План-конспект урока литературного чтения по повести Александра Грина "Алые паруса" в 8 классе специальной школы для умственно отсталых детей
план-конспект урока (8 класс) по теме

Павловская Светлана Иосифовна

Обобoение знаний о главных героях повести,  его основной идее. Урок помогает учителю совершенствовать навыки учащихся   в  составлении характеристик литературных героев с помощью составления сенканов. Широко используются межпредметные связи, что позволяет вопитанникам составлять единую картину окружающего мира, способствует их социализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit.chtenie-_8kl._-_grin.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Павловская Светлана Иосифовна,

учитель русского языка и чтения ГБОУ РК «Бахчисарайская специальная школа-интернат»

г. Бахчисарай, Республика Крым.

Урок чтения в 8 классе.

Тема урока. А.Грин. «Алые паруса». Обобщающий урок.

Цель: обобщить знания учащихся о главных героях повести, основной идее литературного произведения, его связи с окружающим миром.

Задачи:

I.  Дидактические:

- совершенствовать умение составлять краткие характеристики героев;

- развивать умение использования знаний, полученных на уроках русского языка, математики, музыки (о частях речи, римских и арабских цифрах и др.);

- совершенствовать технику чтения.

II. Коррекционные:

- корригировать звукопроизношение, устную и письменную диалогическую и монологическую речь;

- корригировать познавательную деятельность на основе упражнений в анализе и синтезе, установлении причинно-следственных связей, обобщении;

- корригировать память, внимание, воображение;

- корригировать эмоционально-волевую сферу учеников, создать эмоциональный фон урока, соответствующий идее, стилю и речевому оформлению повести.

III. Воспитательные:

- воспитывать настойчивость в достижении цели, доброту;

- формировать желание и умение творить чудеса своими руками.

Тип урока: обобщающий урок.

Оборудование:

- Учебник Литературное чтение для 8 класса специальных  школ. Автор-составитель Г.М.Плешкановская,  Киев, «Богдана», 2004;

- отрывок из художественного фильма, ноутбук, экран, проектор, магнитная доска;

- портреты русских писателей, рисунки учащихся, опорные таблицы, карточки для индивидуального задания, плакат «Дерево желаний».

Ход урока

Этапы урока

t

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный этап.

Цель:

положительный настрой, концентрация внимания, активизация мыслительной деятельности учащихся.

3

Проверка готовности класса к уроку. Эмоциональный настрой на урок.

Учитель сообщает, что сегодня, 3 марта, Всемирный день писателя. Краткая беседа о роли писателей в жизни общества.

Коррекция временных понятий .

- В каком тысячелетии мы живем? В каком тысячелетии мы живем?  Какой сейчас год? Как принято на письме обозначать год? Век?

- Каких писателей ХIХ – ХХ вв. вы знаете? Какие их произведения читали?

Учитель предлагает учащимся выбрать портрет писателя, творчество которого изучали, затем назвать его.

Учащиеся проверяют свои рабочие места.

Отвечают на вопросы

Выбирают нужный портрет из 3-х предложенных и называют  его фамилию, имя, отчество.

2. Сообщение темы, целей и задач урока.

Цель:

положительная мотивация учащихся к учебной деятельности

2

Слово учителя. Имена многих поэтов и писателей связаны с Крымом. Это А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, М.А.Волошин, И.А.Бунин и А.С.Грин. Александр Степанович Грин с 1924 года, последние 8 лет жизни, проживал в г.Феодосии. Жизнь писателя была тяжела, иногда беспросветна… Но до конца своих дней Грин оставался мечтателем с добрыми глазами и детской улыбкой. Несколько уроков мы с вами посвятили чтению прекрасной книги  «Алые паруса». Сегодня мы завершаем работу с этой повестью-феерией. В ходе урока вы должны вспомнить все, что знаете об этой романтичной истории, её героях. Мы составим краткие характеристики Ассоль и Грэя , поговорим о море, о средствах его изображения в изобразительном искусстве и помечтаем о будущем.

Учащиеся слушают рассказ учителя.

3. Проверка домашнего задания.

Цель:

установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания.

7

1. Вы подготовили выразительное чтение отрывков последней главы  и ответы на вопросы учебника.

- Что делал Грэй  перед встречей с Ассоль?

                                        Словарная работа: штурвал

- Что делала Ассоль в это время?

- Что она чувствовала? Как себя вела?

                              Словарная работа: потрясение

- Как они встретились?

2. Просмотр отрывка из художественного фильма «Алые паруса»

 

Учащиеся из текста выбирают и читают вслух отрывки, отвечают на вопросы, подбирают синонимы к словам штурвал и потрясение.

Ученики с низкими познавательными возможностями выполняют индивидуальное задание на карточках.

Смотрят отрывок фильма, кратко обсуждают его.

4. Обобщение изученного материала.

Цель: помочь осмыслить и обобщить знания учащихся об идее произведения, его жанровых особенностях, разнообразии художественных приемов.

Физминутка.

Цель: снять статическое напряжение, переключить внимание.

7

3

3

7

1. Эвристическая беседа

- Чему учит повесть А.Грина?

                             (мужеству, терпению, радости жизни,              

                              учит мечтать о прекрасном и верить                                

                              в исполнение желаний, мечты)                   

 - Как сам автор определил жанр «Алых парусов»?

