Конспект урока по литературе в 7 классе на тему: А.Грин "Алые паруса"
методическая разработка по литературе (7 класс)

Семёнова Светлана Вениаминовна

Конспект урока по произведению А.Грина "Алые паруса" с использованием приёмов театральной педагогики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе в 7 классе на тему:
«Ребята, нужно верить в чудеса!»

Обращение к повести Грина «Алые паруса» в 7 классе предполагает поэтапную  работу с текстом. Ребята заранее ознакомились с текстом, написали несколько работ, связанных с героями произведения. Работа на данном уроке построена так, чтоб учащиеся анализировали текст с помощью музыки, отрывков из фильма, театральных приёмов. «Такой разговор необходим современному читателю, для которого практически ни один текст не существует вне сложных контекстуальных связей» (Борщевская М.Ю)

Тип урока: закрепления изученного материала.
Цели урока: -совершенствовать умение анализировать прочитанное произведение, а именно -уметь давать оценку героям и их поступкам, аргументировать свой ответ, обобщать, делать выводы;
-находить ответы на поставленные вопросы;
-совершенствовать навыки выразительного и осознанного чтения.

Планируемые результаты: доброжелательное отношение к людям; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы.

                                         ХОД УРОКА.

Мечта разыскивает путь, -

Закрыты все пути;

Мечта разыскивает путь, -

Намечены пути;

Мечта разыскивает путь, -

Открыты ВСЕ пути.

А.С. Грин "Движение". 1919г.

Это стихотворение «Движение» Александра Степановича Грина. И строчкой из него мы назовем наш урок. «Мечта разыскивает путь»

Готовясь к уроку, вы проделали большую работу. Одна группа изучала биографию и творческий замысел писателя, другая – внимательно читала эпизоды, связанные с образом Грея. (Это помогает осмыслению прочитанного, углублению чувственного переживания).  В течение урока мы с вами проследим: путь становления личности Ассоль и как мечта девушки воплотилась в жизнь. 


Организация эмоционального настроя.

Прослушивание песни «Алые паруса» в исполнении Е.Осина и группы «ДоМиСолька» .

-Ну кто не знает Ассоль? При произнесении этого имени в голове всплывает романтичный образ доброй и искренней девушки, верящей в чудо и ждущей его исполнения.

- С каким растением ассоциируется образ Ассоль? Почему?

(С цветком, беззащитным, приносящим радость и не требующим ничего взамен)

- Имя главной героини не кажется вам необычным? С чем оно созвучно?

(Эгль: “Хорошо, что оно такое странное”, “музыкальное, как свист стрелы или шум морской раковины”. Созвучно с нотой “соль”. Это имя легче пропеть, чем произнести.)

Левагина Анна читает отрывок из феерии «Алые паруса».

(Инсценировка помогает учащимся настроиться на нужный лад, создать настрой)

-Девочка любила мечтать. Душа Ассоль всегда тянулась ко всему диковинному, чудесному и необычному. Ее мысли, фантазии, казалось, кружились в неистовом танце.

-Сегодня мы с вами поговорим об Ассоль, попробуем «поработать» сценаристами, ответим на вопрос: «Может ли мечта стать реальностью?» и просто помечтаем.

-Образ девушки очарователен. Описание же ее внешности дается на страницах произведения несколько раз: сначала в 5 лет, когда доброе личико девчушки вызывает теплые чувства у ее сурового отца. Затем в 13 лет, когда Ассоль превращается в загорелую стройную девушку с темными волосами, темными же глазами и кроткой улыбкой. Внешность героини открыта, имеет множество выразительных черт.
Но наивысший расцвет она получает в семнадцать лет, приковывая взоры проходящих мимо. Ассоль становится привлекательной девушкой. Нежные очертания лица, длинные ресницы, отбрасывающие тени на щеки, - все эти особенности придают особенное очарование молодой барышне.
Причем следует отметить тот факт, что девушка одета совсем уж бедно и дешево. Но это нисколько не мешает ей обращать на себя внимание. Стиль одежды Ассоль свой, индивидуальный. Особое значение в нем имеет косынка: с ее помощью девушка прячет взгляд, да и просто укрывает голову и густые красивые пряди.

