-бригантина
-море
-мечтатель…
Подсказки мастера.
- Я зачитаю цитаты о писателе, а вы выберите и приклейте на доску то, что вам кажется главным в них (заготовить ассоциации и приклеить на доску).
К схеме с портретами добавляются ещё и эти ассоциации.
Александра Грина отличали «дар могучего воображения, чистота и застенчивая улыбка». (К.Паустовский)
«Я любил шум леса, запах мха и травы, пестроту цветов, волнующую охотника заросль болот, треск крыльев дикой птицы, выстрелы, стелющийся пороховой дым; любил искать и неожиданно находить». (А.Грин)
«Мир идёт под уклон. Человечество катится в пропасть. Как честный пират заявляю, что я никогда не перестану сражаться за своё право дышать свежими морскими ветрами.» (А.Грин)
«У меня осталось впечатление, что Грин никогда не смеялся, он усмехался, улыбался, но смех был ему как-то не к дицу. При этом он обладал замечательным чувством юмора, любил и ценил остроумие, с удовольствием принимал хорошую шутку и сам любил иронически сострить.»
«Всю жизнь Грин будет протестовать против всего, что хоть вне значительной степени ущемляет человеческое достоинство. Об этом, в сущности, все его книги» (В.Сандлер)
3) Зарисовка «Воображаемый портрет Грина».
Расскажите, каким вы видите человека на картине? Каким вы его представляете? (Ребята зачитывают свои варианты «портретов» писателя.
4) Работа в группах. Каждая группа получает карточку-задание. На его выполнение даётся 1-2 минуты. Одновременно проводится проверка домашнего задания. А задание было: прочитать биографию А.Грина, сделать записи в тетрадь для себя.
Задания для групп.
1-группа.
- Где и как прошло детство А.Грина?
- Кто были родители, друзья, учителя?
2-группа.
- Почему он стал писателем?
- О чём он писал, какие книги сделали его знаменитым?
3-группа.
- Какой смысл мы вкладываем в понятие «романтик»?
- Какие люди и события повлияли на жизнь Грина?
4-группа.
- Каким был его характер?
- Было ли в его жизни море, какую роль оно сыграло?
5-группа.
- Какая мечта определила его судьбу?
- Кто оказал на Грина влияние как на писателя и человека?
6 группа.
-С какими местами, городами, странами связана его жизнь?
- Как можно назвать его биографию?
- У поэта Чичибабина есть стихотворение «Памяти Грина». Последние строки в нём такие:
Но если станет вдруг вам ваша жизнь полынна,
И век пахнёт чужим, и кров ваш обречён,
Послушайтесь меня, перечитайте Грина,
Вам нечего терять, не будьте дурачьём.
- Почему поэт в трудные минуты жизни советует «перечитать» Грина?
5) Анализ феерии «Алые паруса». Словарная работа.
- Лучше всего о писателе скажет его произведение.
(Произведение прочитано учащимися дома).
- Дома вы прочитали книгу А.Грина «Алые паруса». Мне хотелось, чтобы вы познакомились с произведением, которое не разрушает веру в человека, а поддерживает чувство собственного достоинства, пробуждает стремление к счастью, любви, к действию, к осмыслению ценностей жизни.
^ Первичное восприятие. Проблемный вопрос (примерные ответы фиксируются на доске).
Учитель:
Главный вопрос на уроке: нужно ли человеку мечтать, помогает ли мечта человеку или наоборот, не дает пройти уверенно сквозь горести и поражения. Ответьте на этот вопрос (результаты анкеты).
Многие из вас в восторге от прочитанного, но были и такие неоднозначные ответы:
1. Ассоль слишком мечтательна.
2. Грей просто богатый, поэтому решил помочь бедной девушке.
3. Время сказок прошло, завтра – за экономикой и деловыми отношениями, где нет места «мечтам о счастье под алыми парусами».
4. Убежденно доказывают, что мечты в жизни человека и умения ждать журавля в небе.
5. Но радует одно – «впечатляет, вдохновляет, завораживает, удивляет»
Давайте обратимся к нашему произведению и попробуем понять «нехитрую истину»: действительно ли нужно делать так называемые чудеса своими руками?».
Это произведение автор назвал феерией. Как вы думаете, почему? Что может обозначать это незнакомое многим слово? Что такое феерия? Обратите внимание, у этого слова два значения:
1) представление с фантастическим сюжетом, красочными костюмами и декорациями, с широким использованием сценических эффектов. Именно таким является ежегодное представление «Алые паруса» в Санкт-Петербурге, куда съезжаются тысячи людей, чтобы полюбоваться этим невиданным зрелищем.
2) волшебное, сказочное зрелище.
- В каком из этих значений А.Грин употребил слово «феерия»?
(Действительно, это что-то сказочное, волшебное).
- Как же это сродни ему – писателю-романтику? Послушайте отрывок, в котором он описывает море. Возле него жила и мечтала главная героиня Ассоль.
Звучит музыка. Шум моря. Под него учитель зачитывает отрывок.
- О чём мечтала с детства Ассоль?
6) Снова поиграем в ассоциации.
На доске вы видите ключевой, финальный момент произведения.
- Что самое яркое на иллюстрации? (Парус)
Вокруг него и построим свои ассоциации.
- О чём вы думаете, когда видите алые паруса? Вспомните, как тщательно выбирал Грей ткань для паруса «Секрета».
Вот он (учитель указывает на большой макет, созданный совместно к уроку), представьте, что его паруса надуты ветром. Давайте попытаемся собрать все возможные ассоциации.