                              повесть-феерия (от «фея» -              

                              волшебница) – волшебное, сказочное  

                              зрелище.

- Какова же идея произведения?

Научись мечтать  и верь в исполнение своей мечты, научись исполнять мечты окружающих

- Какие краски использовали вы, делая иллюстрации к повести?

- Какими цветами наполнено произведение А. Грина?

Учитель организует приток свежего воздуха и выполнение упражнений для конечностей, туловища, глаз под музыкальное сопровождение.

2. Обобщающая работа по главным героям.

- Что мы знаем об Ассоль? Кто она? Чем она занималась? Какая она? О чем мечтала Ассоль?

- Где прошло детство Грэя? Как он оказался на корабле? Кем работал? Чего достиг в жизни? Каким стал?

                   Словарная работа: стремиться, романтик

3. Работа над составлением сенканов.

- Предлагаю всем вспомнить, что такое сенкан? как составляются сенканы?

                 СЕНКАН — это пятистрочный нерифмованный стих, где 1 строка – тема (одно существительное); 2 строка – описание (два прилагательных); 3 строка  - действие (три глагола); 4 строка – фраза, отношение к герою или событию  (четыре слова); 5 строка – слово-синоним к теме в первой строке.

                             Повторение знаний о частях речи.  

     Работа в группах    над составлением сенканов о Грэе и Ассоль.                                                                                        

- Как звучат сенканы? 

                                        Ассоль                   

                                       Девушка.                                                                    

                          Нежная, очаровательная.                  

                          Мечтала, верила, ждала.          

              Обрадовалась появлению   своего принца.                                                                          

                              Хрупкий цветочек.   

                                               

                                       Грэй

                                    Капитан.

                         Мужественный, сильный.

                    Стремился, добился, влюбился.

              Превращает мечты в реальную жизнь.

                                  Романтик.

Учащиеся коллективно составляют ответы на проблемные вопросы.

Учащиеся выполняют упражнения

Учащиеся выбирают правильный ответ и объясняют свой выбор.

Класс делится на две подгруппы, равные по познавательным возможностям, одна составляет сенкан об Ассоль,  вторая – о Грэе.

По одному ученику из группы записывают сенканы на доске, другие – читают их.

5. Систематизация знаний.

Цель: систематизировать знания учащихся о жизни и творчестве      А. Грина.

7

  1. Разгадывание кроссворда.                                          1). Крымский город, где жил А.Грин  (Феодосия)

     2).Имя писателя. (Александр)

     3).Настоящая фамилия писателя  (Гриневский)

     4). Название корабля Грэя  («Секрет»)

     5). Как назывался городок, в котором жила Ассоль?  (Каперна)

     6). На какой палец Ассоль Грэй одел перстень?  (мизинец)

     7). Какой цветок пожалела Ассоль?  (ирис)

     8). Как А.Грин определил жанр «Алых парусов»? (феерия).

      Ключевым словом по вертикали, подсказкой будет служить слово «ФАНТАЗИЯ».  Подберите к нему близкое по значению слово, синоним (МЕЧТА)

                                                                                                       

2. Мини-сочинение «Заветное желание»

- А у вас есть мечта? Напишите о своих мечтах мини-сочинение, поместите на Дерево Желаний. Мечты обязательно сбудутся!                                                                            

     Схема мини-сочинения:

      - Я давно мечтаю о …

      - Для исполнения своей мечты я …

      - Верю, что моя мечта …

Учащиеся читают вопросы, припоминают верные ответы, записывают в клеточки кроссворда.

Учащиеся подбирают синоним

Учащиеся пишут мини-сочинение и прикрепляют на приготовленное заранее Дерево Желаний.

Для детей с низкими познавательными возможностями – готовые формы на печатной основе,  в которых нужно вписать по одному слову, отвечая на каждый пункт схемы.

6. Итог. Рефлексия.        

Цель: подвести итог урока, оценить результат деятельности  обучающихся на уроке.                                                                                         

3

5. Итог.

- Что вас привлекает в повести «Алые паруса»?

- Что особенно запомнилось?

- Какие черты характера привлекли в главных героях?

- Что понравилось на уроке?

- Чем запомнится вам этот урок?

- Оценивание ответов обучающихся.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, вспоминая и анализируя моменты урока, которые были для них интересны и вызвали эмоциональный отклик; выделяют особенно запомнившиеся черты характера Грэя и Ассоль, которые их привлекают.

7. Домашнее задание.

Цель: сообщить учащимся о домашнем задании 

3

6. Посмотреть художественный фильм «Алые паруса» и составить устный отзыв о нем.

Запись домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неделя русского языка и литературного чтения ( с элементами логопедии) в младших классах коррекционной школы

План проведения тематической недели по русскому языку и литературному чтению  в младших классах коррекционной школы...

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 5 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая программа по  чтению и развитию речи  для  5  класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 7 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая программа по  чтению и развитию речи  для  7  класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 6 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 6 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей...

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 8 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 8 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей...

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 9 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая программа по  чтению и развитию речи  для  9  класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...

Презентация "Личностно - ориентированное образование в школе для умственно отсталых детей"

Презентация "Личностно - ориентированное образование в школе для умственно отсталых детей"...