Но девушка не общительна и даже дика. Жители Каперны считают ее сумасшедшей.

-Расскажите, в какой обстановке росла Ассоль? Зачитайте. Прокомментируйте.

(В небольшом рыбацком поселке отшельниками жили Лонгрен с дочерью. Бывалый моряк оставил службу и один растил маленькую Ассоль. Соседи обходили стороной дом, считая его нелюдимым и злым человеком. Ассоль росла без подруг, дети, играя, гнали ее, швыряли грязью и дразнили. Нередко Ассоль прибегала домой с плачем, синяками, царапинами, вскоре она перестала оскорбляться, но спрашивала отца, почему их не любят. На что Лонгрен отвечал, что они просто не умеют любить).

Восприятие художественного текста основывается на углублённом, вдумчивом, аналитическом чтении. Учитывая возрастные психологические особенности семиклассников, выбираем  метод вслед за автором и постепенно погружаемся в текст.

Что мы « видим»?  Грязный, неприветливый рыбачий посёлок. Одинокая девочка. Плачущая. Несчастный отец. Бушующее море.

Как жили люди в Каперне? Зачитайте примеры.

Работа с книгой.

(Они жили своей грубой, пошлой жизнью… Там не рассказывают сказок. Не поют песен. Жители Каперны не знают сильных чувств. Им чужда была душевная тонкость, чуткость, с которой относился Лонгрена к Ассоль, к ее вере в будущее появление корабля с алыми парусами)

-Грин показывает два мира: мир Ассоль и Лонгрена и мир жителей Каперны.

Какой композиционный прием он использует? (Контраст)

Задаем вопрос, активизирующий художественное воображение, чувственно-эмоциональную сферу восприятия.

-Как Лонгрен воспитывает Ассоль, чему её учит? (Он учил её «уметь любить». Лонгрен рассказывал Ассоль фантастические истории о жизни и людях. Её голова была «полна чудесных снов». Она жила в мире мечты. Ассоль умеет любить людей. Она жалеет их, прощает их).

Предлагаем учащимся пофантазировать, идя вслед за Ассоль . Тем самым предлагаем сформулировать за героя его мысль, проникнуться его ощущениями, состоянием, вжиться в образ.

- Представьте себе ручей, который бежит вдоль дороги из Каперны в Лисс. Именно туда спешит Ассоль, чтобы продать лодочки, сделанные отцом. Здесь она повстречала Эгля, известного собирателя песен, легенд, преданий и сказок.

Работа с фрагментом текста: со слов «Перед ней был никто иной, как путешествующий пешком…» до слов «…чтобы поздравить тебя с приездом»

-В чем очарование Ассоль? Что в лице Ассоль привлекло внимание Эгля?

( Невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы).

-Составьте синквейн к образу Ассоль.

1)Ассоль

2)Необычная,искренняя.

3)Верила,мечтала,ждала.

4)Прекрасная неизвестность мудреца Эгля.

5)Принцесса.

-Какую судьбу напророчил Эгль Ассоль?  

Баданов Саша читает отрывок наизусть.

-Верил ли сам сказочник тому, что предсказывал Ассоль?

-Каким описал Эгль корабль, вместе с которым в «Каперне расцветет одна сказка, памятная надолго»? Обратите внимание на глагол «расцветет».

-Почему паруса алые, а корабль белый?

-Именно мудрый Эгль подарил девочке мечту, в которую она поверила всей душой.

- Так какой мечтал увидеть автор жизнь своих героев?

(Совершенной, яркой, насыщенной, как этот корабль и алые паруса. Духовно наполненной, сказочно прекрасной, как “глубокая розовая долина)

-А какой цвет у вашей мечты?  Ответы учащихся.