Появляются таблички на доске. Дети могут назвать не все, поэтому учитель говорит о том, что в ходе работы мы постигнем еще часть секрета, раскроем другие ассоциации:
-цвет глубокой радости
-романтика
-ожидание
-творчество
-осуществленное чудо
-гармония мира и любви
-символ победы и веры
-корабль любви и веры
7) Работа в группах по 4 человека.
У каждого человека своя судьба. Есть она и у вас. Представитель от группы выберет карточку с «судьбой» (все в одинаковых конвертах с надписью «Судьба»).
Учащиеся, получив конверты, готовятся к ответу.
1 карточка.
Мир Каперны. До и после.
2 карточка.
Очарование Ассоль, каждая чёрточка которой выразительна, «легка и чиста, как полёт ласточки» (6 портретов Ассоль: от первого портрета при встрече с Эглем до последнего, когда за ней приплыл Грей).
3 карточка.
Странная, летящая душа и дух. Действия капитана Артура Грея.
4 карточка.
Секреты романтизма Грина. (Рассказать о том, что человек может сделать свою мечту реальной, что мечта нужна и её нужно ждать. Что Грин рассказал о своей несбывшейся мечте?)
5 карточка.
Встреча Ассоль и Грея как реальная, осуществимая мечта, в которой тесно сплетены судьба, воля и свойство характеров. Найдите, в чём совпадали мечты Грея и Ассоль.
6 карточка.
Найдите описание ткани, которую покупал Грей. Как выглядели паруса? Какие слова-образы включает автор в описание алых парусов?_Какую роль играют они в произведении?
(Включите в свой ответ определение паруса. Парус-это атрибут фартуны, т.е. судьбы, как в античные времена, так и в эпоху суеверья, поскольку фортуна непостоянна, как ветер. Также это атрибут Венеры, рождённой из моря. Драпировка, вздымающаяся над головой морской нимфы, подобие паруса.)
- Сделайте вывод, что «Алые паруса» в феерии – это метафора.
Во время этой работы в группах учитель вместе с учениками на доске делает обобщающие записи.
ФЕЕРИЯ
Каперна | Ассоль | Грей | Романтик | Мечта | Алые паруса |
«до» Злобный Жестокий «после» Удивительный | Слабая | Сильный Красивый Смелый душа | Человек Может Сделать Мечту реальной | О счастье | Чистые Благородные Гордые Честные Духовные |
Вывод (делает его учитель).
Метафора «Алые паруса» - это символ мятежной надежды, который остался в литературе «открытием» Александра Грина. Сила метафоры в способности ломать способ восприятия мира, показывать смысл, соединять ясность мысли с полнотой образа. Алые паруса предстают перед нами как завораживающее, вдохновляющее чудо. Паруса должн6ы быть белыми, а Грей сделал их алыми: «они ясно и неопровержимо пылали с невинностью факта, опровергающего все законы бытия и здравого смысла». Александр Грин силой своего воображения придумал «живую метафору», которая вырвалась из феерии и стала жизнью, образ превратился в символ. И вот уже целое столетие «алые паруса» - это символ в её исполнение. Люди, которые жили в 20 веке, были такими мечтателями о светлом будущем, надеялись, что оно наступит. Оказывается, сказки, стихи, мечты, герои прекрасны. Судьбы рождаются из самой жизни, сложной, полной труда, терпения, незаслуженных обид и испытаний.
3. Итог урока.
Для нас, людей 21 века, «Алые паруса» - это олицетворение не только высокой, чистой и нежной любви, но и символ осуществления всех надежд, мечтаний о больших и благородных делах во имя светлых идеалов человечества, то есть такой мечты, которая взывает к активному действию, к борьбе за своё существование.
Открывать грани человеческого духа, постигать их, с тем чтобы приносить счастье людям - в этом пафос всего творчества романтика Грина и феерии «Алые паруса».
Для нас самое главное – сделать человека счастливым. Самая большая награда для человека – принести счастье другому человеку, как сделал Грэй для Ассоль.
4. Домашнее задание. Письменно ответить на вопрос: «В чём кроется секрет обаяния «Алых парусов» Грина?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по повести Александра Грина "Алые паруса"
В начале презентации представлены фотографии из музея А. Грина, которые могут понадобиться для иллюстрации биографии писателя, а затем идут слайды по уроку, посвященному вопросу "Нужны ли миру мечтате...
План – конспект урока по русской литературе на тему: «В тени алых парусов» (по повести А.Грина «Алые паруса») (V класс)
Урок знакомит учащихся с жизнью и творчеством А.С. Грина; вызвать читательский интерес к его произведениям романтического направления....
Урок литературы в 8 классе по теме "А. Грин. "Алые паруса"
конспект урока литературы для 8 класса по теме "А.Грин "Алые паруса"...
Александр Грин. Алые паруса.
Грин - писатель- романтик, чьё творчество проникнуто мечтой о прекрасном, верой в то, что человек сам способен творить чудеса. Его герои светлы и прекрасны, они верят в добро, борются за справедливост...
План-конспект урока литературного чтения по повести Александра Грина "Алые паруса" в 8 классе специальной школы для умственно отсталых детей
Обобoение знаний о главных героях повести, его основной идее. Урок помогает учителю совершенствовать навыки учащихся в составлении характеристик литературных героев с помощью с...
Урок литературы по страницам феерии Александра Грина «Алые паруса» . «Победа мечты над реальностью».
Открытый урок по литературе...
Александр Грин «Алые паруса»
Технологическая карта урока литературы в 7 классе....