-Предсказание Эгля подготовило рождение мечты девочки

-Этой мечте она была верна всю жизнь. Она поверила в чудо. Сберегла свою мечту. Без мечты жизнь Ассоль была бы серой, беспросветной. Мечта помогала выжить, сохранить свой богатый внутренний мир. Все хорошее расцветало в ее душе.

-Итак, девушка вся в предвкушении чего-то волшебного, судьбоносного. Она чувствует, что больше не вернется в эти места. С кем ей нужно попрощаться? Кто её друзья? (Деревья, море, цветы).

- Сейчас мы посмотрим отрывок из к/ф «Алые паруса». Обратите внимание на игру актеров, фон, музыкальное сопровождение.

-Итак, это был профессиональный сценарий. А теперь давайте попробуем составить свой сценарий к эпизоду «Прощание с друзьями».

Будем составлять сценарий- авангард: делимся на группы, распределяем роли (деревья, море, цветы, Ассоль).(Приложение).

Групповая работа объединяет ребят. С помощью сценария  текст интерпретируется по-новому, более детально, эмоционально. Идёт другое восприятие авторской позиции.

-Итак, может ли мечта стать реальностью, как у Ассоль?

-К какому выводу приводит нас Грин своим произведением "Алые паруса"?

(Да, может. Творить чудеса нужно своими руками. Мечта может победить обыденность мира).

Ребята, надо верить в чудеса!

Когда-нибудь весенним утром ранним

Над океаном алые взметнутся паруса

И скрипка пропоёт над океаном…

Домашнее задание на выбор: Написать сочинение «Моя мечта»/

 Ассоль снились чудесные сны. Пофантазируйте немного и опишите один из таких чудесных снов. Придумайте, что могла видеть девушка во сне. Напишите сочинение-миниатюру объёмом до 1страницы.

Сценарий к отрывку «Прощание с друзьями» (по повести А.Грина «Алые паруса») Приложение к уроку.

Выходит на сцену Ассоль. Оглядывается. Радостная кружится. Гладит деревья.

Ассоль: «Вот ты, вот другой ты; много же вас, братцы мои! Я иду, братцы, спешу, пустите меня. Я вас узнаю всех, всех помню и почитаю».

Деревья: «И мы тебя любим и почитаем. И желаем счастья, такого же светлого, как дневной свет, и ,такого же теплого, как солнышко!»

Ассоль идет к берегу и трогает цветы.

Ассоль: «Милые мои! Сколько тепла и ласки вы мне дарили!»

Цветы: «Пусть жизнь твоя будет легка и сладка, как ветерок, что шепчет нам сказки!»

Ассоль спускается на ступеньки сцены-берег моря и задумчиво смотрит в даль.

Ассоль: « Что ждет меня? Неужели глупое сердечко обманывает меня?»

Море: «Нет! Верь своему сердцу! И скоро на горизонте ты увидишь свою мечту! Но это пока СЕКРЕТ! Главное, верь и жди!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока-практикума ( литература, 6 класс) по теме: «Учимся видеть метафору».

Цели  урока- углубить представление о художественных выразительных средствах поэтического языка;- раскрыть смысловое многообразие поэтической метафоры (сравнения, олицетворения); - развить э...

План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни. Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)»

План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни.Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)» с применением компьютера. Тема рассчитана на 2 часа.При подготовке ур...

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

Конспекты уроков по литературе. 9 класс. Тема: "Система образов в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (Первый урок - в обычном учебном режиме, второй - с использованием ЭОР)

Данный урок предполагает изучение нового материала (усвоение новых знаний : знакомство с историей создания романа, с героями, их взаимоотношениями; систематизация полученного нового материала ...

Конспект урока по литературе 11 класс по теме "Серебряный век"

Конспект урока  по литературе 11 класс по теме "Серебряный век"...

План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни. Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)»

План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни.Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)» с применением компьютера. Тема...